О семейном воспитании. По книге “Families today” Connie R. Sasse.

О семейном воспитании.

По книге “Families today” Connie R. Sasse.

В каком-то смысле семья – это мини-версия мира. В семье ребенок растет и развивается. Знания и навыки, которые он приобретает в семье, переходят в мир.
Семья решает, как воспитывать детей, как проводить время и как общаться друг с другом. Что должны знать семьи.

Проблемы можно решить.

Перемены возможны.

Как решать проблемы.

Где можно получить помощь.

Каждый член должен вносить свой вклад в развитие семейных отношений.

Семья должна быть на первом месте.

Вы можете сделать свою семью такой, какой хотите ее видеть.

Семья и эмоциональная поддержка.

Все чувства в ответ на мысли, замечания или события называются эмоциями. Для каждого человека нормально чувствовать много различных эмоций. Для благополучия семьи важно способствовать появлению положительных эмоций и уметь управлять отрицательными.
Семья должна обеспечить детям чувство безопасности и любви. Они должны чувствовать эмоциональную поддержку семьи. Эмоциональная поддержка семьи помогает людям хорошо себя чувствовать и делает жизнь более приятной.

Создание самооценки.

То, что человек чувствует относительно своего имиджа, называется самооценкой. Если она низкая, людям не хватает уверенности в себе. Семьям следует содействовать повышению самооценки членов семьи. Если человек чувствует себя принятым и в безопасности, его самооценка поднимается. Дети, которые имеют высокую самооценку, растут уверенными, что они будут иметь успех в жизни. У них есть большое желание попробовать. Они хорошо ладят с другими людьми, потому что довольны собой.
Семья имеет очень сильное влияние на самооценку ребенка, т.е. на то, насколько успешным он будет в жизни. Личность человека формируется в семье. Качества, приобретенные за годы развития, сохраняются на всю жизнь. При положительной эмоциональной поддержке со стороны семьи наиболее вероятно, что люди разовьют качества, которые помогут им в жизни.

Ценности и семья.

Ценности основываются на том, что правильно, хорошо и желаемо. То, как вы тратите время, энергию и деньги показывает, что вы цените. Ваша одежда и ваши слова показывают, что для вас на самом деле важно.
Дети усваивают систему ценностей своей семьи, которую обеспечивают их родители. В семье дети учатся, как общаться с другими людьми, тому, что является правильным, и что хорошо для них и для всех.
Большое влияние на формирование ценностей личности имеют друзья, особенно в подростковые годы. Помимо семьи и друзей, на формирование ценностей оказывают влияние школа, учителя, СМИ. Ребенка нужно научить хранить, защищать и укреплять свою систему ценностей, ту, которая принята в его семье.
Люди показывают свою систему ценностей поведением в обществе.

Семья и культура народа.

Семья обучает культуре своего народа и отвечает за воспитание культуры в детях. Нужно воспитывать толерантность к культурам других народов. То, что дети слышат в своих семьях о других людях, становится частью их мышления. Вот несколько советов, как научить детей уважать культуру других народов:

следует следить за своими словами. Если взрослые высмеивают других,
дети будут делать то же самое;

взрослые должны общаться с людьми других культур;

взрослые могут участвовать в мероприятиях, где нужно попробовать еду, надеть национальную одежду другого народа или понаблюдать обычаи и традиции других народов.

Семья влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Она должна способствовать образованию детей. Если в семье интересуются успехами ребенка в школе, то он обычно хорошо учится. В семье можно организовать совместное прочтение интересного рассказа, проверять выполнение домашних заданий, организовать экскурсию в музей или театр.
В семье ребенок учится стать членом общества, т.е. как ладить с людьми, как стать самостоятельным, какие есть обязанности у человека перед обществом.
В семье ребенок должен чувствовать себя в безопасности. Он должен быть уверен, что получит помощь и поддержку, если он в них будет нуждаться. Родители, несмотря на занятость, должны находить время для общения с ребенком, совместного времяпрепровождения.
В семье родители должны принимать решения и нести за них ответственность.
Родители решают, как тратить деньги, как вести домашнее хозяйство, какие мероприятия проводить. При распределении обязанностей в семье важно учитывать мнение ребенка.
Семья должна помочь ребенку стать самостоятельным, т.е. научить его заботиться о себе. Когда ребенок становится самостоятельным, он начинает верить в свои способности и возможности.
Семья является для ребенка примером отношения к своему здоровью. Родителям следует приобщать детей к занятиям физкультурой в раннем возрасте, для того чтобы сформировать интерес и привычку. Можно заниматься вместе ходьбой, бегом, ездой на велосипеде, плаванием, игрой в теннис, бадминтон, другими играми с мячом. Такие занятия оздоравливают всех и укрепляют семью.
Общение должно удовлетворять эмоциональные потребности людей. Они должны учиться принимать других людей такими, какие они есть; уметь говорить о своих чувствах, страхах, тревогах, надеждах и радостях. Нужно учить ребенка сопереживать другим людям, пытаться понять их, поставив себя на его место.

Роли, которые мы играем в жизни.

Наблюдая за поведением родителей, дети узнают, что значит быть отцом и матерью, мужем и женой. Наблюдение – это обычный способ изучения ролей. Дети наблюдают за друзьями, знакомыми, чтобы знать, как себя вести в той или иной ситуации. Дети подражают тем образцам поведения, которые они видят в жизни. Окружение детей формирует их мышление, поэтому важно, с кем общаются взрослые и их ребенок.
Семейные обсуждения могут улучшить отношения. Поощряйте всех членов семьи делать предложения, делиться своими идеями. Говорите комплименты за хорошие идеи и предложения. Выслушивайте точку зрения ребенка и старайтесь его понять. Придерживайтесь тех правил, с которыми согласились все. Не прерывайте людей, не критикуйте и не высмеивайте их. Ребенок постоянно наблюдает и берет пример с родителей. Делитесь своими мыслями и чувствами. Думайте, как чувствуют себя другие в той или иной ситуации. Одно из важных умений -- уметь слушать собеседника. Нужно понимать не только слова, но и чувства, которые за ними скрываются.
Одно из умений общаться – это способность посылать сообщения, которые точно отражают, что вы думаете, чувствуете, во что верите. Это «Я - послания», которые говорят о том, как говорящий чувствует себя в определенной ситуации. Используя «Я – послания», вы сообщаете информацию о себе. «Вы – послания» обвиняют и осуждают других. Они являются прямой атакой на другого человека или его поступки. «Я – послания» сообщают о вашей реакции на поступки и слова других людей и вызывают более положительную ответную реакцию.

Люди могут иметь разное представление об одном и том же. Следовательно, давая указания или сообщая что-то, нужно точно объяснить, что имеется в виду.
Существуют общие факторы, которые вызывают конфликты в отношениях: разнообразие характеров, образ жизни, разные жизненные ценности. Часто конфликт, в основе которого лежат характер и привычки человека, возникает из-за пустяков. Манеры и привычки одного человека могут действовать на нервы другому. Если, например, родители ценят порядок и аккуратность, а ребенок нет, это может стать причиной конфликта.
Фактор власти проявляется при конфликте тогда, когда предмет спора является важным для обеих сторон. Например, силой своей власти родители стремятся заставить подростка делать то, что они считают нужным или правильным. Это становится причиной конфликта. Иногда родителям не нравится, с кем дружит их ребенок, и они стараются заставить подростка прекратить эту дружбу. Подросток же считает, что он уже сам может решить, с кем ему дружить, а с кем нет. Опять возникает конфликт. Как разрешить конфликт?

Осознание проблемы.
Определение границ конфликта: Спорить по вопросам, не относящимся к причинам конфликта, не разрешается.
Узнать точки зрения всех конфликтующих сторон. Нужно принять точку зрения другого человека и уважать его мнение.
Спор. Каждая сторона пытается убедить других, что ее точка зрения правильная.
Переговоры. Делаются предложения возможных решений конфликта. Стороны ищут пункты, по которым они могут согласиться со своими оппонентами.

Конфликт можно успешно разрешить, если стороны приходят к решению, которое удовлетворяет всех. Иначе через некоторое время ссора возникает снова.
Ключ к успешному разрешению конфликта – это умение слушать. Если вы сумеете понять и оценить позицию другого человека, вы начинаете думать о том, как решить вашу проблему.
Другое важное умение в решении проблемы – это умение вести беседу. Используйте «Я - послания», чтобы выразить свою позицию в конфликте. Они позволяют вам выразить, что вы чувствуете, не нападая на другого человека.
Еще одно важное умение в решении конфликта – это умение контролировать свои эмоции. Когда эмоции выходят из - под контроля, и появляется естественная склонность нападать на своего оппонента, разумнее всего сделать перерыв, чтобы не отклониться от сути конфликта.
Для урегулирования серьезного конфликта нужно время для обсуждения, спора, переговоров. Проблемы невозможно решить, если люди куда – то спешат и не могут сконцентрироваться на проблеме. Время принятия пищи и время сна тоже не подходят для разрешения конфликта. Эмоции могут слишком легко выйти из - под контроля, если люди устали или хотят спать.
Выражения, которые вы используете во время спора, отражают вашу степень уважения к своему собеседнику. Такие выражения как «идиот», «дурак», «лгун» показывают, как мало вы уважаете своего собеседника. Они усиливают ссору и уменьшают шансы конструктивного решения проблемы.
Чтобы уменьшить количество конфликтов в жизни, нужно научить людей терпимости. Терпимость – это способность принимать людей и ситуации такими, какие они есть. Если ребенка научить терпимости, он будет смотреть сквозь пальцы на все то, что не заслуживает спора.

Построение семейных отношений.

Иногда люди любят друг друга, но они забывают сказать это или выразить свои чувства другим способом. Нужно учиться выражать свои чувства к членам семьи словами; можно обнять близкого человека или сделать ему что-то приятное, оказать какую-нибудь услугу.
В семейных отношениях очень важно чувство доверия. Детям нужно доверять поручения или обязанности по дому, которые подходят для их возраста и жизненного опыта. Им следует давать возможность исправлять ошибки.
Важно, чтобы в семье были интересы и занятия, объединяющие всех членов семьи. Можно сформировать какие-нибудь семейные традиции, которые дают ощущение семейного единства. Это могут быть совместные прогулки по выходным, выезд на природу и т.д.
Каждый член семьи должен иметь дома укромный уголок, где он мог бы побыть один, и где его никто не будет беспокоить.
Родители должны учить детей уважать людей, их мнения, точки зрения, пытаться понять их и проявить терпимость. Детям следует прививать чувство ответственности, Ответственность проявляется в выполнении тех работ, которые нужно сделать, без напоминания об этом и без внешнего давления.
Родители также устанавливают правила, чтобы развить у детей определенные качества, например, честность, доверие. Подростки, которые показали, что они ответственные и завоевали доверие родителей, обычно награждаются дополнительными привилегиями. Родители устанавливают правила поведения в семье, чтобы управлять жизнью семьи и быть уверенными, что ценности семьи чтятся всеми ее членами.

Принятие решений.

В жизни человеку приходится принимать множество решений. Насколько важным является то или иное решение определяется тем, какое влияние это решение будет иметь на жизнь того, кто его принимает. Следует подумать о том, какие последствия будут иметь принятые вами решения в жизни семьи и друзей. Иногда люди позволяют другим все решить за них. В этом случае им придется жить с последствиями принятых не ими решений.
Не следует принимать поспешные решения. Они связаны скорее с желаниями, а не с потребностями. Люди руководствуются эмоциями, а не разумом. В таких случаях люди обычно не думают о возможных последствиях.
Чтобы принять эффективное решение, нужно точно определить, что нужно решить. Затем нужно подумать о возможных решениях проблемы и взвесить все «за» и «против» каждого решения. Потом выберите наилучшее решение, оцените его и возьмите на себя ответственность за возможные последствия. Следует оценить влияние, которое это решение будет иметь на вашу жизнь. Если влияние будет большим, то возможно, прежде чем что-то решить, надо немного подождать, успокоиться, отдохнуть, провести исследование, а затем хорошо продумать решение. Если у вас есть сомнение, не торопитесь, дайте себе время. Возможно, наилучшие варианты решения придут на ум попозже.
Чтобы оценить, насколько эффективным было принятое решение, надо изучить результаты. Нравится вам результат или нет? Если нет, то чего вы не приняли во внимание? Что упустили? Как бы вы поступили, если сейчас снова пришлось бы принимать такое же решение? Анализируя результаты, вы учитесь принимать решения.

( Продолжение следует).
15