Статья на темуМетодическое сопровождение формирования здоровьесберегающего образовательного пространства


Методическое сопровождение формирования здоровьесберегающего образовательного пространства
ГБОУ СПО (ССУЗ)
« Челябинский государственный
промышленно- гуманитарный
техникум им.А.В. Яковлева
Тутаева Т.Н., методист
В Толковом словаре С.И. Ожегова слово «сопровождать» означает следовать рядом, вместе с кем – то. Научно-методическое сопровождение в образовании – это комплекс взаимосвязанных действий, направленных на оказание всесторонней помощи, разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности.
Требованием времени продиктовано самым серьезным образом обратить внимание на здоровье подрастающего поколения. Здоровье является одним из важнейших факторов, обуславливающих жизнь и развитие каждого человека и общества в целом. Проблема сохранения здоровья всегда выходит за рамки медицины и здравоохранения. В нормативно- правовых документах различного уровня указывается на приоритетность проблемы здоровьсбережения подрастающего поколения, а также отмечается возрастающая роль и ответственность образовательных организаций за охрану жизни и здоровья обучающихся. В Уставе ВОЗ говорится, что здоровье – это «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Областным центром диагностики и консультирования было проведено в техникуме анонимное исследование и подготовлены аналитические материалы психологического тестирования обучающихся в целях организации работы по сохранению и укреплению здоровья. Методической службой совместно с психолого-педагогической службой разработаны анкеты для обучающихся. Анализ анкет дает представление о контингенте нового набора, здоровье обучающихся , выявляет обучающихся «группы риска».

По мнению большинства преподавателей, имеются факторы, негативно воздействующие на состояние здоровья обучающихся и их можно ранжировать следующим образом: Смотрим на слайд
стрессовая педагогическая тактика (тактика педагогических воздействий) – авторитарный стиль общения педагога, ограничение времени в процессе деятельности, форсирование педагогом темпа письма, чтения, выполнения заданий;
интенсификация процесса обучения (увеличение количества учебных часов, уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала);
несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям обучающихся (методика обучения детей скоростному письму в начальной школе);
нерациональная организация учебной деятельности – сокращение перемен, отсутствие часа активного отдыха, концентрация контрольных работ в один день и т.п.
низкая грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.
неправильная организация питания;
недостаток двигательной активности.
В настоящее время в нашей образовательной организации создана комплексная целевая Программа по созданию системы здоровьесбережения в образовательном пространстве ГБПОУ «ЧГПГТ им. А.В.Яковлева», которая имеет внешнего рецензента.
Цель программы – создание системы здоровьесбережения в образовательном пространстве техникума.
Объект – образовательное пространство техникума.
Предмет – процесс сохранения здоровья обучающихся и преподавателей в условиях образовательного пространства техникума.
Задачи:
Разработать систему диагностики состояния здоровья обучающихся.
Применять здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
Формировать у обучающихся отношение к здоровью, как ценности, мотивацию к здоровому образу жизни и устойчивые навыки сохранения здоровья.
Создать условия для сохранения здоровья преподавателей и сотрудников техникума.
Для реализации программы подготовлен сводный план работы всех
специалистов образовательной организации: методистов, преподавателей, социального педагога, психологов, библиотекарей, воспитателей, медицинских работников, руководителей кружков и секций. Дополнительно к программе разработано несколько подпрограмм, (Вы их видите на слайде)
-целевая программа «Создание условий качественной профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, из числа граждан с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих основного общего образования.
- программа «Адаптация обучающихся первого курса»
-программа «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних»
На сегодняшний день учебный процесс организован в соответствии с гигиеническими требованиями к объему учебной и внеучебной нагрузки обучающихся на всех этапах обучения. Преподаватели при организации и проведении урока и его анализе и самоанализе придерживаются разработанных требований к современному здоровьесберегающему уроку . При посещении и анализе проведения занятий методисты отмечают обязательное применение валеологических составляющих занятия.

Отрадно, что сегодня мы наблюдаем положительную динамику в сторону увеличения фонда научно-методического обеспечения работы с обучающимися из числа граждан с ограниченными возможностями здоровья (библиотечный фонд, банк педагогических идей, методик, педагогических технологий, методических разработок по проблемам работы с обучающимися из числа граждан с ограниченными возможностями здоровья Воспитательная ценность здоровьесберегающего образовательного пространства состоит в том, что при ее реализации как в рамках учебного времени, так и во внеурочное и досуговое время, создаются условия для укрепления, сохранения здоровья с учетом запросов, потребностей, организации возможностей самореализации, продуктивного общения.
В настоящее время активно внедряются воспитательные технологии здоровьесберегающей направленности. За многие годы в коллективе техникума сложились традиции, накопился опыт проведения различных мероприятий. Ежегодно проводятся «Дни здоровья» , акция «За сигарету- конфету», конкурсы плакатов, стенгазет, презентаций. Для активизации положительной мотивации к овладению здоровьесберегающими умениями обучающимся дается возможность быть инициаторами и пропагандистами здорового образа жизни. Организацией и методическим обеспечением проведения мероприятий занимаются специалисты техникума совместно с методической службой.
Именно в роли классного руководителя преподаватель раскрывается в полной мере как воспитатель, духовный наставник, учитель. Классный руководитель способен противостоять негативному влиянию времени, помочь обучающимся и их родителям в процессе сохранения здоровья . Поэтому в образовательной организации уделяется внимание разработке методических материалов для организации и проведения профилактических, информационных, тематических классных часов, родительских собраний. Ежегодно в рамках конкурса «Мастер педагогического труда» подводятся итоги на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия. Методистом подготовлен рекомендательный библиографический указатель « Техникум – территория здоровья» в помощь специалистам, которые занимаются здоровьесбережением.
Положительные результаты обеспечивает сотрудничество с государственными и общественными организациями, занимающимися профилактической работой . Научно- исследовательская работа обучающихся один из важнейших и обязательных элементов организации и реализации учебно - воспитательного и научно- исследовательского процессов . Организационно- административное и научно- методическое руководство и координация осуществляется методической службой. На Российском заочном конкурсе
« Юность. Наука. Культура.» Диплом 2 степени получил Бочкарев Алексей за работу по теме «Дело- табак» в номинации « Медицина», Диплом участника получила Глухова Елена за работу по теме « Профилактика профессиональных заболеваний студентов, обучающихся по специальности «Программирование в компьютерных системах»» в номинации « Медицина». На Всероссийском инновационном форуме молодежи Диплом 3 степени получил Абрамовский Сергей за проект «Автоматизированная система «Несовершеннолетние дети». В прошлом году группа обучающихся разработала проект « Валеологическая поддержка урока», направленный на поддержание здоровья при работе с компьютерной техникой. В рамках ТРИЗ выполнена модель тренажера механотерапевтического предназначения для избирательного воздействия на определенные функции двигательной системы человека.
Эффективно осуществлять образовательный процесс в современных условиях может только тот преподаватель, который непрерывно повышает свою квалификацию.
Определение задач методической службы помогло нам выбрать наиболее эффективные формы работы с отдельными педагогами и педагогическим коллективом в целом. Ими стали активные (формирующие) формы работы, которые позволяют:
максимально активизировать имеющиеся у педагогов знания;
создать благоприятный психологический климат в коллективе;
обеспечить оптимальные условия для обмена опытом;
опробовать педагога в новой роли.
Повышение квалификации преподавателей внутри техникума имеет плановый, системный и непрерывный характер. Методической службой используются различные внутренние формы профессионального роста: взаимопосещение занятий, работа «Школы педагогического мастерства», тематические заседания предметных цикловых комиссий, тематические заседания педсовета.
Показатели участия преподавателей и мастеров производственного обучения в методических семинарах, конкурсах различного уровня, проведении открытых уроков и внеклассных мероприятий свидетельствуют о профессиональном мастерстве и желании участия в научно-методической деятельности в области здоровьесбережения.
Мы успешно реализуем план методических мероприятий, направленный на повышение квалификации педагогических работников по различным вопросам возрастной психологии и физиологии, развития человека, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье и безопасность обучающихся и преподавателей, на реализацию здоровьесберегающих технологий.
Психологическое состояние и здоровье преподавателей определяет психологический климат в коллективе. Поддержка психического равновесия, профилактика эмоционального выгорания педагогов, изменение педагогических взаимоотношений на различных уровнях осуществляется в форме тренингов, индивидуальных психологических консультаций. Научно-методическая работа с преподавателями направлена на расширение их мировоззрения, на оснащение их знаниями в области самоорганизации и здоровьесбережения. Проведенный в образовательной организации мониторинг показал степень удовлетворенности преподавателей условиями труда.
На общем родительском собрании методической службой подготовлен и проведен публичный отчет по реализации намеченных программ.
На информационных стендах и на сайте образовательного учреждения периодически обновляется информация, посвященная проблемам сохранения здоровья, организации и ведению здорового образа жизни. Методической службой осуществляется подготовка материалов к публикации в газете « Минуточку», в журнале «Особый формат»
Можно сказать , что мы успешно решаем задачи по формированию у обучающихся отношения к здоровью, как ценности, мотивации к здоровому образу жизни и устойчивым навыкам сохранения здоровья.
За всем этим стоит огромный труд всего коллектива, людей сплоченных, творческих, неравнодушных
Говоря о научно-методическом сопровождении, нужно отметить и препятствия, с которыми оно может быть сопряжено во-первых, это количественный и качественный состав сопровождаемых, во-вторых, это пространство и время взаимодействия,в-третьих, индивидуальная и профессиональная неготовность специалистов к сопровождению, что чаще всего бывает вызвано недостатком опыта.
Таким образом, научно-методическое сопровождение деятельности необходимо, многоаспектно и способствует всестороннему развитию педагога, его профессиональному росту. А многообразие функций научно-методического сопровождения делает этот процесс уникальным. Осуществление научно-методического сопровождения будет обязательно способствовать росту качества образования.