Система игровых упражнений, как средство развития музыкальной памяти учащихся младших классов на уроках специального инструмента (домра, гитара) в ДМШ

Родительское собрание 28.10.2016 г.

Я собрала вас, чтобы просить помощи. В последние годы мы стали замечать, что у детей появляются проблемы, которых раньше просто не было: забывчивость, невнимание, рассеянность, неспособность выучить на память даже небольшой фрагмент нотного текста.

Самая большая проблема – почти никто из детей не знает ноты: где они пишутся и как называются. Без знания этого играть невозможно. Приходится подписывать ноты, что отнимает много времени и наносит огромный вред ребёнку. В нашем случае ноты – как алфавит или таблица умножения. Их знают все и отвечают автоматически. Ноты – тот же алфавит, только музыкальный. Риторический вопрос – как можно читать ноты, не зная их и вообще – можно ли их читать в таком случае? (Объяснить, как нужно знать ноты).

Следующая проблема – почти никто из детей не читает домашнее задание. Соответственно, не выполняет его. И для вас, и для детей дневник – первый помощник. Если вы будете заглядывать в дневник каждый раз после посещения школы, вы будете знать – был ваш ребёнок на занятиях или нет. Здесь всё просто: есть запись – был, нет – не был.

Вы отдали детей в музыкальную школу, значит хотите видеть их всесторонне развитыми. Но в отличие от общеобразовательной школы, обучение в ДМШ полностью исключает так называемое «натаскивание». Это творческая деятельность. Здесь не будет, как на ЕГЭ – выбрать один вариант ответа. Есть только два допустимых варианта – либо играешь, либо не играешь. То есть, ребёнку придётся работать самому. Причём работать головой.

Моя задача – дать направление работы, проверить, помочь исправить ошибки. Для этого у нас есть в учебном плане академические занятия – 38 часов. Всё остальное – самостоятельная ежедневная работа. Невзирая на выходные, праздники, болезни. Заниматься нужно, даже если завтра на специальность идти не надо. Ваши дети ещё пока не профессионалы и музыкальные навыки у них пока ещё не выработаны. И если пропускается день – на следующем уроке приходится начинать всё с самого начала. В 1-2 классах мы только этим и занимаемся, получаем навыки самостоятельной работы. Но уже с 3 класса самостоятельные занятия каждый день необходимы. Я не могу приходить к каждому из вас домой, чтобы контролировать домашние занятия ваших детей! Если ребёнок ничего не делает дома, в надежде, что выполнит это на уроке, или делает не то, что написано в дневнике – я ничем не смогу помочь. Только если оставить на второй год.

Начиная с первых уроков, интересуйтесь, что задано, как нужно выполнять то, что написано в дневнике. Попросите сыграть, объяснить, показать – как это делается. Дайте ребёнку понять, что он занимается хорошим делом и вам это тоже важно и интересно. Найдите возможность иногда приходить с ребёнком на урок – посмотреть: что и как мы делаем, чтобы вы могли проверить его при выполнении домашних заданий. Сразу звоните мне, если записи из урока в урок почти не меняются.

Что касается длительности домашних занятий. Я не прошу заниматься до фанатизма в ущерб всему остальному. Но если в 1 классе достаточно 20-3- минут в день, то уже со второго класса занятия должны длиться не меньше 1 часа (60 минут).

Как выкроить время для занятий. Предлагаю всем, кто занят, раздробить занятия. Между выполнением школьного домашнего задания делать небольшие перерывы и в них заниматься инструментом. Не надо играть все и сразу. Достаточно 10 минут поработать над чем-то одним: гаммы, этюды, трудное место в пьесе и т.д. От таких «дробных» занятий толку будет больше, чем от аврального занятия, «штурма» инструмента с мыслью: «Завтра специальность!». Но эти занятия должны быть ежедневными!

Объём самостоятельной учебной нагрузки с учётом минимальных затрат на подготовку домашнего задания внеаудиторных занятий в неделю:
- с 1по 3 класс: 2 часа (20-30 мин.)
- с 4 по 6 класс: 3 часа (30-40 мин.)
- с 7 по 8 класс: 4часа (40-50 мин.)

Обратите внимание на то, как дети учат пьесы на память. Ни в коем случае нельзя учить всю пьесу целиком от начала до конца – это просто невозможно! Лучше раздробить её на части (по 4 или 8 тактов) и учить частями, обращая внимание на динамику, пальцы, посадку, звук и т.п.

У нас школа, не кружок. И как в любой школе есть обязательный для исполнения учебный план. Все уроки обязательны для посещения. Это я говорю по поводу общего инструмента, хора, сольфеджио.

Пожелание преподавателей сольфеджио – выполнять домашнее задание в тот день, когда был урок сольфеджио. Всё дело в том, что в течение 2-3 часов человек забывает до 70% полученной информации – это особенность человеческой памяти. Если вечером ещё возможно вспомнить, что было днём на уроке, то через неделю вам гарантировано полное забывание материала.

Далее – официальная просьба – оплатить пожертвования. Начинается ремонт кабинетов сольфеджио и ваши деньги пойдут туда по принципу долевого участия. Можно оплатить за два раза.

На текущий учебный год у меня есть кое-какие планы. Хотелось бы сделать концерт класса в феврале месяце. Но на таком концерте должны играть все ученики. А на концерт выносятся только лучшие произведения. К сожалению не все ученики смогут принять участие. Если вы хотите, чтобы дети играли все – помогайте в домашней подготовке.

Есть желание принять участие в нескольких конкурсах. Самый ответственный будет проходить в Иркутске в апреле месяце. Это всероссийский конкурс фонда «Планета талантов». Я наметила несколько кандидатур, мы уже начали работу. Посмотрим, что из этого получится. На этом конкурсе очень доброжелательная атмосфера.
Не так давно мы принимали участие в международном фестивале-конкурсе в Новосибирске «Арт-Форум». Если хотите прокатиться до Новосибирска – давайте попробуем. Система такая – в марте отправляется видео, по итогам получаем (или не получаем) приглашение в Новосибирск и едем туда в ноябре или декабре 2017 года. А там, возможно, приглашение в Европу. Хор «Песенка» ездил в Испанию.
Есть еще несколько конкурсов, где хотелось бы принять участие. Но это – по мере готовности. Будем готовы – примем участие. На нет и суда нет.
Ну и еще один вариант – интернет-конкурсы. Кто будет готов, того и запишем.

Ближайший план для новой встречи – концерт и чаепитие в декабре.



15