Доклад«Проблемы преемственности и перспективности в обучении начального звена и среднего»


Доклад на тему:
«Проблемы преемственности и перспективности в обучении начального звена и среднего»
(выступление на ШМО учителей начальных классов)
Выступила:____________.
учитель начальных классов
          Процесс  перехода  ребенка  из  начальной  школы  в  среднюю   для  многих  детей, родителей  и  учителей  является  не  только  радостным  и  волнующим  событием, но  зачастую  и  очень  проблемным.
Приход  в  среднюю  школу, совпадает  с  началом   «переходного»  возраста  у  детей: они  становятся  младшими  подростками. Психологически  это  начало  кризисного  периода: физиологического  созревания, переоценки  моральных  ценностей, смены  ведущей  деятельности. Кроме  того, по  данным  психологических  исследований, у  детей  с  переходом  в  среднюю  школу  резко  повышается уровень  тревожности, связанный  с  новыми  ожиданиями. Эти  объективно  сложные  психологические  этапы  взросления  несомненно  требуют  очень  бережного   и  внимательного  отношения  со  стороны  взрослых .Готовы  ли  к  этому  учителя  и  родители?  Необходимо  подчеркнуть, что  в  данном  случае   готовность  предполагает  не  только  знания  о  трудностях  периода  детской  жизни, но  и  волевые  усилия  взрослых  для  их  преодоления. Важнейшей  причиной  трудностей, обуславливающих  переход  в  среднюю  школу, является  дезадаптация  детей  в  новых  условиях  учебной  деятельности. Ее  можно  сравнить  со  сложностями  адаптационного  периода  в  1  классе . Однако , кроме  объективной  новизны  ситуации  обучения , характерной для  1  и  5  классов, в данном  случае  добавляется  еще  так  называемый  субъективный  фактор: отсутствие  единых  требований  по  многим  вопросам  учебной  деятельности  между  начальной  и  средней  школой:
1. Преемственность  форм  и  методов  обучения: темпа, объема  и  уровня  изложения  предметного  материала, а  также  требований  к  качеству  его  оформления. Уровень  изложения  знаний  в  средней   школе значительно  отличается  (по  различным  параметрам)  от  того, который  принят  в  начальной  школе . Поэтому  нельзя  забывать , что  дети , перешедшие  в  5  класс , должны  адаптироваться  к  новым  условиям  деятельности: к  индивидуальному  стилю  учителя, к  более  быстрому  темпу  работы, к правилам  выполнения  новых  заданий  и т . д .
2. Единство ( точнее, его отсутствие ) подхода  к  критериально – оценочной  деятельности  в  начальных  классах  и  средних. Не  секрет, что  многие  «отличники»  и  «хорошисты»  начальной  школы  при  переходе  в  среднюю  меняют  свой  «статус»  на  более  низкий .  И  это  далеко  не  всегда  связано  с  объективными  трудностями  обучения .
Учителя – предметники   не всегда учитывают индивидуальные  особенности  учащегося ( темп  деятельности, тип  мышления, специфику  восприятия  и т.д.), которые  влияют, особенно  вначале, на качество  обучения. Учителя  начальной  школы  реально  имеют  такую  возможность  в  силу  своей  многопрофильности . Поэтому  учитель  средней  школы  не редко при  оценивании  ориентируется , прежде  всего,  на  результат  его  деятельности, без  учета  тех  индивидуальных  особенностей , которые  могли  к  нему  привести, в  то  время, как  в  начальных  классах, где  оценивание  строится  с  учетом  и  процессуальных  характеристик  достижения  результата.
Любой  учитель  понимает, что  инертный, медлительный  ребенок  не  должен  слышать   приговор  учителя : «Ты  не  успел , значит , не сделал» . Тем  не  менее  ориентация  учителя  только  на  результат  исключает  другую  позицию. Не  хочется  думать, что  личностно – гуманный  подход  является  прерогативой  только  начального  звена  обучения, а средняя  школа  не  имеет  к  этому  никакого  отношения .Вот  почему  учет  индивидуальных  особенностей  обучаемости  ребенка  и  соответственный  подход  к  оцениванию  его  деятельности  в  начальной  школе  иногда  ставится  под  сомнение  как  необъективный  («мягкий»)  при  переходе  ребенка  в  среднюю  школу. Критерии  «объективности»  в  данном  случае  различны.
Естественно, что  относительная  обособленность  отдельных  звеньев  школьной  системы  образования  сложилась  исторически  и  существует  на  протяжении  нескольких  лет. Однако  общественная  необходимость   развития  образования, ставшая  особенно  актуальной  в  последнее  десятилетие, выявила  дисбаланс,  рассогласование  требований   и   содержательной   преемственности  между  различными  ступенями  общеобразовательной  системы, особенно  начального  и  среднего  звена .Решение   этой  проблемы, важной  как  для  детей, так и для взрослых.  В начальном  звене  проводятся итоговые контрольные работы по предметам, отслеживается техника чтения  каждого  ребенка, переходящего  в  5  класс. По  итогам  этих работ учитель начальной  школы  составляют  подробную  психолого – педагогическую  характеристику на  ребенка. На итоговом заседании МО  обсуждаются  не  только  индивидуально – психические  особенности  будущих  пятиклассников, которые  требуют  к  себе  повышенного  внимания  в  средней  школе, но  также  формы  и  методы  работы  с  детьми  данного  класса, его  специфика  как  детского  коллектива; определяются  принципы  дифференцированного  обучения.
В  рамках  этого  сотрудничества  проводятся и уроки, на  которых  в  начальной  школе  присутствуют  (или  даже  проводят) учителя  среднего  звена, имея, таким  образом, возможность  заранее  оценить  особенности  детей  данного  класса. В  начале  следующего  учебного  года, уже  в  средней  школе, такая  практика  продолжается.
Данная  форма  сотрудничества  разных  ступеней  школьного  образования  позволяет  предупреждать  многие  педагогические  и  психологические  проблемы, реально  осуществлять  профилактику  детской  дезадаптации.
Преемственность – один из основных принципов дидактики.
Преемственность в образовании состоит в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения.
Преемственность в содержании образования включает:
-  обеспечение единого подхода к его отбору на всех ступенях обучения;
-  умение учителя выделить в теме, предмете основные и второстепенные понятия;
-  умение определить главное в содержании учебного материала;
-  умение укрупнять в блоки учебный материал по проблемам;
-  умение обучать учащихся способам деятельности получения, добывания и применения знаний.
При составлении тематического планирования, мы сразу отмечаем себе домашние задания, чтобы в параллели оно было единым; учитель работает с классом на протяжении всех 4 лет обучения; учитель начальных классов дает учителям предметникам свои рекомендации, а они их учитывают при планировании дальнейшей работы.
Каковы пути решения проблемы преемственности в содержании образования школьников?
-  Отслеживать связь между отдельными частями учебных предметов по содержанию;
-  Отслеживать связь между методами, приемами и формами учебной работы на разных ступенях обучения;
-  Опираться на предшествующие знания, умения и навыки при изучении нового и подготовки к последующему освоению предмета;
- Осуществлять межпредметные связи;
- Использовать линейное и концентрическое построение учебных планов;
- Обеспечивать доступность в процессе обучения;
-  Развивать личностный потенциал уч-ся через продуктивную образовательную деятельность, духовное и физическое здоровье детей;
-  Постоянно повышать профессиональный уровень педагогов;
- Осуществлять образовательный процесс в школе во взаимодействии педагогов с психологической службой;
-Использовать личностно-ориентированную технологию обучения и воспитания;
- Для прогнозирования ожидаемых результатов проводить диагностику обученности, обучаемости, развитости уч-ся, сформированности у них социально-ценностных отношений к объектам окружающей действительности; изучать удовлетворенность участников педагогического процесса своей и совместной деятельностью, содержанием и организацией образовательного процесса.