Применение компьютерных технологий при изучении величин и действий с ними на уроках математики.


Применение компьютерных технологий при изучении величин и действий с ними на уроках математики
Составила :учитель – дефектолог
Орлянская Ольга Петровна
Актуальность разработки 
Изучение в курсе математики специальной школы величин и их измерений имеет большое значение в развитии школьников. Это обусловлено тем, что через понятие величины описываются реальные свойства предметов и явлений, происходит познание окружающей действительности. Знакомство с зависимостями между величинами помогает создать у детей целостные представления об окружающем мире. Изучение процесса измерения величин способствует приобретению практических умений и навыков необходимых человеку в его повседневной деятельности. Кроме того знания и умения, связанные с величинами и полученные в школе, являются основой для дальнейшего изучения математики. 
Однако, результат обучения показывает, что дети недостаточно усваивают материал, связанный с величинами: не различают величину и единицу величины, допускают ошибки при сравнении величин, выраженных в единицах двух наименований, плохо овладевают измерительными навыками. 
Это связано с организацией изучения данной темы. В планировании и проведении урока, связанного с изучением величин, важное место занимают средства наглядности как индивидуальные, так и демонстрационные, сочетание различных форм обучения на уроке, оптимальные методы обучения. Широкие возможности при изучении данной темы создаются при использовании цифровых технологий. 
Психологи давно подметили, что современные дети информационного общества, - это дети экранной информации. Информация экрана монитора, интерактивной доски, проектора, телевизора, кинотеатра воспринимаются ими намного лучше, чем книжная информация. И этот важный фактор необходимо учитывать при организации учебного процесса. 
Это говорит о преимуществах мультимедийного урока, который: 
повышает интерес; 
позволяет учителю добиться усиления обучающего эффекта; 
увеличивается плотность урока; 
сэкономленное время используется для увеличения объема предъявляемой информации; 
мультимедийный урок позволяет использовать новые, наиболее разнообразные формы и виды учебной деятельности; 
меняется эстетика урока. 
Цель методической разработки Повышение эффективности и качества изучения величин и действий с ними в специальной школе посредством внедрения цифровых технологий. Для достижения цели решаются следующие задачи: 
разработка уроков изучения нового материала с применением ИКТ по темам «Величины и действия с ними»; 
составление тестового материала, дидактических игр применяемых как в индивидуальной, так и групповой работе с детьми, при закреплении полученных знаний и умений, для контроля изученного материала; 
создание презентаций, содержащих исторический материал, по теме «Величины»; тематических презентаций «Величины в природе», «Величины в искусстве»; 
реализация принципа преемственности при изучении величин и действий с ними как с младшими школьниками, так и учащимися старших классов. 
Суть методической разработки В 5 классе рассматриваются такие величины, как: длина, площадь, масса, объём, время и другие. Учащиеся должны получить конкретные представления об этих величинах, ознакомиться с единицами их измерения, овладеть умениями измерять величины, научиться выражать результаты измерений в различных единицах, выполнять различные действия над ними. Для более успешной реализации этих задач на уроках математики в специальной школе (а особенно на уроках усвоения новых знаний), целесообразно использовать цифровые технологии. Это позволяет более эффективно управлять учебным процессом, влиять на его результат. 
Формирование представления о каждой из включенных в программу величин и способах ее измерения имеет свои особенности. 
Однако можно выделить общие положения, общие этапы, которые имеют место при изучении каждой из величин в начальных классах: 
уточнение представления детей о данной величине (жизненный опыт ребенка); 
сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, непосредственным сравнением с использованием различных условных мерок и без них); 
знакомство с единицей измерения данной величины и с измерительным прибором; 
формирование измерительных умений и навыков; 
сложение и вычитание значений однородных величин, выраженных в единицах одного наименования (в ходе решения задач); 
знакомство с новыми единицами измерения величины; 
сложение и вычитание значений величины, выраженных в единицах двух наименований; 
умножение и деление величины на отвлеченное число. 
Все перечисленные этапы отражены в представленных разработках. Также при создании мультимедийных презентаций на первый план выдвигается не формальная организация урока по передаче суммы знаний, не твёрдое соблюдение его традиционных компонентов, а целенаправленное информационное взаимодействие учителя и учеников в рамках личностно ориентированного обучения и саморазвития в триаде информация – знание – понимание. При проведении уроков, с использованием данных разработок, существенно меняется роль учителя, который в данном случае является, прежде всего, организатором, координатором познавательной деятельности учеников. 
При изучении величин и действий с ними огромное значение имеет этап закрепления, отработки полученных знаний, а также контроль знаний. Эту работу я провожу с использованием тестового материала, дидактических игр выполненных в программе Power Point , при проведении повторительно-обобщающих уроков, в индивидуальной работе с учащимися. 
Работа с тестами осуществляется следующим образом. Первым слайдом каждого теста является таблица соотношений между соответствующими единицами измерения. Следующие слайды – это вопросы с вариантами ответов, среди которых только один правильный, а остальные неправильные. После соответствующих вычислений ученик выбирает вариант ответа, наводит на него курсор и нажимает на левую кнопку мыши. Появляется слайд, на котором верный ответ выделен цветом, а неверные ответы зачеркнуты. На слайде также отображается значок с вопросительным знаком. Если учащийся понял свою ошибку и не нуждается в объяснении решения, то щелчком кнопки мыши на правильный ответ осуществляется переход к следующему заданию. Если же возникли затруднения, нажатием на значок вопросительного знака, происходит перемещение на слайд, где подробно расписан способ выполнения задания. Чтобы перейти к следующему вопросу теста, необходимо нажать на слайде на управляющую кнопку «далее». Появляется следующий слайд. При выборе верного варианта ответа, сразу осуществляется переход к новому заданию. Данные тесты могут быть использованы для индивидуального контроля знаний. Но если данная форма работы используется в процессе урока, возникает проблема: резкое сужение уровня педагогического общения. 
Можно воспользоваться тестированием и в другом режиме. Учащимся выдается распечатанный тест, который выполняется индивидуально. После отведенного времени осуществляется самопроверка (взаимопроверка). На экране поочередно появляются тексты вопросов с вариантами ответов. Вызванный учащийся называет свой вариант. Появляется слайд, в котором правильный ответ выделен другим цветом. Если ответ неправильный, необходимо объяснить причину ошибки, при возникновении затруднений появляется слайд с подробным решением. 
Таким образом, обеспечивается оперативность проверки выполненного теста, появляется возможность продемонстрировать объективность оценивания. 
Сущность и важность дидактической игры заключается в том, что в ней важен не столько результат, сколько сам процесс. Обучение в игре проходит на высоком эмоциональном уровне, что способствует большей мотивации, а следовательно, более прочному усвоению учебного материала, уменьшению усталости учащихся. 
Принцип дидактической игры таков: первым слайдом каждой игры является таблица соотношений между соответствующими единицами измерения. Следующий слайд – это вопросы с вариантами ответов, среди которых правильный только один. После соответствующих вычислений ученик выбирает вариант ответа, наводит на него курсор и нажимает на левую кнопку мыши. Если ответ оказался неверным, то появляется слайд с надписью, выражающей рекомендацию «Подумай!». Чтобы вернуться к неверно выполненному заданию, необходимо нажать на слайде на управляющую кнопку «назад». Появляется предыдущий слайд – ученик вынужден повторно выполнить предложенное задание, и не сможет перейти к новому, пока не справится с ним верно. При выборе верного варианта ответа появляется слайд, выражающий похвалу. Чтобы перейти к следующему слайду с новым заданием, необходимо нажать на слайде на управляющую кнопку «далее». 
Использование исторического материала при изучении младшими школьниками величин занимает особое место в организации уроков математики. Эти уроки призваны способствовать формированию у учащихся представлений о математическом методе исследования реального мира, развитию у них познавательного интереса. Составленная мною презентация на тему «Старинные меры длины, массы, объема» поможет сделать такой урок более информативным, зрелищным, эмоциональным, а значит и более эффективным в плане усвоения новых знаний. 
При создании уроков математики с применением цифровых технологий широко может быть использован презентационный материал по темам «Величины в природе» и «Величины в искусстве». 
Презентация «Величины в природе» представляет собой подборку фотографий животных и информацию о них, содержащую именованные числа. Использовать эту информацию можно с целью упражнений в правильности чтения таких чисел или выполнения различных заданий математического характера (сравнение величин, преобразование, составление задач и т.д.) Интересно и познавательно организуются на уроках математики «интеллектуальные разминки». Такую форму работы провожу с использованием презентационного материала «Величины в искусстве», в который включены задачи на нахождение периметра и площади. Содержание задач непосредственно связано со сведениями о картинах великих художников, об известных архитектурных строениях. Каждый текст сопровождается иллюстрацией того объекта, о котором идет речь в задаче. Здоровьесберегающие составляющие урока с применением цифровых технологий 
Использование одного компьютера (а не нескольких как в компьютерном классе) и мультимедийного проектора во многом является более выигрышным: решается проблема здоровьесбережения (большой экран при рациональной организации учебного времени снимает необходимость ограничения работы ученика перед экраном монитора). 
Но в то же время проведение урока с использованием цифровых технологий не предполагает работы, требующей длительного использования экрана. Поэтому виды учебной деятельности на таком уроке чередуются так, чтобы суммарное время работы детей с экраном проектора не превышало 15 минут. 
Известно, что однообразная деятельность приводит к утомляемости детей. Поэтому в работе я чередую не только виды учебных заданий, но и управляю эмоциональным фоном урока. Мультимедиа предоставляет для этого очень хорошие возможности. Увлечение, восторженное удивление, интерес, улыбка и даже смех – лучшее лекарство от усталости на уроке. 
Данная разработка была апробирована в МОУ прогимназия «Центр детства» в работе с учащимися начальных классов и дала свои положительные результаты. Учащиеся при выполнении заданий, связанных с величинами и действиями с именованными числами, допускают небольшое количество ошибок. Качество самостоятельных и контрольных работ значительно улучшилось. (Приложение 2) 
С целью реализации принципа преемственности материалы разработки могут быть использованы не только учителями средних классов, но и учителями начального звена (3-4 класс).