Нравственное воспитание школьников (из опыта работы) Школьное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре


Духовно-нравственное воспитание школьников
(из опыта работы)
Школьное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле .Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормальную систему духовно-нравственного воспитания.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В.А.Сухомлинский.
Наша работа по духовно-нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной образовательной программе школы» и тематическом планировании воспитательной работы.
Задачи:
раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,
активизация позитивных, гармоничных, отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде,
формирование гражданского самосознания, любви к Родине,
охрана и укрепление здоровья детей.
Для решения поставленных задач в своей работе мы часто обращаемся к художественной литературе ,где на примере прочитанного учимся анализировать жизненные ситуации , свои поступки , так прочитав рассказ «Каштанка» мы пытались понять ,где добро ,где зло .Читаем притчи , стихи , учимся понимать прочитанное.
Под руководством старшего воспитателя , координатора в нашей школе проводится много праздников , которые способствуют нравственному воспитанию наших воспитанников, мы же в свою очередь стараемся принимать в них посильное участие.
Организуются открытые показы занятий, что позволяет педагогам овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию , так в этом году в нашей группе прошло открытое занятие по теме «Учимся дружить» где мы учились дружить , учились правильным взаимоотношениям друг с другом.
Для воспитания нравственных качеств использую игровую деятельность, это сюжетно-ролевые игры , где учитываю нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив.
Продуктивную деятельность: изготовление поделок для педагогов и именинников, к праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений.
Театрализованная деятельность позволяет проявить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил»), («Давай помиримся»…), такую работу я использую на клубных часах и самоподготовке.
В классе оформлен патриотический уголки для воспитанников. Содержание уголка нацелено на пробуждение гордости за Россию, Родину, родной край.
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:
- занятия и беседы , целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.
- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождественские Святки, Масленица, Пасха)
- тематические выставки детского творчества.
- экскурсии на природу (учить видеть красоту мира)
- анкетирования по выявлению формирования их нравственных качеств и уровню воспитанности.
Мы надеемся, что в ходе такой работы нравственные качества наших воспитанников станут лучше и дети будут более социализированы.