Реферат на тему Развитие творческих способностей младших школьников при организации проектной деятельности


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дачновская средняя общеобразовательная школа» городского округа Судак
 
Учитель начальных классов Н.Г.Денисова
Реферат «Проектная деятельность. Развитие творческих способностей младших школьников при организации проектной деятельности»
Успех обучения сегодня во многом зависит от внутренней активности учащихся, от характера их деятельности, от степени самостоятельности и творчества. Именно поэтому в современной школе все более востребована проектная технология как инновационная педагогическая технология предполагающая организацию самостоятельной исследовательской деятельности учащихся направленная на развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.
Кроме того, в целостном педагогическое процессе формирование творческих способностей – необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка – это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы, в том числе и начальной.
В психолого-педагогической науке под творческими способностями принято понимать индивидуально выраженные возможности к успешному осуществлению той или иной деятельности, включающей в себя готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. В свою очередь, творчество вообще – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Наиболее благоприятные условия для решения вышеуказанных задач создает проектная технология, ведущим методом которой является метод учебных  проектов. Принято считать, что метод проектов благотворно влияет на развитие личности на любом этапе обучения, а его внедрение практикуется уже на начальной ступени школы.
История данного вопроса состоит в том, что МЕТОД ПРОЕКТОВ – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. В основе метода проектов – концепция прогматистской педагогики, провозгласившей "обучение посредством делания" (Д.Дьюи). Ещё в начале прошлого века сторонники метода проектов В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина и др. провозгласили его единственным средством преобразования школы учёбы в школу жизни. Были разработаны комплексно-проектные программы, в которых систематическое усвоение знаний под руководством учителя подменялось работой по выполнению заданий-проектов.
Обучение школьников проектной деятельности – это специально организованные процессы овладения учащимися на содержательно- процессуальном и функциональном уровне проектной деятельностью, проектно-технологической культурой и формирование готовности к проектному взаимодействию с миром. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности.
Например, на уроках литературного чтения в 1 классе проектная деятельность осуществляется уже в адаптационный период. Обобщая тему «Наша речь», дети собирают наглядную (образную) информацию по выбранному аспекту темы. Источниками информации служат беседы со взрослыми (их помощь на данном этапе обязательна), детская периодика, компьютерная и телевизионная информация, экспозиции выставок и т.д. Собрав, необходимую  информацию ребята презентуют свои творческие работы: чтение стихов, театр мимики и жестов, рисуночное письмо другу, буквы из различных материалов. Проектная деятельность по теме «Алфавит» (букварный период) велась в течении всего времени изучения букв и звуков. Поскольку это длительный период, то систематически проводились обзор текущего состояния дел, организовывались промежуточные мини-презентации, оказывалась конкретная помощь учащимся и привлекались к организации проектируемых дел родители. Приведем примеры творческих проектов по теме «Алфавит»:
Показ на празднике букваря «Театра живых букв»;
Проведение викторины на знание алфавита;
Создание «секретной» азбуки на пальцах, передача с её помощью сообщений;
Придумывание своих необычных азбук: фруктово-ягодные, азбуки имён;
Расстановка в классной библиотечке книги по алфавиту (по авторам).
По теме «Загадки, считалки, скороговорки» и «Сказки» дети выполняют следующие творческие проекты:
- книжки-малышки или книжки-раскладушки: «Загадки о животных», «Загадки о растениях», «Загадки о явлениях природы», «Считалки», «Скороговорки»; - записи загадок с рисунками-отгадками; - праздник-конкурс загадок, считалок, скороговорок.
Постепенно проектная деятельность увлекает учащихся, заинтересовывает не только сам процесс изготовления продукта, ребята активно участвуют в обсуждении и выборе тем, в постановке целей и задач, старались распределять роли и обязанности в групповых проектах, составлять план работы. Дети получают определенные навыки проектной деятельности и соответственно, увеличивается количество ребят готовых защищать свои работы.
Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен большой ущерб в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научиться.