Обобщение опыта по теме: Применение ИКТ и нестандартных форм урока при изучении математики


Учитель математики
МБОУ Мешковской СОШ
Верхнедонского района
Ковалева Татьяна Владимировна
Применение информационно-коммуникативных технологий и нестандартных форм урока при изучении математики
«Научить человека жить в информационном мире
- важнейшая задача современной школы».
Семенов А. П.
В начале 21-го столетия в отечественной школе обнаружилось опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям.
На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду.
Урок как форма обучения относится к классно-урочной системе обучения. Он является коллективной формой организации обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные временные рамки занятий (45 мин), твердо установленное расписание и организация учебной работы над одним и тем же материалом. Структура и методика проведения урока зависит от тех дидактических целей и задач, которые решаются в процессе изучения той или иной темы.
Целенаправленный характер интересно и необычно организованных условий для проведения урока — очень важный момент в учебно-воспитательном процессе. От разнообразия эффективных приемов закрепления изученного на уроке зависят глубокое понимание и прочное усвоение учащимися учебного материала.
Возможности нетрадиционных уроков велики: они являются средством формирования познавательной деятельности школьников, активизации учащихся в процессе учебной работы, а также одним из способов стимулирования и развития интереса к учению. Но в то же время они должны реализовывать обучающие, развивающие и воспитательные задачи, которые ставятся на каждом уроке.
При нестандартной форме проведения традиционного урока, происходит изменение соотношения содержания, методов и форм организации, что обеспечивает усложнение познавательной деятельности учащихся. Вместе с этим происходит изменение в распределении сил между учителем, учеником, классом. Ученик оказывается в положении человека, который в состоянии составить и решать новые познавательные задачи. Он принимает активное участие в изучении нового материала. Таким образом, создаются условия развития познавательных возможностей.
Для нетрадиционного проведения уроков характерна разное осуществление взаимосвязи отдельных этапов урока. Этапы могут быть дробными и объёмными, урок может состоять из частей не связанных между собой, отдельные части могут быть взаимосвязаны с последующим уроком. Такой подход позволяет рассматривать деятельность учащихся в качестве объекта управления, что с одной стороны, ведёт к упрочнению руководящей роли учителя, а с другой – ставит ученика в центр внимания. В этом случае деятельность ученика выступает не только в качестве условия формирования знаний, умений навыков, но и в качестве объекта формирования.
Как показывает опыт, нетрадиционные уроки вызывают большой интерес у учащихся. Что может заставить школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным заданием, вопросом, задачей, когда эти задания малопонятны, трудны, а порой и неинтересны для него? Во всяком случае, не принуждение. Принуждение может лишь только угнетать, а не возбуждать мыслительную деятельность ученика. Не всегда могут активизировать мысль ученика и словесные просьбы и убеждения, И здесь на помощь приходит игра. А любой нетрадиционный урок - это и есть игра, «большая, на весь урок», со своими правилами и атрибутами. Правильно поставленная игра позволит многому научить детей. Какое удовольствие доставляет детям «путешествие» к далекой планете, «посещение» циркового представления, проведение игры «Счастливый случай» или «Поле чудес» со всеми их правилами. Возможности нетрадиционных уроков велики:
- они являются средством формирования познавательной деятельностишкольников;
- средством активизации учащихся в процессе учебной работы;
- а также одним из способов стимулирования и развития интереса к учению.Но в то же время они должны реализовывать обучающие, развивающие и
воспитательные задачи, которые ставятся на каждом уроке.
Проведение нетрадиционных уроков возможно на любом этапе работы над учебным материалом, как во время проведения урока приобретения новых знаний, так и на уроках формирования умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, на уроках повторения, контроля.
Классификация нетрадиционных уроков: интегрированный урок; урок, который ведут ученики; «Турнир знатоков»; «Поле чудес»; «Счастливый случай»; урок-сказка; урок-экскурсия; урок – путешествие; урок «Что? Где? Когда?»; урок-турнир: соревнование; урок-аукцион; ролевая игра; КВН; парный опрос; проблемная игра «Мозговой штурм».
На своих уроках использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести новый материал в необычной форме. Подготовка нетрадиционных уроков требует много времени и усилий. Где найти, нужный материал и как лучше его продемонстрировать?
На помощь пришёл компьютер. Информационные технологии помогают нам отправиться хоть на край света, и мои ученики превращаются в пытливых искателей знаний. В последнее время произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Применение ИКТ на уроках усиливает:
- положительную мотивацию обучения;
- активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Применение ИКТ:
- расширяет возможность самостоятельной деятельности;
- формирует навык исследовательской деятельности;
- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Применение на уроках ИКТ способствует сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным ,тем самым сокращается время для контроля и проверки знаний учащихся;
Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения.
Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей. Информационные технологии используем на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Что дают такие уроки учащимся?
С удовольствием посещать предмет.
За счёт повышенного интереса, существенно повышать качество знаний.
При помощи яркого наглядного материала, легко воспринимать даже самый трудный материал.
Желание учиться ради познания, а не ради оценки. Анализировать, сопоставлять события, действия, строить свои личные предположения и догадки на основе полученных знаний.
Что дают такие уроки учителю?
Более ярко и образно проводить каждый урок, шире раскрывать каждую, даже самую сложную тему.
Использовать разнообразную наглядность (рисунки, фотографии, картины, схемы, тесты, тексты, музыку), которую трудоёмко использовать обычным путём.
Повысить качество обучения за счёт живого интереса обучающегося к предмету.
Итак, я убедилась, что с применением ИКТ и нестандартных форм урока , учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным и однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности обучающегося.
Должна заметить, что эффективность использования ИКТ ощутимая. Меня радуют успехи моих учеников, их желание и готовность учиться, познавать, а это главное в обучении. Им интересно! А интерес – двигатель познания.
Но не стоит безмерно увлекаться компьютерными ресурсами. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся: 1 классов – 10 минут; 2 – 5 классов – 15 минут.
Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима.
Таким образом, использование информационно – коммуникационных технологий – это не просто новое веяние времени, а необходимость и поиск нового смысла урока. Как учитель, внедряющий в своей ежедневной работе мультимедийные уроки, нестандартные формы урока, могу сказать, что школьники активные, творческие и целеустремлённые.
ИКТ позволяют показать, объяснить, научить, проанализировать, систематизировать, да просто – удивляться тому, что раньше мы показывали… на пальцах!
В заключение хочу сделать такой вывод:
Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно - найти ту грань, которая позволит сделать нестандартный урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным, интересным, нестандартным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
Педагогу в настоящее время необходимо владеть информационными технологиями , так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока Нестандартные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Более 50 % моих учащихся принимают участие в международном конкурсе - игре «Кенгуру», «Кенгуру–Выпускникам»; в 2012-2014 г.г ученик участвовал во Всероссийской олимпиаде школьников, дети с удовольствием участвуют в дистанционных математических конкурсах, турнирах, олимпиадах («Олимпус» ,« Школьные дни», «Математика-царица наук» «Поверь в себя» . Таким образом различные способы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что в конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к предмету.