Методические основы развития связной речи младших школьников с ЗПР


Методические подходы к развитию связной речи
младших школьников с ЗПР
Полноценное овладение речью является стержнем полноценного формирования личности ребенка. Одним из важных компонентов этого направления является связная речь, формирование которой рассматривается как центральная задача речевого развития детей с ЗПР.
Дети с задержкой психического развития имеют недостаточный словарный запас, в их речи присутствуют аграмматизмы, дети плохо выражают собственные мысли, их речь в основном сводится к неполным предложениям, бедна по своему составу, они затрудняются в пересказе, в составлении рассказа по сюжетной картинке, по серии сюжетных картин.
Связная речь представляет собой последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженный конкретными и точными словами, соединёнными в грамматически правильные предложения. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом.
Другими словами, связная речь – это сложное целое, которое представляет собой две и более группы предложений, подчиняющихся единой теме и имеющих четкую структуру и специальные языковые средства, которые служат для связи предложений друг с другом.
Связная устная речь выступает как двусторонний процесс, складывающийся из умения говорить (экспрессивная речь) и умения понимать речь других людей (импрессивная речь). Различают два вида экспрессивной формы речи: диалогическую и монологическую речь. Их объединяет единая целевая установка: выполнение функции общения. Вместе с тем каждая из этих форм речи имеет свои особенности.
Характеристику функционально-смысловых типов связных высказываний можно представить следующим образом
Тип речи Функции связных высказываний Структура связного высказывания Языковые средства, используемые в разных типах связных высказываний
Описание Характеристика предметов, игрушек, явлений природы, людей Общий тезис, характеристика признаков объекта, итоговая завершающая фраза, оценочное отношение к объекту (структура «легкая», вариативная)
Лексические и синтаксические средства, направленные на определение объекта, его признаков, образные средства языка: эпитеты, метафоры, сравнения и др.
Повествование Изложение событий во временной последовательности; передача развития действия или состояния предметов Начало события, развитие события, конец события (структура жесткая) Средства, передающие развитие действия: видо-временные глагольные формы; лексика, обозначающая время, место, образ действия; слова для связи предложений (личные местоимения: потом, раньше, теперь и др.)
Рассуждение Объяснение какого-либо факта, доказательство чего-либо Тезис, доказательство, вывод-заключение Способы выражения причинно-следственных отношений: придаточные предложения с союзом "потому что"; глагольные словосочетания, имена существительные в форме родительного падежа с предлогами: от, с, из-за; вводные слова.
Вышеизложенный материал позволяет еще раз сделать вывод, что развитие речи детей является комплексной проблемой, так как затрагивает не только аспекты психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики. Поэтому только взаимосвязь в решении разных речевых задач является предпосылкой для развития связной речи.
Работу по формированию умения четко излагать свои мысли можно начать с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, данные в последовательности рассказа. Позднее можно учить детей определять части в рассказе, составлять его план и пересказывать, опираясь на этот план.
Формируя связную речь в условиях работы в классе, недостаточно использовать только ее репродуктивные формы (составление рассказа по картинке, пересказ прочитанного и т.д.). Полноценная речевая деятельность предполагает владение коммуникативными умениями и навыками для произвольного общения в условиях учебной работы. С этой целью важно развивать у детей речевую активность (инициативную форму речи), т.е. учить не просто отвечать на вопросы кратко или развернуто, а активно вести диалоги по учебной теме: самостоятельно формулировать и задавать вопросы, чтобы продолжать общение-диалог; сравнивать, обобщать, делать выводы; доказывать и рассуждать.
Если рассматривать процесс формирования речевых умений с позиций психолингвистики, то становится очевидным следующее: высказывание рождается не собственно из речи и не ради речи, а благодаря возникновению мотива, который неразрывно связан с понятием «речевая ситуация».
Поскольку в основе мотива лежит та или иная жизненная ситуация, то именно она служит исходным и в известной мере определяющим этапом речевого акта. Она стимулирует высказывание. Поэтому под руководством педагога нужно «проигрывать» наиболее типичные ситуации из жизни, моделируя таким образом различные варианты речевого поведения.
Интересными приемами в этом направлении являются:
игры: «Угадай, какое слово заблудилось», «Поможем словам встать по порядку», «Распутай две фразы» и т.п. (все это игры, направленные на формирование умения строить предложение, моделировать фразу);
составление предложений по картинке;
выделение предложений из сплошного текста;
восстановление деформированных предложений;
конструирование словосочетаний различного вида;
составление полных ответов на вопросы;
распространение предложения по вопросам;
распространение предложения словосочетаниями;
составление, запись и произнесение повествовательных и вопросительных предложений.
Учащимся следует давать большое количество специальных заданий, которые непосредственно направлены на развитие и закрепление навыка конструирования повествовательного сообщения. Среди них следующие задания:
составить небольшой рассказ по данному плану, по данному концу;
составить к рассказу заключение и вступление;
составить рассказ на заданную тему с заданными словами;
докончить рассказ по данному началу;
дать описание весеннего (зимнего, осеннего) леса;
составить письмо (устно) товарищу о чем-либо;
составить рассказ о маме (бабушке);
передать содержание стихотворения своими словами и др.
Таким образом, для развития связной речи учащихся с ЗПР рекомендуются систематические упражнения – сначала устные, затем письменные, которые должны постепенно усложняться. Большое значение придается правильной речи учителя, его знаниям психофизиологических особенностей учащихся.
Основной задачей работы по развитию связной речи детей с ЗПР является вооружение умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
Для этого на уроках можно применять следующие методы и приёмы: рассматривание картин, описание иллюстраций, показ действия, наблюдение во время экскурсии, пересказ, повторное проговаривание, словесные упражнения, речевые образцы, дидактические игры, игровые упражнения, игры – занятия.
Целесообразно как можно чаще предлагать детям повторять вслед за педагогом или учеником формулировки задания, обобщающих заключений, выводов, правил и т.д.
В структуру уроков и внеклассных мероприятий необходимо постоянно включать специальные игры, задания, упражнения по развитию связной речи
Таким образом, работа по формированию связной речи у детей с ЗПР должна осуществляться путем активного их обучения и воспитания с помощью тщательно подобранного речевого материала, многократного повторения и строгой дозировки, как по времени, так и по сложности. Коррекционное взаимодействие может быть реализовано через:
систему упражнений и заданий компенсаторно-развивающего характера, формирующих механизмы продуктивных способов речевого общения;
различные варианты планирования коррекционно-развивающих уроков, предусматривающих реализацию охранительного режима обучения, создание ситуации успеха, индивидуального подхода, использование наглядности и доступности учебного материала;
комбинацию разнообразных методов и приемов обучения, обеспечивающих смену видов деятельности учеников, а также доминантного анализатора, через который поступила информация.