Исследовательская работа по чтению Самое великое чудо на свете




Исследовательская работа по чтению

«Самое великое чудо на свете»








Автор: Дубовицкая Анастасия,
ученица 4 класса
Руководитель:
Гурова Ольга Николаевна












2014 г.
Оглавление

1. Введение………………………………………………………………………………..1
2. Основная часть…………………………………………………………………………2
2.1. Совместное чтение в жизни ребёнка………………………………………………..2
2.2. Роль библиотеки в привитии любви к книге, чтению……………………………...2-3
2.3. Некоторые советы учащимся «Как правильно читать книги»…………………….3-4
3. Заключение……………………………………………………………………………... 5-6
4. Библиографический список…………………………………………………………….6
5. Приложения…………………………………………………………………………….. 7



















1. Введение
Есть явления в истории человечества, значение которых трудно переоценить. Они принадлежат не одному какому-либо ограниченному времени, а со дня своего появления даны на все времена. К ним можно отнести явление ее величества КНИГИ.
Книга - один из самых близких друзей. В книгах мы находим ответы на вопросы, они дают пищу для размышлений, воспитывают в нас человека, предлагают интеллектуальный отдых и полёт воображения. Общаясь с книгой, читатель общается с ее автором. Эта занимательнейшая беседа, имеет свои восторги и разочарования. И содержание жизни человека во многом, хотя и не во всем, зависит от содержательности этого общения с книгами, от умения читать и вычитывать. А.С. Пушкин писал: «Чтение - вот лучшее учение». Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная. Эта занимательность, включающая в себя познавательность, делает книгу чудом. А чудо в том, что невозможное книга делает возможным. Книга властвует над пространством. Она переносит нас в любую часть Земли и всей Вселенной. Всем известно, что сегодня многие школьники читают мало или совсем не читают. В результате снижается уровень грамотности учащихся и резко падает успеваемость. Что же делать, чтобы привить любовь к чтению? Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Любовь к книге воспитывается с самого раннего детства. Взрослея, человек понимает, что без чтения нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многостороннего развития.
Цель работы: доказать влияние чтения на успеваемость учащихся.

Задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования и определить роль книги в жизни человека.
2. Провести анкетирование и выяснить отношение учащихся нашей школы к чтению.
3. Выявить роль родителей в привитии детям любви к книге.
4. Установить причины нежелания читать книги.
5. Выявить взаимосвязь чтения и знаний.
Гипотеза: чтение книг поможет учащимся в решении его проблем неуспеваемости.
Методы: анкетирование, беседа с учителями, родителями, библиотекарем.
Практическая значимость работы: выступление на родительском собрании, на классном собрании.
Объект исследования: учащиеся нашей школы.
Цель исследования: изучить состояние проблемы чтения детьми художественной литературы. Предмет: чтение и успеваемость учащихся.
Ценность полученных результатов заключается в том, что учащиеся начнут не только больше читать, но и полюбят это занятие. А это значит, что они лучше будут учиться.









2. Основная часть
2.1. Совместное чтение в жизни ребёнка
Воспитание детей - древнейшее из человеческих дел, труднейшее из занятий, искусство из искусств. Именно семья является началом начал в маленьком человеке, оказывает решающее воздействие на его внутренний мир. Родители несут ответственность за нравственные истоки своих детей. От них зависит, каким станет их ребёнок: добрым или злым, честным, справедливым, равнодушным, жестоким. Привить детям любовь к чтению, развить интерес к книге должно быть положено в семье. Интерес к книге у детей возникает еще задолго до школы и развивается очень легко. В книге для них заключено много прекрасного, героического, таинственного, поэтому им страстно хочется научиться читать,а пока не научились- слушать чтение старших. Родители нередко, стремясь доставить детям различные удовольствия, сделать их жизнь возможно более радостной, забывают о том, что самое доступное, самое приятное и, несомненно, самое полезное из всех удовольствий для ребенка-это когда ему вслух читают интересные книги. Радость от этого удовольствия усиливается тем, что в семье создается атмосфера большей близости, сплоченности, дружбы, теплоты. Ничто не сближает так родителей и детей, не содействует возникновению общих духовных интересов, как совместное чтение. Семейное чтение формирует эмоционально- эстетическое восприятие книги. Слушая, ребенок испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, печаль, шутку. Совместное чтение помогает установить контакт между детьми и взрослыми, способствует познанию мира и себя самих, стимулирует у детей умственное развитие, облегчает в будущем процесс учёбы, улучшает успеваемость в школе, расширяет знания, отвлекает от долгого сидения у телевизора или за компьютером, помогает воспитанию моральных ценностей, помогает справиться с проблемами подросткового периода. Однако надо помнить, что пользу приносит только разумное, хорошо организованное семейное чтение.




2.2. Роль библиотеки в привитии любви к книге, чтению
Как было уже отмечено, что чтение и книги в развитии растущего человека, дают большое влияние на становление характера, воспитание морально- эстетических норм, повышение общей культуры детей. Большое влияние на характер детей оказывают библиотеки. Библиотекари дают советы, какие приемы использовать при чтении (громкое чтение, обсуждение, отгадывание загадок и т. д.), информацию о детских журналах, педагогической литературе для родителей, помогают выбрать нужную книгу. При первом посещении библиотеки ребёнок будет называться читателем. Но со временем ребёнок может забыть про чудесное царство книг. Родители должны следить за тем, чтобы ребёнок регулярно посещал библиотеку. Какой тяжелый труд для малыша - самостоятельное чтение первых книг! Как помочь ребёнку преодолеть трудности техники чтения? С чего начать? Главное - правильно выбрать первые книги для чтения. Некоторые родители игнорируют библиотеку, мотивируя это наличием домашней. Но даже при наличии хорошей домашней библиотеки, посещение школьной необходимо. Домашняя библиотека часто состоит из книг, имеющих отношение к специальности родителей, их увлечениям, иногда состоит из «престижных» изданий. Библиотека часто формируется из детских сборников, различных хрестоматий. Малыши же любят книги большого формата, хорошо иллюстрированные. Домашняя библиотека часто не соответствует возрасту и интересам ребёнка. Поэтому необходимо убедить ребёнка в том, что книги надо читать не только из домашней библиотеки, но и из школьной. Мы решили выяснить, любят ли читать книги ученики нашей школы. С этой целью было проведено анкетирование. Было выявлено, что из 107 респондентов: любят читать- 40 человек не любят читать- 50 человек не читают- 17 человек. Учащиеся, которые много читают, как правило, учатся на «4» и «5», а те ребята, которые мало читают, учатся на «3». Мы пришли к выводу, что книги нужно читать, так как они влияют на нашу успеваемость. А также было выяснено, что 23% учащихся посещают библиотеку только 1 раз в месяц, 27% ещё реже, то есть 50% детей крайне редко посещают библиотеку. Очень часто посещают библиотеку 38% детей, 19% совсем не посещают библиотеку. На вопрос «Влияет ли чтение на успеваемость?» 80% опрошенных ответили, да влияет; 9% ответили - не влияет; 18% - не задумывались об этом.
2.3. Некоторые советы учащимся «Как правильно читать книги»

Книги являются самым доступным средством получения новых знаний, но это не означает что чтение книг- это очень простая задача. Прежде чем садиться за книгу нужно познать все правила чтения книг.
Для того чтобы лучше читать книги, необходимо усвоить несколько советов, которые расскажут вам как нужно правильно читать книги:
1. Если в тексте книги вам встречаются непонятные и неизвестные вам фразы, цитаты или выражения, не поленитесь узнать их толкование и смысл. Так же рекомендовано обращать внимание на ссылки и примечания, там может быть вполне полезная и интересная для вас информация.
2. Не правильно будет, если вы будете читать несколько книг разной тематики вперемешку, лучше всего читать такие книги, которые будут дополнять друг друга. Это позволит вам лучше усвоить информацию, прочитанную в книге.
3. Когда вы читаете книгу желательно использовать закладку, но можно и обходится без нее. Можно просто загнуть угол страницы, перевернуть книгу на нужном развороте или же оставить отметку карандашом в ней. Но пользоваться закладкой вам будет гораздо удобнее, ее можно купить или сделать самому.
4. Для того чтобы читать книгу правильно, нужно будет сеть поудобнее в спокойной и тихой обстановке, там где вас никто не сможет потревожить.
5. Если прочитанная книга вам понравилась, и вы подчеркнули из нее массу полезной информации, то поделитесь полученными знаниями с другими людьми. Так вы кому-то сможете помочь получить уникальную и ценную информацию, а так же сами еще раз подведёте итог прочтения той или иной книги. Правильно прочтенная книга – это путь к уникальным знаниям. Хочется вспомнить слова известного писателя К.Г. Паустовского «Человек, любящий и умеющий читать- счастливый человек. Он окружён множеством умных, добрых друзей. Друзья эти- КНИГИ». «Книга- это великое чудо изо всех чудес, сотворённых человеком», так говорил известный писатель М. Горький.
Мы выяснили, что чтение повышает умственные способности детей, развивает нашу речь, расширяет словарный запас, внимание, память.
Предлагаем вашему вниманию высказывания великих людей о чтении и о книге:
- «Чтение- это один из истоков мышления и умственного развития» (В.А. Сухомлинский);
- «Что может быть драгоценнее, чем ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира» (Л.Н. Толстой);
- «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Дени Дидро);
- «Школа- это, прежде всего, книга» (В.А. Сухомлинский);
- «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда вы не прочли хоть одной странички из новой книги!» (К.Г. Паустовский);
- «Я люблю книги! Каждая из них кажется мне чудом, а писатель- магом» ( М. Горький).
Много пословиц и поговорок написано о книге и чтении.
Вот некоторые из них:
- Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно. - Книга - друг человека. - Книги читать - не в ладушки играть. - Кто много читает, тот много знает. - Книги читать - скуки не знать. - Книга - лучший подарок. - Не красна книга письмом, а красна умом. - Дом без книги – день без солнца. - Книга учит жить , книгой надо дорожить. - Книга – ключ к знанию. - Одна книга тысячу людей учит. - Книга – твой друг, без нее как без рук. - С книгою жить – век не тужить. - Из глубины моря достают жемчуг, из глубины книг черпают знания.













3. Заключение
Итак, результаты проведённой нами исследовательской работы привели нас к выводу, что именно книги являются источником знаний, делают нас умнее, образованнее. Именно чтение книг влияет на успеваемость школьников. На вопрос «Влияет ли чтение на успеваемость?» 80% опрошенных ответили, да влияет; 9% ответили - не влияет; 18% - не задумывались об этом. Анкетирование показало, что из 107 респондентов: любят читать- 40 человек не любят читать- 50 человек не читают- 17 человек. Учащиеся, которые много читают, как правило, учатся на «4» и «5», а те ребята, которые мало читают, учатся на «3». Прав великий писатель М. Горький, который писал: «Книга- это великое чудо изо всех чудес, сотворённых человеком». Книги - веков созидательная ткань - дают возможность преобразовывать мир и себя в этом мире. Первостепенная роль в привитии любви к чтению принадлежит родителям. Потребность к чтению книг, любовь к ним, с самого раннего детства воспитываются в семье. Чтобы ребёнок становился активным читателем, родителям необходимо ежедневно читать с детьми, развивая их интерес к детской литературе. В наше время родители мало уделяют времени своим детям. Чтобы приобщить сына или дочь к чтению, в первую очередь надо следить за тем, чтобы ребёнок регулярно посещал библиотеку. Было выяснено, что 23% учащихся посещают библиотеку только 1 раз в месяц, 27% ещё реже, то есть 50% детей крайне редко посещают библиотеку. Очень часто посещают библиотеку 38% детей, 19% совсем не посещают библиотеку. Практическая значимость работы заключается в том, что материал исследования обсуждался на родительских собраниях, классных часах. Ценность полученных результатов заключается в том, что учащиеся начнут не только больше читать, но и полюбят это занятие. А это значит, что они лучше будут учиться.









4. Библиографический список

1. А. Блюм, А. Боборенко - «Листая вечные страницы» (Издательство «Книга», 1983). 2. И. Балоховская, Н. Пильник - «Книги детям» (Издательство «Детская литература», 1982).
3. «200 пословиц и поговорок в картинках» (авт.-сост. С.Н. Зигуненко. - М.: Аст Астрель, 2011).4. Л.А. Ефросенко, М. И. Олгорокова - «Литературное чтение» (Издательский центр «Вентана-Граф», 2005).
5. М.И. Оморокова - «Совершенствование навыка чтения младших школьников» - (М.:АРКТИ, 1999.)6. И.Я. Линкова -«Ты и твоя книга» (Издательство « Просвещение», 1981). 7. Л.А. Николаев - «Учись быть читателем» (Издательство «Просвещение», 1982). 8. С.И. Поварнин - «Как читать книги» (Издательство «Книга», 1978).
.




.