Рабочая программа элективного курса по обществознанию 11 класс Трудные и дискуссионные вопросы обществознания для подготовки к ЕГЭ.


«Трудные и дискуссионные вопросы обществознания» элективный курс 11 класс.

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);
Положения о структуре рабочих программ, приказ Минобрнауки Амурской области от 03.09.2013 г. № 1062;
Основной образовательной программы основного общего образования МОБУ СОШ № 6.
Методические рекомендации по реализации элективных курсов (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 № 03-413);
Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию и авторской программы Л.Н. Боголюбова (включая экономику и право) Составители Э.Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2010. Авторской программы Боголюбова Л.Н., Городецкой Н. И., -М.: «Просвещение», 2010.
Курс составлен на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию и авторской программы Л.Н. Боголюбова (включая экономику и право) Составители Э.Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2010. Авторской программы Боголюбова Л.Н., Городецкой Н. И., -М.: «Просвещение», 2010.
Обществознание представляется очень специфической школьной дисциплиной в российской системе образования. Уникальность обществознания состоит в том, что здесь не только рассматриваются новые содержательные области (например, вопросы права), но и происходит интеграция других школьных предметов (истории, литературы, географии, биологии и др.), а также привлекается социальный опыт школьников.
В последние годы во многих вузах страны профилирующим стал экзамен по обществознанию. Школьный курс обществознания направлен на получение учащимся знаний о человеке и обществе. Этот курс базируется на обществоведческих науках: философии, экономической теории, политологии, правоведении и др. Задача курса состоит в том, чтобы не только дать основы знаний по указанным дисциплинам, но и способствовать социализации личности, усвоению социальных и правовых норм, гуманистических ценностей, умений и навыков познавательной деятельности, воспитанию политической и экономической культуры. Данная программа элективного курса «Задачи по обществознанию» предназначена для учащихся 11 классов, рассчитана на 24 часа. Содержание элективного курса позволяет подготовить учащихся к написанию Единого Государственного Экзамена.
Обоснование выбора программы и УМК: данный УМК создан на основе личностно-ориентированного подхода к обучению, направлен на гармоничное развитие учащихся, целенаправленно формирует учебно-познавательную деятельность школьников, развивает приемы умственной деятельности, способствует духовно-нравственному и патриотическому воспитанию юных россиян. Достоинством программы по обществознанию является направленность на интенсивное развитие учащихся, создание условий для компетентностного и деятельностного подходов к изучению предмета.
Новый подход к преподаванию обществознания ставит общей задачей – создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности. С ней неразрывно связаны следующие целевые установки:
1. Социализация, то есть подготовка к жизни в обществе в XXI веке.
2. Воспитание патриотизма через осознание сопричастности к судьбам Родины.
3. Самостоятельность через формирование мотивации к познанию, творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни.
4. Коммуникация с целью сотрудничества с другими людьми для достижения общего социально значимого результата.
5. Уважение ценности социального, мировоззренческого, конфессионального и культурного многообразия.
6. Умение делать свободный, осознанный и ответственный выбор при принятии решений и выработке собственной позиции по важным мировоззренческим вопросам.
7. Конструктивность, выражающаяся в умении предлагать собственные пути решения общественных проблем, отказе от нигилизма.
Цели:
развитие личности в ответственный период взросления человека (16-17 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для несовершеннолетних социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях; сдача ЕГЭ.
Задачи курса:
- формирование у учащихся системы практически ориентированных знаний и навыков в области обществознания, что должно подготовить их к ЕГЭ и помочь избежать при этом наиболее типичных ошибок.
- формирование у учащихся навыков письменного изложения мыслей – написание эссе, работа с документами;
- осознание ими требований, предъявляемых экзаменом к тем ученикам, которые выберут обществознание как вступительный экзамен;
-  ознакомление учащихся с отечественными и зарубежными системами правовых отношений в обществе;
-  раскрытие закономерностей общественной жизни;
-  выявление внутренних связей между личным и общественным в человеке;
-  определение влияния политических процессов на повседневную жизнь человека;
-  утверждение неповторимости внутреннего мира каждого индивида и его самоценности;
-  формирование демократической системы ценностей подрастающего поколения;
-  создание условий для раскрытия творческих способностей личности;
-  развитие навыков аналитического мышления и умения делать осознанный выбор;
-  моделирование актуальных и практически значимых для школьников ситуаций, разрешение которых помогает занять ту или иную позицию в реальной жизни;
-  выработка активного отношения подростков к жизни и окружающему миру;
-  развитие нестандартности мышления, креативности и творческих способностей;
-  понимание ценности образования в современном мире и активизация стремления к самообразованию;
-  передача социальных ценностей, способствующих преемственности сложившихся социальных устоев и общественной стабильности.
Общая характеристика учебного предмета.
Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебника Л.Б. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. Обществознание. Человек и общество. Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования РФ, Москва "Просвещение"-2010.
Примерная программа основного общего образования по обществознанию составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «Обществознание») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В примерной программе основного общего образования по обществознанию сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования. «Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
Виды и формы контроля:
Входной контроль (стартовая диагностика) необходим, чтобы определить исходный уровень готовности учащихся по курсу (по определенной теме).
Текущий контроль – основной вид мониторинга, позволяющий систематически получать информацию о динамике овладения учащимися метапредметными действиями и предметным содержанием. Анализ этой информации помогает оценить степень усвоения школьниками изучаемого материала и уровень их готовности к дальнейшему обучению и внести коррективы в педагогический процесс.
Контроль по определённой теме (разделу) помогает зафиксировать промежуточные (рубежные) учебные достижения каждого учащегося, определить уровень овладения учебным материалом по определённой теме и соответствие этих достижений планируемым результатам.
Тематический контроль по завершению изучения крупной темы (раздела) организовывает учитель.
Итоговый контроль (при завершении годового курса изучения английского, равно как и итоговая аттестация).
При реализации программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующийся по характеру познавательной деятельности школьников (репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый); по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и степени самостоятельности учащихся; обобщающая беседа по пройденному материалу, практические работы, работа с кластерами, ментальными картами, тестирование, фронтальный опрос, индивидуальная работа (карточки, устный опрос), дискуссии, проектная работа, составление презентаций, публикаций.Личностные и мета предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Методические подходы
Приоритетными технологиями, используемыми учителем в преподавании элективного курса являются:
1.  Технологии личностно-ориентированного образования
2.  Технологии проблемного обучения
3.  Проектные технологии
4.  Учебно-социальные практики
5.  Технологии критического мышления
6.  Технологии эффективной речевой деятельности
7.  Информационно-коммуникационные технологии
8.  Здоровьесберегающие технологии
1. Технология личностно-ориентированного образования играет роль объединяющего начала для всех других технологий. Причём это объединение носит системный характер, где каждой технологии определены своё место и роль.
Личностно-ориентированное обучение и воспитание направлено на развитие личностных качеств учащихся, способствующих адаптации и успешности человека в обществе. К личностным качествам относятся над предметные умения и ключевые компетентности (общекультурные, учебно-познавательные и информационные, социально-трудовые, коммуникативные, компетенции в сфере личностного определения). В личностно-ориентированной технологии использованы методы учебных проектов и исследовательской деятельности в малых группах, реализующие деятельностный подход в обучении; научный метод познания и обучение. Для данных методов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу.
2. Технология проблемного обучения и воспитания - это создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению с целью, в первую очередь, интеллектуального и творческого развития учащихся, а также овладения ими знаниями, навыками, умениями и способами познания
3. Проектная технология - Образовательный процесс при этом учитель строит не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - основной тезис понимания метода проектов. Проектный метод реализуется через:
- организацию деятельностного подхода;
  - создание ситуации  самостоятельности приобретения учащимися недостающих знаний из разных источников;
- каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт. Позиция учителя при такой технологии: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы», координатор, эксперт.4. Учебно-социальные практики – вид практик, целью которых является освоение учащимися технологий успешной деятельности в различных жизненных ситуациях. Это один из важных социализирующих факторов в гимназическом образовании. Практики основаны:
-на свободном выборе учащимися определенной темы для исследования или определенном виде задания;
-ответственности учащегося за свой выбор;
-результативности, т.е., выбрав задание, учащийся ответственно его выполняет, затем представляет в виде готового продукта своей деятельности.
5. Технология критического мышления представляет собой систему стратегий, обучающих мыслительным умениям, позволяющим эффективно работать с информацией, принимать осмысленные решения, решать повседневные проблемы и взаимодействовать с окружающим миром. Она позволяет найти ответ на вопрос: Как научиться вести диалог с текстом? Образовательный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что учитель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. Стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
6. Технология эффективной речевой деятельности способствует развитию личностных качеств, необходимых гимназистам для эффективного общения, умению выражать свои мысли, чувства и пониманию эмоционального состояния других, к осознанному желанию  говорить на литературном языке.  Эффективность достигается через:
- активизацию устной речевой деятельности учащихся;
- дифференцированную работу с разными видами текстов;
- использование разнообразных видов речевой деятельности учителя и ученика;
- мониторинг качества речи.
7. Информационно-коммуникационные технологии обеспечивают такие новые формы учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме. Ведущей целью применения ИКТ на уроке обществознания является достижение более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение “погружения” в конкретную социокультурную среду. Современный учитель обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.
8. Здоровьесберегающие технологии -  совокупность методов, которые направлены на решение таких задач, как охрана и укрепление здоровья учащихся,  создание оптимальных моделей планирования образовательного процесса, основанных на пропорциональном сочетании учебной нагрузки и различных видов отдыха, в том числе, активных его форм, формирование в сознании учащихся ценностей здорового образа жизни. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Здоровье - основа формирования личности, «без здорового не может быть по-настоящему духовного».
Тематический план
Основное содержание лекция практикум
1. Как писать эссе по обществу? 1 2
2. Общество и пути его развития 1 2
3. Человеческая деятельность 1 2
4. Экономика 1 2
5. Социальные отношения 1 2
6. Политика и право 1 2
7. Духовная жизнь 1 2
8. Итоговое тестирование 1 2
Ожидаемые результаты
1. Освоение учащимися разных социальных ролей.
2. Активное участие молодежи в общественной жизни.
3. Участие в реализации социальных проектов.
4. Приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни.
5. Развитые умения в поиске информации с использованием различных источников.
6. Овладение правилами общественной полемики, цивилизованного диалога в обществе.
7. Способность противостоять манипулированию, рационально обосновывать свою точку зрения.
8. Знание и использование правовых механизмов защиты прав и свобод.
9. Выполнение заданий ЕГЭ.
Содержание программы
Тема 1. Как писать эссе по обществу?
Понятие эссе, правила работы с источником.
Практическое занятие: написание эссе по выбранным темам.
Тема 2. Общество и пути его развития.
- Перечислять важнейшие институты общества, науки, изучающие общество, критерии истины;
- определять понятия «общество», «общественный прогресс», «истина», «научное познание»;
- описывать познания мира;
- сравнивать общество и природу;
- объяснять соотношение сфер общественной жизни, многообразие путей и форм общественного развития, причины и функциональные связи в обществе;
- характеризовать проблему общественного прогресса, связь общества и культуры, многообразие форм человеческого знания.
Практические занятия: выполнение тестов по темам: «Общество и общественные отношения», «Развитие взглядов на общество», «Типы цивилизаций. Современный этап НТР», «Общественный прогресс», «Глобальные проблемы современности».
Тема 3. Человеческая деятельность.
- Знать термины «бытие человека», «творчество»;
- перечислять науки, изучающие человека;
- определять понятия «человеческая деятельность», «образ жизни», «знание», «сознание»;
- сравнивать роль игры, общения, труда, познания в жизни человека; чувственное и рациональное познание; знание и веру;
- объяснять взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке;
- характеризовать самопознание;
- приводить примеры многообразия форм человеческого знания.
Практические занятия: выполнение тестов по темам: «Биосоциальная сущность человека», «Личность человека, личностные отношения», «Деятельность и её виды», «Знание, сознание, познание. Истина».
Тема 4. Экономика.
- Знать термины «экономический рост», «экономический цикл», «мировая экономика», «государственный бюджет», «специализация»;
- перечислять фазы экономического цикла, основные измерители экономической деятельности, виды рынков, основные показатели уровня жизни;
- определять понятия «экономика», «рыночная экономика», «налог», «собственность»;
- описывать экономический цикл, налоговую политику, денежно-кредитную политику, занятость, безработицу, международную финансовую систему, внешнюю торговлю;
- сравнивать экономические системы, различные виды рынков;
- объяснять связь издержек производства и дохода, закон спроса и предложения, связь развития экономики и уровня жизни;
- характеризовать экономическое содержание собственности, денежно-кредитную политику, налоговую политику, экономику потребителя, экономику производителя, рынок труда;
- приводить примеры правового регулирования рыночной экономики.
Практические занятия: выполнение тестов по темам: «экономика и её роль в жизни общества», «Рынок и рыночные отношения», «Мировая экономика».
Тема 5. Социальные отношения.
- Знать термин «социальная стратификация»;
- перечислять социальные группы и общности, этнические общности, виды социальных норм;
- определять понятия «социальная стратификация», «социальная мобильность», «нация»;
- объяснять причины отклоняющегося поведения;
- характеризовать отклоняющееся поведение, семью как социальный институт и малую группу, молодёжь как социальную группу, нацию как этническую общность;
- давать оценку современных тенденций развития семьи.
Практические занятия: выполнение тестов по темам: «Социальная структура общества», «Нации и межнациональные отношения», «Социальный статус личности».
Тема 6. Политика и право.
- Знать термин «государственный аппарат»;
- перечислять признаки, формы, функции государства, основные черты гражданского общества;
- определять понятия «государство», «правовое государство», «гражданское общество»;
- описывать местное самоуправление, гражданское общество;
- сравнивать избирательные системы, политические режимы, формы государства;
- объяснять роль государства в политической системе;
- характеризовать власть, её происхождение и виды, политическую идеологию, политическую культуру. - Перечислять признаки правовых норм, функции права и источники права, особенности правосознания, признаки правонарушений, виды и принципы юридической ответственности;- знать термины «право», «отрасль права», «нормативно-правовой акт», «дееспособность», «правомерное поведение», «проступки», «преступления», «правосознание», «права человека»;- выделять приёмы и методы правового регулирования, структуру правоотношений, виды проступков, права человека;
- характеризовать современную систему российского права, различать право публичное и право частное, правовую культуру.
Практические занятия: выполнение тестов по темам: «Право, отрасли права», «Правоотношения. Правонарушение. Юридическая ответственность», «Права человека».
Практические занятия: выполнение тестов по темам: «Политическая система», «Политический режим. Типология режимов», «Государство», «Гражданское общество и правовое государство», «Политический статус личности».
Тема 7. Духовная жизнь.
- Знать термины «духовная жизнь», «народная культура», «массовая культура», «элитарная культура»;
- определять понятие «мораль»;
- описывать религию как феномен культуры, образование в современном обществе;
- характеризовать многообразие культурной жизни, науку как систему знаний и вид духовного производства, научную картину мира, сущность искусства, его происхождение и формы.
Практические занятия: выполнение тестов по темам: «Культура и её виды», «Наука и образование», «Религия», «Искусство», «Мировоззрение и мораль».
Тема 8. Итоговое тестирование.
Беседы в форме экзамена по всем темам курса, написание эссе, работа с заданиями с развёрнутым ответом. Возможна защита проектов по отдельным темам.
Практические занятия: выполнение тестов по материалам ЕГЭ, с помощью электронных носителей и сети Интернет.
Темы для сочинений-эссе.
Экономика
Реформы начинаются там, где кончаются деньги.
Б. Немцов
Чтобы преступление никогда не окупалось, следовало бы его национализировать и разорить.
Норман Колли
Россия должна кормить своих крестьян.
А. Заверюха
Деньги не пахнут.
Веспассиан
Социология
В этом мире люди ценят не права, а привилегии.
Г. МенкенЛегче обмануть толпу, чем одного человека.
Кароль БуншЯ – гражданин мира.
Диоген СинопскийВ душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа.
Г. ФрейтангПолитология
Политика есть продолжение войны другими средствами.
Во Нгуен ЗиапБольшая политика – это всего лишь здравый смысл, применяемый к большим делам.
Наполеон 1
Политика слишком серьёзное дело, чтобы доверять ее политикам.
Шарль де Голль
Правоведение
Вводить законы, противоречащие законам природы, - значит порождать преступления, чтобы потом их наказывать.
Т. ДжефферсонСуров закон, но закон.
Античный афоризм
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.
Всеобщая Декларация прав человека(1948)
Культурология
Искусство есть высочайшее проявление могущества в человеке.
Л.Н. Толстой
Художникам, как и поэтам, издавна дано дерзать на все, что угодно.
Гораций
Жизнь коротка – искусство вечно.
Античный афоризм
Философия
… Вещь не перестаёт быть истинной от того, что она признана многими.
Б. Спиноза
Почему я художник, а не философ? Потому, что я мыслю словами, а не идеями.
А. Камю
Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек.
М.В. Ломоносов
Как трудно общество создать!
Оно устроилось веками:
гораздо легче разрушать
безумцу с дерзкими руками.
Не вымышляйте новых бед:
в сем мире совершенства нет…
Н.М. Карамзин
Тематическое планирование элективного курса
№ урока
Примерные разделы, раскрывающие (входящие в) данный модуль программы Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика дата
план факт
1 Как писать эссе по обществу? Понятие – эссе, план написания эссе по обществознанию. Способы выбора тем на экзамене. 2 Написание эссе. Практическая работа. Написание эссе по различным темам. 3 Работа с источниками. Основные правила работы с источником. Составление развёрнутого плана. Работа с текстами. 4 Общество и пути его развития. Перечислять важнейшие институты общества, науки, изучающие общество, критерии истины;
- определять понятия «общество», «общественный прогресс», «истина», «научное познание»;
- описывать познания мира;
- сравнивать общество и природу;
- объяснять соотношение сфер общественной жизни, многообразие путей и форм общественного развития, причины и функциональные связи в обществе;
- характеризовать проблему общественного прогресса, связь общества и культуры, многообразие форм человеческого знания. Работа с терминами, схемами. 5 Общественное развитие. Практическое занятие. Практическое использование знаний по данной теме. выполнение тестов по темам: «Общество и общественные отношения», «Развитие взглядов на общество», «Типы цивилизаций. Современный этап НТР», «Общественный прогресс», «Глобальные проблемы современности». 6 Общественное развитие. Практическое занятие. Практическое использование знаний по данной теме. Работа с текстами, составление развёрнутых планов по теме. 7 Человеческая деятельность Знать термины «бытие человека», «творчество»;
перечислять науки, изучающие человека; определять понятия «человеческая деятельность», «образ жизни», «знание», «сознание»; сравнивать роль игры, общения, труда, познания в жизни человека; чувственное и рациональное познание; знание и веру; объяснять взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке;характеризовать самопознание;
приводить примеры многообразия форм человеческого знания. Работа с терминами, схемами. 8 Человеческая деятельность. Практическое занятие. Практическое использование знаний по данной теме. выполнение тестов по темам: «Биосоциальная сущность человека», «Личность человека, личностные отношения», «Деятельность и её виды», «Знание, сознание, познание. Истина». 9 Человеческая деятельность. Практическое занятие. Практическое использование знаний по данной теме. Работа с текстами, составление развёрнутых планов по теме. 10 Экономика Знать термины «экономический рост», «экономический цикл», «мировая экономика», «государственный бюджет», «специализация»;
перечислять фазы экономического цикла, основные измерители экономической деятельности, виды рынков, основные показатели уровня жизни;
определять понятия «экономика», «рыночная экономика», «налог», «собственность»;
описывать экономический цикл, налоговую политику, денежно-кредитную политику, занятость, безработицу, международную финансовую систему, внешнюю торговлю;
сравнивать экономические системы, различные виды рынков;
объяснять связь издержек производства и дохода, закон спроса и предложения, связь развития экономики и уровня жизни;
характеризовать экономическое содержание собственности, денежно-кредитную политику, налоговую политику, экономику потребителя, экономику производителя, рынок труда;
приводить примеры правового регулирования рыночной экономики. Работа с терминами, схемами. 11 Экономика. Практическое занятие. Практическое использование знаний по данной теме. выполнение тестов по темам: «экономика и её роль в жизни общества», «Рынок и рыночные отношения», «Мировая экономика». 12 Экономика. Практическое занятие. Практическое использование знаний по данной теме. Работа с текстами, составление развёрнутых планов по теме. Написание эссе. 13 Социальные отношения Знать термин «социальная стратификация»;
перечислять социальные группы и общности, этнические общности, виды социальных норм;определять понятия «социальная стратификация», «социальная мобильность», «нация»;объяснять причины отклоняющегося поведения;
характеризовать отклоняющееся поведение, семью как социальный институт и малую группу, молодёжь как социальную группу, нацию как этническую общность;давать оценку современных тенденций развития семьи. Работа с терминами, схемами. 14 Социальные отношения. Практическое занятие. Практическое использование знаний по данной теме. выполнение тестов по темам: «Социальная структура общества», «Нации и межнациональные отношения», «Социальный статус личности». 15 Социальные отношения. Практическое занятие. Практическое использование знаний по данной теме. Работа с текстами, составление развёрнутых планов по теме. Написание эссе. 16 Политика и право Знать термин «государственный аппарат»;
перечислять признаки, формы, функции государства, основные черты гражданского общества;
определять понятия «государство», «правовое государство», «гражданское общество»;описывать местное самоуправление, гражданское общество;
сравнивать избирательные системы, политические режимы, формы государства;
объяснять роль государства в политической системе;
характеризовать власть, её происхождение и виды, политическую идеологию, политическую культуру. Перечислять признаки правовых норм, функции права и источники права, особенности правосознания, признаки правонарушений, виды и принципы юридической ответственности;
знать термины «право», «отрасль права», «нормативно-правовой акт», дееспособность», «правомерное поведение», «проступки», «преступления», «правосознание», «права человека»;выделять приёмы и методы правового регулирования, структуру правоотношений, виды проступков, права человека;
характеризовать современную систему российского права, различать право публичное и право частное, правовую культуру.
Работа с терминами, схемами. 17 Политика и право. Практическое занятие. Практическое использование знаний по данной теме. выполнение тестов по темам: «Право, отрасли права», «Правоотношения. Правонарушение. Юридическая ответственность», «Права человека».
«Политическая система», «Политический режим. Типология режимов», «Государство», «Гражданское общество и правовое государство», «Политический статус личности». 18 Политика и право. Практическое занятие. Практическое использование знаний по данной теме. Работа с текстами, составление развёрнутых планов по теме. Написание эссе. 19 Духовная жизнь Знать термины «духовная жизнь», «народная культура», «массовая культура», «элитарная культура»;
определять понятие «мораль»;
описывать религию как феномен культуры, образование в современном обществе;
характеризовать многообразие культурной жизни, науку как систему знаний и вид духовного производства, научную картину мира, сущность искусства, его происхождение и формы. Работа с терминами, схемами. 20 Духовная жизнь. Практическое занятие. Практическое использование знаний по данной теме. выполнение тестов по темам: «Культура и её виды», «Наука и образование», «Религия», «Искусство», «Мировоззрение и мораль». 21 Духовная жизнь. Практическое занятие. Практическое использование знаний по данной теме. Работа с текстами, составление развёрнутых планов по теме. Написание эссе. 22-24 Итоговое тестирование Основные понятия по курсу, схемы, заполнение КИМов. Работа с КИМами по ЕГЭ Список литературы.
1. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11-й кл.: Пособие для учителя/Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Т.Кинкулькина. – М.: Просвещение. 2010.
2. Единый государственный экзамен 20010 - 2016: Контрольные измерительные материалы: Обществознание/ А.Б.Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Л.Н. Боголюбов и др.; М-во образования РФ.
3. Задания и тесты по обществознанию: 10-й кл./ Аверьянов Ю.И. и др. – М.: Школа-Пресс. 2015.
4. Задания и тесты по обществознанию: 11-й кл./ Аверьянов Ю.И. и др. – 2-е изд. - М.: Школа-Пресс. 2015.
5. Корсаков Г.Г. Как сдать ЕГЭ по обществознанию на 100 баллов. Изд. 2-е испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.
6. Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 10-го класса. – М.: «ТИД «Русское слово – РС». 2013.
7. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 11-го класса. – М.: «ТИД «Русское слово – РС». 2014.
8. Курбатов В.И. Пособие для подготовки к Единому государственному экзамену и Централизованному тестированию по обществознанию. - Ростов н/Д: Феникс, 2015.
9. Обществознание в вопросах и ответах. Пособие-репетитор/Под ред. Проф. О.С.Белокрыловой. Изд.3-е, испр.и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2015.
10. Обществознание: 100 экзаменационных ответов. Учебное пособие для абитуриентов, поступающих на экономические и юридические специальности/Под ред. Б.Ю.Сербиновского. –Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ». 2015.
Интернет-ресурсы:
1.http://ppt3dn/ru2.http://www/poverpoint-ppt.ru
3.http://prezentacia.ucor/lofd/obshh
4. http://www.pptx.ru/obshhestvoznanie/page/7