Открытое логопедическое занятие по развитию связной речи Перелетные птицы


ГКОУ «Дзержинский санаторный детский дом»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ»

Учитель-логопед
Ерышева О.Н.
Цели:
Обучающие:
Учить употреблять предлоги в самостоятельной речи детей.
Работать над слоговой структурой слов, обозначающих перелётных птиц.
Составлять описательные рассказы с опорой на схему.
Коррекционные:
-Уточнить имеющиеся знания по теме «Весна» и «Перелётные птицы».
- Расширять активный словарь по теме «Перелётные птицы».
- Совершенствовать навык составления разных типов предложений с предлогами и союзами.
- Работать над грамматическим строем речи:
- Родительный падеж ед.и мн.числа;
- Согласование числительных с существительными.
- Учить выделять «4-й лишний» с объяснением.
3. Развивающие:
- Развивать высшие психические функции: внимание, мышление, память;
- Развивать общую и мелкую моторику.
4. Воспитывающие:
- Учить вежливости, такту, взаимовыручке, доброжелательному отношению, чувству коллективизма, доброму отношению к природе и птицам.
Оборудование: костюмы лягушки, аиста; шапочки грача, жаворонка, сороки, жаворонка; разрезные картинки перелётных птиц; картинки с изображением птиц; схема пересказа о ласточке; запись с голосами птиц.1. Организационный момент. (Отработка пространственных представлений, употребление слов после, перед. -Какое сейчас время года?(Сейчас время года весна).
- Какое время года было перед весною?(Перед весною была зима)
- Какое время наступит после весны?(После весны наступит лето).
- Какая часть весны сейчас?(Сейчас середина весны)
Логопед. Ребята, перед началом занятия скажем наш девиз:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать.
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Если снег повсюду тает,
День становится длинней.
Если всё зазеленело и в полях звенит ручей. Если солнце ярче светит.
Если птицам не до сна,
Если стал теплее вечер,
Значит, к нам пришла…( весна)
Логопед. Да, с приходом весны всё оживает вокруг. А хорошо ли вы знаете приметы весны? Сейчас проверим. Предлагаю вам отгадать весенние загадки:
(отвечать предложением, начинать со слова «весной»)
1.Что весной греет, светит, припекает?(солнце)
2.Что весной голубое, высокое, чистое?(небо)
3. Что весной бежит, журчит, поёт?(ручьи)
4. Что с крыши свисает, капает, тает?(сосульки)
5.Что весной темнеет?(снег)
Что весной, капает, звенит, поёт?(капель)
Давайте представим, что мы попали в весенний лес.
Закройте глазки и считайте со мною до трёх. 1-2-3 чудо произойди!
(включается запись со звуками леса, пением птиц).
- Ну , что чудо произошло? –Да!
- Ребята, мы с вами попали в весенний лес! Лес – это большой и настоящий друг. А ещё это дом для зверей и птиц. Послушайте, кто же это поёт в лесу?
-Это птицы!
Логопед. Конечно, ребята. А ещё ребята, весной к нам возвращаются птицы, которые улетели осенью в тёплые страны.
-Как называются эти птицы?(перелётные)
Логопед. Правильно. Сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах. (Зеленеет первая травка, солнце светит ярче и теплее, весело звенят ручьи, звонко заливаются птицы. Из тёплых стран возвращаются перелётные птицы. Они летят стаями и кричат. Птицы то же рады весне.)Логопед. . Почему они называются перелётными?
Дети. Перелётные птицы летом живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтоб весной вернуться в родные края.
Логопед. А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко» и узнаем какие птицы прилетают весной.
1.В деревянный свой дворец
Прилетел весной …(скворец)
2.Песен звонких не жалей
Нам весною …(соловей).
3.Клином печальным в небесной дали
С криком печальным летят…( журавли)
4. Пёстры грудка, хвост, макушка
В лесу и в часах кукует ..(кукушка).
5.С буквы «А»начинается
Имя птицы…(аиста).
6.По весне к нам с юга мчится
Чёрная как ворон птица.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Для деревьев наших врач,
Ест букашек разных…(Грач).
Логопед. Назовите, ребята, каких перелётных птиц вы знаете?(грач, соловей, кукушка, ласточка, дикие утки, скворцы…
Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы»
Тили-тели, тили-тели – (скрещивают большие пальцы, машут ладошками)
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка –(поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопитесь, кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж –
Все вернулись, прилетели,(снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками)
Песни звонкие запели!(указательным и большим пальцем делают клюв – «птицы поют»)
Логопед. «4-лишний» -Какая птица лишняя?(Соловей, аист, кукушка, сорока)
Дети. Лишняя сорока – она зимующая птица.
Ворона, воробей, голубь, грач
Дети. Лишняя птица грач–это перелётная птица.
Логопед. Рассказ о птицах.(Грачи прилетают одними из первых на родину. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинается строительство гнёзд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. На одном дереве можно насчитать 15-20 гнёзд.) Грач
Грач – птица большая. Она похожа на ворону. У неё большой толстый клюв. Грач прилетает к нам весной первый. Он поедает жуков, личинок, червей. Грач делает гнездо из тонких прутьев и соломы на верхушках деревьев.
Поиграем в игру «Почини предложение» (подобрать нужный по смыслу предлог( из, в, к, над, на, по)
Грач вылетел (из) гнезда. Грач прилетел (в) гнездо. Грач подлетел (к) гнезду. Грач кружит (над) гнездом. Грач сел (на) ветку. Грач ходит (по)земле. Грач сидит (под)деревом.
Прочитать пословицу по слогам, соединяя стрелки. «Увидел грача – весну встречай»
2) Детки домик смастерили
И на дерево прибили.
Поселился в нём певец.
А зовут его?... (Скворец)
Скворец
Скворцы прилетают вслед за грачами. Птица небольшого размера, перья чёрного цвета с белыми пятнышками. Клюв мощный, на голове чёрный хохолок. Питается червями, гусеницами, бабочками. Они охраняют леса и сада от вредителей. Скворец живёт в скворечнике.(летом за долгий световой день оба родителя прилетают к гнезду до 300раз! Вот и представьте, сколько гусениц, жуков и червяков уничтожит одна пара скворцов.)Игра « Подбери словечко»
Логопед.
- Как назвать скворца ласково?(Скворушка)
- Кто у скворца птенец, птенцы?(Скворчонок, скворчата)
- Как называется их мама?(Скворчиха)
- Какой домик строят люди для скворцов весной?(Скворечник)
Логопед.
3) Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это…(соловей) Назовём соловья ласково(соловушка).
Соловей
Соловьи прилетают, когда деревья и кустарники одеваются листьями. Эта маленькая, серенькая птичка, очень красиво поёт. Его жилище – гнездо. Питается насекомыми и семечками. Прочитать. В народе есть примета: «Соловей всю ночь поёт – к хорошей погоде».
4) Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый
А затылок, голый, красный
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек.(Журавль)
Журавль крупная птица. У журавля длинная шея, длинный клюв, широкие крылья, длинные ноги. Журавли бывают серые и белые.
Образование родственных слов. Птенцы у журавля – журавлята, журавлёнок , мать журавлят – журавлиха, стая журавлей – журавлиная, ласково назовём - журавлик, журавушка.
Сюрпризный момент.(стук по стеклу, как птичка клювом)
-Ребята, как- будто птичка клювом в окно постучала, да и кажется письмо принесла.
Голубь бросил к нам в оконце о кого-то письмецо.
Видно он заторопился, очень быстро удалился,
Почты много набралось, он не всю её разнёс.
Что ж вам прочитаю, от кого оно узнаю.
«Здравствуйте, мои маленькие друзья!
Хочу услышать рассказ о птичке, которая весной возвращается к вам из тёплых стран.
А пока высылаю ребус с фотографией этой птички.
(Ла 100 чка).
Ласточки и стрижи прилетают позже других птиц, ведь им нужно, чтобы появилось достаточно много летающих насекомых.
Логопед. Давайте попробуем составить рассказ по картинкам о ласточке. (Дети переворачивают подснежники и составляют предложения).
-Ласточка – красивая перелётная птица.
- У ласточки головка чёрненькая, грудка беленькая с красно-синим гастуком. Хвост и крылья длинные, острые.
- Живёт ласточка в гнезде под крышей дома. Строит гнездо из веточек, травинок, глины.
- Враг ласточки – кошка. Ласточки дружно защищаются от врагов.
- Питается ласточка насекомыми: гусеницами, комарами, червячками, жучками.
- Ласточка красиво поёт. Своим звонким, весёлым щебетаньем она радует людей.
Игра «Птицы улетели».
Ласточка – ласточки – нет ласточек
Журавль – журавли – нет журавлей.
Скворец – скворцы – нет скворцов.
Соловей – соловьи – нет соловьёв
Жаворонок – жаворонки – нет жаворонков
Лексико-грамматическая игра «Скажи наоборот»
Короткий хвост – длинный хвост
Чёрный клюв – белый клюв
Тонкая шея – толстая шея
Острый клюв – тупой клюв
- Впиши буквы в фигурки в соответствии с образцом. Прочитай название птиц и соедини с образцом. (на парте).
Индивидуально(собрать разрезные картинки перелётных птиц)
-Упражнение «Закончи предложение»
Мне очень понравились все ваши рассказы и стихи. Но остались ещё некоторые вопросы. Попробуем ответить на них ответить на них.
- Весной птицы строят гнёзда, потому что…(дети повторяют фразу и договаривают её до конца) они выводят в них птенцов.
- Первыми улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что… насекомые прячутся и им нечем питаться.
- Осенью последними улетают лебеди, утки и гуси, потому что…водоёмы долго не замерзают и дают им пищу.
- Все люди любят слушать соловья, потому что … он замечательно поёт.
- Гусеницы не могут уничтожить урожай, потому что … птицы их уничтожают.
- Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что…(она не вьёт себе гнезда).
- Птиц нужно любить и охранять, потому что… они приносят большую пользу(украшают нашу природу, замечательно поют и т.д.)
Логопед. А теперь наша театральная страничка «Встречи в весеннем лесу»
Аист и лягушка
Поспорила лягушка с аистом, кто красивее.
- Я! – Посмотри, какие у меня красивые ноги!
-Зато у меня их четыре, а у тебя только две!
-Да, у меня только две ноги, но они длинные!
- А я квакать умею, а ты нет!
- А я летаю, а ты только прыгаешь!
- Летаешь, а нырять не можешь!
- А у меня есть клюв!
- Подумаешь, клюв! На что он нужен?
- А вот на что!
(рассердился аист и проглотил Лягушку).
Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не спорить.
(С.Михалков).
Чья проталина
(Под музыкальное сопровождение выходят сорока, грач, жаворонок)
Сорока: Тра-та-та! Никак проталина? Моя, моя! Моя проталина, раз я первая её увидела!
Грач: Здрасьте, уже явилась! И прямо на мою проталину! Некрасиво!
Сорока: Это почему же она твоя? Я первая её увидела!
Грач: Ты увидела, а я к ней издалека летел! Тёплые страны покинул. Где проталина – там и мы, грачи! Моя проталина!
Жаворонок: А я родился на ней!
Логопед: Не ссорьтесь друзья, проталина, как проталина. А зачем она вам?
Сорока. А семена? А ростки зелёные?
Грач. Посидеть, походить, размяться! Носом в земле порыться.
Жаворонок. А петь-то над проталиной как хорошо! Сколько в поле проталин, столько и жаворонков над ними и все поют! Нет ничего лучше нашей проталины!
Логопед: А что вы тогда спорите, раз она ваша? Жаворонок хочет петь – пусть поёт, грач хочет ходить – пусть ходит.
Итог занятия:
-Ребята, скажите, пожалуйста, о каких птицах сегодня мы говорили на занятии?
-Что вам понравилось на нашем занятии?