Мотивация познавательной деятельности на уроке химии как средство формирования ключевых компетенций учащихся

Мотивация познавательной деятельности на уроке химии как средство формирования ключевых компетенций учащихся
 Химия как наука, к сожалению, нынче в очень сложной ситуации. С одной стороны – растет спрос на специалистов с химическим образованием. С другой – один час в неделю для того, чтобы хотя бы поверхностно изучить основы точной науки, это явно недостаточно. Наше время характеризуется тем, что все процессы в обществе, науке, технике постоянно ускоряются. Это существенно меняет задачу современного учителя. Сегодня важно не просто передать школьнику определенную порцию знаний, умений и навыков. Гораздо важнее научить ребенка уверенно ориентироваться в мире, находить источник информации и быстро и эффективно усваивать новое. Введение понятия «компетенция» в нормативную и практическую составляющую образования обозначило проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций:

-         извлекать главное из прочитанного или прослушанного,т.е. смысловое чтение
-         точно формулировать свои мысли, высказываться по заданной теме,
-         сотрудничать с другими при выполнении общего задания,
-         планировать свои действия, оценивать полученный результат,
-         предлагать различные варианты решения задачи и выбирать наилучший
-         самоорганизовываться и т.д.
На первый план выходит требование к формированию ключевых компетенций, коммуникативных, инструментальных и др. (уметь учиться, знать, делать, жить в обществе, уметь решать проблемы и т.д.). Все эти изменения приоритетов в образовании несомненно активизируют осознанный процесс выбора учителями стратегии своей деятельности. Какие виды компетенций должны быть сформированы у школьника?  Каково их содержание? Как их оценить? К перечню ключевых компетенций, выявленных в ходе исследования рынка труда, были отнесены:
-   Общение – коммуникативные навыки и способности;
-  Умение решать проблемы –так планировать и выполнять действия, чтобы получить ожидаемый - результат;
-   Сотрудничество – умение осуществлять эффективное взаимодействие в команде,
-   Саморазвитие - способность организовывать свою деятельность, самопознание, самооценка, критическое и аналитическое мышление,
-    Владение информационными технологиями – умение не только использовать известные технические и программные средства обработки информации, но и способность к самостоятельному освоению новых [1].
Что можно назвать ключевыми компетенциями? Это  инструмент, с помощью которого можно оказываться подготовленным к новым ситуациям. Таким образом, чем больше действий можно совершить с помощью данного инструмента, тем он лучше. Каковы же пути формирования ключевых компетентностей? Сегодня школе предлагается множество  различных методических находок. Все они, несомненно, имеют свои достоинства и недостатки. Порой трудно определиться, какая же лучше? Появляется необходимость поиска новых, инновационных подходов к организации и управлению ученической деятельностью на уроке.
В своей работе я, как и многие  учителя, использую элементы различных современных технологий, близкие мне и моему пониманию процесса обучения (предпочтение отдаю проблемно-поисковым, коммуникативно-диалоговым технологиям, технологиям исследовательской деятельности и моделирующего обучения). Считаю, что особенного внимания заслуживает технология группового обучения и её варианты: работа в группах переменного состава, метод проектов, кейс-методика.  В настоящее время эффективным средством обучения и незаменимыми помощниками в организации образовательного процесса в моей работе являются мультимедийные технологии.
Можно перечислить большое число проблем, встающих перед учителем: падение престижа учения, социальные проблемы Одна из главных -  проблема нехватки времени. Неизбежно происходит информационная перегрузка. Для меня большие проблемы это: неразвитая память, малая эрудиция, низкая мотивация к учебному труду, отсутствие культуры учебного труда. Возможно ли решение этих проблем на уроке химии?
Думаю, что для начала надо мотивировать процесс познания. Учителю необходимо постоянно стремиться выйти за рамки предмета и посмотреть даже на самую «химическую» проблему под углом зрения общей культуры. Думаю, что нельзя «уходить с головой» в щелочи и кислоты. Химия должна помочь ребятам в реальной жизни. Я уверена, что ребятам необходимо показать красоту науки, научного познания, связь химии с другими научными дисциплинами. Когда спрашиваешь у восьмиклассников, знания каких предметов им будут нужны для успешного изучения химии, обычные ответы – математика, физика, биология. Но ведь не менее тесно, чем с математикой и физикой, химия связана с историей. Наше историческое прошлое настолько велико, что с ребятами нельзя о нем не говорить. Насколько интересны биографии великих ученых, история открытий и свершений в науке. Особенно большое впечатление оказывают истории из жизни обычных и не очень знаменитых людей, таких как химик-самоучка Власов, военный инженер и преподаватель артиллерийской академии С. В. Панпушко -химик-артиллерист. Широко известен своими работами в области взрывчатых веществ (пироксилина и мелинита) и снаряжения боеприпасов. Создал первый капитальный труд по производству взрывчатых веществ и разработал способ снаряжения снарядов взрывчатым веществом  мелинитом. и др. Погиб при проведении опытов. Не менее поучительны и «химические» сюжеты в литературных произведениях. Примеры из истории, литературы оказывают мне неоценимую помощь тогда, когда следует предложить ученикам для облегчения усвоения материала разнообразные проблемные ситуации.
Есть в химии рычаг, который может сдвинуть с места самого инертного, самого инфантильного ребенка. Настоящий рычаг Архимеда, способный перевернуть мир школьника. Это эксперимент. Он сродни фокусу, который вызывает удивление, а с удивления начинается познание.
Я согласна с мнением одного из финалистов Учителя года 2009, что процесс формирования собственного представления об устройстве окружающего мира состоит из трех этапов[2]:
1)Первое – восприятие чужих знаний (черпая материал из книг, учебников, Интернета). На этом этапе школьник может освоить материал, но знание не будет прочным, вскоре большая часть его попросту выветрится из его головы.
2) Второй этап – восприятие чужого опыта (усердно работая на уроке, внимательно слушая учителя). Усвоение чужого опыта позволяет ребенку не просто получить знания, но и познакомиться с их использованием. Для того чтобы разбудить познавательный интерес, эксперимент должен быть близок детям, прост в исполнении, эффектен. Тогда обязательно захочется его повторить самостоятельно, показать дома, а значит разобраться в его сути хотя бы немного.
3 Третий этап формирования компетентностей – получение собственного опыта, умение передать свой опыт другим, теперь ученик не только владеет теоретическим материалом, но и умеет его самостоятельно использовать на практике. Естественно, что этот этап наиболее важен. Выполнение лабораторных работ, постановка проблемных вопросов, экспериментальное моделирование как раз и формирует такое отношение к учебе, при котором захватывает сам процесс постижения новых знаний. Как только включается удивление, активизируется внимание, и вот уже ребенок не просто внимательно вас слушает, он сопереживает, задает вопросы – идет процесс познания.
Все начинается с урока.  Думаю, у каждого учителя бывали случаи, когда после титанической работы на уроке вы приходите к выводу, что дети в силу самых разных причин ничего не усвоили. Что унесет школьник с урока: ничего или маленький «кусочек» материала, несвязанные обрывки или сумеет запомнить самое главное? Для себя я решаю подобную проблему, применяя опорные конспекты и технологические карты урока.
Возможность взглянуть на тему как на единое целое вот главная суть опорных конспектов на  уроках. Опорный конспект представляет собой лист с рисунками, формулами, отдельным фразами и словами, в которых закодирована определенная информация. Особо необходимо  выделить  значение  опорных  конспектов  для  слабых учащихся. Опорный конспект,  в  таком  случае,  действительно  становится  опорой  для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя  вспомнить  и  воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в  целом.  Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний. По мере работы  с  опорными  конспектами  учащиеся  выходят  на  новый уровень:  они  начинают  самостоятельно  составлять  опорные   конспекты. В  старших  классах данный приём позволяет сжато записать любую лекцию. Применение опорных конспектов предполагает решение немаловажной задачи – научить ребят концентрировать и структурировать учебный материал. Приучая детей к такой работе, прививаю им умение концентрировать материал, выделять главное и второстепенное. В 8-9 классах это готовые конспекты, в 10-11 мы их делаем совместно на уроках.
Еще один вопрос, который встает перед каждым учителем: «А что сумеет воспроизвести ученик на следующем уроке?» Вот уже много лет я практикую на уроках разнообразные виды работы с алгоритмом. Алгоритм - это определённая последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы получить результат. Это умение правильно спланировать свой ответ на уроке. Алгоритмы играют огромную роль в жизни людей: это рецепты, по которым в аптеках готовят лекарства, рекомендации поваренной книги и т.д. Сначала алгоритмами пользовались исключительно математики. Начиная с 60-х годов правилами алгоритмов стали пользоваться учителя других предметов.  Использование учителем алгоритмов освобождает учащихся от механического запоминания материала, приучает к четкости и заметно расширяет их кругозор. Если у ученика нет простого и четкого алгоритма выполнения того или иного задания, это существенно затрудняет восприятие материала, увеличивает затраты времени на объяснение и заметно уменьшает значимость важнейших понятий в химии (валентность, степень окисления, строение атома и т.д.). Учащиеся тратят немало труда на усвоение этих понятий. Навык работать с алгоритмом позволяет сориентироваться даже в незнакомой ситуации, когда содержание задания заранее неизвестно. Своим ученикам я предлагаю перенести основные алгоритмы (план характеристики химического элемента, план характеристики класса органических веществ и т.п.) на карточки-подсказки (листок помощи). Эти карточки хранятся в конверте, приклеенном в тетради, и используются по мере надобности на уроках. Мотивировать так же можно через работу кружков, проектную деятельность, исследовательскую, через курсы по выбору. Личность учителя, его заинтересованность в успешности своих учеников, доброжелательность и терпение- факторы, мотивирующие деятельность учащихся.
Результат мотивации проявился в олимпиадах. Учащиеся нашей школы регулярно принимают участие в Конкурсах исследовательских работ разного уровня ( ДГТУ – первое место и ДАНЮИ), во Всероссийских олимпиадах Альбус, Олимпус, Колосок, молодежный чемпионат, Мультитест, Ростконкурс. (Колосок:два 1 места в России, два 3-их,два 5-ых; Молодежный чемпионат: два 2 места в регионе; Ростконкурс: первое, второе, третье места в регионе, второе и третье в России. Два первых места на научно практической конференции в школе, участвуем в конкурсе исслед. Работ на сайте Звёзды нового века. Ждем результаты.
Однако сколько бы мы не говорили о каких-то универсальных методиках обучения, точно одно – познание мира разными детьми осуществляется по-разному. На уроке интеллект каждого ребенка должен быть востребован. Для этого необходима мотивация процесса познания. Ученик должен испытывать удовлетворение от процесса познания, постоянную потребность новых учебных впечатлений.    

15