Система упражнений для развития оптимального чтения младших школьников (буклет)


Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению - одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Изучив литературу по данной проблеме начала применять методику В.Н. Зайцева. Первое. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Второе. Хорошие результаты дает чтение перед сном. Поэтому рекомендую своим ученикам почитать перед сном. Третье. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. Четвертое. Наиболее эффективными упражнениями представляются такие: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Дети читают везде: и в школе и дома. Но почему-то для одних чтение – радость, а для других – ненавистное занятие. Изучив передовые технологии выдающихся педагогов О.И. Крупенчук, Ш.Ахмадуллина, С.Г. Зотова, был составлен «Тренинг по скорочтению для младших школьников»
Цели данного тренинга:
-увеличение беглости чтения учащихся;
- тренировка внимания;
-расширение поля зрения;
-синхронизация работы обоих полушарий;
-развитие оперативной памяти.
Тренинг рассчитан на 7 дней. Продолжительность одного занятия - 40-45 минут. Занятия проводит учитель в школе, а дома ребенок работает самостоятельно или с родителями.
Для тренировки внимания использую струп-тесты, при работе с которыми требуется большая концентрация внимания.

С большим удовольствием дети работают с лабиринтами, которые прекрасно развивают внимание

Хорошо включать в работу и таблицы «Большие и малые числа»

Не секрет, что многие дети при чтении видят только незначительную часть читаемого. Чтобы расширить поле зрения использую таблицы Шульте. Начинаю с самой маленькой 3*3, в которой девять чисел и заканчиваем работу с таблицей 7*7, в которой уже 49 чисел. Большим открытием для меня стала книга О.И. Крупенчук «77 упражнения для увеличения скорости чтения». Автор предлагает очень интересную методику. Я предложила детям закрашивать слова сначала в таблице, а затем и в предложениях, чтобы легче было потом ориентироваться. Работа очень увлекла ребят.

Хорошо известно, что мозг состоит из двух частей: левой и правой. У кого-то функционирует лучше левая часть, у кого-то правая, а у самых счастливых - обе. Выигрывают, естественно, последние, использующие своё богатство максимально. Поэтому решила предложить детям упражнения для синхронизации обоих полушарий. Сначала было трудно, а со временем с работой справлялись все. Первое упражнение – письмо, рисование и раскрашивание двумя руками одновременно.

Второе – упражнение «Алфавит» посложнее. Одновременно с чтением нужно поднять руку или ногу, а иногда и то, и другое.

Очень важное значение имеет и оперативная память. Для развития оперативной памяти применяю зрительные диктанты И.Т. Федоренко. В каждом из 18 наборов, предложенных профессором И. Т.Федоренко, имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова - Тает снег—8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной - две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца.

И наконец, последнее. Оценивание как стимул для детей. В своем классе я веду «Карту роста», куда каждый ученик ежемесячно заполняет свои достижения по чтению. Из чего видно: вырос темп чтения, остался прежним или наоборот сделался ниже. Такая работа очень нравится детям.

Используемая литература:
1.Ш. Ахмадуллин «Скорочтение для детей»
2.О.И. Крупенчук «77 упражнений для увеличения скорости чтения»
3.В.Н. Зайцев «Резервы обучения чтению»
4. С. Г. Зотов «Повышение скорости чтения»Система упражнений для развития оптимального чтения младших школьников

из опыта работы учителя начальных классов
Ижевской средней школы
Аршалынского района
Вовк Ларисы Николаевны
2015 год