Мой край — Азнакай!


Муниципальное казенное учреждение «Управление образования
исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества г. Азнакаево РТ
Дополнительная образовательная программа
краеведческой направленности
«Мой родной край - Азнакай».
Возраст обучающихся 12-13 лет
Срок реализации – 2 года
Разработала: учитель истории МБОУ «СОШ №6»
Лобанова Галина Рафаэлевна
Азнакаево 2013 г.
I РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Роль краеведения в процессе образования есть и будет ключевой. Именно благодаря занятиям по краеведению реализуются цели и задачи воспитания, организуется активная учебно – познавательную деятельность, направленная на развитие разнообразных личных качеств школьников. Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей детей и имеет туристско-краеведческую направленность.
Основными видами деятельности выступают историческое краеведение и экскурсионная и музейная работа.
Предпосылкой для создания программы стало желание создать условия для творческого взаимодействия детей, родителей и школы.
Актуальность данной программы заключается в том, что она предусматривает полное погружение школьников в процесс изучения родного края через обращение к личному опыту детей, использование деятельностного подхода. Обогащение личного опыта дает возможности для реализации в местном социуме.
Краеведение всегда занимало особое место в системе школьного образования. Сегодня оно помогает решить многие насущные проблемы воспитания, помогает сформировать патриота и гражданина. Под особым углом осуществляется формирование детского коллектива. Дети, которые работают в музее, постоянно соприкасаются с живой историей это не просто ученики, это хранители времени. Н.К. Крупская считала: «Необходимо учителю вооружиться методом изучения  окружающей действительности…Он должен быть, в сущности, краеведом».
Данная программа разработана по блочно-модульному принципу. В течение каждого года обучения ученики получают теоретические и практические знания в соответствии со своими возрастными особенностями. С каждым годом знания усложняются и требуют от детей большего старания, самостоятельности и проявления творческого потенциала.
Предполагается концентрация усилий образовательно-воспитательного процесса в трех основных направлениях:
Формирование у школьников комплекса личных качеств, основанных на патриотизме и гражданственности;
Развитие самостоятельности мышления детей в условиях быстроменяющегося социума;
Приобщение учащихся посредством музейной работы к общечеловеческим ценностям, тесное взаимодействие с семьей как средством профилактики асоциального поведения.
Для успешной реализации данной программы следует учитывать принципы:
Принцип толерантности (изучение краеведческого материала построено на исключительном уважении к культуре, традициям и истории народов, населяющих наш край)
Принцип научности и достоверности (осуществление практической деятельности по изучению истории и культуры нашего края на основе учебной и научной литературы, использование только проверенной и достоверной информации на основе архивов города, семьи)
Принцип взаимосогласия и взаимодоверия (основой любой работы с детьми является уважение к личности ребенка, учет его способностей и возможностей)
Принцип творчества (каждый участник образовательного процесса вносит свой вклад в изучении краеведческого материала. Полученный материал должен быть визуализирован и оформлен в соответствии с эстетическими требованиями)Принцип идейности (признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, города, рачительных хозяев)
Принцип целесообразности (наш край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир, следовательно, материал занятий должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, культурологические компоненты.  Опираясь на содержание традиционных школьных предметов, краеведение при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов)Принцип доступности (выделение этапов краеведческой подготовки школьников в соответствии с возрастными особенностями детей)
Принцип толерантности (изучение краеведческого материала построено на исключительном уважении к культуре, традициям и истории народов, населяющих наш край)
Даная программа предназначена для ведения краеведческой работы в рамках учебно-воспитательной работы и призвана помочь школьникам познакомиться с историей родного края, пополнит свои знания по истории своей семьи. Также познакомиться с приемами собирательской и музейной работы через экскурсии, экспедиции, интересные встречи. Это важнейший путь формирования и воспитания экологической культуры, нравственного и морального стержня человека. Известный на всю страну краевед Г.В. Мясников сказал: «Первым шагом к культуре человека, к его осознанию не только личностью, но и звеном в цепочке поколений является краеведение. Человек, который живет и не знает свое прошлое, напоминает дерево, которое вроде бы и цветет, и имеет листья, но, к сожалению, не имеет корней. И не на что ему опереться, не на чем держаться…». Наша задача заключается не только в сохранении памяти прошлого, но и в формировании особой среды, исторического пространства, чтобы каждый посетивший музей ощутил себя частичкой нашего прошлого. Такую возможность дает краеведческий музей.
Краеведческий музей в школе функционирует уже не одно десятилетие. Собран богатейший материал, который перекликается с историей города и района, в музее зафиксированы интересные события, судьбы, встречи со знаменитыми людьми города. Данная программа помогает построить работу с профильным отрядом «Краевед». Дети, занимаясь в школьном музее, приобретают, таким образом, не только практические навыки, но и обогащают свои теоретические знания.
Программа по краеведению «Мой край родной – Азнакай»» предполагает другой стиль общения учителя и учеников. Организации занятий способствует не назидательному изучению основ краеведения, а развивает интерес к истории родного края, научно-познавательной деятельности на основе организованной работы по наблюдению за окружающей средой, экскурсионной деятельности, ведет к эстетическим переживаниям, практической готовности созидать вокруг себя, бережному обращению с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы. Цели, задачи, программы.
Цель программы: создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала личности ребенка, возрождения и сохранения истории родного края, города, семьи. Через различные формы поисковой и музейной работы повышать интеллектуальный уровень школьников, их познавательные возможности. Воспитание действенного гражданина своей страны, желающего принять активное участие в ее жизни. Для более успешной реализации программы следует использовать методику «погружения» школьников в история семьи, города и района.
Воспитательные:
Развитие гражданского самосознание подрастающего поколения;
формирование толерантности и толерантного поведения в условиях  совместного проживания народов в регионе;
на основе краеведческой работы укрепление семейных, межпоколенных связей.
Совместные экскурсии в краеведческие музеи, чтение краеведческой литературы.
Формирование экологической культуры детей, стремление сохранить природу края.
Образовательные:
ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта
формирование представление об историческом и культурном развитии своего региона
Развивающие задачи:
Развитие познавательного интереса школьников, логики и логического мышления, стремление участвовать в различных конкурсах и олимпиадах по краеведению
Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования и рассчитана на 2 года обучения Время, отведенное на обучение, составляет 144 часа в год из расчета 4 часа в неделю в первый год обучения, 216 часов из расчета 6 часов в неделю, в последующий год, причем практические занятия составляют большую часть программы.
Рекомендуемый минимальный состав группы в первый год обучения 15 человек. При наборе группы в первый год обучения следует комплектовать группу с превышением числа детей, так как существует естественный отсев членов объединения. На второй год обучения рекомендуется 12 детей. Это позволит усилить индивидуализацию образовательного и воспитательного процесса, улучшить его качество.
Направленность программы:
Формирование патриотического сознания
Формирование гражданского поведения и правовой культуры
Формирование коммуникативной культуры
Формирование опыта творческой, учебно-исследовательской деятельности
Формирование опыта социально-значимой деятельности
Источники составления программы:
Конституция Российской Федерации;
Закон об образовании РФ от 10.12.2001 г.,
Закон «О ветеранах» от 24.12.2002 г.
Закон «О днях воинской славы России» от 13.03.1995 г.
Государственная программа «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы
Формы обучения:
Основные формы обучения предполагают: комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок – лекция, урок – экскурсия, консультации, защита проекта. 
Методы и приемы обучения:
- научно-исследовательская работа. Проектная деятельность.
 -  беседа по материалам курса;
- работа с различными видами источников;
-виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой ( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах ( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д.);
-работа с ресурсами сети Интернет.
 
Виды деятельности учащихся:
 -работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде),
-конспектирование;
-работа в сети Интернет;
-ориентация на местности;
-чтение информации из любых видов источников (включая архивы семей, документы, данные архива города).
Ресурсы:
-городской краеведческий музей
-музей школы
-совет ветеранов
- Азнакаевская районная общественная организация ветеранов боевых действий.
-живой рассказ очевидцев
Механизмы реализации программы:
-организация экскурсий в музеи города и музеи других школ
-экскурсии по памятным местам города и района
 -проектно-исследовательская деятельность детей
-оформление краеведческого уголка
-лекторская деятельность, привлечение других участников через лекторскую деятельность.
Ожидаемые результаты:
Первый год обучения: предполагает преподавание основ краеведения, вспомогательных исторических дисциплин. Знакомство с родословной, навыками составления родословной. Изучение ономастики. При этом при окончании базовой подготовки предусматривается творческий отчет участников объединения, защита проектов и рефератов.
Второй год обучения: предполагает дальнейшее изучение материалов по краеведению. Упор делается на истории города и района, изучение биографического материала. При этом при окончании базовой подготовки предусматривается практическая часть, основанная на защите творческих работ школьников.
Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного  и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися ся способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми  компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.Это предполагает:
-освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
-стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.
   Эффективность  обучения  по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться  в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.
 
 Требования к уровню подготовки учеников:
В результате изучения курса  ученик должен:
знать/понимать:
  - краеведческие термины и понятия;
  - основные периоды истории нашего района, города;
  - даты ключевых событий;
  - знать выдающихся деятелей нашего края.
-основные методы и приемы проведения экскурсии, методики подготовки доклада, выступления.
Уметь:
 - соотносить даты событий истории города и района с основными периодами отечественной истории;
 - рассказывать о важнейших событиях города и района, уметь соотносить их с интересными событиями из истории своей семьи;
 - показывать на плане и карте расположение местных достопримечательностей;
- подготовить и провести экскурсию.
-провести практическое занятие в музее, оформить результаты своей работы в виде презентации, доклада, исследования.
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- проводить самостоятельный поиск краеведческой информации из разных источников;
-извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
ФОРМА
оценки полученных знаний, умений и навыков

п/пНазвание разделов и тем Знания, умения и навыки Форма контроля
1.Вспомогательные исторические дисциплины 1.1 Вводное занятие. Краеведение в системе обществоведческих дисциплин. Вводное занятие. Краеведение в системе обществоведческих дисциплин.
Предмет и задачи курса. Способы изучения краеведческой информации. Практическая значимость краеведческой информации. Организация занятий, формы и методы поисково-исследовательской работы. Урок – беседа, экскурсия в музей
1.2 Вспомогательные исторические дисциплины. Ономастика, археология, нумизматика, историография, геральдика, хронология, архивоведение, источниковедение. Способы и методы изучения исторической информации. Геральдика Азнакаевского района. Урок-лекция, проверка полученных знаний.
Работа в музее
1.3 Геральдика – вспомогательная историческая дисциплина. Зарождение геральдики. Роль геральдики в истории. Современные гербы. Структура герба, правила составления. Герб города Азнакаево, его значение. Урок-консультация, творческая работа «Герб моей семьи», работа с геральдикой района.
1.4 Генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина. Формы сведений о родстве: таблицы, росписи, карточки. Правила заполнения документов. Язык генеалогии. Урок применения знаний и умений, составление таблицы, росписи, карточки.
1.5 Генеалогия в системе исторических знаний. Генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина. Изучение и составление родословной. Происхождение, история и родственные связи семей. Комбинированный урок,
Лабораторное исследование.
1.6 Краткая история генеалогии в России и Татарстане. Начало генеалогии в России в период правления Петра Первого. Указ Синода от 20 февраля 1724 года. Магометанские метрические архивы (1829 год), ревизские сказки. Генеалогия в казанской губернии. Русское генеалогическое общество (1897)..Национальный архив РТ. Урок-лекция, мини исследование.
2. Моя родословная 2.1 Методика составления родословной. Методика составления родословной. Восходящая, нисходящая родословная. Мужская и смешанная родословная. Урок-дискуссия, экскурсия в музей
2.2 Родословная и формы ее изображения. Значение формы и цвета при составлении родословной. Системы
нумерации и расположения информации в генеалогических росписях. Урок с дидактической игрой, составление родословной
2.3 Генеалогические таблицы. Семейные генеалогические источники. Горизонтальная и кругообразная таблица. Используемые общепринятые сокращения и знаки. Устные и вещественные свидетельства истории семьи, архив семьи. Урок изучения нового
Игра «Семейный альбом»
2.4 Поколенная роспись. Работа с семейными архивами. Знакомство с историей семьи. Правила составления поколенной росписи. Преимущества поколенной росписи. Построчный пересказ таблицы. Проверка полученных знаний. Практическая работа, знакомство с семейными архивами. Творческий отчет.
2.5 Устные генеалогические источники. Вещественные генеалогические источники. Предания и рассказы – генеалогические источники. Летописи и хроники как источники генеалогических данных. Делопроизводственные документы, акты, демографические данные, данные переписи населения – демографический материал. Устные предания и воспоминания членов рода. Материальная культура - одежда, жилища, пища, утварь, орудия труда. Духовная культура - обычаи, привычки, праздники, обряды, народный календарь. Педагогическое наблюдение, экскурсия в музей.
Игра: «Бабушкин сундук»
2.6 Особенности сбора устной генеалогической информации. Особенности сбора устной генеалогической информации, опрос родственников. Работа в архиве, работа с документацией, особенности работы с вещественными генеалогическими источниками. Составление генеалогической карточки. Урок-опрос, работа в архиве.
3.Наука об именах и названиях. 3.1 Наука об именах. История моего имени. История моей фамилии. Ономастика – наука об именах. Происхождение ономастики. Направления и функции ономастики. История происхождения имен у различных народов мира. Работа со словарем, ресурсами интернета. Педагогическое наблюдение, работа с документацией, составление истории своего имени.
3.2 Знакомство с происхождением названий деревень, рек, природных объектов. Топонимика как наука, изучающая географические названия. Виды топонимов. Происхождение и смысловое значение некоторых географических названий, их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение. (Чатыр – Тау, Азнакай и т.д.) Мини-соревнование, экскурсия по городу, работа в группах.
Работа с картой района.
3.3 Происхождение русских имен, фамилий и прозвищ Значение имен и фамилий, причины появления. Традиции и заимствования при даче имени. Прозвища, их значение. Урок-практикум
3.4 Происхождение татарских имен, фамилий и прозвищ. Источники происхождения имен и фамилий. Значение социального происхождения при появлении имени. Религиозные имена. Урок-зачет
3.5 Термины родства и свойства в русском и татарском языках. Отношения людей по родству. Указания на отношения людей. Значения терминов родства в жизни людей. Урок-игра
3.6 Они прославили наш род! Знаменитые имена в истории моего рода. Творческий отчет детей, составление компьютерной презентации «Мой славный род!» Урок-зачет, защита презентаций
3.7 Итоговое занятие. Повторение по материалам раздела. Творческие отчеты детей. Урок коррекции и проверки знаний
4.Моя родина – Азнакаево. 4.1 История возникновения города. Источники знаний о прошлом города и района. История заселения края. Первые жители на территории Азнакаево.     Старинное кладбище с надгробиями ХV-ХVI вв. возле села Урсаево. Мавзолей ишана в селе Асеево - памятник архитектуры ХIХ века. Первые упоминания о деревне Азнакаево (1744-1747 гг.). Азнакаево – рабочий поселок. Присвоение статуса города.  Урок-лекция, экскурсия в музей, работа в архиве.
4.2 Легенды и придания Азнакая.
История происхождения названия города. Легенды о горе Чатыр – Тау, отголоски пугачевского бунта. Карамзин о Чатыр – Тау, путешествие Палласа. Урок-экскурсия
4.3 Экология района. Памятники природы (реки Ик, Стярле). Охраняемые государством объекты:  Гора Чатыр-Тау, р. Ик, р. Стярле, государственный природный заказник "Владимирский склон",  Азнакаевская пирамида, Азнакаевский государственный охотничий заказник, припасечные зоны, заказник по охране опылителей, тысячелетние родники. Растительность Азнакаевского района. Урок с элементами эвристической беседы, работа с картой.
4.4 «Красная книга» на территории района. Природа в опасности! Редкие и очень редкие представители животного и растительного вида на территории района. Причины вымирания как последствие губительной деятельности человека. Влияние нефтедобычи на состояние воды и воздуха в районе, загрязнение почв. Урок-путешествие
4.5 Музей нефти. Что дает наш край стране? Первые нефтяные скважины в Республике, районе. Значимость добычи нефти для экономики страны, республики, района. Нефтяные предприятия района. История создания музея нефти. Урок – экскурсия. Посещение музея. Творческий отчет.
4.6 Памятные и достопримечательные места, как свидетели исторического прошлого города. Экскурсионные возможности города.
Экскурсионные объекты города: Администрация города, Отдел образования, Центр детского творчества, азнакаевское телевидение, площадь Татарстана, памятник воинам – интернационалистам «Черный тюльпан», Ак мечеть, выставочный зал «Мизгель», водно-оздоровительный комплекс «Дельфин», ледовый дворец, городской музей; редакция газеты «Маяк»; парк «Тарсус»; аллея героев. Методика составления экскурсии. Составление плана экскурсии по городу. Урок – устный журнал. Экскурсия по городу.
4.7 Их именами названы улицы города. История улиц города. Знакомство с названием улиц города, их историей, расположением домов. Историческими объектами, мемориальными досками.
История присвоения имени улице (улицы Булатова Ф.К., Гильфанова Ф.А., Кандаурова Н.П., Иванова Е.Н., Хасанова М., Шайхутдинова , Багаутдинова А.Б.,Хасаншиной Г.Ф.,Валиева М.З., Г.Багманова, Братьев Гринь, Гурьянова А.А. Урок-путешествие, экскурсия по городу.
4.8 История моей улицы. Поисково-исследовательская работа. Презентация, альбом. Творческий отчет. Урок-практикум
5.«Школьные годы чудесные…» 5.1 История моей школы. История создания школы. Традиции нашей школы. Администрация школы. Школа в истории города. Урок семинар
5.2 Школьный краеведческий музей.
История родного края, её отражение в экспозициях музея. Разделы экспозиций:
1. История города Азнакаево и Азнакаевского района; 2. История нефти; 3. История школы; 4. Нумизматика; 5. «Никто не забыт, ничто не забыто…» 6. Культура нашего края. Выпускники школы – наши звезды. Экскурсия по музею. Беседа с учителями-ветеранами, выпускниками образовательного учреждения об истории школы.
Урок – игра «Брейн – ринг»
5.3 На них равняется молодежь! Выпускники школы, прославившие город и район. Урок – практическое занятие
6.Наследие нашего края 6.1 Жители родного края - участники Великой Отечественной войны. Земляки герои. Район в годы войны.
Герои Советского Союза - наши земляки: Валиев А.И. Монаков Г.З.Никитин И.Я. Казаков А.А., Аглетдинов Ф. Х.Учителя – участники войны. Помощь фронту, участники Фонда обороны – жители нашего города. Эвристическая беседа с элементами дискуссии, защита проектов.
6.2 Образование в годы войны. учителя, мобилизованные в ряды Советской Армии в годы ВОВ в 1941-45 гг. и работавшие в школах после войны в Азнакаевском районе и городе Азнакаево Урок-зачет, работа в Совете ветеранов.
6.3 Служба в армии - почетная обязанность гражданина России.
Конституционная обязанность гражданина - служение Родине. Пример для подражания: наши земляки Кандауров Н. Евгений Иванов, И.Д. Дауди, Зиганшин Р. и др. – участники Афганской войны. Урок-опрос, работа в Азнакаевской районной общественной организации ветеранов боевых действий.
6.4 Традиции воинской службы в истории моей семьи.
Предварительная беседа с родителями и родственниками о воинских традициях в семье. Урок-беседа. Творческий отчет.
6.5 Культурное наследие родного края.
Знаменитые люди района (города, района), местные краеведы. Наш край в искусстве, художественной литературе и публицистике. Урок-путешествие, экскурсия в музей.
6.6 Они прославили наш край!
Деятели науки, культуры, спорта – жители района. Герои Социалистического труда: Хазиахметов В.Х, Каримов Ф.Ш., Булатов Г.А., Гринь М.П., Багманов Г.М., Гарипов М.М. , Хасаншина Г.Х., Хасанов М., М. Галлеев, Н.Ахмадиев, И. Гилязов, И. Бадретдинов, Ф. Гиззатуллина, Ф.Тухватуллина, А. Исхаков, Р. Закуанов и др. Почетные жители города. Краеведческая викторина «Я знаю и люблю свой край»
6.7 Современные герои нашего края. Николай Кандауров. В жизни всегда есть место подвигу.
Биография героя Н. Кандаурова, ученика нашей школы. История подвига. Эвристическая беседа с элементами дискуссии. Изучение архивных материалов. Вахта памяти у мемориальной доски.
6.8 Современные традиции народов нашего края. По страницам интернета. Этнос в современном мире, проблемы межэтнического взаимодействия. Народы, населяющие наш край. Диалог культур. Толерантность как залог взаимодействия между нациями. Конфессиональная толерантность. Урок-беседа, работа с различными источниками информации.
6.9 Экскурсия в Булгар, Свияжск. Посещение экскурсионных объектов Булгар и Свияжска экскурсия
6.10 Участие в конкурсах районного и республиканского уровня. Практическая работа конкурсной направленности практикум
6.11 Итоговое занятие Обобщение материалов курса. Тестирование. Проверка полученных знаний в форме игры
II РАЗДЕЛ
Учебно – тематический план
1 год обучения

п/пНаименование тем и разделов Количество часов
всего теория практика
1.Вспомогательные исторические дисциплины 1.1 Вводное занятие. Краеведение в системе обществоведческих дисциплин. 2 2 1.2 Вспомогательные исторические дисциплины. 10 4 6
1.3 Геральдика – вспомогательная историческая дисциплина. 10 4 6
1.4 Генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина. 8 2 6
1.5 Генеалогия в системе исторических знаний. 8 2 6
1.6 Краткая история генеалогии в России и Татарстане. 8 2 6
46 16 30
2. Моя родословная 2.1 Методика составления родословной. 14 4 10
2.2 Родословная и формы ее изображения. 10 4 6
2.3 Генеалогические таблицы. Семейные генеалогические источники. 10 4 6
2.4 Поколенная роспись. Работа с семейными архивами. Знакомство с историей семьи. 10 4 6
2.5 Устные генеалогические источники. Вещественные генеалогические источники. 8 2 6
2.6 Особенности сбора устной генеалогической информации. 10 4 6
62 22 40
3.Наука об именах и названиях. 3.1 Наука об именах. История моего имени. История моей фамилии. 6 2 4
3.2 Знакомство с происхождением названий деревень, рек, природных объектов. 6 2 4
3.3 Происхождение русских имен, фамилий и прозвищ 6 2 4
3.4 Происхождение татарских имен, фамилий и прозвищ. 8 2 6
3.5 Термины родства и свойства в русском и татарском языках. 6 2 4
3.6 Они прославили наш род! Знаменитые имена в истории моего рода. 4 2 2
36 12 24
144 50 94

п/пНаименование тем и разделов Количество часов
всего теория практика
1.Моя родина – Азнакаево.
1.1 История возникновения города. Источники знаний о прошлом города и района. 4 4 -
1.2 Легенды и придания Азнакая.
10 4 6
1.3 Экология района. 12 4 8
1.4 «Красная книга» на территории района. Природа в опасности! 10 4 6
1.5 Музей нефти. Что дает наш край стране? 10 4 6
1.6 Памятные и достопримечательные места, как свидетели исторического прошлого города. Экскурсионные возможности города.
10 4 6
1.7 Их именами названы улицы города. 12 4 8
1.8 История моей улицы. Поисково-исследовательская работа. 12 4 8
2.«Школьные годы чудесные…» 2.1 История моей школы. 12 2 10
2.2 Школьный краеведческий музей.
10 4 6
2.3 На них равняется молодежь! 12 2 10
3.Наследие нашего края 3.1 Жители родного края - участники Великой Отечественной войны. Земляки герои. Район в годы войны.
12 4 8
3.2 Образование в годы войны. 10 4 6
3.3 Служба в армии - почетная обязанность гражданина России.
10 4 6
3.4 Традиции воинской службы в истории моей семьи.
12 2 10
3.5 Культурное наследие родного края.
8 2 6
3.6 Они прославили наш край!
12 2 10
3.7 Современные герои нашего края. Николай Кандауров. В жизни всегда есть место подвигу.
8 2 6
3.8 Современные традиции народов нашего края. По страницам интернета.
8 2 6
3.9 Этнос в современном мире, проблемы межэтнического взаимодействия. 2 2 -
3.10 Экскурсия в Булгар, Свияжск. 8 - 8
3.11 Участие в конкурсах районного и республиканского уровня. 10 - 10
3.12 Итоговое обобщение 2 2 -
Итого: 216 66 150
Практические работы:
1. Обозначение на контурной карте природных и административных границ Азнакаевского района, города Азнакаево, окрестных сел. Определение протяженности Азнакаевского района с севера на юг и с запада на восток.
2. Составление фотоальбома, видеофильма, краеведческие рассказы о путешествии по родному краю, совершенном учащимся. (заочная экскурсия).
3. Конкурс плакатов «Берегите природу!».
4. «Фотоохота». Фотоальбомы местных растений и животных.
В процессе освоения школьниками данной программы предусматривается также их ознакомление с азами музейного дела. Посещая музеи, работая с архивными документами и материалами, они приобщаются к музейной работе. Дети знакомятся с принципами работы и внутренней организацией музеев (на примере городского краеведческого музея и музея школы), методикой работы экскурсовода, правилами составления экспозиции музея и т.д.
III РАЗДЕЛ
Содержание программы.
1.Вспомогательные исторические дисциплины.
Вводное занятие. Краеведение в системе обществоведческих дисциплин.
1.1.Вводное занятие. Краеведение в системе обществоведческих дисциплин.
Предмет и задачи курса. Способы изучения краеведческой информации. Практическая значимость краеведческой информации. Организация занятий, формы и методы поисково-исследовательской работы.
Практическая часть: отработка навыков монологической речи, оформление памяток.
1.2. Вспомогательные исторические дисциплины.
Ономастика, археология, нумизматика, историография, геральдика, хронология, архивоведение, источниковедение. Способы и методы изучения исторической информации. Геральдика Азнакаевского района.
Практическая часть: работа с различными видами источников, отработка навыков работы с архивными материалами.
1.3 Геральдика – вспомогательная историческая дисциплина.
Зарождение геральдики. Роль геральдики в истории. Современные гербы. Структура герба, правила составления. Герб города Азнакаево, его значение.
Практическая часть: отработка навыков составления гербов. Нарисовать и защитить герб своей семьи. Творческий отчет.
1.4 Генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина.
Формы сведений о родстве: таблицы, росписи, карточки. Правила заполнения документов. Язык генеалогии.
Практическая часть: составление карточки родства, практическое занятие по заполнению документации.
1.5 Генеалогия в системе исторических знаний.
Генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина. Изучение и составление родословной. Происхождение, история и родственные связи семей.
Практическая часть: различные методики составления родословной, графическое изображение родословной, беседа с родителями и родственниками, работа с материалами семейного архива.
1.6 Краткая история генеалогии в России и Татарстане.
Начало генеалогии в России в период правления Петра Первого. Указ Синода от 20 февраля 1724 года. Магометанские метрические архивы (1829 год), ревизские сказки. Генеалогия в казанской губернии. Русское генеалогическое общество (1897)..Национальный архив РТ.
Практическая часть: работа с архивными документами, ресурсами интернета. Работа с историческими источниками.
3.Наука об именах и названиях.
3.1. Наука об именах. История моего имени. История моей фамилии.
Ономастика – наука об именах. Происхождение ономастики. Направления и функции ономастики. История происхождения имен у различных народов мира. Работа со словарем, ресурсами интернета.
Практическая часть: работа со словарем, анализ имени, сбор исторических языковых фактов и явлений: местная лексика, особенности говоров жителей района и др.
3.2 Знакомство с происхождением названий деревень, рек, природных объектов.
Топонимика как наука, изучающая географические названия. Виды топонимов. Происхождение и смысловое значение некоторых географических названий, их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение. (Чатыр – Тау, Азнакай и т.д.)
Практическая часть: работа в музее, сравнительный исторический анализ архивных данных.
3.3 Происхождение русских имен, фамилий и прозвищ.
Значение имен и фамилий, причины появления. Традиции и заимствования при даче имени. Прозвища, их значение.
Практическая часть: работа со словарем, сбор и анализ краеведческого материала.
3.4. Происхождение татарских имен, фамилий и прозвищ.
Источники происхождения имен и фамилий. Значение социального происхождения при появлении имени. Религиозные имена.
Практическая часть: опрос, интервью, посещение музея, составление краткого справочника наиболее распространенных имен.
3.5. Термины родства и свойства в русском и татарском языках.
Отношения людей по родству. Указания на отношения людей. Значения терминов родства в жизни людей.
Практическая часть: использование фольклорных источников, проектная работа. Игра «Теи, тести и свекрови».
3.6. Они прославили наш род! Знаменитые имена в истории моего рода.
Творческий отчет детей, составление компьютерной презентации «Мой славный род!»
Практическая часть: защита презентации, альбома по истории семьи. Активное привлечение родителей.
II год обучения.1.Моя родина – Азнакаево.
1.1. История возникновения города. Источники знаний о прошлом города и района.
История заселения края. Первые жители на территории Азнакаево.     Старинное кладбище с надгробиями ХV-ХVI вв. возле села Урсаево. Мавзолей ишана в селе Асеево - памятник архитектуры ХIХ века. Первые упоминания о деревне Азнакаево (1744-1747 гг.). Азнакаево – рабочий поселок. Присвоение статуса города. 
Практическая часть: работа в музее, анализ топографических данных, нанесение на контурную карту района места древних стоянок и современных поселений в районе. Заочная экскурсия по району. Работа в архиве города Азнакаево.
1.2. Легенды и придания Азнакая.
История происхождения названия города. Легенды о горе Чатыр – Тау, отголоски пугачевского бунта. Карамзин о Чатыр – Тау, путешествие Палласа.
Практическая часть: составление маршрута путешествия Палласа, анализ архивных источников, работа в сети интернет. Защита проектов.
1.3.Экология района.
Памятники природы (реки Ик, Стярле). Охраняемые государством объекты:  Гора Чатыр-Тау, р. Ик, р. Стярле, государственный природный заказник "Владимирский склон",  Азнакаевская пирамида, Азнакаевский государственный охотничий заказник, припасечные зоны, заказник по охране опылителей, тысячелетние родники. Растительность Азнакаевского района.
Практическая часть: изучение современного состояния экологии Азнакаевского района. Анализ периодической печати. Маршрут путешествия на гору Чатыр-Тау. Экскурсия на гору Чатыр-Тау. Составление карты родников района. Изучение их современного состояния.
1.4. «Красная книга» на территории района. Природа в опасности!
Редкие и очень редкие представители животного и растительного вида на территории района. Причины вымирания как последствие губительной деятельности человека. Влияние нефтедобычи на состояние воды и воздуха в районе, загрязнение почв.
Практическая часть: изучение материалов Красной книги, заочная экскурсия по охраняемым природным объектам района. Составление памятки для поведения на природе. Защита проекта: «Спасем природу родного уголка».
1.5. Музей нефти. Что дает наш край стране?
Первые нефтяные скважины в Республике, районе. Значимость добычи нефти для экономики страны, республики, района. Нефтяные предприятия района. История создания музея нефти.
Практическая часть: Защита проекта «нефтяники городу и району». Экскурсия в места работы буровых. Посещение музея нефти. Творческий отчет.
1.6. Памятные и достопримечательные места, как свидетели исторического прошлого города.
Экскурсионные объекты города: Администрация города, Отдел образования, Центр детского творчества, азнакаевское телевидение, площадь Татарстана, памятник воинам – интернационалистам «Черный тюльпан», Ак мечеть, выставочный зал «Мизгель», водно-оздоровительный комплекс «Дельфин», ледовый дворец, городской музей; редакция газеты «Маяк»; парк «Тарсус»; аллея героев. Методика составления экскурсии. Составление плана экскурсии по городу. Экскурсионные возможности города.
Практическая часть: составление маршрута экскурсии с описанием экскурсионных объектов города, защита проекта. Работа в архиве города и в БТИ, архитектурном отделе.
1.7. Их именами названы улицы города.
История улиц города. Знакомство с названием улиц города, их историей, расположением домов. Историческими объектами, мемориальными досками
Практическая часть: защита проекта «Улицы моего города», анализ периодической печати, работа в редакции газеты «МАЯК». История присвоения имени улице (улицы Булатова Ф.К., Гильфанова Ф.А., Кандаурова Н.П., Иванова Е.Н., Хасанова М., Шайхутдинова , Багаутдинова А.Б.,Хасаншиной Г.Ф.,Валиева М.З., Г.Багманова, Братьев Гринь, Гурьянова А.А.
1.8. История моей улицы. Поисково-исследовательская работа.
Практическая часть: творческий отчет.
2. «Школьные годы чудесные…»
2.1. История моей школы.
История создания школы. Традиции нашей школы. Администрация школы. Школа в истории города.
Практическая часть: экскурсия в музей образования, составление летописи школы, работа с материалами СМИ. Чествование лучших учителей школы.
2.2. Школьный краеведческий музей.
История родного края, её отражение в экспозициях музея. Разделы экспозиций: История города Азнакаево и Азнакаевского района; 2. История нефти; 3. История школы; 4. Нумизматика; 5. «Никто не забыт, ничто не забыто…» 6. Культура нашего края. Выпускники школы – наши звезды. Экскурсия по музею. Беседа с учителями-ветеранами, выпускниками образовательного учреждения об истории школы.
Практическая часть: проведение экскурсий в музей школы, пополнение фондов музея. Публичное предъявление и защита проекта «Музей школы – хранитель традиций».
2.3. На них равняется молодежь!
Выпускники школы, прославившие город и район.
Практическая часть: Защита исследовательских работ, встречи с выпускниками школы разных лет, интервью, разработка и составление брошюры «Ими гордится школа». Анализ материалов СМИ.
3.Наследие нашего края.
3.1. Жители родного края - участники Великой Отечественной войны. Земляки герои. Район в годы войны.
Герои Советского Союза - наши земляки: Валиев А.И. Монаков Г.З.Никитин И.Я. Казаков А.А., Аглетдинов Ф. Х.Учителя – участники войны. Помощь фронту, участники Фонда обороны – жители нашего города.
Практическая часть: работа в музее города, школы. Организация интересных встреч. Защита презентаций и проектов по заявленной тематике. Проектная деятельность. Работа в Совете ветеранов.
3.2. Образование в годы войны.
Учителя, мобилизованные в ряды Советской Армии в годы ВОВ в 1941-45 гг. и работавшие в школах после войны в Азнакаевском районе и городе Азнакаево
Практическая часть: экскурсия в музей образования. Составление списка учителей-фронтовиков. АКЦИЯ «Подарок ветерану». Пополнение экспозиции школьного музея.
3.3. Служба в армии - почетная обязанность гражданина России.
Конституционная обязанность гражданина - служение Родине. Пример для подражания: наши земляки Кандауров Н. Евгений Иванов, И.Д. Дауди, Зиганшин Р. и др. – участники Афганской войны.
Практическая часть: работа в Азнакаевской районной общественной организации ветеранов боевых действий, организация интересных встреч, анализ материалов СМИ. Вахта памяти у памятника «Черный тюльпан». Обновление экспозиции музея «Афганистан – ты боль души моей». Творческий отчет. Защита проектов.
3.4. Традиции воинской службы в истории моей семьи.
Предварительная беседа с родителями и родственниками о воинских традициях в семье. Творческий отчет.
Практическая часть: работа с материалами семейного архива, защита проекта «Мой папа (дедушка, брат) на военной службе». Блиц-опрос «Почему я должен служить…». Составление памятки «Будущему воину». Основы НВП.
3.5. Культурное наследие родного края.
Знаменитые люди района (города, района), местные краеведы. Наш край в искусстве, художественной литературе и публицистике.
Практическая часть: обновление экспозиции музея, сбор интересной информации о знаменитых людях города и района. Организация интересных встреч, составление альбома/презентации. Защита проектов.
3.6. Они прославили наш край!
Деятели науки, культуры, спорта – жители района. Герои Социалистического труда: Хазиахметов В.Х, Каримов Ф.Ш., Булатов Г.А., Гринь М.П., Багманов Г.М., Гарипов М.М. , Хасаншина Г.Х., Хасанов М., М. Галлеев, Н.Ахмадиев, И. Гилязов, И. Бадретдинов, Ф. Гиззатуллина, Ф.Тухватуллина, А. Исхаков, Р. Закуанов и др. Почетные жители города.
Практическая часть: составление «Звездного маршрута» по городу. Составление альбома (фото домов с мемориальными досками). Экскурсия в музей, работа редакции газеты «Маяк». Организация вечера «Ими гордимся мы!»
3.7. Современные герои нашего края. Николай Кандауров. В жизни всегда есть место подвигу.
Биография героя Н. Кандаурова, ученика нашей школы. История подвига. Изучение архивных материалов. Вахта памяти у мемориальной доски.
Практическая часть: сбор информации и пополнение биографических данных. Анализ материалов СМИ. Организация интересных встреч. Проектная работа.
3.8. Современные традиции народов нашего края. По страницам интернета. Этнос в современном мире, проблемы межэтнического взаимодействия.
Народы, населяющие наш край. Диалог культур. Толерантность как залог взаимодействия между нациями. Конфессиональная толерантность.
Практическая часть: анализ материалов СМИ, интернет – ресурсов, защита проектов. Составление фото - альбома «Наш край – многонациональный и много конфессиональный».
3.10. Экскурсия в Булгар, Свияжск.
Посещение экскурсионных объектов Булгар и Свияжска
3.11. Участие в конкурсах районного и республиканского уровня.
Практическая работа конкурсной направленности
3.12. Итоговое занятие.
Обобщение материалов курса. Тестирование
Практическая часть: обобщение и повторение полученных знаний, творческий отчет, защита проектов и рефератов.
IV РАЗДЕЛ
Методическое обеспечение образовательной программы
Карты города и района;
Экспонаты школьного и городского краеведческих музеев;
Видеотека;
Фотоальбомы и архивы семей;
Стенды, мемориальные уголки;
Архив города Азнакаево;
Тесты, практические работы.
V РАЗДЕЛ
Список литературы
Литература:
География Азнакаевского района. Р.А.Залялиева, А.А. Халиуллина. –Азнакаево, 2008.
Природное наследие: Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество». /Туристско-краеведческое движение «Отечество»: исследования, конференции, конкурсы. Сб. статей. - М.:2004. С. 138.
Краеведение: Пособие для учителя. /Под ред. А.В.Даринского. - М.:1987. С.7-26.
Элькин Г.Ю., Огриэко З.А. Школьные музеи: Пособие для учителей.- М.: 1972.С. 82-91.
Злацен Н.Н. Подготовка новых экскурсий. /Вопросы экскурсионной работы: Труды НИИ культуры № 10. - М.: 1973. С.40-75.
Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. пособие для вузов по спец. «История» /Под ред. К.Г. Левыкина и В. Хербста. - М.: 1988. С. 270-287.
Рыжова Н.А «Не просто сказки» (экологические рассказы, сказки, праздники)
Рыжова Н.А «Наш дом – природа» Журнал «Краеведение в школе» 1998г. №10
Для воспитанников:
Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин «100 вопросов и ответов» Животные.-М.:ЗАО «Росмэн», 2006.
«Азнакай. Очерки о людях и истории Азнакаево». - Азнакай, Казань, 2013,
Суслова А.В. О русских именах. –Л.:Лениздат, 1985.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко «АСТ», 1995.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко «АСТ», 1995.
Татарские интеллектуалы. Исторические портреты. Составители Р.М. Мухаметшин, М.И. Ахметзянов, Издательство «Магариф»,2005
 Этнография татарского народа. Д.М. Исхаков, Казань,Магариф, 2004
По берегам Идели. Татарский народ.  Д.И.Латышина, Москва, Центр гуманитарного образования, 1995
Природа и экология Республики Татарстан. А.В. Миронов, Набережные Челны, 2007