Обобщение педагогического опыта учителя осетинского языка и литературы Башировой Л.Т.


АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
(ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ В ПЕРИОД 2013-2015 УЧ. ГГ.)УЧИТЕЛЯ ОСЕТИНСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №1 ИМ. А.КОЦОЕВА
С. ГИЗЕЛЬ ПРИГОРОДНОГО РАЙОНА.
БАШИРОВОЙ ЛАРИСЫ ТАЙМУРАЗОВНЫ
Баширова Лариса Таймуразовна имеет высшее образование, высшую квалификационную категорию, педагогический стаж работы в должности учителя осетинского языка и литературы 19 лет.
В настоящее время работает по государственным программам. Недельная нагрузка составляет 12 часов.
В 2013 году Лариса Таймуразовна получила свидетельство о повышении квалификации в СОРИПКРО по теме: «ФГОС ООО: содержание и технологии введения».
В 2015 году повысила свою квалификацию в СОРИПКРО по теме: «Инновационные технологии повышения качества профессионально – педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС».
Работая над темой самообразования «Развитие речи на уроках осетинского языка и литературы», Лариса Таймуразовна строит занятия с учетом знания возрастных и психологических особенностей. Для каждой группы учащихся ею подобран материал, позволяющий эффективно усваивать темы программного материала; обучение ведется через дидактический, развивающие и деловые игры. Учитель работает в соответствии с современными требованиями, владеет формами и методами активного обучения, использует на уроках групповую и индивидуальную работу.
Использование технологий на различных этапах урока при изучении разных тем помогает подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя. Ее уроки развивают мышление учащихся, прививают навыки грамотного письма, владение устной и письменной речью. Деятельность учащихся и качество усвоения программного материала находятся под постоянным контролем учителя. На уроках Ларисы Таймуразовны хороший психологический климат, все учащиеся чувствуют себя комфортно и активно включены в работу. В итоге среди учащихся нет неуспевающих по ее предмету.
Лариса Таймуразовна является руководителем МО учителей осетинского языка и литературы. Она делится своим опытом с коллегами, выступает с докладами и отчетами на заседаниях педагогического совета и методического объединения учителей осетинского языка и литературы.
Учащиеся учителя Башировой не раз занимали призовые места в школьных и муниципальных олимпиадах. Вот результаты учебной деятельности учащихся, проявленные на предметных олимпиадах:
2012 -2013 учебный год – 1-ое место по осетинскому языку.
2012 -2013 учебный год – 3-ое место по осетинскому языку.
2013 -2014 учебный год – 2-ое место по осетинской литературе.
2013 -2014 учебный год – 3-ое место по осетинскому языку.
2014 -2015 учебный год – 1 -ое место по осетинской литературе.
2015 -2016 учебный год – 3-ое место по осетинскому языку.
Неоднократно учащиеся Ларисы Таймуразовны становились победителями и призерами школьных, муниципальных и республиканских конкурсов: «Мастер осетинского художественного слова», «Дельфийские игры», «И помнит мир спасенный» и т.д.
Лариса Таймуразовна за последнее время провела открытые уроки на школьном и муниципальном уровне.
Темы уроков:
«Дины кусджыты ӕнӕуаг митӕ Коцойты Арсены радзырд «Гигойы куадзӕн»-ы. (5 кл.)
РР. Подготовка к написанию изложения : «Мӕсыг куыд амадтой» (9 кл).
Урок по традиционной культуре осетин. Тема: «Зымӕджы бӕрӕгбонтӕ». Ногбоны изӕр.
«Ирон лӕджы кады фӕндаг « (Баситы Михалы радзырд «Инӕлар Плиты Иссӕ»-мӕ гӕсгӕ).
(5 кл.)
Баширова Лариса Таймуразовна является классным руководителем 7 «А» класса. Проводит классные и общешкольные мероприятия с учащимися класса и школы. Ее мероприятия, конкурсы, классные часы способствуют нравственно – эстетическому , духовно – нравственному, патриотическому развитию учащихся, ведет активную внеклассную работу по предмету: проводит литературно – музыкальные вечера, композиции. Такие как:
«Дуне- Къостайы тыххӕй».
«Коста Хетагуров в литературе, искусстве и музыке».
«Мӕ хӕрзӕггурӕггаг Иры сывӕллӕттӕн».
Классный час: «Нӕ Иры тырыса».
«Не ‘взаг нӕ хӕзна». 15 Мая.
«Абайты Васо – ӕвзагзонынады зӕрингуырд». (К юбилею Васо Абаева.)
«Гигойы куадзӕн». Инсценировка по рассказу А.Коцоева.
«Тохы хъӕр». К Дню Победы.
«Хорзӕй баззай,Ир!..»-к юбилею Великой Победы.
«Ирон фӕндыр»- адӕмы уарзон чиныг.
Последнее мероприятие было посвящено 155 летию со дня рождения Коста Хетагурова. Провели ее в мемориальном доме-музее К.Л.Хетагурова.
Лариса Таймуразовна часто проводит между классами разнообразные конкурсы, игры, викторины:
Ерыс: «Зилахары фӕз».
Конкурс: «Ирон фӕндыр».
Викторинӕ: «Куыд зоныс Коцойты Арсены сфӕлдыстад».
Брейн-ринг: «Нӕхи Къоста».
Учитель обращает большое внимание проектной деятельности. Подготовила с учащимися разных возрастов проектные работы по следующим темам :
Еще раз о Коста Хетагурове «Я художник и народный поэт…»
«Ирыстоны хъӕбатыртӕ». (Давид Доев, Исса Плиев).
«Ирон бӕгӕны – Нӕртон нозт».
«Мой Иристон». (Толерантность).
Помимо уроков, мероприятий, конкурсов учителей организует проведение предметных экскурсий по историческим и культурным местам (Дом-музей Коста Хетагурова, музей Иссы Плиева в г. Владикавказ). Большое внимание уделяет работе с одаренными и слабоуспевающими детьми. Поддерживает тесный контакт с родителями своих учащихся, организует педагогические консультации, встречи родителей с педагогом – психологом, проводит анкетирование в целях диагностики, регулирования и коррекции своей учебно- воспитательной деятельности.
Баширова Лариса Таймуразовна – требовательный педагог, отзывчивый и доброжелательный человек, обладает педагогическим тактом; пользуется уважением среди коллег, учащихся и их родителей.
Лариса Таймуразовна отвечает всем требованиям, предъявляемым к учителю- предметнику.
Представлена работа на тему: «Мой Иристон»
Обобщение педагогического опыта на тему: «Привития толерантного отношения учащихся к представителям других национальностей, проживающих на территории РСО-Алания»
Северная Осетия – Алания.
Мы живем в Республике Северная Осетия – Алания. Ее территория делится на восемь районов: Алагирский, Ардонский, Дигорский, Ирафский, Кировский, Моздокский, Правобережный, Пригородный.
Алания – древнее имя нашей родины, его произносят бережно и с особым уважением. А коротко нашу землю называют «Осетия», если говорят по- русский, или «Иристон», если говорят по-осетински. В Осетии-Алании два государственных языка – осетинский и русский.
Осетия равноправная часть великого государства по имени Россия. У каждой республики есть свои символы – Герб, Флаг и Гимн.
На древнем Гербе Осетии – Алании изображен барс на фоне горных вершин. Барс воплощает воинскую доблесть и твердую власть, а гора с семью вершинами – старинный символ процветания в родной стране и спокойствия во всем мире.
Три цвета Флага тоже имеют свой смысл. Белый – цвет мудрости и справедливости. Красный – цвет мужества и силы. Желтый – цвет изобилия и многочисленного потомства.


В середине 18 века осетин Дзауг Бугулов основал на месте нынешнего города Владикавказа небольшое селение. В 1784 году по соседству с осетинским селением была построена русская военная крепость. Слившись, селение и крепость дали начало будущему городу. Крепость назвали Владикавказом, поэтому так называется столица Осетии-Алании на русском языке. А осетины говорили, что живут в поселении Дзауга – Дзауджыхъæу. Так и сегодня по – осетински называется главный город Осетии.
Лучшие театры, музеи, библиотеки Осетии находятся во Владикавказе. Здесь печатаются книги, газеты, готовятся передачи радио и телевидения. В университетах и институтах обучают разным профессиям.
Владикавказцы очень любят свой город и гордятся его памятниками, набережными, парком и бульваром на проспекте. Владикавказ – город воинской славы. В годы Великой Отечественной войны столица Осетии стала непреодолимой преградой для врага. 1.

Осетия – Алания – это снежные вершины гор и быстрые реки, просторные равнины и тенистые леса, старые башни и современные города. Но главное наше богатство – дружба между людьми всех национальностей.
В глубокой древности предков алан-осетин называли скифами и сарматами. Две тысячи лет назад скифо – сарматские племена объединились и стали называться аланами. Они прославились своей воинственностью, потому что много веков им приходилось бороться за свободу и единство народа, за сохранение родного языка.
Наша республика не случайно называется Северной Осетией. За Главным Кавказким хребтом расположена Республика Южная Осетия.
Когда многие люди и даже целые народы имеют общее желание, оно обязательно исполняется. Чтобы принести пользу человечеству, нужно служить своей стране. Тех, кто делает это лучше других, называют великими людьми. Таким был Коста Хетагуров, выразивший в своих стихах мечты и надежды Осетии. Такими драматург Елбыздыко Бритаев, писатели Ссека Гадиев и Арсен Коцоев, поэты Георгий Малиев, Алихан Токаев и Шамиль Джигкаев.

Память народа сохранила имена героев, которые сумели отстоять свою родину в жестких битвах. Знаменитыми полководцами были аланский царь Саросий, который жил в 6 веке, и царевич Багатар, живший в 13 веке.
В 18 веке прославились Елбердук Туганов и Есе Кануков. Они защитили родной край от сильных и беспощадных врагов.
2.
В годы Великой Отечественной войны Осетия дала стране самое большое число Героев Советского Союза. Среди них – генералы Исса Плиев , Хаджиумар Мамсуров, Георгий Хетагуров.
Родина никогда не забывает своих сыновей – защитников. Память о героях живет вечно.

Окружающий нас мир наполнен звуками. Звучит разноголосая человеческая речь, журчит ручей, поют птицы, шумят моторы машин, эти звуки мы слышим постоянно.
К особым звукам относятся звуки музыкальных инструментов, которые благодаря таланту композиторов превращаются в музыкальные произведения.
Один из лучших дирижеров нашего времени – наш земляк – осетин Валерий Гергиев, который руководит прославленным Мариинским театром в Петербурге.
Великий осетинский актер Бало Тхапсаев был известен всему миру. На сценах лучших театров России и других стран он исполнял свои роли на родном языке, и зрители всегда понимали актера.
Великий осетинский наездник Агубе Гудцев во всем мире считается основателем конного цирка. Он первым придумал и виртуозно исполнял самые сложные трюки.
Славу Агубе Гудцева унаследовали знаменитые цирковые семьи Кантемировых и Тугановых.
Непобедимым цирковым борцом был Бола Кануков – богатырь ростом 2 метра 20 сантиметров. Вся Россия знала его под именем Казбек – Гора.
Осетины гордятся всемирно известным ученым земляком – Василием Ивановичем Абаевым. Блогодаря его научным трудам и открытиям восстановлена связь между древним скифским и современным осетинским языками, изданы сказания о героях – нартах. По его книгам осетинский язык изучают во многих странах.
Во Владикавказе расположен Художественный музей имени Махарбека Сафаровича Туганова. Это лучший музей осетинского искусства. Он назван в честь основоположника национальной школы изобразительного искусства.

3

В Осетии очень много курортных зон. Таких как: Горно- рекрационный комплекс Цей , Дзинага», Туристический центр «Барс», спортивно – оздоровительный центр «Порог Неба». Эти курорты принимают туристов и зимой и летом. Туда приезжают отдыхающие из разных мест России. В Осетии так же много полезных для здоровья источников: «Зарамаг», «Дзинага», «Урсдон», «Тиб».

4
У осетин очень вкусная традиционная кухня. Основу кухни составляет отварное в казане мясо, которое приправляется острым сметанным соусом (Цæхдон). Вторым блюдом традиционно считаются пироги (чъиритæ) с разнообразной начинкой. Далеко за пределами Осетии известен осетинский сыр и осетинское пиво ( бæгæны). Как и во всем Кавказе, в осетии распространен шашлык (физонæг).

У каждого народа есть свои национальные инструменты. У осетин это: двенадцатиструнная арфа (дыууадæстæнон фæндыр), двух или трехструнный щипковый инструмент, (дала-фæндыр), двух или трехструнная скрипка (хъисын фæндыр), свирель (уадындз) инструмент из бычьего рога (фидиуæг) и многие другие. Но в последние годы самым популярным инструментом в Осетии является осетинская гармоника.
Одним из ярких элементов этнического своеобразия народов является одежда. Одежда бывает повседневной, праздничной и ритуальной. У осетин праздничным нарядом являлись распошное платье (разгом къаба) для женщин и черкеска (цухъхъа) для мужчин.
В наши дни осетинские танцы на сцене, исполняются в национальном костюме. Так же, разгом одевают все осетинские девушки когда выходят замуж.

5.




В каждой стране, у каждого народа есть свои любимые праздники. В Осетии – Алании такой праздник приходится на последнюю неделю ноября – это Дни Уастырджи.
Уастырджи – святой покровитель Осетии, защитник добра, справедливости. Честного труда. Особую помощь оказывает Уастырджи воинам и путникам.
Война и далекие путешествия – занятия для настоящих мужчин. Поэтому женщины часто называют Уастырджи «Мужским святым» и даже не произносят его имени. Христиане называют Уастырджи святым Георгием и молются ему во всех храмах.
В дни праздника в каждом доме готовят три пирога и обращаются с молитвами к Богу и его святому помощнику Уастырджи. Обязательно произносят добрые пожелания младшим, потому что будущее народа зависит прежде всего от крепкого здоровья и хорошей учебы детей.

6.
Конец.
В мире насчитывается тысячи народов и народностей. И каждый из них по своему уникален, неповторим. Представитель каждого из этих народов гордится этой неповторимостью, принадлежностью именно к данному этносу.
Любой народ – это в первую очередь люди, представляющие его – носители культуры, языка, традиций, менталитета м духа данного народа. Все это осетины называют одним звучным словом – Фарн.
Мы надеемся, что данный проект об Осетии вам понравился и заинтересовала наша многонациональная республика. Приезжайте к нам в гости, и мы покажем и расскажем вам еще много интересного о нашей гостеприимной республике Северная Осетия –Алания.