Статья на тему Учебно — исследовательская деятельность как средство реализации интеллектуального и творческого развития учащихся


Учебно – исследовательская деятельность как средство интеллектуального и творческого развития учащихся
Богачева Надежда Ивановна, учитель географии
МКОУ Заводская СОШ Калачеевского муниципального района
У каждого человека есть свой любимый уголок Земли, любимый край. Чаще всего этим любимым уголком является малая родина - это город, поселок, село, т.е. то место, где человек родился и вырос, место, с которым связаны приятные воспоминания.
И у каждого отношение к своему любимому краю проявляется по - разному. Кто-то посвящает ему стихи и песни, кто-то рисует картины, тем самым прославляя любимый уголок, и на многие годы увековечивает память о нем. А кто-то с энтузиазмом участвует в изучении и сохранении любимого края. Такими ребятами являются члены научного общества учащихся «Эрудит» нашей школы. Как и полагается НОУ имеет свою эмблему, девиз «Дерзайте, вы талантливы!», положение с правами и обязанностями членов общества. Главное направление в работе - краеведческое.
За его огромной дверью для членов НОУ открывается мир, полный удач и ошибок, взлетов и разочарований, радостей и огорчений, но также полный доброты созидательного труда, творчества. Для нас очень важно, чтобы каждый понял, что он сам творит себя.
В школе организована работа кружка «Юный исследователь», который является составной частью дополнительного образовательного компонента в учебном плане.
В кружке занимаются учащиеся, изъявившие желание работать над исследовательским проектом, поэтому группа кружковцев разновозрастная. На занятиях раскрывается алгоритм научного способа познания, дается отличие учебного исследования от научной работы, а также творческой работы в форме реферата. Учащиеся знакомятся с научной терминологией, видами научных источников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов и критериями оценки проекта. Учатся составлять библиографию, план исследования, собирать и обобщать материал, проводить эксперимент, писать научную статью, доклад, тезисы, аннотации, выступать с докладом и оппонировать. Занятия состоит из трех частей: теория, практическая работа, индивидуальная консультация. Домашняя работа предполагает применение знаний, полученных на занятиях кружка, при выполнении конкретного исследовательского проекта.
Учащиеся получают справочные материалы: «Типовая структура исследовательской работы», «Как выступить с докладом», «Как написать аннотацию», «Как выступить с оппонированием».
Формы работы разнообразные – наблюдения, экскурсии, встречи с интересными людьми, организация проектных заданий, полевые и творческие исследования, участие в конференциях на школьном, районном, областном уровнях. Аспекты изучения своего района самые разнообразные. Увлекательные занятия топонимикой своего края, знакомство с историей хозяйственного освоения территории (возраст селений, дорог, пахотных угодий), археологические раскопки, поиск «следов» прошлого (участки старинных парков, заброшенные плотины и мельницы на реке Толучеевка), необходимость личного участия в решении экологических проблем и т.д.
В комплексе они формируют у уч-ся умение адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях; самостоятельно приобретать знания для решения различных проблем; грамотно работать с информацией, уметь ее собирать, обрабатывать, формулируя выводы, высказывая свою точку зрения, сопереживая и эстетически воспринимая окружающую среду.
Успешность данной работы зависит от её научной основы и связи с современностью. Учитель, прежде всего сам должен быть подлинным знатоком природы района, быть в курсе проблем хозяйства района, особенно в экологическом аспекте, для чего он должен поддерживать постоянную связь с различными учреждениями, работающими в районе, так и с его хозяйственными организациями.
Ошибочно думать, что в природе наших районов уже нечего «открывать», исследовать. Именно поисковый, разведывательный характер краеведческой работы импонирует школьникам. Во-первых, накопление научных фактов даже чисто локального значения для данного района очень полезно (летопись сезонной и многолетней динамики природы, учёт индустриальных загрязнений и их последствий, наблюдение последствий взаимодействия леса и степи, возобновления на вырубках от пожарищ и многое другое). Во-вторых, есть проблемы, которые ещё не нашли исчерпывающего решения. Таковы, например, вопросы о влиянии рельефа на развитие гидросети, распространение отдельных типов растительности, проблема многолетних тенденций изменения климата и др.
Исследовательская работа по краеведению должна быть доступной, посильной, дифференцированной для разных возрастов учащихся. Всё, что дети видят, что они делают в природе, должно быть им понятно и увлекательно. Разнообразными, занимательными должны быть и формы обработки краеведческого материала.
И наконец, она должна быть целенаправленной. Это, впрочем, достигается не сразу. Дети должны чётко знать, для чего они идут в природу, где будет использован результат их работ (на уроках, в школьном краеведческом уголке, на фотовыставках, конкурсах и др).
В школе ведётся накопление презентаций, видео, справочной фототеки природных условий района, полученной в результате исследований. Она включает в себя несколько разделов: типичные природные комплексы, ландшафтные процессы, воздействие человека на природу, объекты, требующие охраны. Все сделанные в походах фотографии сопровождены подписями. Вот пример, «Захламлённая вырубка леса. Не убраны порубочные остатки, они мешают нормальному лесовозобновлению, создают пожарную опасность. Здесь возникают очаги размножения насекомых – вредителей древесины».
Доброй традицией научного общества стало ежегодное проведение научных конференций - защита исследований. Каждая научная конференция – это не только отчет о проделанной работе за год, но и возможность расширить круг научного общества с природоохранными, медицинскими, административными организациями, наладить деловые связи с научными обществами других школ района. Такое сотрудничество повышает достоверность результатов, приучает школьников к самостоятельному творчеству, осознанию серьезного подхода к выполнению работы.
Получаемый в результате работы продукт – необходимый компонент школьных курсов географии. Множество явлений окружающей природы хорошо знакомы детям из повседневной жизни, поэтому географические понятия, которые они усваивают на примере родного края, оказываются наиболее убедительными, легко запоминающимися. Связь с природным окружением придаёт практическую направленность преподаванию: у детей вырабатываются навыки поведения в природе, наблюдательность, появляется интерес к экологическим и народнохозяйственным проблемам. Природа своей местности – это та «учебная лаборатория», которая нужна географу в той же степени, как физику или химику – школьная лаборатория по их предметам.