Статья Имманентный анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ по литературе

Имманентный анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ по литературе
ЕГЭ по литературе относится к одним из самых сложных экзаменов. Готовить учащихся к его сдаче – непростая задача для учителя-словесника. На мой взгляд, наиболее сложным процессом при подготовке к этому экзамену является анализ лирического текста. В этом мне помогает имманентный анализ. Изучив его теорию, апробировав ее на практике, я разработала свою версию и составила схему имманентного анализа стихотворения.
Само понятие имманентного анализа достаточно противоречиво, поскольку собственно анализ предполагает рассмотрение текста отдельными его частями, а имманентность, напротив, осознается как некая целостность.
Понятие «имманентный» в Словаре иностранных слов трактуется как «внутренне присущий какому-либо предмету, явлению, проистекающий из его природы» /6, 188/. Для авторов Толкового словаря русского языка Д.Н.Ушакова имманентный – «присущий природе самого предмета, обусловленный ею независимо от внешних воздействий» /7, Т.1, 1194/. В литературоведении подчеркивается, что имманентность прежде всего определяется независимостью от социальной действительности, от закономерностей общественно-исторического движения.
Имманентный анализ, как правило, противопоставляется контекстуальному: первый имеет направленность на сам текст, второй - на выявление внешних контекстов.
По мнению М.Л.Гаспарова, имманентный анализ противопоставляется интертекстуальному. Имманентный анализ - не выходящий за пределы текста конкретного стихотворения, интертекстуальный же учитывает сторонний материал: подтекстные отсылки к другим стихам, оригиналы для переводов и объекты для пародий, черновые варианты, автокомментарии, биографический фон, отклики современников.
Школьная программа трактует имманентный анализ прежде всего как анализ, не выходящий за пределы материала данного стихотворения.
В работе по подготовке анализа можно использовать различные вопросы и задания к тексту, к примеру:
1. Укажите в тексте примеры аллитерации и ассонанса. Определите роль звуковых повторов в стихотворении.
2. Определите в тексте ключевые слова. Объясните их роль в раскрытии смысла стихотворения.
3. Выясните, какая лексика преобладает в произведении: глагольная, местоименная, предметная? Почему?
4. Найдите в тексте противопоставление. Проследите, как оно организуется.
5. Определите в произведении языковые средства выразительности. Поясните их роль в раскрытии темы стихотворения.
6. Дайте характеристику рифме, размеру, ритму стихотворения, выясните роль рифмы в смысловой организации текста.
7. Отметьте особенности синтаксической организации текста, определите ее роль в раскрытии авторского замысла.


Имманентный анализ стихотворения схематически можно изобразить в виде следующих этапов:
1. Восприятие.
Это стихотворение посвящено
Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение)
Можно сказать, что лирический герой
Стихотворение представляет собой
2. Идейно-образный уровень.
- Идея (что хотел сказать автор, какую мысль хотел донести до читателя):
Автор хотел донести до читателя мысль о том
Этим стихотворением автор подчеркивает, что
Здесь высказано мнение автора о том
- Эмоция (восторг, радость, уныние, надежда)
В стихотворении четко прослеживается настроение (радость, уныние, восторг, надежда)
- Мотив (грусти, печали, одиночества)
В звучит мотив
3. Художественный мир произведения.
Предметный состав (все существительные, т.е. образы):
В первой строфе возникают образы (существительные)
Во второй строфе автор ведет речь о
4. Чувственная, эмоциональная окраска художественного мира произведения (анализ прилагательных, т.е. эпитетов, а также использование художественно-выразительных средств).
Характеризуя образы, автор использует эпитеты
Сквозь строфы тянется цепь тропов
Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства
Здесь автору помогает использование
Немаловажную роль играют
5. Действия и состояния в художественном мире стихотворения (анализ глаголов, т.е. проблем).
Автор использует глаголы, смысл которых отражает затронутые в тексте проблемы.

6. Выражение пространства и времени.
- Пространство представлено интересно
( описание помещения и всего, что в нем,
от общего к частному,
от частного к общему,
описание смещается сверху вниз,
пространство описано в ширину,
выход на уровень неба, космоса)
- Автор в произведении касается временных рамок (прошлое ,настоящее, будущее)
7.Стилистический уровень.
Лексика
Автором использована (высокая, низкая) лексика
Рифма
В произведении используется (параллельная, перекрестная, опоясывающая) рифма
Стихотворение построено при помощирифмовки
Строфы имеютрифмовку
Синтаксис
В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как (повторы: анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания)
Используемые предложения построены
8.Фонический уровень.
- стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий)
В основе ритмического рисунка – пятистопный хорей
В основе ритма стихотворения – пятистопный хорей
Размер стихотворения - ...
- аллитерация (преобладание согласных звуков)
- ассонанс (преобладание гласных звуков)
Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление

Речевые клише помогают сориентироваться в анализе:
Определение жанра (любовная, философская, гражданская, пейзажная, символистская)
Стихотворение «» принадлежит к лирике
Стихотворение представляет собой яркий пример ... лирики
Стихотворение может быть отнесено к лирике

Выявление лирического сюжета, переживания лирического героя
В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя
Можно сказать, что лирический герой

Тема - вопрос, которого касается автор
Автор «» развивает традиционную темуЭто стихотворение посвященоЭто стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение) о

Идейный уровень (идея, эмоция)
Автор хотел донести до читателя мысль о том Этим стихотворением автор хотел сказать, чтоЗдесь высказано мнение автора
В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда)
звучит мотив грусти

Выделение композиционных частей (если есть) – кульминационная часть, отступления, противопоставления частей, кольцевая композиция
Стихотворение состоит из строф
Произведение построено
Оно имеет четкую структуру..
Кульминация стихотворения приходится на

Истолкование названия
Стихотворение названо так потому, что

Характеристика образов (существительные-образы)
В первой строфе возникают образы (существительные)
Во второй строфе автор говорит

Художественно-выразительные средства
Сквозь строфы тянется цепь тропов Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства Здесь автору помогает использование Немаловажную роль играют

Действия и состояния (глаголы-проблемы)
Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы.
... отмечает (что?) ...описывает (что?) ...касается (чего?) ... обращает внимание (на что?) ... напоминает
(о чем?)

Пространство, время
Пространство представлено весьма интересно
( описание комнаты и всего что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса)
Автор в произведении затрагивает временные рамки
( прошлое, настоящее, будущее)

Стилистический уровень (лексика, рифма, синтаксис)
Автор в произведении использует (высокую, низкую) лексику.
Автором использована (параллельная, перекрестная, опоясывающая) рифма Стихотворение написано с использованиемрифмовки Строфы имеютрифмовку
В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как (повторы, анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания)
Используемые предложения построены

Фонический уровень (размер стиха, звукопись: аллитерация, ассонанс)
В основе ритмического рисунка – пятистопный хорей
В основе ритма стихотворения – пятистопный хорейРазмер стихотворения - ...
Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление


Приведу пример имманентного анализа стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер».
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка И печальна и темна. Что же ты, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей.
Произведение А.С.Пушкина создано в 1825 году в период Михайловской ссылки поэта. Оно является образцом как пейзажной лирики, так и философской, которые представлены в равном объеме. Это лирика описательная, так как здесь присутствует описание зимнего вечера, бури, ветхого домика, в котором находится автор. Однако здесь есть и элементы автопсихологической лирики: автор раскрывает свое психологическое состояние. Он передает чувства уныния, тоски и скуки, навеваемые звуками бури за окном. Ему хочется выпить, чтобы хоть как-то развеять эти чувства. Автор просит свою собеседницу спеть ему. Чувства и эмоции автора в этом произведении однозначны: ему грустно и одиноко в ветхом домишке зимним вечером. Это и является главной мыслью стихотворения, поскольку начинается и заканчивается оно практически одинаковыми строками.
В произведении можно выделить 4 смысловых части: первая – буря за окном, вторая – в доме, третья – просьба лирического героя. Последняя, четвертая часть, состоит из повторов четырех первых строк первой и третьей частей. По жанру это стихотворение. Оно небогато образами, которых здесь всего четыре: три составляющих (буря, няня и лирический герой) и один общий (зимний вечер). Последний обозначен только в названии произведения, но подразумевается по тексту. Наиболее полно раскрыт образ бури: показаны ее звуки и производимое ими впечатление на два других образа – няни и лирического героя. Образ няни дан скупо, сдержанно, но ёмко. Старушка дремлет у окна с веретеном в руках, утомленная звуками бури. Образ лирического героя выражен косвенно: всё его описание сводится к желанию выпить и послушать песню няни. В стихотворении не показано конкретное влияние бури на автора, но оно воспринимается читателем из строк
Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей.
Образ зимнего вечера тоже не имеет конкретного выражения. Он как бы вбирает в себя все остальные образы, но никакими действиями не обозначен, только лишь подразумевается.
В этом стихотворении А.С.Пушкин обратился к теме человека, оторванного от общественной жизни. Но присутствует здесь и тема природы. Обе они органически связаны между собой: тема природы усиливает тему одиночества. Проблемы, затронутые автором в стихотворении, не являются глобальными. Они заключаются лишь в избавлении от скуки и одиночества имеющимися под рукой средствами. Сюжет стихотворения предельно прост: из одного вытекает другое, нет резких переходов и отклонения сюжетной линии. Пафос произведения можно определить как лирический.
Лексика стихотворения разнообразна. Здесь присутствуют метафоры:
Буря мглою небо кроет - с наступлением вечера небо темнеет и одновременно начинается буря;
Наша ветхая лачужка и печальна, и темна - маленький домик выглядит плохо освещенным и покинутым;
Добрая подружка бедной юности моей - спутница невеселой, унылой юности.
Также можно выделить сравнение звуков бури с воем зверя, с плачем ребенка и со стуком в окно запоздалого путника:
То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, . То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит.
В произведении заметно явное преобладание глаголов, которые выражают действие, придают динамику сюжету. Кроет, завоет, заплачет, зашумит, застучит – все глаголы описывают проявления бури. Для передачи состояния подавленности няни использованы глаголы приумолкла, дремлешь, глагольная форма утомлена. При описании домика А.С.Пушкин намеренно использует слова со сниженной стилистической окраской: кровля обветшалая, лачужка ветхая.
В стихотворении автором использован прием параллелизма описания: в третьей смысловой части нынешняя унылая жизнь лирического героя противопоставлена песне, в которой звучат радостные и спокойные мотивы жизни в других местах. Лексика при этом сгруппирована по принципу яркого контраста: состояние души – выпьем с горя, мечты героя – спой мне песню. В первой смысловой части наблюдается аллитерация на [р]: буря, кроет, вихри, крутя, зверь, кровля, вдруг (7 звуков). Это помогает «услышать» раскатистый рокот бури. Во второй части рокочущее [р] уступает место мягкому [л'] – это необходимо при описании дома и дремотного состояния няни: приумолкла, лачужка, печальна, утомлена. Здесь также ярко выражен ассонанс на [а], что придает строкам в сочетании с сонорными [л'] и [н] напевность и мягкость: наша, ветхая, лачужка, печальна, темна, веретена, у окна. В первой же части заметен ассонанс на [о], точнее передающий звуки бури и их заунывность. Впечатление усиливает отчетливо выраженная анафора – четырехкратный повтор то в начале строк:
То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой . То, как путник запоздалый
В третьей смысловой части аллитерация смешанная: она одновременно и раскатистая (добрая, подружка, с горя, кружка, сердцу), и успокаивающая, с преобладанием звука [с] (юности, спой, песню, синица). Ассонанс в этой части меняется на [е] для придания мягкости и приглушенности. Впечатление усиливается и двумя анафорами выпьем и спой:
Выпьем, добрая подружка Выпьем с горя; где же кружка?
Спой мне песню, как синица
Спой мне песню, как девица
Четвертая смысловая часть имеет оригинальную конструкцию: ее первые четыре строки – повтор первых четырех строк первой части, а вторые – первых четырех строк третьей части. Такими повторами автор определяет идею своего произведения.
С целью усиления выразительности речи А.С.Пушкин часто прибегает к приему инверсии, меняя традиционный порядок слов в предложении. Например, в строке «буря мглою небо кроет», где подлежащее и сказуемое дистанцированы. Одним из синтаксических средств, используемых автором, являются также вопросительные предложения:
Что же ты, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена?
Использование вопросительной интонации позволяет создать видимость диалога, дает иллюзию живой речи. Те же цели преследует еще один синтаксический прием – обращение (моя старушка, добрая подружка), который имеет место во второй и третьей частях.
Ритмическая организация произведения четкая, рифмы музыкальные, точные. Написано стихотворение четырехстопным хореем с пиррихиями.
Это замечательное стихотворение заставляет нас почувствовать тоску и уныние лирического героя в маленьком домике под звуки разыгравшейся бури и вместе с автором вспомнить об оставшихся в прошлом радостных мгновениях жизни.
15