Программа элективного курса по истории 10 класс: Дискуссионные вопросы изучения истории России XX века


Пояснительная записка
Элективный курс по истории 10 класс.
Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России. XX век.
Курс разработан в соответствии с документами:
Базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004);
Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VI-XI (XII) классов).
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 г. № 189;
Приказа Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 26.05.2006г. № 119-И «О реализации содержательной линии регионального компонента государственного образовательного стандарта «Культура здоровья и охрана жизнедеятельности»;
Документы школьного уровня:
Устава МКОУ Обуховская СОШ, утвержденного постановлением главы муниципального образования Камышловский муниципальный район от 08.07.2015 года № 522;
Программа развития МКОУ Обуховская СОШ, утвержденная Советом школы от 13.01.2012г., протокол № 8;
Образовательной программы МКОУ Обуховская СОШ (новая редакция), утвержденной приказом директора МКОУ Обуховская СОШ от 18.06.2015г. № 61/2.
Программа курса предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна быть направлена на формирование целостной и всесторонней картины исторического развития России в XX веке.
Программа элективного курса « Дискуссионные вопросы в изучении истории ХХ века» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения.
Она выделяет три важнейших периода – Российская империя, Советское государство, Российская Федерация и основные проблемы (к примеру, проблемы модернизации, войн и мира, революции и реформ, взаимоотношение власти, общества и личности, основных тенденций постсоветского развития и др.)
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий.
Актуальность: Особенность данного факультативного курса заключается в том. Что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного факультатива поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
Цель курса: содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота.
Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:
– обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социально-экономического развития России в ХХ веке;
– повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;
– воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.
Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:
– находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;
–– определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.
Элективный курс рассчитан на 34 часа.

Календарно-тематическое планирование.
№ Содержание обучения.
Разделы, темы Кол-во
часов Формы проведения
занятий Дата
проведения
1 2 3 4 5
1 Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала ХХ века 2 часа Практикум (1 ч)
Дискуссия с элементами моделирования (1 ч) 2 Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года? 6 часов Практикум (2 ч)
Дискуссия в форме «круглого стола» (2 ч)
Лекция, работа с документами
(2 ч) 3 Тема 3. Гражданская война: новые подходы 4 часа Пресс-конференция (2 ч)
Альтернативно-проектное моделирование (2 ч) 4 Тема 4. Индустриализация и командно-административная система 4 часа Практикум (2 ч)
Урок-«киностудия» (деловая игра-обсуждение) (2 ч) 5 Тема 5. Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика? 4 часа Практикум (2 ч)
Урок-версия (1 ч)
Урок-судебное разбирательство (1 ч) 6 Тема 6. Триумфальное поражение?
(Размышления о советско-финской войне) 2 часа Практикум (1 ч)
Урок-альтернатива (1 ч) 7 Тема 7. Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Германии 3 часа Практикум (1 ч)
Семинар с использованием видеоматериалов (2 ч) 8 Тема 8. Страх или свобода? 2 часа Урок-исследование (2 ч) 9 Тема 9. От «горячей» войны к «холодной», или мир, расколотый надвое 4 часа Практикум (2 ч)
Деловая игра-обсуждение (2 ч) 10 Тема 10. Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года… 3 часа Практикум (1 ч)
Проблемно-проектная дискуссия (2 ч) Итого 34 часа Практикумы – 12 ч
Семинары – 2 ч
Дискуссии – 5 ч
Лекции – 2 ч
Моделирование – 2 ч
Нетрадиционные уроки – 11 ч
Содержание программы
Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала ХХ века
(2 часа)
Россия – «развивающееся общество» на рубеже веков. «Зависимое развитие». Три группы стран и их роль в мировом экономическом процессе. Попытки внедрения « британской модели» С. Ю. Витте и причины неудачи.
Второй вариант модернизации, предложенный «народниками», его анализ.
Процесс модернизации в советский период и его последствия. «В ожидании шестой революции».
Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года? (6 часов)
1917 год: возможность исторического выбора. Оценки событий 1917 года западными историками. Идеологическая доктрина событий Октября 1917 г. в СССР. Взгляды на Октябрь современных российских историков.
Тема 3. Гражданская война: новые подходы (4 часа)
Гражданская война – трагедия русского народа…
Проблема периодизации Гражданской войны. Три похода Антанты: миф или реальность? Кто виновник Гражданской войны? Причины победы «красных» и поражения «белых». Две армии одного народа.
Тема 4. Индустриализация и командно-административная система
(4 часа)
Необходимость, цели, средства и источники накопления. Начальный этап социалистической индустриализации. Индустриальное развитие СССР в годы первой и второй пятилеток. Главные итоги социалистической индустриализации.
Проблемы стахановского движения и рабочего самоуправления.
«Незначительные жертвы» индустриализации.
Тема 5. Коллективизация – трагедия крестьянина - труженика?
(4 часа)
Начало коллективизации. Этапы проведения коллективизации. Категории кулачества. Антикулацкие меры. «Успехи» коллективизации. Итоги коллективизации и ее последствия. Голод 1923–1933 гг.
Альтернативный план преобразования сельского хозяйства А. В. Чаянова.
Тема 6. Триумфальное поражение? (О советско-финской войне 1939 – 1940 гг) (2 часа)
Причины, повод, начало и ход советско-финской войны. Соотношение сил. Линия Маннергейма – серьезное препятствие для продвижения советских войск. Упорное сопротивление финнов. Планы Сталина. Итоги и значение войны.
Кто проиграл «зимнюю войну»?
Тема 7. Споры вокруг версии о превентивном ударе СССР во время
войны (3 часа)
Официальная историография о внезапности нападения германии на Советский Союз. Анализ знаменитого сообщения ТАСС от 14 июня 1941 года.
Дискуссия о намерениях Сталина нанести превентивный удар по Германии.
Тема 8. Страх или Свобода? (О причинах победы под Сталинградом)
( 2 часа)
Приказ № 227 «Ни шагу назад!» сыграл важнейшую роль в ходе Сталинградской битвы и помог остановить врага. Разные оценки приказа № 227.
Психологическая готовность советских людей к борьбе с врагом.
Цена победы – большая кровь.
. Не страх, а свобода – главная причина успеха. Великое мужество, героизм, самоотверженность нашего народа, его патриотизм – залог Победы.
Тема 9. От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколотый надвое.
( 4 часа)
Анализ ситуации в мире после войны. Кто развязал «холодную войну»?
Истоки «холодной войны. Противники (создание военных блоков).
Горячие точки «холодной войны». и Разрядка окончание «холодной войны». Важнейшие соглашения в области контроля над вооружением.
Сегодня мир, а что дальше? Размышления о предотвращении трагических последствий войны.
Тема 10. Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года …
( 3 часа)
Хроника августовских событий. Версия М. С. Горбачева о причинах и начале путча. Что произошло в августе 1991 года на самом деле: взгляд через годы…
«Проигрывание» неосуществленных сценариев августа 1991 года. «Жесткий» сценарий (точка зрения ортодоксальных марксистов). «Мягкий» сценарий.
Методические рекомендации к курсу
Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала ХХ в.
Задачи темы: охарактеризовать и проанализировать первую и вторую «волну» модернизации, выявить особенности российского варианта модернизации с учетом взаимосвязи и взаимовлияния экономического, внутренних и внешнеполитических факторов; обсудить проблемы модернизации России начала ХХ века и вырабатывать свой взгляд на пути и варианты развития страны.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: модернизация, органическое и догоняющее развитие стран, антиглобализм.
Рекомендуемая форма проведения занятия – практикум, дискуссия с элементами моделирования.
Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?
Задачи темы: охарактеризовать и проанализировать возможности исторического выбора России в 1917 году: либеральный и революционный;, Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: историческая доктрина, объективные и субъективные предпосылки, ментальность социальных слоев, радикализация масс.
Рекомендуемая форма проведения занятия – практикум, дискуссия в форме «круглого стола, работа с документами.
Тема 3. Гражданская война: новые подходы.
Задачи темы: познакомиться и обсудить основные проблемные и дискуссионные вопросы Гражданской войны; смоделировать альтернативные сценарии отдельных эпизодов Гражданской войны.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: цивилизационный конфликт, нравственные ценности, интервенция. Гражданская война, альтернативно-историческая модель.
Рекомендуемая форма проведения занятий – пресс-конференция, альтернативно-проектное моделирование.
Тема 4. Индустриализация и командно-административная система.
Задачи темы: изучив ресурсные материалы о ходе проведения индустриализации, определить и рассмотреть круг дискуссионных вопросов, обсудить альтернативные варианты методов осуществления индустриализации.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: ускоренная индустриализация, эмиссия, стахановское движение, фронты пятилеток.
Рекомендуемая форма проведения занятий: нетрадиционный урок, обсуждение.
Тема 5. Коллективизация – трагедия крестьянина – труженика?
Задачи темы: выявить причины и сущность сталинского «великого перелома», проанализировать этапы проведения коллективизации, ее итоги и последствия.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: ускоренная коллективизация семейно-трудового крестьянского хозяйства, семейный подряд.
Рекомендуемая форма проведения занятий – практикум, нетрадиционный урок-версия, нетрадиционный урок – судебное разбирательство.
Тема 6. Триумфальное поражение?
Задачи темы: познакомившись с ресурсными материалами о советско-финской войне 1939–1940 гг., обсудить версию Виктора Суворова о ее итогах и значении, выработать собственную позицию.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: «зимняя», «неизвестная» война, линия Маннергейма.
Рекомендуемая форма проведения занятий – практикум, нетрадиционный урок-альтернатива.
Тема 7. Споры вокруг версии о превентивном ударе СССР против Германии.
Задачи темы: «Проиграть» сценарии возможного превентивного удара и обсудить вероятность предсказанных событий.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: «превентивный» удар» «фашизм – Ледокол Революции».
Рекомендуемая форма проведения занятий – практикум, семинарское занятие с использованием видеоматериалов.
Тема 8. Страх или свобода? (О причинах победы под Сталинградом).
Задачи темы: исследовать вероятные версии причин победы советского народа во время Сталинградской битвы и выбрать наиболее значимые для понимания и оценки событий тех дней.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: заградительные отряды, штрафные батальоны, идеологический пресс, патриотизм.
Рекомендуемая форма проведения занятий – нетрадиционный урок-исследование.
Тема 9. От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколотый надвое.
Задачи темы: работая с ресурсными материалами, познакомиться с международной обстановкой послевоенного периода. Попытаться найти пути выхода из этого тупикового варианта.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: «холодная война», «железный занавес», гонка вооружений.
Рекомендуемая форма проведения занятий –, деловая игра-обсуждение.
Тема 10. Если бы ГКЧП взял власть пришел к власти в августе 1991 года…
Задачи темы: проследить хронологию августовских событий. Познакомиться с версиями-объяснениями причин путча.
Рекомендуемая форма проведения занятий – практикум, проблемно-проектная дискуссия.
Активные формы организации учебной деятельности на занятиях по элективному курсу «Дискуссионные вопросы изучения истории России ХХ века»
Работа в малых группах
Одной из распространенных активных форм работы на занятиях по элективному курсу «Дискуссионные вопросы изучения истории ХХ века» должна быть работа в малых группах: «мозговой штурм» или «мозговая атака». Суть работы в малых группах состоит в том, чтобы создать условия для умственного напряжения при решении той или иной проблемы у всех участников работы.
Партнерство в данном случае выступает важным фактором раскрепощения, максимальной раскованности личности, свободы воображения. Каждый участник понимает, что на него надеются в общем продвижении к решению и именно эти ожидания выступают мощным психологическим фактором активизации мыслительной деятельности каждого члена группы.
Что дает работа в малых группах? Она позволяет каждому высказать свое мнение в достаточно комфортных условиях. Работа в малой группе помогает и учит договариваться, согласовывать разные мнения, почувствовать себя в роли лидера или по крайней мере в роли ответственного представителя группы при проведении исследования, презентации ответа или мнения группы.
Использование игровых моментов
Сюжетно-ролевая игра является одной из активных форм обучения. В данном элективном курсе она основывается на реальных жизненных событиях, смоделированных в образовательных целях. Игра должна иметь сюжет, связанный с решением какого-либо дискуссионного вопроса.
В каждой конкретной игровой ситуации участники игры получают свои роли, которые отличаются по точкам зрения. Например, сторонники официальной точки зрения и альтернативных вариантов моделируют свои сценарии. Сюжетно-ролевые игры предусматривают работу в малых группах.
Играющие получают опыт общения, опыт поиска информации и нахождение компромисса на основе полученных знаний. Они могут услышать иное мнение и попытаться найти верное решение.