Выступление на ГМОс темой: Формирование ключевых компетенций педагога-важное условие для реализации ФГОС второго поколения


Формирование ключевых компетенций педагога – важное условие для реализации ФГОС второго поколения.. Слайд 2
«Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».
В.В.Путин.
К середине прошлого века в СССР была создана одна из лучших в мире систем школьного образования. С конца 80-х годов прошлого века нарастает неудовлетворенность общества образовательными результатами, полученными в процессе школьного образования, их неадекватностью современным требованиям и ожиданиям. К этому времени начали снижаться рейтинги отечественного школьного образования по результатам сравнительных международных исследований учебных достижений учащихся.
Такие результаты обусловлены не слабостью отечественных методических систем обучения или неэффективной работой наших учителей, а во многом устаревшей направленностью нашей системы школьного образования на формирование предметных образовательных результатов и репродуктивным характером образовательного процесса. Ориентирами школьного образования оставались конкретные знания и умения по отдельным учебным предметам.
В 20 веке знания и умения, полученные школьниками, оставались фундаментально прочными в течение всей жизни и были востребованными в течение десятилетий. Сегодня информация обновляется со стремительной быстротой. И если в конце 20 века объем человеческих знаний, в контексте развития технологий, удваивался каждые 3-4 года, то в 21 веке - удваивается каждые 72 часа. Нынешние первоклассники окончат школу в 2022 году, и школа должна вооружить ученика системой универсальных действий, связанных с освоением фундаментального ядра содержания образования, получить адекватную подготовку для продолжения обучения по специальностям, связанным с нанотехнологиями и другими информационными технологиями, которые будут внедрены во все отрасли.
Т.о. необходимость новых подходов к школе назрела уже давно. Сегодня она должна воспитывать образованных, самостоятельных, ответственных, свободных граждан.
В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях политкультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. «Развивающемуся обществу, — подчёркивается в «Концепции модернизации Российского образования»,- нужны современные, образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решении, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально- экономическое процветание».Слайд 3
Зачем понадобилось вводить эти стандарты и какой в них прок?
Стандарт - это набор аксиом - какой станет школа будущего
мы должны воспринимать стандарт как некий перевод желаний, требований, возможностей внешнего для школы мира - к школе.
нужно сделать так, чтобы успехи и успешность ребенка в школе определяли его успехи и успешности за границами школы.
Таким образом, Образовательные стандарты второго поколения предполагают существенные изменения в образовательной системе, так как предъявляют принципиально новые требования к процессу обучения – воспитания и к «результату» — выпускнику средней школы.
Слайд 4.
Что в них будет?
в стандарте теперь будут требования не только к результату учебного процесса, но и к условиям его организации. Поэтому требования к условиям обучения - важнейшая часть стандарта.
сегодня мы имеем дело не со стандартом знаний, а со стандартом, который задает образ жизни школы.
Слайд 5
Условия обучения?
ребенок в центре образовательного процесса,
возраст и деятельность становятся ключевыми для его организации,
индивидуальный подход,
школа, где главное, что делает ребенок, - учится учиться.
Слайд 6
Отличия нового образовательного стандарта от действующего?
Цели и задачи
Действующий – обеспечение нормативно-правового регулирования содержания, сохранение единого образовательного пространства России.
ФГОС второго поколения – обеспечение условий для развития личности обучаемых, стимулирование инновационных аспектов деятельности учителей.
Слайд 7.
2. Новые стратегические целевые ориентиры: ФГОС – это инструмент построения в России открытого гражданского общества, развития инновационной экономики.
3. В основе нового стандарта – общественный договор.
Слайд 8
Общественный договор.
Слайд 9.
Стандарт как договор должен отвечать на следующие вопросы:
Важно отметить, что успех введения стандартов во многом будет зависеть от понимания педагогической общественностью значимости и необходимости их введения
Каковы ключевые особенности ФГОС?
Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ.
Если варианты аналогичных документов предыдущих поколений являлись прежде всего стандартами содержания образования, то ФГОС нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни.
Изменилась и структура стандарта. ФГОС представляет собой совокупность требований:
1) к структуре основной образовательной программы;
2) к условиям реализации основной образовательной программы;
3) к результатам освоения основной образовательной программы.
Изменилась не только структура, но и методология стандарта.
Во ФГОС последовательно реализуется системно-деятельностный подход.
Системообразующей составляющей стандарта станут требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Стандарт ориентируется не только на предметные как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты.
В стандарте зафиксировано наличие обязательной и формируемой участниками частей образовательного процесса и их соотношение, в том, что определены разделы основной образовательной программы (содержательно и количественно) и, наконец, в том, что задается интеграция учебной и внеурочной деятельности.
Впервые в структуре ФГОС задаются требования к условиям осуществления образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, учебно-методических).
Соблюдение требований к условиям реализации основной образовательной программы общего образования должно обеспечивать создание комфортной для обучающихся и педагогических работников образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья школьников; высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. В обществе почему-то прочно укоренилось представление, что стандарт - это набор программ по отдельным школьным дисциплинам. Но если заглянуть в седьмую статью Закона "Об образовании", прочитаем, что стандарт - это совокупность трех требований: к результатам освоения основных образовательных программ, к структуре этих программ и к условиям их реализации. В этом и есть принципиальное отличие новых стандартов от старых.
Обязательное введение ФГОС (1 класс) во всех образовательных учреждениях Российской Федерации начинается с 2011/12 учебного года.
Обязательным будет обучение по ФГОС:
на ступени основного общего образования с 2015/16 учебного года;
на ступени среднего (полного) общего образования с 2020/21 учебного года.
Как помочь учителю «войти» в новый стандарт?
Бесспорно, учителей надо готовить к переходу на новые стандарты. Но просто ознакомиться с текстом Стандарта, конечно же, недостаточно для осознания конечного результата. Нужно посмотреть, а готовы ли сами школы к такому переходу: какая материально-техническая база, обеспеченность учебно-методической литературой. Я думаю, что сначала надо понять принципиальное отличие стандарта нового поколения от предыдущего, сломать свои устоявшиеся стереотипы, научиться работать по- новому, чтобы быть в ногу со временем.. А новизны в новых стандартах много. Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Прежний стандарт прописывал содержание образования: что следует изучать на уроках истории, что - на уроках географии, и так по всем предметам. Новый стандарт переводит фокус внимания с сугубо «содержательного» компонента на иные способы регулирования образовательного процесса.
Слайд 10
Что же изменится в жизни школьников и их родителей с введением нового стандарта? Родители получат возможность непосредственно влиять на образовательный процесс и будут более активно вовлечены в управление школой. В стандартах появились специальные полномочия участников образовательного процесса. - Каким образом на практике будут реализовываться принципы нового стандарта?
Учителя должны будут заботиться о формировании межпредметных связей: использовать понятия, к примеру, из физики применительно к математике и наоборот.
Помимо этого значимая роль во всестороннем развитии детей отводится внеучебной деятельности.
В основе стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России
Слайд 11
Новые функции стандарта
Слайд 12
Слайд13
Проблемы внедрения ФГОС второго поколения .Проблема в системе оценивания .Система оценивания в рамках нового стандарта - серьезный вопрос. Сегодня у нас есть ЕГЭ, он фиксирует, насколько выпускник овладел обязательным минимумом содержания образования. Но если мы говорим, что задача нового стандарта - прежде всего формирование личности гражданина России, значит, и оценивать надо не только чистое знание, но и личностные достижения ребенка, которые не подлежат таким "замерам" по системе ЕГЭ.
Когда мы говорим о требованиях к результату образования, то с ученика спрашиваем в последнюю очередь. Ответственность за результат - в первую очередь ответственность государства, учредителей образовательного учреждения. Достаточно ли финансирование образования, насколько школы обеспечены учебниками, техникой и т.д.? Второй уровень - ответственность школы, потом - ответственность педагога, семьи и только после этого - спрос с самого ученика. Он последний, к кому предъявляются претензии за неуспех. К сожалению, до сих пор это не так.
2. Так называемом общественном договоре между школой и семьей.
К сожалению, до сих пор у нас образование находится в зоне "публичного права". То есть фактически никаких мер воздействия на семью, по большому счету, а тем более санкций, предъявить нельзя. Увы, родители не всегда выполняют свои обязательства перед ребенком и перед обществом. Потому мы предложили заключить договор между семьей, школой и муниципалитетом о солидарной ответственности за обеспечение конституционного права ребенка на получение образования.
В Педагогическом музее в Москве есть документ начала XX века - обязательство родителей перед гимназией. Звучало оно примерно так: поскольку мой сын, Пудовкин Всеволод, был удостоен чести быть принятым в гимназию, обязуюсь, что он будет вовремя приходить, аккуратно одеваться, всегда приходить в гимназической форме, что у него всегда будут карандаши, тетрадки и т.д. Потрясла последняя фраза: "Ежели он из гимназии будет изгнан, я обязуюсь, что он более не оденет формы гимназической, дабы не позорить оную". Честь мундира!
3.Внеурочная деятельность. Учиться и после уроков
В школу возвращают вторую половину дня, которая будет насыщена разного рода внеурочной деятельностью - кружками, мастер-классами, мастерскими и пр.Это очень хорошо. Но… Но есть проблема: система педагогического образования давно уже не готовит учителя как воспитателя. Работая над стандартом, мы, безусловно, думали над тем, каким должен быть учитель, способный воспитать гражданина России. Прежде всего, конечно, он должен быть сам гражданином, примером для подражания, постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говорю уж о том, что он должен быть активным пользователем информационных технологий.
Отсюда вытекают еще несколько проблем: какой максимальный объем ВД, кто буде разрабатывать программы по ВД, как это педагогу будет оплачиваться, какое должно быть при этом материально-технической оснащение, кто будет контролировать учителя т т.д.
4. Что такое УУД ?
Надпредметные Универсальные Учебные Действия. Это умение применять школьные знания в жизненных ситуациях. Именно в этом наши школьники страшно отстают от западных (об этом свидетельствуют результаты международного сравнительного исследования PISA). Например, идет в четвертом классе урок по "окружающему миру". На традиционном уроке (по действующему стандарту) учитель сначала вызывает кого-то к доске, и ученик пересказывает параграф домашнего задания. Потом учитель рассказывает новую тему. Теперь все будет по-другому. Если это тема "Родной край – частица родины", четвероклассникам придется (так написано в методичке) самим "найти на карте родной регион, рассказать о результатах экскурсии в краеведческий музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры, беседовать со старшими членами семьи, использовать дополнительную литературу, извлекать из словарей и энциклопедий необходимую информацию и обсуждать полученные сведения…" Смысл УУД заключается еще и в том, что ребенок должен понимать, какое отношение предлагаемая ему задача имеет к его реальной жизни. Еще: педагог не должен способствовать формированию у школьника заниженной самооценки (то есть – каким бы "тупым" ни был ученик, его нужно хвалить?). Кроме того, УУД должны формировать коммуникативные качества. Школьник обязан учитывать другие точки зрения, в том числе своих однокашников, уметь работать в команде.
5. Переход от знаниевой парадигмы к парадигме развития личности. Учителю не будут ничего навязывать: он сам должен будет придумывать, как вести уроки нового типа. Чтобы на выходе из школы выпускник был "самостоятельным, инициативным, уверенным в себе, успешным в будущем; чтобы у него было больше друзей, он был бы лидером, умел ставить задачи". Это очень хорошо. Именно об этом мечтает каждый родитель. Может быть, всем родителям именно это и нужно. Однако есть одно "но" – это Единый государственный экзамен, единый, но не единственный".
Может быть, это и есть нормальный выход из сложной ситуации. Помимо того, что ЕГЭ не может проверить "компетенции" выпускника, с его помощью невозможно протестировать, является ли выпускник школы "самостоятельным, инициативным, уверенным в себе, успешным в будущем", обладает ли "универсальными способами познания мира". Да и можно ли это в принципе проверить? Если школа (работая по новому стандарту) должна готовить человека к жизни, учить его применять полученные знания, значит, и выпускные экзамены должны быть другими. Например, в Финляндии, которая лидирует в школьном образовании, о чем свидетельствуют результаты исследований PISA (они проверяют умения применять знания в жизни), нет ЕГЭ. Там есть экзамены на аттестат зрелости в школе. А те, кто хочет получить высшее образование, сдают сложнейший комбинированный экзамен. 6. Подготовка учителя .Понятно, что для такого коренного изменения всей системы российского среднего образования должно пройти несколько десятков лет. Уже сегодня нужно начинать готовить нового учителя. Остро стоит проблема педагогического образования. В существующем виде оно было создано 80 лет назад под реализацию задач той самой школы, которая до недавнего времени считалась лучшей в мире. Но оно не отвечает требованиям сегодняшнего дня. И, к сожалению, это оказалась система, слабо поддающаяся реформированию… Система педагогического образования должна быть зеркалирована по отношению к стандарту. Это ресурс реализации стандарта второго поколения. Значит, она должна полностью отвечать целям и задачам, заложенным в стандарте.
7. Существенной недоработкой предлагаемых стандартов является слабость «практического компонента» подготовки будущего учителя. Иными словами, подготавливаемый по таким стандартам педагог (молодой специалист), не будет иметь достаточного (стартового) опыта успешной практической деятельности.
8. Магистратура, как ступень, дающая, вроде бы, полную квалификацию начинающему педагогу, недостаточно практико-ориентирована. Сама постановка вопроса о том, чтобы в начальной (основной) школе работали бакалавры, а в старшей – магистры, вызывает большие опасения. В этой проблеме необходимо исходить из рамок функционала, необходимой сферы компетентности учителя (определяемой профилем школы, особенностями учащихся и т.п.), а не «возрастными» ступенями.
10. Результат выполнения ФГОС во многом будет зависеть от того, как происходит учебная деятельность, какие технологии используют те, кто обучает будущих педагогов. Хорошо известно, что учить технологии успешно можно только в самой этой технологии. Поэтому необходимы требования к образовательным технологиям в системе педагогического образования.
14. Стандарт направлен не только на получение качественного образования, но и на сохранение и укрепление здоровья школьников. А кадры, которые это уже начали вводить с 1 сентября – не переучены.
Ничего этого почти не было раньше - учителя, в основном, были хорошими исполнителями. Сейчас у многих высокий уровень общей культуры и зоркий педагогический глаз. И они умеют видеть в ребенке личность.
Эти учителя - продукт нового времени. Такими они сами себя взрастили: они много читают, упорно занимаются самообразованием, чрезвычайно любопытны.
К сожалению, во всем этом заслуг системы педагогического образования и повышения квалификации не усматривается.
Позвольте описать мою педагогическую деятельность в рамках ФГОС , взяв за пример произведение Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц».
Я – маленький принц
Роза – мои ученики
Безусловное, отношение строится на любви, и поэтому я каждый день помогаю детям черпать из ковша всемирных знаний любовь, внимание, взаимопонимание, самостоятельность и умение становиться личностью.
Но это нелегкий труд. Ибо, роза, прежде чем проявит свою красоту может быть подвержена многим опасностям.
Но самое страшное, чтобы роза не превратилась в каменный цветок, а продолжала расти, благоухать и радовать окружающих своей красотой, т.е. знаниями, которые могут послужить во благо человечества.
Я иду на урок, и могу только догадываться, каким он будет… Возможно мы будем строить мост между прошлым и настоящим, ибо сказано мудрецами» история это встреча людей в веках». Дорога знаний вьется подобно веревке, которая: то сплетается в Гордиев узел, то служит нитью Ариадны.
Порой урок похож на футбол, когда от точного движения пальца ноги зависит триумф или поражение.
И как искусный кулинар я хочу сотворить блюдо, тот ароматный суп, который разовьет аппетит, а не отобьет вкус к знаниям. Я иду на урок…
Подводя итог вышесказанному - разработка стандарта сложна и комплексна, она тянет за собой огромные системные изменения в образовательной среде. Не надо этих изменений пугаться, потому что задача, которая поставлена перед разработчиками, сформулирована просто – современный учитель должен быть способен реализовать новый стандарт второго поколения после повышения квалификации, потому что никакой стандарт не сможет быть реализован, если он не будет подкреплен ресурсом того человека, которого мы называем "Учитель".