Коррекционная работа по профилактике нарушений письма младших школьников с ЗПР


Коррекционная работа по профилактике нарушений письма младших школьников с ЗПРДиагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех в дальнейшем обучении русскому языку. Анализ результатов обследования позволяет продумать и разработать коррекционную работу.
Одним из важнейших условий в организации коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками с ЗПР является личностно-ориентированный подход.
Условия, необходимые для проведения коррекционно-педагогической работы – максимальное использование игровых методов обучения, так как у младших школьников с ЗПР преобладает игровая мотивация.
Так же можно сделать вывод о значительном своеобразии, как в речевом развитии детей, так и в формировании функций неречевого характера (тонкой моторики, зрительно-пространственного и слухового восприятия, слухо-речевой памяти, слухо-двигательной и зрительно-двигательной координаций, пространственных и временных ориентировок, двигательных функций руки и т.д.). У детей с ЗПР названные функции либо задержаны в своём развитие, либо имеют искаженное развитие. Так как нарушение письма есть одно из проявлений системного нарушения, затрагивающие, в одних случаях, речевое развитие ребёнка, в других – формирование ряда важных неречевых процессов и функций, следовательно, упражнения по профилактике должны быть направлены на предупреждение типичных ошибок, которые делают младшие школьники при письме и развитие процессов и функций, которые лежат в основе овладения письмом.
Всё вышесказанное позволяет продумать коррекционную работу по профилактике нарушений письма младших школьников с ЗПР и наметить пути её реализации.
Направления коррекционной работы:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания; формирование обобщающих представлений о свойствах предмета; развитие пространственных представлений и ориентировки; развитие представлений, формирования звукового анализа.
3. Развитие мышления – уметь видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.
4. Развитие речи: развитие фонетических процессов; формирование связной речи, навыков построения связного высказывания; стимуляция осознания звуковой стороны речи; стимуляция слухового внимания.
Формирующий этап эксперимента проходил в естественных условиях общеобразовательного процесса школы.
Комплекс упражнений применялся учителем 1 «б» класса на уроках письма. Дети обучаются по программе общеобразовательных учреждений начальных классов (1-4). Составители: Т.В. Игнатьева, Л.А. Вохмянина.
Согласно программе общеобразовательных учреждений начальных классов (1-4). Составители: Т.В. Игнатьева, Л.А. Вохмянина, по окончанию первого класса школьники должны:
а)научиться правильно сидеть, держать тетрадь и пользоваться ручкой; придерживаться строки; соблюдать поля;
б)научиться писать в соответствии с прописями все буквырусского алфавита, строчные и заглавные, а также соединять ихв словах; переводить печатный текст в письменный;
в)уметь записывать слова и предложения из трех-четырехслов после их звуко-буквенного анализа с помощью учителя ибез помощи;
г)списывать, а также писать под диктовку слова, написаниекоторых не расходится с произношением; проверять написанное,сравнивая с образцом, а также способом проговаривания;
д)записывать собственные предложения, взятые из устносоставленного рассказа [34, 19].
Календарно-тематическое планирование составлено.
В соответствии с нормативными документами и учетом психофизиологических, индивидуальных особенностей детей 1 «б» класса, МбОУ школы-интерната VI вида № 4, г. Челябинска, нами составлено календарно-тематическое планирование. Планирование составляет 165 часов в год, 5 часов в неделю.
Календарно-тематическое планирование направлено на реализацию следующих задач: научить осмысленно читать, говорить и писать; дать младшим школьникам, доступные их возрасту и пониманию первоначальные знания о языке, литературе; обогатить речь учащихся, развить их внимание и интерес к речи вообще; привить любовь к чтению книг.
Учитывая психофизические особенности и особенности познавательной сферы учащихся данного класса, дополнительно поставлены следующие коррекционные задачи: развитие фонематического слуха; формирование понятийного аппарата; развитие мелкой ручной моторики; развитие логического и образного мышления; развитие устойчивого интереса к учебным занятиям, к книге - источнику знаний.
Учебные и коррекционные задачи реализуются на программном материале с применением разнообразных методов и приемов обучения, с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. Упражнения по профилактике нарушений письма были систематизированы и включены в планирование.
Рассмотрим несколько уроков письма, на которых были реализованы направления коррекционной работы по профилактике нарушений письма.
Тема урока: Строчная буква а (тетрадь № 2, с.3).
1. Знакомство с написанием строчной а. На данном этапе реализуется
следующие направления коррекционной работы.
Формирование обобщающих представлений о свойствах предмета: дети сравнивают печатную букву а с письменной, находят общие элементы. Находят различия. Определяют количество элементов.
Развитие зрительного восприятия и узнавания: дети находят нужную букву из написанных букв разными шрифтами.
Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук: дети конструируют букву из ниток.
2. Работа в тетради. На данном этапе реализуется следующие направления коррекционной работы.
Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук: дети знакомятся с контуром предмета и его особенностями; находят нужные предметы и обводят их по контуру; письмо элементов букв.
Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания: дети составляют рассказ (сказку, загадку) по картинке.
3. Распознавание строчной буквы а. На данном этапе реализуется следующие направления коррекционной работы.
Развитие речи: дети придумывают предложения с предложенными словами.
Развитие представлений, формирования звукового анализа: составление схем слов, записывают слова ещё не изученные буквы заменяют точками. Развитие зрительного восприятия и узнавания: игра «найди меня».
На данном уроке хорошо прослеживается работа по профилактике нарушений письма это и развитие двигательных функций, развитие зрительного восприятия, развитие пространственных представлений, развитие речи.
Тема урока: Повторение (тетрадь № 3, с. 23).
1. Конструирование и запись букв из предложенных элементов. На данном этапе реализуется следующие направления коррекционной работы.
Формирование обобщающих представлений о свойствах предмета: составление из отдельных элементов различных букв.
Развитие зрительного восприятия и узнавания: дети выполняют упражнения на различение букв.
2. Работа в тетради. На данном этапе реализуется следующие направления коррекционной работы.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук: дети обводят по контуру узоры, составляют узор по аналогии, работают в ограниченном пространстве, конструируют предметов из элементов различной конфигурации, записывают буквы в рабочих строках.
Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания: дети составляют и записывают предложения.
3. Определение на слух звука. На данном этапе реализуется следующие направления коррекционной работы.
Развитие внимания: упражнения на развитие слухового внимания. Дети на слух определяют количество звуков.
Развитие фонетических процессов: задание «Сколько раз услышите я?».
4. Запись слогов в словах. Развитие представлений, формирования звукового анализа: дети по данной схеме называют слог. Дети работают с таблицами: Какой слог можно составить? Игра: «отгадай-ка».
В данный урок включены направления коррекционной работы по профилактике нарушений письма это развитие двигательных функций, развитие зрительного восприятия, развитие пространственных представлений, развитие речи.
Используя игровые и дидактические упражнения детей учат тому, что непрерывный речевой поток можно членить не только на смысловые фрагменты, но и на отдельные звуковые комплексы: слова, слоги, звуки.
Игры: «Какой звук потерялся?», «Какое слово потерялось?», «Подскажу Петрушке звук», «Звуковой поезд», «Кто придумает конец…».
Подбирая картинки к словам-паронимам дети усваивают смыслоразличительную роль отдельных звуков.
Стимуляция слухового внимания. Учат детей понимать смысловое значение интонации. Игры: «Угадай, кто кричит?» «Угадай на чем играю?» «Угадай, что делают?».
Совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильных фонематических представлений. Детей учат различать и дифференцировать близкие по слухопроизносительным признакам звуки изолированно и на фоне слова. Проводится работа со словами, данными в различной грамматической форме, формируя навыки фонематического анализа и синтеза, необходимо делать акцент на операции со слогами (например: отхлопывание слоговой структуры слова).
Формирование изобразительно-графических способностей. Коррекционная работа ведется в двух направлениях:
развитие графомоторных навыков;
овладение графической символизацией.
Начинают занятия со штриховки, обводки, срисовывания фигур и предлагаются упражнения: дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с законченным изображением, но с недостающими деталями; воспроизведение фигур, графических элементов по памяти.
Развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания. У детей чаще встречаются расстройства внимания, поэтому в коррекционной работе предусматриваются упражнения на развитие слухового и зрительного внимания: - Кто с кем разговаривает по телефону?- Кто к кому идет в гости? (проследить взглядом от ее начала до конца, когда она переглядывается с другими); длительная сортировка и нанизывание бусинок; таблица Шульте.
Таким образом, проанализировав уроки письма, мы еще раз отмечаем, что коррекционные задачи реализуются на программном материале с применением разнообразных методов и приемов обучения, с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися программного материала.