Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ФФНР как основного компонента развития связной речи по теме: «Знатоки»


Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ФФНР как основного компонента развития связной речи
по теме: «Знатоки»
Авторы конспекта ННОД: .Вильданова Риммма Раиловна, учитель-логопед
прогимназии №14 «Журавушка» г.Бугульмы.
Матвеева Анна Владимировна, учитель-логопед
прогимназии №14 «Журавушка» г.Бугульмы
Задачи приоритетной области (развитие речи):
Коррекционно-образовательные:
I.- Обогащение, уточнение, активизация, актуализация словаря по теме «Дикие животные», слова-антонимы, слова-синонимы.II. – Совершенствование грамматического строя речи:
III. Автоматизация правильного произношения звуков.
Коррекционно-развивающие:
Развитие связной речи и навыков общения, памяти, мышления, общей моторики. Совершенствование преемственности в работе по развитию лексико-грамматических средств языка у детей старшей и подготовительной групп в условиях работы логопункта.
Социально – коммуникативное развитие»: развитие свободного общения и взаимодействия детей со взрослыми и детьми разного возраста; развитие социального и эмоционального интеллекта, отзывчивости, инициативности, самостоятельности, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и другими участниками игры, умение адекватно оценивать собственные возможности.
Познавательное развитие»: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, творческой активности.
Предпосылки учебной деятельности: умение слушать, умение обращаться за помощью, следовать полученной инструкции, вступать в обсуждение, сосредотачиваться на своём занятии, исправлять недостатки в работе. Играть по правилам, предлагать помощь сверстнику, выражать симпатию.
Оборудование: раздаточный материал: картинки с изображением животных, карточки со словами и наборами слов, игрушки, презентация, музыкальное сопровождение.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Логопед. 1.- К нам в гости пришли брат с сестрой - Зоя и Миша. (1-й слайд. На экране появляется изображение мальчика и девочки). Они решили принять участие в конкурсе знатоков.
2.-Кто такие знатоки? ( люди, обладающие большими знаниями в чем-нибудь, много знающие)
. Зоя с Мишей просят им помочь. Поможем?
Только кто кому будет помогать? Ведь задания для Зои и Миши разные. Зое пять лет, а Миша на два года старше. Сколько лет Мише? (7 лет)
У нас здесь две группы: старшая и подготовительная.
Как вы думаете, какая группа будет помогать Мише? (подготовительная). Почему? А Зое? ( старшая ). Почему? Мы приглашаем вас пройти за игровые столы.
3.Сейчас посовещайтесь и выберите названия для своих команд. Как будет называться команда подготовительной группы? Старшей?
Все задания конкурса связаны с животными . Победителей ждёт поход в зоопарк.
Основная часть (содержательный этап)
I «Подбирай и называй»
Логопед.- У каждой команды на столе лежат конверты. Зоина команда «Лесная братва» возьмёт картинки из красного конверта и подберёт картинки-наоборот из розового конверта. Мишина команда «Полосатый рейс» достанет карточки из своего конверта, прочитает доставшиеся им слова и добавит к ним слова, близкие по значению. (Желательно участие каждого члена команды, а в случае затруднений, на помощь могут прийти другие члены команды).
Команда «Лесная братва» Команда «Полосатый рейс»
(2-й слайд)
Логопед. У кого картинка слон? Какую картинку – наоборот ты подобрал? Почему?
Большой слон-маленький еж
(проверяем правильно ли вы нашли «слова - наоборот» )4-й слайд.
Пушистая лиса-гладкий тюлень
5-й слайд
Хищный тигр- травоядный жираф
6-й слайд.
Белый (медведь)- черный медведь
7-й слайд.
Злой волк-добрая белка
9-й слайд.
Северный (песец)- южный (верблюд)
Логопед.-Кому досталось слово большой? Как сказать по-другому? А маленький? Проверим? ( 3-й слайд. Большой - крупный, громадный, огромный, гигантский. Маленький - крохотный, крошечный, мизерный, мелкий, малюсенький.)Злой. Как сказать по- другому?
Добрый. . Как сказать по- другому? Кто хочет добавить свои варианты? Давайте проверим (8-й слайд Злой - свирепый, лютый, суровый, страшный, безжалостный.Добрый - ласковый, нежный, милый, сердечный, внимательный.)Прочитайте оставшиеся слова и скажите по- другому. (10-й слайдБегать-метаться, двигаться, носиться, мчаться.
Забавный - смешной, потешный, игривый, интересный, занимательный).
II «Родственные слова».
Логопед.- На экране появится изображение животного. Команда «Лесная братва» собирает семью родственных слов. (Говорить будет каждый член команды, поэтому решайте, кто за кем будет отвечать.)
11-й- 12-й слайды.
Еж-ежиха, ежонок, ежата
14-й- 15-й слайды.
Заяц-зайчиха, зайчонок, зайчата
17-й- 18-й слайды.
Волк-волчица, волчонок, волчата
20-й- 21-й слайды.
Барсук-барсучиха, барсучонок, барсучата
23-й- 24-й слайды.
Медведь-медведица, медвежонок, медвежата
26-й -27-й слайды.
Лиса – лисица, лисенок, лисята.
Команда «Полосатый рейс»
называет это животное ласково и составляет по схеме словосочетания:
Схема.
Ласково ухо нос лапы
13-й слайд.
Ежик - ежиное, ежиный, ежиные16-й слайд.
Заинька - заячье, заячий, заячьи
19-й слайд.
Волчишка- волчье, волчий , волчий
22-й слайд.
Барсучок- барсучье, барсучий,барсучьи25-й слайд.
Медвежушка- медвежье, медвежий, медвежьи
28-й слайд.
Лисонька - лисье, лисий , лисьи
III «Игрушки»
Логопед. Следующее задание связано с игрушками.
Команда «Лесная братва» называет, из чего сделаны игрушки. (Например: стол из пластмассы - пластмассовый стол.)
Кроватка из дерева - деревянная кроватка.
Коляска из пластмассы - пластмассовая коляска.
Кукла из резины - резиновая кукла.
Мишка из плюша - плюшевый мишка.
Кастрюля из железа - железная кастрюля.
Маска из картона - картонная маска. Команда «Полосатый рейс»называет отличительные особенности каждой игрушки-животного ( Например: у лисы пышный хвост, значит, она пышнохвостая)
-У бегемота тяжелый вес, значит, он тяжеловесный.
-У жирафа длинная шея, значит, он длинношеий; длинные ноги, значит, он длинноногий.
-У льва большая голова, значит, он большеголовый, острые зубы, значит, он острозубый.
-У верблюда один горб, значит, он одногорбый (два- двугорбый)
-У тигра быстрые ноги, значит, он быстроногий.
-У гепарда длинный хвост, значит, он длиннохвостый, быстрые ноги, значит, он быстроногий.
IV”Прятки»
Логопед.
Дети, вы любите играть в прятки? Вот и поиграем в прятки с этими игрушками.
Команда«Лесная братва» берёт игрушки- животные и прячет их в своём игровом уголке, говоря, куда спрятали. ( Например: я спрятал лису под картонной маской)
-Я спрятал волка (за плюшевым мишкой)
-Я спрятал льва (за железной кроваткой)
-Я спрятал зайца(…)
-Я спрятал жирафа(…)
- Я спрятал тигра (…)-Я спрятал обезьяну(…)
Команда «Полосатый рейс»
будет искать животных и скажет, откуда их достанет. (Например : я достал быстроногого гепарда из пластмассовой кроватки)
Чтобы игра была честной, предлагаем команде «Полосатый рейс»
прогуляться, пока команда«Лесная братва» прячет игрушки.
(-Я достал длинноногого жирафа из-под деревянной кроватки.-Я достал длинноухого зайца из пластмассовой коляски.
-Я достал острозубого волка из-за…
-Я достал быстроногого льва из-под…
-Я достал острозубого тигра из-за…
-Я достал длиннохвостую обезьяну из…)Молодцы, а теперь порезвимся вместе с нашими зверюшками.
«Зарядка в лесной школе» (физпауза с использованием презентации).
V.”Составь предложение».
Логопед.
Вы умеете составлять предложения? Команда «Лесная братва» составит интересные предложения по картинкам (достают из конверта).
(-Лев сидит в клетке.-Под кустом спрятался заяц.
-Лиса залезла в нору.
- Медведь купается в открытом бассейне.
-Зебра выглядывает из клетки.
-Дети наблюдают за рысью)Каждый член команды «Полосатый рейс» берёт карточку с набором слов, читает их и составляет предложение.
Говорить свои предложения команды будут по очереди.
Если кто-то будет затрудняться, могут помочь друзья по команде или наши гости (наборы слов перед вами (29-й слайд1)Лес, жить, животные, в, дикие.
2)Много, в, животные, зоопарк, интересные.
3)Ходить, дети, зоопарк, в, любить.
4)Кататься, качели, обезьянка, на, забавная.
5)Видеть, тигр, Миша, полосатый, крупный.
6)Метаться, острозубый, клетка, в , волк.)
VI Составление коллективного рассказа « В зоопарке».(30-й слайд) « Зоопарк»
Логопед. Что же это значит? (Значит, мы отлично справились со всеми заданиями конкурса и вместе с Зоей и Мишей попали в зоопарк.)
(31-й слайд) Давайте расскажем, что же интересного мы там видим.
ЗООПАРК.
(Мы вместе с Зоей и Мишей попали в чудесный зоопарк. В зоопарке живет много интересных животных.
Здесь мы встретили огромную слониху с маленьким забавным слоненком. В вольере прогуливаются длинношеие, длинноногие жирафы. Двугорбый верблюд о чем-то задумался, наверное, вспоминает свою жаркую родину. Тяжеловесный бегемот серьезно смотрит на посетителей зоопарка. В пруду плавают утки, селезни и длинношеие белоснежные лебеди
Нам очень понравилось в зоопарке!)(Каждое предложение проговаривается хором, затем получившийся рассказ повторяется ).
Заключительная часть
(32-й слайд) У нас получился интересный рассказ о зоопарке, который мы можем рассказать своим друзьям и близким .Вы сегодня проявили себя, как настоящие знатоки, и получаете от Миши и Зои небольшие подарки, которые помогут вам в группе сделать свой зоопарк (3D изображения диких животных).
АНО Прогимназия №14 «Журавушка»
ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ФФНР, КАК ОСНОВНОГО КОМПОНЕНТА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
ЗАНЯТИЕ-КОНКУРС «ЗНАТОКИ»
(СОВМЕСТНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУПП, ПОСЕЩАЮЩИХ ЛОГОПУНКТ).
Учитель-логопед Вильданова Р.Р.
Учитель-логопед Матвеева А.В.
Бугульма 2015 год.
1.Образование притяжательных прилагательных.
2. Образование родственных слов
3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
4. Образование качественных прилагательных.
5.Образование сложных слов из двух простых.
6. Совершенствование использования детьми простых и сложных предлогов (за, под, из-за, из-под).
7.Совершенствование предложных конструкций
8.Совершенствование синтаксической стороны речи.
Закрепление пройденного материала.
1.Игра «Наоборот». К словосочетаниям левого столбика подобрать словосочетания противоположные по значению из правого, соединив стрелочками. ЗНАТЬ!
Большой слон- черный медведь
Пушистая лиса- добрая белка
Хищный тигр- южный (верблюд)
Белый медведь маленький еж
Злой волк- гладкий тюлень
Северный (песец)- травоядный жираф
2. Игра «Собери семью родственных слов», сюда входят названия «мамы» животного, детеныша в единственном и множественном числе. Например:
Еж-ежиха, ежонок, ежата. Написать, знать!
Заяц-
Волк-
Барсук-
Медведь-
Лис-
3. Игра «Из чего сделаны игрушки». Например: стол из пластмассы- пластмассовый стол. Написать, знать!
-кроватка из дерева-
Коляска из пластмассы-
Кукла из резины-
Мишка из плюша-
Кастрюля из железа-
Маска из картона-
4. Игра «Прятки». Прячем игрушки, используя словосочетания из предыдущего задания ( №3) и предлоги: за, под, в. Записать свои варианты. Четко проговаривать получившиеся предложения!
Например: я спрятал лису под картонной маской.
-Я спрятал (а) волка…
-Я спрятал льва
-Я спрятал зайца
-Я спрятал жирафа
- Я спрятал тигра
-Я спрятал обезьяну
5. Найти или нарисовать на отдельных листочках картинки с данными животными(лев, заяц). Устно составить по этим картинкам интересные предложения.
4. Игра «Прятки». Прячем игрушки, используя словосочетания из предыдущего задания ( №3) и предлоги: за, под, в. Записать свои варианты. Четко проговаривать получившиеся предложения!
Например: я спрятал лису под картонной маской.
-Я спрятал волка
-Я спрятал льва
-Я спрятал зайца
-Я спрятал жирафа
- Я спрятал тигра
-Я спрятал обезьяну
5. Найти или нарисовать на отдельных листочках картинки с данными животными(тигр, зебра). Устно составить по этим картинкам интересные предложения.
4. Игра «Прятки». Прячем игрушки, используя словосочетания из предыдущего задания ( №3) и предлоги: за, под, в. Записать свои варианты. Четко проговаривать получившиеся предложения!
Например: я спрятал лису под картонной маской.
-Я спрятал волка
-Я спрятал льва
-Я спрятал зайца
-Я спрятал жирафа
- Я спрятал тигра
-Я спрятал обезьяну
5. Найти или нарисовать на отдельных листочках картинки с данными животными(рысь, жираф). Устно составить по этим картинкам интересные предложения.
4. Игра «Прятки». Прячем игрушки, используя словосочетания из предыдущего задания ( №3) и предлоги: за, под, в. Записать свои варианты. Четко проговаривать получившиеся предложения!
Например: я спрятал лису под картонной маской.
-Я спрятал волка
-Я спрятал льва
-Я спрятал зайца
-Я спрятал жирафа
- Я спрятал тигра
-Я спрятал обезьяну
5. Найти или нарисовать на отдельных листочках картинки с данными животными(волк, медведь). Устно составить по этим картинкам интересные предложения.
4. Игра «Прятки». Прячем игрушки, используя словосочетания из предыдущего задания ( №3) и предлоги: за, под, в. Записать свои варианты. Четко проговаривать получившиеся предложения!
Например: я спрятал лису под картонной маской.
-Я спрятал волка
-Я спрятал льва
-Я спрятал зайца
-Я спрятал жирафа
- Я спрятал тигра
-Я спрятал обезьяну
5. Найти или нарисовать на отдельных листочках картинки с данными животными(обезьяна, страус). Устно составить по этим картинкам интересные предложения.