Рабочая программа по профилактике суицидального поведения детей и подростков


Рабочая программа
по профилактике суицидального поведения
детей и подростков «Я выбираю жизнь»
на 2016-2017 учебный год

Пояснительная записка.
Содержание проблемы и обоснование ее решения программными методами
Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношения к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни.
Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностные конфликты и т.д.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами.
Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье. Чаще всего преобладают давящий стиль воспитания, требования безапелляционного выполнения указаний, что препятствует формированию у подростков самостоятельности в принятии решений. В форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка. Семью могут постичь такие кризисные ситуации, как смерть близких, развод или потеря работы. Родители находятся в подавленном состоянии, бывает, что ищется ответственный за возникшие проблемы. В тоже время одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе, родитель относится к ребенку как к партнеру, то тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения. Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями, администрацией. Именно в школе формируются такие важные социальные запросы подростка, как: потребность в самоуважении (так как низкая оценка успеваемости связывается с недостаточным развитием способностей и интеллекта); потребность в положительной оценке значимых для него взрослых (следствием негативной оценки педагога обычно бывает отрицательная оценка родителей); потребность в общении (мнение учителя может определять мнение коллектива сверстников, низкие оценки не способствуют улучшению отношений ученика в классе).Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из–за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними.
Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.Покушение на жизнь может быть подражанием поведению, демонстрируемому с экранов телевидения или присутствующих на страницах литературных произведений. В подростковых компаниях наблюдается повышенный интерес к темам смерти и самоубийства, обсуждается их «тайна» и «красота». Руководствуясь подобными стереотипами, суициденты рассматривают посягательство на свою жизнь не с точки зрения общественной морали, а с позиции эффектности действий.
Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
Основные цели и задачи программы
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди обучающихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении.
Цель программы:формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых отношений между родителями, сверстниками другими людьми и миром в целом, с самим собой. Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:
Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого обучающегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
Создание системы психолого-педагогической поддержки обучающихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы так и в период трудной жизненной ситуации.
Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
Основные направления деятельности
Выявление групп суицидального риска;
Сопровождение детей, подростков группы риска и их семей с целью предупреждения суицида.
Повышение психологической грамотностипедагогов, родителей и обучающихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации.
2. Содержание основных понятий
Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.
Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.
Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.
Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).
Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.
Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.
Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.
Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.
Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними. 3. Принципы реализации программы
Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
4. Ожидаемый результат
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.
Программа достигнет наибольшего эффекта, если будет реализована как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.
 
ПЛАН ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
№ Содержание работы/участники Сроки Ответственные
Просвещение и профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних
1 Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации в течение года Кл. руководитель, Зам.директора,
Педагог-психолог
2 Составление базы данных по социально неблагополучным семьям сентябрь Кл. руководитель, Зам.директора
3 Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска в течение года Кл. руководитель, Зам.директора,
Педагог-психолог
4 Организация работы по профилактике профессионального выгорания педагогов в течение года Педагог-психолог
5 Организация волонтерского движения по оказанию помощи детям, склонным к суицидальным действиям в течение года Педагог-психолог
6 Цикл психологических классных часов:
В поисках хорошего настроения (1 – 2 классы)
сентябрь Педагог-психолог, Кл. руководитель
Как научиться жить без драки (3 кл) октябрь Педагог-психолог, Кл. руководитель
Учимся снимать усталость (4 кл) ноябрь Педагог-психолог, Кл. руководитель
Толерантность (5-11 классы) ноябрь Педагог-психолог, Кл. руководитель
Как преодолевать тревогу (6 кл) декабрь Педагог-психолог, Кл. руководитель
Способы решения конфликтов с родителями (7 кл.) январь Педагог-психолог, Кл. руководитель
Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом (8 кл.) февраль Педагог-психолог, Кл. руководитель
Грани моего «Я» (9кл) март Педагог-психолог, Кл. руководитель
Я + он + они = мы (10 кл) апрель Педагог-психолог, Кл. руководитель, волонтеры
Способы саморегуляции эмоционального состояния (11 кл) май Педагог-психолог, Кл. руководитель
Способы саморегуляции эмоционального состояния (9 кл) май Педагог-психолог, Кл. руководитель, волонтеры
7 Конкурс сочинений «В поисках смысла жизни» (9-11кл.) январь Педагог-психолог, учитель русского языка и литературы 9-11 классы
8 Работа с педагогическим коллективом ОУ
Консультация для педагогов «Что такое суицид? Признаки готовящегося самоубийства»
сентябрь Педагог-психолог
Семинар классных руководителей «Психологический климат в классе» ноябрь Педагог-психолог
9 Психопросвещение родителей
Родительский лекторий: по плану, по запросу Педагог-психолог,
классные руководители
Психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки Тревожность и её влияние на развитие личности Что такое суицид и его профилактика (среднее и старшее звено) Диагностика
Учащиеся
1 Исследование социального статуса ежегодно кл. руководитель,
2 Исследование уровня адаптации по плану педагог-психолог
3 Исследование уровня тревожности по плану, по запросу педагог-психолог
4 Склонность к отклоняющемуся поведению по плану педагог-психолог
Родители
1 Опросник для родителей – диагностика нарушений во взаимоотношениях подростка с родителями и их причин по запросу педагог-психолог
2 Опросник родительского отношения (А.Варга, В.Столин) по запросу педагог-психолог
Коррекционные мероприятия
1 Занятие «Ты и я очень разные» - для подростков 5-6 класс по запросу педагог-психолог
2 Занятие «Барьеры непонимания» 8 класс по запросу педагог-психолог
3 Занятие по повышению самооценки «Нарисуй подарок самому себе» 7 класс по запросу педагог-психолог
4 Тренинг уверенности (для старшеклассников) по запросу педагог-психолог
5 Тренинг «Манипуляция: игры, в которые играют все» (для старшеклассников) по запросу педагог-психолог
Литература
БережковскаяЕ. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1
Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.
Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.
Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16).
Кардашина О., Родионов В., Ступницкая М. Я и мой выбор. Занятия для обучающихся 10 – 11 классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни // Школьный психолог, 2001, №27.
Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2
Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е. Деловая игра для педагогов среднего звена “Педагогические приёмы создания ситуации успеха” // Школьный психолог, 2006, №15.
Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.
Мешковская О. Занятие “Подарок самому себе” // Школьный психолог, 2005, №10.
Николаева Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками “группы риска” “Грани моего Я” // Школьный психолог, 2006, №15
Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с.
Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
Савченко М. Тренинг “Уверенность” для обучающихся 11 классов // Школьный психолог, 2005, №2, 3, 4
Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. – 176 с.
Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.
Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2
Интернет ресурсы.
Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога, Москва «Просвещение, 2000 г.