Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Использование мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы.


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дондуковский сельскохозяйственный техникум»
Доклад
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы.
Использование мультимедийных технологий
на уроках русского языка и литературы.
Выполнила: Рудь Т.Б.
преподаватель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
2014 год
На сегодняшний день интернет и интернет-технологии прочно вошли в жизнь современного общества, стали его неотъемлемой частью, подчинили своим законам и условиям и заставили себя признать во всем мире. Новое время требует новых подходов и в образовании, появляются новые технологии, в том числе и информационно-коммуникационные. Так как сегодня приоритетной целью образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то все это становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. В этом отношении трудно переоценить возможности компьютерных средств обучения. Привлечение на учебных занятиях таких средств позволяет преподавателю формировать у студентов универсальные учебные действия, при этом развивая их познавательные потребности и усиливая мотивацию. Кроме того, использование ИКТ на уроках разных учебных дисциплин дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебного материала. Увеличивается объем используемого на уроке материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но, пожалуй, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся. Применение компьютерных учебных средств целесообразно на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении изученного, отработке умений и навыков, повторении и обобщении сведений, контроле над усвоением знаний. Я активный пользователь Интернет-технологий. Широко использую возможности компьютера в учебном процессе: провожу уроки с использованием компьютера и уроки компьютерной поддержки (электронные учебники, тренажеры, Интернет). В нашем техникуме работает кабинетная система, я заведую кабинетом русского языка и литературы, оснащенным компьютером, проектором, интерактивной доской, в кабинете работает Интернет, поэтому у меня есть все возможности, чтобы использовать ИКТ на своих учебных занятиях. Современная техника дает возможность создавать печатные материалы к каждому уроку, учитывая все особенности групп и даже индивидуальные особенности отдельных детей. Для своих уроков использую печатные тестовые задания, карточки — задания; созданные совместно с учащимися во время занятий схемы, таблицы, презентации. Одной из форм работы при обучении русскому языку является создание папки «Подготовка к итоговой аттестации». В них учащиеся собирают обобщающие таблицы, схемы, памятки, свои работы с пометами учителя. Например, в папке содержится повторительный материал на тему «Обобщающие таблицы по теме «Морфология», «Знаки препинания и основные случаи их употребления» и др. Вот пример таблиц, создававшихся совместными усилиями и впоследствии выполненные самими студентами в электронном виде.



Мой опыт работы обучения орфографии и пунктуации при помощи компьютера говорит об эффективности данной технологии, а из этого вытекает следующее:
ученик работает активно и самостоятельно;
изменяется форма контроля знаний: ученика контролирует компьютер, тщательно проверяя и сразу же оценивая работу
применяется индивидуализация и дифференциация обучения: парные виды работы сочетаются с групповыми и индивидуальными;
у ученика вырабатывается умение работать соблюдая тишину, не мешая другим, развивается его коммуникативная культура;
формируется иная, чем на традиционных уроках, культура поведения учителя - он наблюдает за ходом работы, оказывая помощь только в случае необходимости, поощряя самообразование и саморазвитие детей.
Таким образом, у каждого в папке накапливается довольно обширный учебный материал, всегда находящийся под рукой. Это, конечно, большое подспорье для ученика и учителя, намного упрощающее работу и повышающее эффективность обучения.
Но особое внимание я хотела бы уделить использованию в образовательном процессе интерактивной доски. Какие возможности она нам предоставляет?
Во-первых, интерактивную доску можно использовать просто в качестве большого экрана, на котором, с помощью проектора, мы можем демонстрировать ключевые сцены различных видеофильмов по учебной программе (а такие сейчас в огромном количестве можно скачать в Интернете совершенно бесплатно). Известно, что обучающиеся сегодня почти не читают, так что демонстрация хорошего видеофильма позволяет восполнить этот пробел (пусть частично), а преподавателю рассчитывать на работу студентов при анализе просмотренного эпизода, помогает заинтересовать содержанием произведения, мотивировать их на чтение. Очень часто в свои уроки литературы я вставляю видеоролики, музыкальные произведения на слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается. Так под музыкальное сопровождение проходят уроки лирики по творчеству С.А.Есенина, А. Фета, Ф.Тютчева и других. Теперь на уроке литературы есть возможность познакомится с театральными постановками великих драматургов Н.А.Островского, А.П.Чехова. Своевременно выручает нас и электронная библиотека, которая безотказно знакомит нас с произведениями новокрестьянских поэтов Н. Клюева, С. Клычкова, их портретами, биографическими данными.
Ещё один из приёмов применения ИКТ на уроках русского языка и литературы – это использование электронных учебников. В своей практике я использую «Энциклопедию русской литературы», «Энциклопедию Кирилла и Мефодия», «Русский язык.5-11 класс», «Русский язык. Репетитор», «ЕГЭ по русскому языку», «Русская литература XIX-XX в.в.», диски MP3 c записью текстов литературных произведений (И.С.Тургенев, А.П.Чехов, Л.Н.Толстой и др.) и многие другие.
В электронном учебнике «Энциклопедия русской литературы» часто пользуюсь страничкой «Литературное кафе», в которой можно прослушать или просмотреть фрагмент литературного произведения. Этот метод подачи учебного материала помогает в самом начале изучения художественного произведения заинтересовать детей, побудить их к его прочтению. Так начинались уроки литературы по изучению романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». В разделе « Учебник» можно найти и биографические данные писателя, и теоретические сведения, и довольно разнообразный иллюстрационный материал.
При контроле знаний уч-ся по русскому языку пользуюсь разделом «Тесты», а на уроках литературы пишем литературные диктанты.
Русский язык. ФРАЗЕОЛОГИЯ
ВАРИАНТ I
1. Укажите неверное утверждение:
а) фразеологизмы — свободные сочетания слов;
б) существуют фразеологизмы-синонимы;
в) к фразеологизмам можно отнести также и пословицы;
г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.
2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания.
А. Все заботы в семье лежали на плечах Гаврика (В. Катаев).
Б. Я перемахнул через забор в какой-то сад (В. Пье-Цух).
В. Игрушкой золотой он блещет на стене (М. Лермонтов).
Г. Она знала, что старуху ждут со дня на день (Л. Толстой).
Д. Отец мой редко бывал в хорошем расположении духа (А. Герцен).
Е. Хан, строивший крепость, думал только о собственном благе (П. Лукиницкий).
3. Укажите фразеологизмы — синонимы к словосочетанию очень любить:
а) как свои пять пальцев;
б) яблоку негде упасть;
в) души не чаять;
г) проще пареной репы;
д) носить на руках;
е) положа руку на сердце.
4. Найдите синонимические фразеологизмы:
а) во что бы то ни стало;
б) игра не стоит свеч;
в) ни слуху ни духу;
г) хоть караул кричи;
д) себе дороже;
е) хоть волком вой;
ж) кровь из носу;
з) как в воду канул.
5. Найдите антонимические фразеологизмы:
а) душа в душу;
б) засучив рукава;
в) играть на руку;
г) положа руку на сердце;
д) вставлять палки в колеса;
е) кривить душой;
ж) как кошка с собакой;
з) через пень колоду.
6. Определите, кто является автором фразеологизмов литературного происхождения:
1) вернуться к разбитому корыту;а) А. Пушкин;
2) Демьянова уха;б) А. Чехов;
3) рыльце в пуху;в) Н. Некрасов;
4) человек в футляре.г) И. Крылов.
7. Укажите правильный синтаксический разбор предложения.
А. Незачем валить с больной головы на здоровую.
Б. Незачем валить с больной головы на здоровую.
В. Незачем валить с больной головы на здоровую.
Г. Незачем валить с больной головы на здоровую.
Литературные диктанты
А.Н.Островский «Гроза»
1. Изобрести вечный двигатель, получить за него миллион и обеспечить работой бедных людей мечтал__________.
2. Утверждала, что есть люди с песьими головами, что « огненного змия стали запрягать… ради скорости,_________.
3. Довела дочь до бегства из дома, сына – до абсолютного безволия, а невестку – до самоубийства __________.
4.При упоминании о том, что должен кому-то отдать долг, свирепел и ругался _________.
5. Говорил, что он возьмёт и пропьёт свой последний ум, и пусть тогда маменька с ним, дураком, мучится,________.
Ключи:
1. Кулигин.
2.Феклуша.
3. Кабанова.
4. Дикой.
5. Тихон Кабанов.
И.А.Гончаров. «Обломов»
1.»Вся жизнь есть мысль и труд, труд хоть и безвестный, но непрерывный», - говорил ______.
2. «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов как кровная английская лошадь» - это портрет _______.
3. Почти всё время проводил на лежанке, погружённый в дремоту, ______.
4. Начертил в порыве восторга имя своей любимой на столе, покрытом пылью, ________.
5. Имел фамилию от глагола «вытягивать», что соответствовало его должности и характеру, _________.
Ключи:
Илья Обломов.
Андрей ШтольцЗахар, слуга Обломова.
Илья Обломов.
Вытягушкин, староста имения Обломовых.
В настоящее время очень популярны такие уроки, где учебный материал представлен в виде презентаций. Это наиболее удачная форма наглядных пособий, дающая возможность поэтапно продемонстрировать в движении некоторые процессы, в зависимости от темы, а схемы, рисунки, таблицы, наглядные пособия на бумажных носителях уже уходят в прошлое, становятся несовременными. Разработка презентации для урока является длительным процессом, который требует серьезных затрат времени учителя. Но в то же время необходимо отметить, что компьютер в значительной мере снижает трудоемкость оформления создаваемых схем, образцов, текстов, таблиц, графиков и рисунков. Презентация современна и перспективна, она позволяет преподавателю вносить коррективы, учитель может в любом месте приостановить показ, вернуться к предыдущим слайдам, делая при этом комментарии по теме, что обеспечивает лучшее осмысление и осознание учебного материала.
Презентация может оформляться не только всевозможными картинками, но и схемами, графиками, таблицами и т. п., может содержать в себе кроссворды, тесты и сопровождаться звуками, музыкой и речью, что позволяет эмоционально воздействовать на учащихся. Она позволяет лучше запечатлеть в сознании учащихся образы, дает возможность ближе и лучше рассмотреть какие - то события, факты, схемы, явления; применить игровой момент. Уникальные возможности интерактивной доски позволяют работать со схемами, которые могут быть многократно использованы.



Студентам нравится работать с компьютером, они с удовольствием включаются в этот вид деятельности и сами создают презентации. На уроках литературы, в частности, наиболее часто это происходит при изучении биографии писателя. Эти работы обычно представляют набор изображений: портреты, фотографии писателей, мест, связанных с их жизнью и творчеством, иллюстрации к произведениям; а также несут краткую информацию об основных этапах литературной деятельности и жизни писателя. В отдельных случаях презентация бывает основой для урока - заочной экскурсии. Это оживляет ход урока, пробуждает в обучающихся интерес к литературным произведениям, позволяет образно представить жизнь и личность писателя. Выполняя такое задание, обучающиеся учатся понимать смысл каждой операции, формулировать и конкретизировать задание, выделять этапы его выполнения, проводить аналогии и осуществлять перенос умений в новые условия, т.е. формируются УУД. Но наиболее ценны презентации, созданные самим учителем, с помощью которых он имеет возможность увеличить эффективность обучения на любом этапе урока. Яркие краски, увлекательная анимация, безусловно, не оставят равнодушными никого из обучающихся. Все это способствует освоению учебного материала, повышает активность учеников на уроке, позволяет организовать совместную работу для решения общей задачи, поставленной учителем.
Во-вторых, работа с текстами. На интерактивной доске легко продемонстрировать способы сжатия текста изложения, дать возможность применить компрессию (и это делается наглядно, быстро, для всей группы сразу), разобрать композицию сочинения-рассуждения, поработать с отдельными его частями, разобрать типичные ошибки, создать правильный вариант комментария к проблеме текста.

В-третьих, на интерактивной доске можно приготовить и выполнить разнообразные и увлекательные задания для уроков закрепления изученного.
Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и объясните постановку знаков препинания.
Точно из далекого детства кто(то) взгл..нул на меня голубыми глазами с такою радос..ной силой почу..ствовал я тонкую красоту нашей пр..роды. Лиловая дымка накрывала луга и поля. Широко ра(с,сс)тилались луга осыпа(н,нн)ые цветами.
Хоч..ш.. душу леса постигнуть найди лесной ручей и отправляйся берегом его в(верх) или в(низ). Водная дрож.. бросае(т,ть)ся тенью на ствол ели на травы, а по ним бегут тени и чуд..(т,ть)ся травы р..стут под музыку. Потом вид..ш.. согласие теней.
Благодаря использованию интерактивной доски информация становится доступной и понятной, а обучающиеся - более активными и увлеченными на уроке, нацеленными на работу. Каждый свой урок стремлюсь проводить на высоком методическом уровне, учитывая индивидуальные особенности и уровень подготовленности учащихся, постоянно ищу новые формы обучения, позволяющие увлечь детей. Владение современными образовательными технологиями помогает мне избежать стереотипности и монотонности процесса обучения, что способствует развитию у учащихся любознательности, самостоятельности, активности, творчества. В моем педагогическом арсенале - многообразие видов нестандартных уроков, богатый дидактический и наглядный материал, накопленный за годы преподавательской деятельности. Все это вошло в мою методическую копилку.
Чтобы идти в ногу со временем, постоянно совершенствуюсь в своей профессиональной деятельности, изучая и применяя новые технологии обучения. Я не только пользователь Интернет-сайтов, но и сама являюсь членом сообщества учителей русского языка и литературы на разных сайтах: «Про школу.ру», "Учительский портал", "Современный учительский портал", где размещаю свои работы и работы своих учеников, делюсь своими разработками с коллегами.  Также я стараюсь участвовать во всевозможных Интернет-конкурсах (всероссийский конкурс «Я Энциклопедия»), приглашаю принимать участие в них своих студентов.
Компьютер никогда не заменит учителя, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися методическими средствами. Но я уверена, что умелое использование ИКТ на уроках не только повышает их эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников, помогает развивать навыки исследовательской деятельности, творческие способности учащихся, формирует у школьников умение работать с информацией, развивает коммуникативные способности, создает благоприятный психологический климат на уроках.
Безусловно, компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому ИКТ необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами, хотя любое техническое средство не может быть использовано весь урок, согласно санитарно-гигиеническим нормам. Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика - право на качественное образование. В. Г. Белинский говорил: "Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса". Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не думал. Но, мне кажется, эти слова о нем, о современном учителе, который стремится вперед, который готов осваивать все новое и с успехом применять в практике своей работы.
Список использованной литературы.
Бабич И.Н.. Новые образовательные технологии в век информации \ Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании". – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2003. – с.68-70.
Леведь И.Н. «Афоризмы великих о…». Москва: «Дрофа».2007. с.12, 34.
Н.Баловсяк «Видеосамоучитель создания реферата, курсовой, диплома на компьютере (+ CD)»: Санкт-Петербург: «Питер». 2008. с. 43-44, 51.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.