Конспект урока литературного чтения Самое великое чудо на свете


Урок № 1.
Самое великое чудо на свете.
Цели.
Помочь детям вспомнить правила обращения с книгами, развивать интерес к чтению, к истории. Продолжить формирование навыков связной речи, составления рассказа по картинке, выразительного чтения.
Оборудование. Костюм Незнайки или кукла, одевающаяся на руку. Бутафорская книга для Незнайки, мешок.
Оргмомент.
Постановка цели. Актуализация знаний.
(Сценку разыгрывает учитель с помощником 5-классником или с куклой.)
Ребята, сегодня на урок к нам пришел Незнайка. Он хочет рассказать нам, какие интересные книжки он прочитал летом.
Здравствуйте ребята! Какие вы все загорелые, отдохнувшие. Я тоже отдыхал в Солнечном городе. За все лето я прочитал только одну книжку, но о-о-очень интересную! Где же это она у меня? (Копается в мешке, похожем на мешок из-под картошки, достает потрепанную, грязную, с вываливающимися листами книгу.)
Незнайка, это, наверное твоего дедушки еще книжка. Ей лет сто!
Да нет, мне ее подарили в этом году на день рождения! Да вы не думайте, это не я виноват, это книжка такая! Эти страницы (плюет на пальцы или обильно слюнявит и перелистывает) сразу перепачкались и порвались. А потом, я люблю загибать странички там, где остановился (демонстрирует). Ее как ни возьми (поднимает книгу за угол обложки, листы выпадают...)
Ну вот, сами видите! (Кидает на пол.)
(Учитель бережно поднимает книгу.) Ребята, мне кажется, Незнайка не умеет обращаться с книгами! Давайте ему поможем научиться. Какие правила ему надо запомнить?
(Дети учат Незнайку тому, что книгу надо обернуть, нельзя бросать, нельзя хватать за обложку, страницы нельзя слюнявить, перелистывают за верхний угол, в книгу вкладывают закладку, страницы не загибают.)
А как же называется твоя любимая книжка?
Букварь!
Тем более, Незнайка, тебе надо учиться беречь учебные книги. Почему, ребята? (Потому, что учебник рассчитан на то, что по нему будут учиться в следующем году другие дети.)
А что тебе понравилось больше всего в букваре?
У меня есть любимое стихотворение. Сейчас найду (Начинает слюнявить пальцы) Ой! Забыл! (вытирает руки и аккуратно перелистывает страницы за верхний угол. Находит и читает стихотворение «Как хорошо уметь читать!»)
Действительно, как хорошо, что вы уже умеете читать. И все же, я думаю, здесь есть еще чему учиться. Ведь читать - это не только складывать буквы в слоги и слова. Нужно еще научиться понимать, чувствовать и представлять себе то, что написано словами. Незнайка, ты уже взрослый, возьми себе учебник для 2 класса и присоединяйся к нам. Будем учиться дальше.
Давайте откроем учебник и прочитаем, как называется самый первый раздел нашего учебника.
Изучение нового материала.
1. Хорошо читающие дети (или учитель) читают по цепочке вступительную статью
Рассматривание рисунка на стр. 5 и составление рассказа по иллюстрации.
Рассматривание иллюстраций на стр. 6-7. Беседа о первых письменных источниках, о первых книгах, библиотеках.
Материал для учителя.
Летопись - запись важнейших событий из года в год, из лета в лето.
Береста - верхний слой коры, снятый с березы.
Берестяные грамоты - древнерусские письма на бересте (до нас дошли более 500 берестяных грамот. Самые древние - письма мальчика Онфима, жившего в 13 веке.)
Свиток - свернутая трубкой рукопись из пергамента.
Тетрадь - греческое слово, в переводе означает ЧЕТВЕРКА. Книги сначала писали на свитках, а позже на согнутых пополам листах. Такие листы объединялись в группы по 4 двойных листа. Такие книги назывались ТЕТРАДЬ.
Пергамент - специально обработанная кожа (телячья, баранья, свиная, козлиная.), чтобы на ней можно было писать.
Физкультминутка.
Руки у груди поставим.
Три рывка назад локтями.
Руки в замочек за спинкой сожми,
Вверх поднимай, сильно спинку прогни.
И головою теперь покрути -
Лень и усталость скорей прогони.
Закрепление изученного.
4. Чтение высказываний известных людей о книгах. (Прочитайте про себя. Подумайте, с каким высказыванием вы согласны. Прочитайте вслух.)
5. Подготовка к чтению и выразительное чтение стихотворения Р. Сефа «Читателю».
Итог урока.
Что вы узнали сегодня на уроке?
Какие правила пользования книгой повторили?
Прочитайте слова, добавив гласные.
БРСТ, ЛТПСЬ, КНГ, ТТРД, ЧТН, ЧТТЛЬ
Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть или подобрать загадки и пословицы о чтении, книге. Обернуть учебники!