Статья Коррекционная работа по развитию устной связной речи на уроках социально-бытовой ориентировки как средства коммуникации обучающихся школ VIII вида.


Коррекционная работа по развитию устной связной речи на уроках социально-бытовой ориентировки как средства коммуникации обучающихся
школ VIII вида.
На современном этапе развития дефектологии проблеме развития устной речи уделяется большое внимание, так как развитие речи повышает качество обучения и является средством повышения уровня коммуникации. В конечном итоге это способ достижения наилучшей социализации. Для успешной социализации учащихся с особыми потребностями на занятиях социально-бытовой ориентировки необходимо проводить работу по развитию устной речи. Она включает в себя работу над словарем, предложением, работу по развитию связной устной речи.
Работа над словарем.
В процессе словарной работы необходимо добиться не только понимания слов и обозначаемых образов, представлений, но и научить употреблять слова в связной, живой речи.
Работа ведется по четырем направлениям:
обогащение словаря;
уточнение словаря; 3.активизация словаря;
4.устранение нелитературных слов.
Требования к проведению словарной работы:
должна быть выдержана дозировка слов на единицу учебного времени;
необходимо стремиться к контекстному объяснению новых слов;
процесс презентации слов должен опираться на работу всех анализаторов; (написание слова на доске, произношение слова )необходимо отрабатывать правильность произношения слов.
Работа над предложением.
Научить школьников правильно строить предложения- это значить продвинуть детей в
использовании речи как средства общения, помочь им подготовиться к овладению связной речью.
Педагог учит учащихся самостоятельно строить предложения на определенную тему. Для этого используются алгоритмы, помогающие начать предложение. Технологические карты облегчают работу по составлению предложения.
Для работы по построению предложений можно использовать следующие упражнения:
ответы на вопросы (главным образом полные ответы);
распространение предложений по вопросам;
составление предложений на заданную тему;
переработка предложений с заменой одних слов другими;
составление предложений по технологическим картам.
Работа в системе над развитием словаря и правильным построением предложений оказывает положительное влияние на развитие связной устной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Работа по развитию связной устной речи.
В начале работы над диалогом учащиеся используют образцы вопросов и ответов, которые дает учитель. Предлагаемый учителем образец-диалог усваивается учениками путем многократного его повторения в различных ситуациях. В ходе диалога необходимо постоянно активизировать учащихся системой поручений и указаний, прямо требующих речевой коммуникации: « Попроси....Скажи...Обратись к товарищу...» и тому подобное.
В процессе словесного общения, связанного с деятельностью детей, педагог умело сочетает индивидуальную работу с фронтальной. Учитывая склонность учащихся к подражанию, учитель во время беседы с одним из воспитанников может вовлечь в нее и остальных, постоянно побуждая их повторять те или иные высказывания. При этом широко используются жесты, вопросы.
Для совершенствования разговорной речи, учитель использует учебно-игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры, для возникновения диалога между учащимися или учеником и педагогом. Во время таких уроков закрепляются изученные слова. При этом сюжетно-ролевая игра может служить не только средством усвоения, но и частичного пополнения речевого материала, уже имеющегося в опыте учеников.
Используемые на занятиях социально-бытовой ориентировки учебно-игровые ситуации должны вызывать интерес у учащихся, строиться с учетом их жизненного опыта, соответствовать речевому развитию.
Одним из приемов, способствующих формированию умений делового общения, является
проведение экскурсий с включением заданий практического характера (учащиеся совместно с учителем составляют вопросы, которые задают работникам учреждения во время проведения экскурсии). При выполнении этих заданий учащиеся вступают в разнообразные отношения с окружающими людьми, получают от них необходимые сведения и затем используют их в практике.
Для развития монологической речи используются наглядные и практические методы, благодаря которым учащиеся всесторонне знакомятся с материалом.
Однако одной наглядно-практической деятельности недостаточно. Используются словесные методы, когда учащиеся выполняют практическую деятельность и проговаривают. Для построения связного рассказа, сохранения логической последовательности используются технологические карты и алгоритмы. При работе по алгоритму учащиеся сначала отвечают полными предложениями, а в конечном итоге составляют связный рассказ.
Виды заданий, предлагаемых учителем для развития связной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья:
развернутые ответы на вопросы (в том числе в беседе);
анализ прочитанного;
устный пересказ прочитанного;
устные рассказы по заданной теме, наблюдениям;
составление рассказа по алгоритму, технологической карте;
диалоги;
импровизация различных жизненных ситуаций.
Для достижения положительных результатов в развитии устной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья как средства коммуникации необходимо проводить систематическую работу. Хорошо развитая речь помогает общению, что способствует социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общество.