Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе Трудные вопросы изучения синтаксиса








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «Трудные вопросы изучения синтаксиса и пунктуации »
(базовый уровень) для 11класса



















Пояснительная записка.

Рабочая   программа элективного курса по русскому языку  «Трудные вопросы изучения синтаксиса и пунктуации » для 11 класса составлена на основе:

- Учебного плана школы

- Письма Минобразования России от 13 ноября 2003 г. № 14-51-277\13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»
















Общая характеристика элективного курса.
Элективный курс предлагается для учащихся 11 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 16 часов, из расчёта 1 час в неделю в первом полугодии (16 рабочих недель). Основная задача курса нацелена на углубление, обобщение и систематизацию знаний, умений учащихся по разделам «Синтаксис», «Пунктуация». Умение правильно, ясно говорить, понятно и доступно излагать то, что мы хотим донести до участников беседы, до слушателей, является обязательным требованием к каждому культурному человеку. Фактически о человеке во многом судят по тому, как он говорит, по его речи грамматически правильно выстроенной, образной, яркой, понятной и воспринимаемой собеседниками. Овладению такой речью учит синтаксис. В синтаксисе изучается строй языка в его коммуникативной и экспрессивной функциях. Чтобы речь была яркой, образной, богатой, выразительной, нужно иметь широкий, разнообразный словарный запас, умело использовать не только его, но и систему синтаксических средств. Взаимопонимание людей невозможно без соблюдения, бережного отношения к нормам русского литературного языка во всем разнообразии его стилей, позволяющих осуществлять общение в разных условиях, в разные периоды деятельности. Но при этом нельзя не учитывать, что язык постоянно развивается, изменяется, совершенствуется. Синтаксическая система наиболее устойчива. Элективный курс «Трудные вопросы изучения синтаксиса» позволит воспитать вдумчивого, заинтересованного читателя, поможет старшеклассникам целенаправленно подготовиться к сдаче ЕГЭ.
В элективном курсе рассматриваются новые для школьного преподавания лингвистические понятия и термины:
предикативная (грамматическая) основа предложения;
особенности связи подлежащего и сказуемого;
порядок слов в предложении как экспрессивное синтаксическое средство;
соотношение второстепенных членов предложения и сложноподчиненных предложений с синкретичным значением;
синтаксическая синонимия в области простого и сложного предложений;
система экспрессивных (выразительных) синтаксических средств;
текстообразующая роль обращений, вводных слов, междометий и других синтаксических средств языка;
синтаксические отношения между частями сложного предложения;
выделение ведущей связи в многокомпонентном сложном предложении с разными типами связи;
принципы русской пунктуации;
функции пунктуационных знаков, в том числе авторских.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования предусматривает усиление внимания к семантической и экспрессивной сторонам изучения синтаксических единиц с целью осознанного и правильного их употребления в речи.
В связи с этим в школьную практику вводятся следующие темы:
основные синтаксические нормы русского литературного языка;
основные средства связи предложений и частей текста;
основные типы диалога и его структура;
понятие о несобственно-прямой речи;
основные выразительные средства синтаксиса.
Последний вопрос рассматривается в элективном курсе наиболее подробно, так как не во всех учебниках для 1011 классов, утвержденных и одобренных Министерством образования и науки РФ, он раскрыт достаточно полно и глубоко.

Цель курса: способствовать углубленному изучению синтаксиса и пунктуации и на его основе формированию языковой, коммуникативной компетенции учащихся, развитию их логического мышления, креативных возможностей.
Задачи:
- обобщить и углубить базовые знания по синтаксису;
- систематизировать правила пунктуации
- совершенствовать пунктуационные навыки учащихся;
- обеспечить овладение приёмами лингвостилистического анализа текста;
- развить навыки лингвистического микроисследования;
- способствовать воспитанию любви и бережного отношения к родному языку;
- создать условия для освоения учащимися новых форм познавательной деятельности;
- активизировать все виды деятельности, связанные с совершенствованием устной и письменной речи;
- развивать логическое и абстрактное мышление.



Место предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации и учебный план школы с целью расширения и углубления знаний учащихся по русскому языку в рамках предпрофильной подготовки на изучение элективного курса «Трудные вопросы изучения синтаксиса и пунктуации» отводит 16 часов в 1 полугодии, в неделю -1час из расчёта 34 рабочих недели в год.







Основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса.
Синтаксис и пунктуация. (2ч)
Предмет синтаксиса. Основные синтаксические единицы. Словосочетание, простое предложение, сложное предложение. Назначение и принципы русской пунктуации. Состав знаков препинания в русском языке. Функции знаков препинания. Сочетание знаков препинания. Факультативные и вариативные знаки препинания. Понятие авторской пунктуации. Выразительные возможности пунктуации, Основные справочники и пособия по пунктуации. Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов.
Сочетание слов. Словосочетания.(1ч)
Порядок слов в словосочетании (прямой, постоянный). Виды словосочетаний. Цельные и неразложимые словосочетания. Основные виды подчинения. Лексическое и грамматическое значение словосочетания. От чего зависит лексическая сочетаемость слов.
Простое предложение как синтаксическая единица.(5 ч)
Характеристика предложения.
Главные члены предложения. Предмет речи в предложении. Способы выражения подлежащего. Составное глагольное и составное именное сказуемое. Предикативные отношения. Роль подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения. Значение второстепенных членов предложения. Определительные отношения. Определения особого рода (приложения).
Односоставные предложения. Их виды: назывные; неопределённо-личные, определённо-личные и безличные. Способы выражения главного члена в них.
Неполные предложения. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.

Осложненное предложение. (3ч)
Однородные члены предложения.
Признаки однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Грамматические нормы при употреблении однородных членов. Явление однородности в русском языке, синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи. Изобразительно-выразительные возможности однородных членов предложения.
Обособленные второстепенные члены предложения.
Простое предложение, осложнённое обособленными определениями, приложениями, дополнениями, обстоятельствами. Причины обособления. Выделение обособленных членов запятыми и тире. Ряд условий, которые способствуют смысловому выделению второстепенных членов. Случаи обязательного обособления. Советы по обособлению.
Особенности постановки знаков препинания в конструкциях с как, будто, словно, точно и др. Роль сравнительных конструкций в художественных текстах.
Предложения с разрывом синтаксических связей. Обращения, распространённые обращения, знаки препинания при них. Функции обращения: призывная, оценочно-характеризующая, этикетная. Обращение как фигура поэтического синтаксиса.
Вводные слова и словосочетания, их основные группы по значению, знаки препинания. Вводные предложения, вставные конструкции и выделение их на письме.
Уточняющие члены предложения. Особенности уточняющих членов предложения.

Сложное предложение. (2ч)
Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения.
Текст как речевое произведение. (3ч)
Текст как результат употребления языка. Признаки и свойства текста. Его стилистическая, типологическая и жанровая принадлежность. Специфика художественного и публицистического текстов. Синтаксическое богатство русского языка (экспрессивное использование предложений разных типов; период; синтаксические фигуры).
Лингвостилистический анализ художественного текста. Сочетание возможностей различных языковых уровней в средствах изобразительности. Последовательность лингвостилистического анализа.





















Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса учащиеся должны
уметь:
- анализировать синтаксические структуры языка, грамотно оформлять их на письме;
-самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал;
-обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;
-находить различия между предметной, понятийной и синонимической близостью предложений;
-владеть навыками стилистической правки текста;
-самостоятельно конструировать ту или иную синтаксико-стилистическую структуру предложения и использовать её в собственной речи;
-использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.
Знать: основные единицы синтаксиса.




















Перечень учебно-методического обеспечения.
Литература для учителя.
1.Арсирий А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: в 2 ч.-Ч.2.-М., «Просвещение», 2011.
2.Беднарская Л.Д. Русский язык. Трудные вопросы изучения синтаксиса.10-11 кл.: учебное пособие / Л.Д. Беднарская. – М.: «Дрофа», 2013.
3.Блинов Г. И. Изучение связи слов на уроках русского языка. - М., «Просвещение», 2009.
4. Валгина, Н. С. Русский язык: Трудности современной пунктуации. 8–11 классы / Н. С. Валгина. – М., «Дрофа», 2012.
5.Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык в старших классах: практический курс.
-М.: «Вербум», 2011.
6.Постникова И. И. Это непростое простое предложение. – М.: «Просвещение», 2010.
7.Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М: «АСТ-ЛТД», 2013.
8.Золотова Г. А. Русский язык: От системы к тексту. 10 класс : учеб. пособие для факульт. занятий в общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля. – М.: «Дрофа», 2011.
Для учащихся:
1.Арсирий А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: в 2 ч.-Ч.2.-М., «Просвещение», 2012.
2. Граник, Г. Г. Секреты пунктуации / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко. – М.,»»Просвещение», 2010.
3.Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в ВУЗы. – М.: «Высшая школа»,2012.
5.Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. – М., «Астрель»,2011.
6.Ткаченко Н. 300 диктантов для поступающих в ВУЗы. – М.:»Айрис- пресс»,2013.
Интернет-ресурсы.
1.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Русский филологический портал.
2.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Энциклопедия «Языкознание».
3.http://www.ege.edu.ru
4.http://rustest.ru
5.http://www.fipi.ru

Учебно-тематическое планирование.


Тема
Кол-во
часов
Дата
проведения
Примечания




План
Факт


1
Синтаксис и пунктуация. Роль пунктуации в письменном общении. Принципы и функции русской пунктуации. Трудные вопросы постановки знаков препинания.
1




2
Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов.
1




3
Сочетания слов. Словосочетания. Виды словосочетаний. Виды подчинения. Нормативное построение словосочетаний различных типов.
1




4
Простое предложение как синтаксическая единица. Типы предложений. Подлежащее и сказуемое. подлежащего и сказуемого. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.
1




5
Нераспространенные и распространенные предложения.
1




6
Второстепенные члены предложения.

1




7
Односоставные предложения. Синонимия односоставных предложений.

1




8
Неполные предложения. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.
1




9
Осложнённые предложения. Однородные члены предложения. Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи.
1




10
Обособление второстепенных членов предложения.

1





11
Предложения с разрывом синтаксических связей. Уточняющие члены предложения.
1




12
Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синтаксический разбор сложного предложения.
1




13
Синонимия предложений разных видов.

1




14
Текст как речевое произведение. Текст как результат употребления языка. Синтаксическое богатство русского языка.
1




15
Практикум. Лингвостилистический анализ текста.

1




16
Практикум. Лингвостилистический анализ текста.

1






































13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Заголовок 115