Методические рекомендации к циклу занятий «Формирование лексико-грамматического строя и связной речи у дошкольников с ОНР»

Методические рекомендации к циклу занятий «Формирование лексико-грамматического строя и связной речи у дошкольников с ОНР»

Пояснительная записка.
Данный цикл занятий и методические рекомендации к нему разработаны в целях оказания логопедической помощи дошкольникам 4 – 7 лет с общим недоразвитием речи (II - IV уровней речевого развития).
Логопедическое воздействие при коррекционно-развивающей работе по данной теме направлено на формирование структурных компонентов речевой системы дошкольника, необходимых для полноценного овладения дошкольника родным языком, на котором строится вся учебная деятельность, и успешную социализации ребенка с речевой патологией в общую детскую популяцию.
Цикл коррекционно-развивающих занятий включает в себя игровые методы и приемы, посредством которых происходит обогащение и систематизация словарного запаса, усвоение форм словообразования и словоизменения, развитие навыков правильного согласования и управления слов в предложении, развитие монологической речи с использованием простых распространенных и сложных предложений (в зависимости от возраста детей).
Основная цель цикла занятий - формирование у детей с ОНР речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения.
Основные задачи, решаемые в процессе реализации обучения:
А. Коррекционно-развивающие:

· расширение словарного запаса до объема, соответствующего границам возрастной нормы;

· практическое усвоение грамматических средств языка в соответствии с возрастной нормой;

· формирование и развитие связной речи до уровня, позволяющего ребенку с сложной речевой патологией овладеть умениями планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.
Наряду с основными – коррекционно-развивающими – решаются и другие, второстепенные, задачи:
Б. Обучающие:

· обучение составлению простых распространенных и сложных предложений;

· обучение составлению самостоятельного рассказа с опорой на план, на предметную и сюжетную картину, на серию сюжетных картин;

· обучение пересказу прослушанного текста;
В. Воспитательные:

· воспитание культуры речевого общения;

· воспитание аккуратности и чувства ответственности;

· рост инициативы, самостоятельности;

· обогащение коммуникативного опыта;
Г. Здоровьесберегающие:

· подбор оборудования, соответствующего возрасту детей;

· соблюдение воздушно-теплового режима;

· включение в занятия динамических пауз и подвижных игр, предупреждающих утомляемость детей;

· использование различных методов профилактики нарушений зрения и осанки.
Эти задачи в рамках цикла занятий решаются в соответствии с возрастом ребенка, на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи, и меняются методы и приемы обучения. Речевые задачи для детей более старшего возраста решаются на материале практически тех же лексических тем, что и в младшем возрасте, однако усложняется содержание учебного материала.
Занятия по этой теме являются актуальными и целесообразными, поскольку рассчитаны на тех детей с ОНР, которые по каким-либо причинам не посещают коррекционные ДОУ, но нуждаются в логопедической помощи.
Отличительными особенностями данного цикла занятий по формированию лексико-грамматического строя и связной речи у дошкольников с ОНР являются:
- реализация индивидуально-ориентированного подхода;
- широкое использование занимательного игрового материала, наглядно-практических методов и технологий;
- тесное взаимодействие и сотрудничество с семьей, осуществляемое посредством выполнения родителями со своим ребенком домашних заданий, данных учителем-логопедом после каждого отдельно взятого занятия.
Адресатом коррекционно-развивающего обучения являются четыре возрастных категории детей: дети 4-го года жизни (младшая группа ДОУ), дети 5-го года жизни (средняя группа ДОУ), дети 6-го года жизни (старшая группа ДОУ), дети 7-го года жизни (подготовительная к школе группа ДОУ). Дети зачисляются на занятия цикла на основании логопедического заключения, составленного учителем-логопедом ЦПМСС по результатам диагностического приема ребенка.
Общая продолжительность занятий по теме - 64 занятия, проводимых два раза в неделю учителем-логопедом ЦПМСС. Продолжительность каждого занятия не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами» 2.4.1.1249-03.
Формами организационной работы с детьми в рамках цикла занятий являются подгрупповые или индивидуальные занятия, что обеспечивает осуществление индивидуально-личностного подхода к каждому ребенку и способствует успешной коррекции речевого дефекта. Наполняемость подгрупп зависит от характера речевого нарушения и степени выраженности дефекта (от 3 до 5 человек).
Обучение в рамках цикла занятий по теме предполагает формирование таких компонентов речевой системы как словарный запас, грамматический строй речи, слоговая структура слова, связная речь. Ожидаемым результатом коррекционно-развивающего воздействия является сформированность данных компонентов речевой сферы в соответствии с возрастной нормой для каждой возрастной категории детей. Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичного и итогового диагностического обследования.
Эффективность работы и подведение итогов логопедической работы с каждым ребенком и (или) с целой подгруппой оценивается по критериям, разработанным логопедом – автором-составителем данных методических рекомендаций к проведению цикла занятий по теме «Формирование лексико-грамматического строя и связной речи у дошкольников с ОНР».
Отчисление детей производится в конце учебного года по результатам итогового диагностического обследования. Дети с устойчивой положительной динамикой в формировании лексико-грамматического строя и связной речи считаются успешно выполнившими образовательную программу данного цикла занятий и в продолжении логопедической работы по этому направлению не нуждаются. Дети с неустойчивой положительной динамикой или без наличия положительной динамики нуждаются в продолжении коррекционно-развивающего обучения или в дублировании цикла занятий (что определяется на индивидуальном диагностическом обследовании).

Учебно-тематический план.
4-й год жизни (младшая группа ДОУ)

Название темы
Кол-во занятий


1.
Употребление глаголов единственного числа повелительного наклонения на лексическом материале по теме «Игрушки».
2

2.
Усвоение единственного числа имен существительных в родительном падеже на лексическом материале по теме «Игрушки» (Васе дадим .... мишку.)
2

3.
Формирование двухсловных предложений с помощью слов ГДЕ, ДАЙ, НА, ВОТ, ЭТО и существительных (Где мяч? Вот мяч. Дай мяч!).
2

4.
Употребление существительных в винительном падеже единственного числа без предлога на лексическом материале по теме «Овощи».
2

5.
Составление двухсловного предложения: обращение + глагол в повелительном наклонении (Таня, ешь) на лексическом материале по теме «Овощи».
2

6.
Составление предложения по выполняемому действию (Таня ест огурец) на лексическом материале по теме «Овощи».
2

7.
Употребление существительных в винительном падеже единственного числа без предлога на лексическом материале по теме «Фрукты».
2

8.
Составление двухсловного предложения: обращение + глагол в повелительном наклонении (Таня, ешь) на лексическом материале по теме «Фрукты».
2

9.
Составление предложения по выполняемому действию (Таня ест яблоко) на лексическом материале по теме «Фрукты».
2

10.
Различение и употребление существительных в единственном и множественном числе (Рука – руки) на лексическом материале по теме «Человек».
2

11.
Составление словосочетания - согласование прилагательных с существительными (Грязные руки) на лексическом материале по теме «Человек».
2

12.
Составление предложений с предлогом У (Мыло у Насти) на лексическом материале по теме «Человек».
2

13.
Выражение просьбы в повелительной форме глагола с помощью слов где, дай. (Где шапка? Дай шапку) на лексическом материале по теме «Одежда».
2

14.
Составление простых нераспространенных предложений по выполняемому действию (Я снял) на лексическом материале по теме «Одежда».
2

15.
Договаривание фраз, начатых взрослым /с использованием наглядной опоры/ (Таня надела майку, платье) на лексическом материале по теме «Одежда».
2

16
Употребление существительных в именительном и винительном падеже (Это кошка, дай кошку) на лексическом материале по теме «Домашние животные».
2

17.
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных на лексическом материале по теме «Домашние животные».
2

18.
Образование изъявительного наклонения глаголов (Собака, сиди – Собака сидит) на лексическом материале по теме «Домашние животные».
2

19.
Употребление существительных в именительном и винительном падеже (Это лиса, дай лису) на лексическом материале по теме «Дикие животные».
2

20.
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных на лексическом материале по теме «Дикие животные».
2

21.
Образование изъявительного наклонения глаголов (Белка, сиди – Белка сидит) на лексическом материале по теме «Дикие животные».
2

22.
Обучение пониманию вопроса ЧЕМ?, употребление существительных в творительном падеже в значении орудийности (Чем кушаешь суп? Ложкой) на лексическом материале по теме «Посуда».
2

23.
Образование и различение глаголов настоящего времени 1-го лица единственного и множественного числа (Я пью – мы пьем) на лексическом материале по теме «Посуда».
2

24.
Составление предложений по картинке /с выделением предмета, действия/ (Таня пьет чай.. Кто пьет чай? Что пьет Таня? Что делает Таня?) на лексическом материале по теме «Посуда».
2

25.
Употребление существительного в форме родительного падежа /со значением отсутствия/ (Нет стула) на лексическом материале по теме «Мебель».
2

26.
Согласование прилагательных с существительным (Маленький стул) на лексическом материале по теме «Мебель».
2

27.
Составление предложений по выполняемому действию (обращение + глагол единственного числа повелительного наклонения) (Спи, Таня. Вставай, Таня) на лексическом материале по теме «Мебель».
2

28.
Подбор названия предметов к названиям действий (Едет машина, поезд) на лексическом материале по темам «Транспорт».
2

29.
Составление предложений по демонстрируемым действиям (Машина везет песок), по несложным сюжетным картинкам на лексическом материале по темам «Транспорт».
2

30.
Пересказ коротких рассказов по подробным вопросам на лексическом материале по темам «Транспорт».
2

31.
Повторение пройденного материала по всем лексическим темам.
2

32.
Закрепление пройденного материала.
2



ИТОГО

64




5-й год жизни (средняя группа ДОУ)

Название темы
Кол-во занятий


1.
Усвоение единственного и множественного чисел имен существительных в именительном падеже на лексическом материале по теме «Игрушки».
2

2.
Формирование умения составлять простые предложения (Это (вот) + сущ. Ед. или мн. числа в И.п.) на лексическом материале по теме «Игрушки».
2

3.
Употребление глаголов в неопределенной форме и образование глаголов повелительного наклонения от неопределенной формы глагола на лексическом материале по теме «Игрушки».
2

4.
Составление предложений по схеме «Имя существительное + глагол в форме 3-го лица ед. числа» на лексическом материале по теме «Дикие животные».
2

5.
Усвоение единственного и множественного чисел имен существительных в именительном падеже на лексическом материале по теме «Дикие животные».
2

6.
Составление предложений по схеме «Имя существительное + глагол в форме 3-го лица мн. числа» на лексическом материале по теме «Дикие животные».
2

7.
Различение единственного и множественного числа существительных и глаголов 3-го лица и составление предложений по схеме «Имя существительное + глагол в форме 3-го лица» на лексическом материале по теме «Домашние животные».
2

8.
Усвоение единственного числа имен существительных в родительном падеже на лексическом материале по теме «Домашние животные».
2

9.
Усвоение единственного числа имен существительных в винительном падеже на лексическом материале по теме «Домашние животные».
2

10.
Составление простых предложений с существительными единственного числа в родительном и винительном падежах на лексическом материале по теме «Дикие и домашние животные».
2

11.
Усвоение форм единственного и множественного числа прилагательных и согласование их с существительными в числе на лексическом материале по теме «Дикие и домашние животные».
2

12.
Составление предложений с использованием существительных в дательном падеже на лексическом материале по теме «Дикие и домашние животные».
2

13.
Согласование существительных с местоимениями мой, моя в роде на лексическом материале по теме «Птицы».
2

14.
Усвоение форм множественного числа имен существительных в именительном падеже и согласование их с местоимение мои на лексическом материале по теме «Птицы»..
2

15.
Составление предложений с использованием предлога НА на лексическом материале по теме «Птицы».
2

16
Усвоение форм словообразования с уменьшительно-ласкательными суффиксами на лексическом материале по теме «Овощи».
2

17.
Усвоение форм глаголов мужского и женского рода единственного и множественного числа на лексическом материале по теме «Овощи».
2

18.
Составление предложений с использованием предлогов В и ИЗ на лексическом материале по теме «Овощи».
2

19.
Согласование числительных один-одна с именами существительными на лексическом материале по теме «Фрукты».
2

20.
Составление предложений с использованием предлогов НА и С (СО) на лексическом материале по теме «Фрукты».
2

21.
Составление предложений по схеме «Имя числительное (один-одна) + имя существительное + глагол в прошедшем времени» на лексическом материале по теме «Фрукты».
2

22.
°Составление предложений с союзом А на лексическом материале по темам «Овощи - фрукты».
2

23.
Составление предложений по схеме «Местоимение (мой, моя, моё, мои, твой, твоя, твоё, твои) + имя прилагательное + имя существительное» на лексическом материале по по темам «Овощи - фрукты».
2

24.
Усвоение форм винительного, дательного, родительного и творительного падежей имени существительного и имени прилагательного без предлогов на лексическом материале по теме «Одежда».
2

25.
Усвоение форм словообразования притяжательных прилагательных с помощью суффикса –ин- на лексическом материале по теме «Одежда».
2

26.
Составление предложений по схеме «Притяжательное прилагательное + существительное + глагол в прошедшем времени» на лексическом материале по теме «Одежда».
2

27.
Закрепление изученных предлогов на лексическом материале по теме «Посуда».
2

28.
Закрепление предлога ПОД на лексическом материале по теме «Посуда».
2

29.
Усвоение форм словообразования с уменьшительно-ласкательными суффиксами на лексическом материале по теме «Посуда».
2

30.
Имена прилагательные-антонимы, согласование их с существительными на лексическом материале по теме «Мебель».
2

31.
Составление предложений с союзом А и прилагательными-антонимами на лексическом материале по теме «Мебель».
2

32.
Закрепление пройденного материала.
2



ИТОГО

64



6-й год жизни (старшая группа ДОУ)

Название темы
Кол-во занятий


1.
Практическое употребление существительных единственного числа в родительном падеже на лексическом материале по теме «Овощи».
2

2.
Согласование числительных один-одна и два-две с существительными на лексическом материале по теме «Овощи».
2

3.
Согласование существительных множественного числа с наречием много на лексическом материале по теме «Овощи».
2

4.
Составление описательных загадок с использованием однородных определений на лексическом материале по теме «Фрукты».
2

5.
Усвоение форм словообразования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и употребление их в единственном и множественном числе на лексическом материале по теме «Фрукты».
2

6.
Согласование местоимений мой, моя, моё, мои, твой, твоя, твоё, твои с существительными и составление предложений с этими словосочетаниями на лексическом материале по теме «Фрукты».
2

7.
Составление предложений с предлогами НА –С (СО) и В – ИЗ на лексическом материале по теме «Овощи и фрукты».
2

8.
Составление рассказов-описаний по плану на лексическом материале по теме «Овощи и фрукты».
2

9.
Усвоение форм единственного и множественного числа винительного и родительного падежей имени существительного и имени прилагательного без предлогов на лексическом материале по теме «Домашние животные».
2

10.
Усвоение форм словообразования глаголов совершенного и несовершенного вида и их различение на лексическом материале по теме «Домашние животные».
2

11.
Усвоение форм единственного и множественного числа дательного и творительного падежей имени существительного и имени прилагательного без предлогов на лексическом материале по теме «Дикие животные».
2

12.
Составление предложений с использование глаголов настоящего и будущего времени в единственном и множественном числе на лексическом материале по теме «Дикие животные».
2

13.
Усвоение форм словообразования существительных-названий детёнышей животных и составление предложений с их использованием и предлогом У (Козлёнок у козы) на лексическом материале по теме «Домашние и дикие животные».
2

14.
Усвоение форм словообразования прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением и согласование их с существительными в роде, числе и падеже на лексическом материале по теме «Домашние и дикие животные».
2

15.
Составление рассказов-описаний по плану на лексическом материале по теме по теме «Домашние и дикие животные».
2

16
Составление предложений с предлогами ПОД и НА на лексическом материале по теме «Птицы».


17.
Усвоение форм словообразования прилагательных в сравнительной степени на лексическом материале по теме «Птицы».
2

18.
Составление предложений с использованием предлога НА (по типу: «Сова села на снег» - «Совы сели на снег») на лексическом материале по теме «Птицы».
2

19.
Согласование числительного с существительными единственного числа в родительном падеже на лексическом материале по теме «Одежда».
2

20.
Соотнесение местоимений он, она, оно, они с существительными на лексическом материале по теме «Одежда».
2

21.
Составление сложноподчиненных предложений с союзом если на лексическом материале по теме «Одежда».
2

22.
Усвоение форм словообразования существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и употребление их в единственном и множественном числе на лексическом материале по теме «Обувь».
2

23.
Составление рассказов по серии сюжетных картинок на лексическом материале по теме «Одежда и обувь».
2

24.
Согласование притяжательных прилагательных с существительными в роде, числе и падеже на лексическом материале по теме «Семья».
2

25.
Составление рассказов по серии сюжетных картинок на лексическом материале по теме «Семья».
2

26.
Усвоение форм словообразования относительных прилагательных от существительных на лексическом материале по теме «Посуда».
2

27.
Составление предложений с предлогами НА, С(СО), В, ИЗ, ПОД на лексическом материале по теме «Посуда».
2

28.
Усвоение форм словообразования относительных прилагательных от существительных на лексическом материале по теме «Мебель».
2

29.
Составление описательных рассказов с опорой на схему на лексическом материале по теме «Мебель».
2

30.
Усвоение форм словообразования качественных прилагательных и их сравнительных степеней на лексическом материале по теме «Времена года».
2

31.
Пересказ рассказа на лексическом материале по теме «Времена года».
2

32.
Закрепление пройденного материала.
2



ИТОГО

64

7-й год жизни (подготовительная к школе группа ДОУ)

Название темы
Кол-во занятий


1.
Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже на лексическом материале по теме «Овощи-фрукты-ягоды».
2

2.
Подбор имен прилагательных-антонимов на лексическом материале по теме «Овощи-фрукты-ягоды».
2

3.
Усвоение форм словообразования относительных прилагательных на лексическом материале по теме «Овощи-фрукты-ягоды».
2

4.
Составление описательного рассказа по плану на лексическом материале по теме «Овощи-фрукты-ягоды».
2

5.
Склонение имен существительных ед. и мн. числа на лексическом материале по темам «Деревья, цветы».
2

6.
Усвоение форм словообразования относительных прилагательных и их склонение на лексическом материале по теме «Деревья, цветы».
2

7.
Усвоение форм словообразования сравнительной степени имен прилагательных на лексическом материале по теме «Дикие и домашние животные и птицы».
2

8.
Усвоение форм словообразования притяжательных имен прилагательных на лексическом материале по теме «Дикие и домашние животные и птицы».
2

9.
Склонение существительных, обозначающих названия детенышей и согласование их с прилагательными на лексическом материале по теме «Дикие и домашние животные и птицы».
2

10.
Усвоение форм словообразования сравнительной степени наречий на лексическом материале по теме «Дикие и домашние животные и птицы».
2

11.
Согласование числительных с существительными и прилагательными в роде, числе и падеже на лексическом материале по теме «Дикие и домашние животные и птицы».
2

12.
Составление описательного рассказа по схеме на лексическом материале по теме «Дикие и домашние животные и птицы».
2

13.
Подбор слов с противоположным значением (антонимов) на лексическом материале по теме «Человек».
2

14.
Усвоение форм словообразования глаголов с помощью различных приставок на лексическом материале по теме «Человек».
2

15.
Согласование притяжательных прилагательных с существительными в роде, числе и падеже на лексическом материале по теме «Семья».
2

16
Составление рассказа по серии сюжетных картинок на лексическом материале по теме «Семья».
2

17.
Усвоение форм словообразования приставочных глаголов с оттенками значений на лексическом материале по темам «Транспорт».
2

18.
Склонение имен существительных на лексическом материале по темам «Транспорт».
2

19.
Составление предложений из слов в начальной форме на лексическом материале по темам «Транспорт».
2

20.
Усвоение форм словообразования относительных имен прилагательных и их склонение на лексическом материале по теме «Дом, улица, город».
2

21.
Усвоение форм словообразования сложных слов – относительных имен прилагательных - на лексическом материале по теме «Дом, улица, город».
2

22.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок на лексическом материале по теме «Дом, улица, город».
2

23.
Усвоение форм словообразования относительных имен прилагательных и согласование их с существительными в роде, числе и падеже на лексическом материале по темам «Квартира, мебель».
2

24.
Составление предложений с использованием предлогов НА-С, В-ИЗ, ПОД-ИЗ-ПОД, ЗА-ИЗ-ЗА на лексическом материале по теме «Посуда».
2

25.
Усвоение форм словообразования сложных слов – имен существительных - на лексическом материале по теме «Посуда».
2

26.
Составление описательного рассказа по графической схеме и по серии сюжетных картинок на лексическом материале по темам «Квартира, мебель, посуда».
2

27.
Усвоение форм словообразования простых причастий на лексическом материале по теме «Одежда, обувь, головные уборы».
2

28.
Формирование навыков образования сравнительной степени прилагательных на лексическом материале по теме «Одежда, обувь, головные уборы».
2

29.
Составление рассказа с использованием глаголов в разных временных формах на лексическом материале по темам «Обувь, головные уборы».
2

30.
Усвоение форм словообразования существительных женского рода от существительных мужского рода и составление с ними сложных предложений с союзом а на лексическом материале по теме «Профессии».
2

31.
Согласование существительных с глаголами мужского и женского рода в прошедшем времени и составление с ними предложений с союзом потому что на лексическом материале по теме «Времена года».
2

32.
Повторение и закрепление пройденного материала.
2



ИТОГО

64



Содержание цикла занятий.
Коррекционно-развивающее обучение по формированию лексико-грамматического строя и связной речи включает в себя три блока, логопедическая работа по которым строится параллельно:
А. Обогащение словаря детей и активизация словарного запаса:
а) уточнение, расширение и активизация словаря по лексическим темам;
б) усвоение форм словообразования различных частей речи;
в) усвоение слов-антонимов и слов-синонимов.
Б. Практическое усвоение грамматических средств языка в соответствии с возрастной нормой:
а) закрепление правильного употребления грамматических категорий;
б) усвоение форм словоизменения различных частей речи;
в) согласование различных частей речи;
г) самостоятельное использование предлогов;
е) управление слов в предложении.
В. Формирование и развитие связной речи:
а) употребление в речи простых и сложных предложений;
б) составление предложений по вопросам, демонстрации действий, картине;
в) распространение предложений однородными членами;
г) составление рассказов (в различном объеме): рассказов-описаний, рассказов по заданному плану, рассказов по сюжетной картине, рассказов по серии сюжетных картин и др.;
д) самостоятельный пересказ прослушанного текста.

IV. Методическое обеспечение цикла занятий.
Для реализации обучения необходимо:
А. Помещение, отвечающее санитарным нормам и оборудованное партами и стульями в соответствии с возрастом обучаемых детей.
Б. Доска, мел, магниты, бумага, цветные маркеры и карандаши.
В. Иллюстративный материал (предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок), игрушки и предметы для демонстрации, дидактические игры (лото: «У кого какой малыш?», «Растительный мир», «Фрукты», «Овощи», «Времена года», «Кем быть?», «Кто где живет?»; настольные печатные игры: «Семья», «Твой дом», «Урожай», «Чей малыш?», «Большой, маленький», «Во саду ли, в огороде», «Все профессии важны», «Игрушки», «Контрасты», «Круглый год», «Кто где живет?», «Магазин», «Мама, папа, я», «Мой дом», «Овощи-фрукты», «Парочки», «Противоположности», «Профессии»; кубики: «Транспорт», «Фрукты-ягоды», «Животные», «Игрушки», «Овощи»), тексты рассказов, загадок и стихотворений по лексическим темам.

VI. Литература.
Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картинках, М., «Школьная пресса», 2004.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985; Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. Серия «Библиотека логопеда» - М., «Союз», 2001;
Логопедия. Под. Ред. Л.С. Волковой – М., «Просвещение», 1989;
Лопухина И. С. Логопедия. Упражнения для развития речи - М., «Дельта», 1997;
Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. Под ред. Г.В. Чиркиной – М., «Просвещение», 2008;
Ткаченко Т. А. В первый класс без дефектов речи: Методическое пособие. СПб.: Детство-пресс, 1999;
Ткаченко Т.А. Подготовка к школе детей с ОНР. «Если дошкольник плохо говорит» - С-Пб, «Детство-Пресс», 1999;
Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. – М.: Гном и Д, 2003;
Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение (из серии «Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях» - М., «Гном-Пресс», 1999.
Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 715