Доклад «Нестандартные формы организации внеурочной деятельности школьников по английскому языку как метод повышения учебной мотивации»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Нягань«Общеобразовательная средняя школа № 3»
«Нестандартные формы организации внеурочной деятельности школьников по английскому языку как метод повышения учебной мотивации»
Зайцева С.А.
учитель английского языка
высшей квалификационной категории
Цель доклада: обобщить опыт работы ШМО по созданию оптимальной среды для внеурочной деятельности учащихся.
Сегодня внеурочная деятельность определяется как составная часть учебно- воспитательного процесса и одна из форм организации свободного времени учащихся.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей,  культурных традиций и физического развития.
Внеурочную деятельность можно разделить на следующие направления:
- спортивно-оздоровительное
- художественное-эстетическое- научно-познавательное
- военно-патриотическое
- общественно-полезная деятельность
- проектная деятельность
- общекультурное направление
- духовно-нравственное
- общеинтеллектуальноеВ соответствие с принципами организации внеурочной деятельности и интересами учащихся особо востребованы в нашей школе оказались следующие направления:
Обще интеллектуальное направление, которое включает в себя
- Подготовку учащихся к I и II этапу Всероссийской олимпиады школьников, где в нелегкой борьбе с одаренными детьми общеобразовательных учреждений города учащиеся нашей школы занимают призовые места и представляют наш город на региональном уровне.
- Кружки и факультативы помогают формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении.
- НИР формирует инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач. Участие в школьных и городских НИ конференциях, Кирилло-Мефодийских чтениях, городской НПК «Лики традиционной культуры» с работами
«Исследование смысла английских надписей на одежде подростков» - (2 место в гор 2014-2015), «Исследование влияния образа Санта Клауса на образ Деда Мороза» - учитель Козлова И.В., «Можно ли узнать об истории страны через банкноты на примере американского доллара» ( учитель Тюшнякова М.В.) безусловно повышает качество знаний учащихся.
- Участие к разнообразных образовательных конкурсах (заочных, дистанционных) поддерживает и развивает интерес к предмету, стимулирует активность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой, помогают школьникам формировать свой уникальный творческий мир.Школьники с удовольствием принимают участие в разных видах дистанционных конкурсах.
Следующее направление, на котором хочется остановиться – это проектная деятельность.
Ежегодно в нашей школе в конце учебного года проходит фестиваль учебных и социальных проектов, в котором может принять участие любой ребенок. Фестиваль охватывает детей всех ступенях обучения. Обычно это проекты, которые учащиеся выполняли в течение учебного года по различным темам (по типу это обычно информационные, социальные, по количеству учащихся – индивидуальные, парные и групповые, по предметно-содержательным областям – межпредметные и надпредметные, по продолжительности выполнения - краткосрочные проекты). Наибольший интерес вызвали проекты «Жизнь в дождевом лесу» (4 класс), «Изучаем Шекспира» (10 кл), «Есть ли жизнь на Марсе?» (7 кл), «День моего рождения» (4 кл), «Человек будущего» (9 кл), «Город будущего» (8 кл), «Место, где не бывает дождя» (8 кл), «Откуда берется водопроводная вода» (8 кл). Проектная деятельность является источником для творчества и инициативы детей. Так 5 класс поздравил своего классного руководителя Магасумову Г.В. презентацией «Мой любимый учитель» на английском языке с Днем рождения, выяснив подробности ее профессиональной деятельности и ее интересы.
Лучшие проекты участвуют в городском фестивале проектов. Оригинальным и креативным был проект «Построй город своими руками» учащихся 3 класса (учитель Нургалеева Ж.С.), занявший 1 место в 2014-2015 учебном году.
Нашей гордостью является победа в сетевых проекте «Мы помним, мы гордимся», посвященном 75-летию победы в ВОВ (2015 г) и «Волшебная страна литературы» (2016 г). Ребята не только проявили свои творческие наклонности, но и освоили новые интернет ресурсы при подготовке Wiki- стенгазеты и создании открытки. Спасибо учителям гимназии, организовавшим эти проекты.
Хорошей традицией стал городской слет научных обществ образовательных учреждений «Территория знаний», который проводится на базе нашей школы уже два года. В 2014-2015 учебном году учащиеся под руководством учителей русского языка и литературы и английского языка выполнили социальный проект «Хантыйская жемчужина», который занял 1 место. В этом проекте участвовали дети не только нашей школы, но и других образовательных учреждений нашего города, которые определяли будущее нашего города как туристического центра экотуризма.
В 2015-2016 учебном году в рамках этого слета учащиеся 4 школ города работали на НИ площадке «Искусственные языки». Учащиеся познакомились
с разнообразием искусственных языков в мире, выяснили, что у каждого искусственного языка есть своя грамматика, лексическая структура, письменность и словарь. Учащиеся сделали переводы и даже научились нескольким фразам на языке Нави (фильм «Аватар»), эльфийских языках квенья и синдарин (произведение Толкина «Властелин колец») и на клингонском языке (фильм «Звездный путь»).
3. Художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности было представлено конкурсом переводчиков, который проходил в рамках месячника гимназического образования. Для литературного перевода школьникам были предложены небольшие рассказы Эрнеста Хоменгуея, Марка Твена, Энн Сэктон, Джерома Кей Джерома, Арчибальда Джозефа Кронин и стихотворение «Ссора». По итогам этой работы был издан сборник с рассказами с оригиналом и переводом этих рассказов на русский язык. Каждый ребенок, участвовавший в этой работе, получил такой сборник. Каждое литературное произведение несет в себе моральный и этический смысл. С учащимися были обсуждены рассказы «Пледжер возвращается домой» Энн Сэкстон и «Сколько стоит чудо?» Гектора Хью Манро.
4. Широко представлено общекультурное направление. Совместно с учителями русского языка и литературы был проведен фестиваль сказок среди учащихся 5-6 классов. Были поставлены сказки «Царевна Лягушка» и «Курочка и зернышко» на английском языке. На вопрос как можно написать стихотворение на английском языке учащиеся 6 классов ответили себе, познакомившись с творчеством преподавателя ТГУ Евгении Кисловской, и выступили на концерте «Мои любимые стихи» с ее стихотворениями.
Совместно с учителями русского языка и литературы прошел вечер, посвященный Байрону на школьном и городском уровне.
В рамках месячника гимназического образования прошел вечер Шекспира, посвященный году Шекспира, где учащиеся познакомились с биографией великого поэта, читали его сонеты и, конечно же, инсценировали «Ромео и Джульетта».
Я думаю, многим запомнился городской конкурс «Знатоки английского языка», посвященный Дню Благодарения, где приняли участие школьники 6 общеобразовательных учреждений, и работало независимое жюри.
Безусловно, внеурочная деятельность развивает индивидуальность каждого ребёнка в процессе самоопределения, учащиеся приобретают знания в и за рамками школьной программы, получают опыт самостоятельного социального действия, а самое главное - находят применение своим коммуникативным навыкам на английском языке.