Проектно-исследовательская деятельность учащихся, как средство реализации ФГОС.


Проектно-исследовательская деятельность учащихся, как средство реализации ФГОС.
Крикливенко Ольга Юрьевна,
учитель истории, обществознания и права МБОУ СОШ №1 м.А.Ваганова,
высшей квалификационной категории
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. Проектные технологии позволяют в образовательном процессе добиться успехов в решении этих задач.
Это прекрасная возможность для ребят делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
В условиях модернизации образования проектирование при надлежащей педагогической поддержке и педагогическом сопровождении является важнейшим фактором формирования базовых компетентностей учащихся.
Ученическое проектирование - это форма организованной активности учащихся, приобретающих социальный опыт, навыки практической самостоятельности, формируются познавательные навыки. В процессе работы над проектом развиваются особые качества ума - наблюдательность, умение анализировать, комбинировать, моделировать, устанавливать связи и закономерности. В основу метода проектирования положена идея направленности учебно - познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или задачи.
Проектно-исследовательская деятельность способствует формированию и развитию общеучебных навыков:
1. Социальные - умение работать в группе, сотрудничать, выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем и т.д.
2. Коммуникативные - учиться рассказывать, умение слушать других, отстаивать собственное мнение и дискутировать.
3. Мыслительные - анализ, обобщение, сравнение, классификация полученной информации.4. Исследовательские - умение формулировать гипотезу, проводить исследование, выявлять и соотносить изучаемые факты.
По способу деятельности выполненные проекты можно классифицировать как:
- исследовательские - ролевые
- информационные - практико - ориентированные
- творческие - межпредметныеФГОС нового поколения обязывают формировать личностную ориентацию учащихся в получении образования, деятельностный характер, направленный на приобретение общих умений и навыков учащихся, а также готовность использовать полученные знания и умения для решения практических задач. Особенно благоприятные условия для осуществления проектной и исследовательской деятельности учащихся создают:
1. Внеклассная исследовательская деятельность учащихся (от подготовки проекта - к защите и презентации на научно-практической конференции);
2.Учебное проектирование (от мини-проектов к долгосрочным) непосредственно используется для урочной деятельности;
3. Семейное проектирование - когда родители не просто помогают своим детям выполнять отдельные части проекта, а совместно решают задачи как равноправные партнёры в общем деле. Семейные узы помогают в формировании социальных компетенций, дают нравственные и духовные аспекты воспитания подрастающего поколения.
В рамках факультатива «Культура исследовательской деятельности» в 5-х классах в 2015г. был реализован один из проектов «Памятные места событий Великой Отечественной войны 1941-1945гг на карте города Мончегорска». Работа над проектом проводилась в преддверии празднования 70-летия Великой Победы.
Проект «Памятные места событий Великой Отечественной войны 1941-1945гг на карте города Мончегорска» (создавался в рамках празднования 70-летия Великой Победы). Руководители проекта: Крикливенко О.Ю., Сергеева Ю.О., учащиеся МБОУ СОШ №1 имени А.Ваганова и МБОУ СОШ №7.
Цель: создать картографический продукт «Маршрут Великой Победы по памятным местам Великой Отечественной войны города Мончегорска» для популяризации историко-краеведческих знаний среди подрастающего поколения и общественности Мурманской области и за её пределами, гражданско-патриотического воспитания на основе патриотических чувств, чувства гордости и уважения к мончегорцам, внёсших свой вклад в Великую Победу в Великой Отечественной войне. Механизм реализации: собрать информацию об объектах и местах, связанных с событиями ВОВ, подобрать для реализации цели карту местности, указать на ней места и объекты, составить легенду карты, отметить последовательность экскурсионного маршрута по памятным местам и объектам на карте, с размещением информацию о них на оборотной стороне карты. Распечатать в типографии тиражом в 1000 экземпляров, хотя этого будет мало, желающих её получить будет больше.
В ходе реализации проекта ребята занимались поиском информации о памятных местах и объектах города Мончегорска, связанных с событиями Великой Отечественной войны, осуществляли работу над созданием картографического продукта – карты «Маршрут Великой Победы по памятным местам Великой Отечественной войны города Мончегорска» для популяризации краеведческих знаний среди подрастающего поколения и общественности.
В итоге, получив картографический продукт в виде складывающейся карманной карты, любой житель города или его гость может познакомиться с памятными местами и объектами, связанными с событиями Великой Отечественной войны, сможет самостоятельно посетить их и прочитать о них краткую информацию.
Рекомендовано расположить полученный картографический продукт на сайте города, а в распечатанном виде распространять через музеи, библиотеки, гостиницы города, киоски «Союзпечать».
Семейный проект «Настольная игра-лото «Конституция Российской Федерации» (историко-правовая познавательная игра на русском и английском языках)». Авторы: Крикливенко О.Ю. и Крикливенко Е.О.
Цель: создать игру-лото для популяризации, расширения и углубления знаний граждан РФ о главном Законе страны - Конституции Российской Федерации, направленную на воспитание уважения к закону, праву на основе изучения положений Конституции Российской Федерации, на формирование уважения к заложенным в Конституции РФ базовым общечеловеческим и российским ценностям, основам построения правового государства, способствовать изучению английского языка и его практического применения при межкультурном общении с иностранными гражданами на территории РФ, способствовать соблюдению ими основ Конституции РФ.
Механизм реализации: изучить Конституцию РФ, составить вопросы к статьям Конституции РФ (48 карточек с вопросами) и подготовить на них ответы (6 карточек (полей с ответами). Перевести на английский язык. Создать эскиз игры. Распечатать:
- формат А4 - 6 листов (карточек) с ответами с изображением в центре символики РФ и оформить карточки с ответами с оборотной стороны изображениями символики РФ в цвете (6 листов на английском языке);
- формат А4 –6 листов (карточки с вопросами, 8 вопросов на каждом листе, при нарезке их будет 48 штук) и оформить карточки с вопросами с оборотной стороны изображениями символики РФ в цвете. При выкладывании их на поле с ответами соберется один из символов государства РФ (6 листов на английском языке);
- формат А4 «Правила игры» (1 лист +1 лист на английском языке);
- формат А4 «Титульный лист игры» (1 лист+1 лист на английском языке).
Материал: картон (игру можно сложить в папки-карманы, что не вечно, если не ламинировать); магнитные мягкие листы с напечатанными изображениями символики РФ, вопросами, ответами и правилами игры (игру можно свернуть в трубочку и упаковать в футляр, и все детали хорошо будут магнититься и не потеряются).
Данные проекты способствуют повышению интереса к самостоятельному изучению истории своей малой родины, повышению информированности о родном крае, воспитанию патриотических чувств подрастающего поколения.
Это прекрасная возможность для ребят делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
С учётом индивидуальных особенностей обучающихся используя проектные технологии в образовательном процессе, мы способствуем развитию их творческих способностей, исследовательских умений, познавательного интереса. При работе над проектами и их реализации умело вырабатываем стратегию, тактику и технику взаимодействий ребят с людьми, организуя их совместную проектную деятельность для достижения определенных социально значимых целей.
И как сказал в своей заповеди Ш. А. Амонашвили: «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелинами».
Проектные умения на различных этапах
Этапы работы над проектом Элементы проектной деятельности
I. Погружение в проект
1. Рассмотрение ситуации и проблемы
2. Сужение проблемы и формулировка цели Пооблематизация:
ПелеполаганиеII. Организация работы нал проектом
1. Разбиение на группы, распределение ролей;
2. Планирование Планирование;
Рефлексия
КоммуникативностьIII Работа нал проектом
1. Выполнение этапов работы
2. Подготовка к презентации:
• устное сообщение
• подготовка продукта — объектов наглядности: чертежей, рисунков, слайд-шоу, макета и др. Коммуникативность:
умение слушать других;
умение высказать свою мысль, точку зрения,
формулировать идею;
умение вести диалог в конструктивной, уважительной манере спокойным тоном;
умение идти на компромисс, выполнять общие решения;
умение работать в группе; участвовать в распределении ролей, видов (участков) работ;
умение выполнять отведённую тебе лично группой роль; ответственно к ней относиться;
умение согласовывать действия, работать на общий результат, работа в кооперации;
готовность к взаимопомощи и поддержке; взаимозаменяемость.
IV Презентация результатов
1. Сделать устное сообщение
2. Продемонстрировать наглядность
3. Ответить на вопросы публики
4. Самоанализ Презентативные:
Умение подготовить устное сообщение;
Умение выступать перед публикой; грамотно и красиво излагать мысли; расстановка смысловых акцентов;
Умение сделать письменный отчет о проделанной работе;
Сопоставление поставленной цели и результата работы, соотнесение использованных средств, способов с полученным результатом (достигнута ли цель?);
Соотнести выбранные средства, способы для решения проблемы и важность полученных результатов, социальная значимость;
С какими трудностями столкнулись.
V. Самооценка Самооценка:
Определение того что: умел и научился; узнал нового; научился делать; приобрёл личный опыт; приобрел и проявил новые личные качества;
Определение степени своей активности, продуктивности в общей работе;
Самокритика: что не удалось, что не получилось, каких качеств не хватило, чтобы добиться успеха;