Статья Методика организации самостоятельной работы обучающихся по использованию компьютерной техники и возможностей сети Интернет

Методика организации самостоятельной работы обучающихся по использованию компьютерной техники и возможностей сети Интернет
Алексеева Оксана Павловна
ГБОУ ПОО Магнитогорский технологический колледж имени В.П. Омельченко

Основная задача профессионального образования заключается в подготовке квалифицированного специалиста, владеющего профессиональными и общими компетенциями, способного к саморазвитию, самообразованию. Решение этой задачи невозможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к обучающемуся, поэтому в учебные планы рекомендуется включать самостоятельную работу.
В связи с этим, обучающемуся из пассивного потребителя знаний необходимо превратиться в активного творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Следует признать, что самостоятельная работа обучающихся является важной формой образовательного процесса. Это предполагает ориентацию на активные методы обучения, развитие творческих способностей, переход к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности, особенно это касается групп профессиональной подготовки, в которых обучающиеся нуждаются в особых образовательных услугах.
В широком смысле под самостоятельной работой обучающихся следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствие.
Самостоятельная работа реализуется:
1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий – на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ.
2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания – на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении учебных и творческих задач.
Границы между этими видами работ достаточно размыты, а сами виды самостоятельной работы пересекаются. Активная самостоятельная работа возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.
Наиболее комплексный ряд заданий, выполняемых обучающимся в процессе учебы, развивающих самостоятельность – это написание реферативных, курсовых работ, выполнение которых требует применения всего спектра знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Алгоритм, методика и формы выполнения этих работ практически одинаковы, они различаются содержанием и глубинной проработанности материала. И реферат, и курсовая работа должны выполняться в соответствии с действующими требованиями ГОСТов.
На современном этапе никто уже не представляет себе самостоятельную работу без использования международной информационной сети Интернет. Необходимость использования Интернета возникает не только при подготовке к практическим и семинарским занятиям, но, в большей степени, при написании различных исследовательских и творческих работ. Многие современные монографии, периодические журналы изданы только в электронном виде и с ними можно познакомиться только в Интернете.
Написание работ творческого и исследовательского характера требует знания и умения применять различные компьютерные технологии. За время выполнения исследования у обучающегося развиваются:
1. Навыки и методы работы с литературой: ее анализ, отбор необходимого материала.
2. Навыки и методы работы с ПК: профессиональный набор текста, выполнение рисунков и чертежей, схем и др.
3. Исследовательские навыки и др.
Поиск информации в Интернете лучше всего начинать с работы в Интернет-каталоге (13 HYP
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·15 (русскоязычные), [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (англоязычный) и др.). Необходимо знать точный адрес интернет-ресурса (чаще всего он имеется в списке литературы какого-либо источника информации). Вписать URL(адрес) данного сайта в адресную строку Интернет-обозревателя (браузера) и найти на странице ссылку на интересующий ресурс (при этом можно пользоваться краткой аннотацией, рейтингом популярности сайта, информацией о времени его последнего обновления) и кликнуть на его ссылке. Откроется новое окно браузера, в которое будет загружен искомый сайт.
Помимо тематического поиска в любом Интернет-каталоге есть контекстный поиск. По Интернет-каталогу можно найти ссылки на интересующую тему. Набрать в окне браузера адрес любого из русскоязычных каталогов, в появившемся поисковом окне набрать целиком словосочетание, например, «Стандарты образования». Через несколько секунд на экране компьютера появятся ссылки на Интернет-страницы, где поисковая система нашла указанные слова.
Интересующие Интернет-страницы можно сохранить в памяти своего компьютера. Если всю страницу сохранять необязательно, то можно сохранять лишь отдельные ее элементы: текстовую часть страницы без графики и средств мультимедиа или же только графические элементы страницы (рисунки, фотографии и т.д.).
Следует помнить, что составленные в формате HTML Интернет-страницы редактировать нельзя. В случае, если по каким-то причинам нужно внести в них правку, дополнить своими материалами, включить в готовый текстовый документ, то нужно скопировать материал в текстовый файл (например, в программе Word).
Для того чтобы в следующий раз точно попасть на нужную страницу Интернета, совсем не обязательно переписывать ее адрес, часто громоздкий и сложный. Достаточно всего лишь добавить ссылку на страницу в папке «Избранное». Запомнить много страниц и к тому же систематизировать их, можно на специальном сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В этом случае можно работать не только со своими ссылками, но и сохраненными другими пользователями (при условии, что доступ к ним не закрыт паролем).
Интернет предоставляет еще одну уникальную возможность – вступить в переписку с другими пользователями глобальной компьютерной сети посредством электронной почты (e-mail). Электронная почта может быть использована для общения участников учебного процесса и пересылки учебно-методических материалов.
В настоящий момент существует много серверов (такие, как [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и др.), которые дают возможность завести бесплатный электронный почтовый ящик. Чтобы использовать электронную почту, достаточно освоить несколько команд почтового клиента для отправки, приема и обработки информации.
Электронная почта также может использоваться и педагогами для консультации, отправки контрольных работ и профессионального общения с коллегами. Целесообразно также ее использование для проведения электронного занятия в асинхронном режиме, когда обучающимся предварительно пересылается текст занятия в электронном виде, выдержки из рекомендованной литературы и другие учебные материалы, а затем проводятся консультации по электронной почте. Отличительной особенностью и удобством электронной почты является возможность рассылать одно и то же сообщение сразу большому числу адресатов.
Информатизация современного общества и тесно связанная с ней информатизация образования характеризуются совершенствованием и массовым распространением информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ). Они широко применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современной системе образования.
Не только студент, но и преподаватель должен не только обладать знаниями в области информационных и телекоммуникационных технологий, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.
Современная система профессионального образования нацелена на формирование у обучающихся умений работать с информацией и средствами ее обработки, что становится основным стержнем профессиональной деятельности выпускников учебных заведений в условиях информационного общества, необходимым компонентом информационной культуры.
В свою очередь, стремление к формированию информационной культуры у будущих выпускников приводит к ориентации общего образования на приобретение обучающимися знаний о телекоммуникациях и средствах массовой информации, использование средств телекоммуникаций для приобретения различных знаний и творческого самовыражения, оценку достоверности информации, развитие критического мышления, соотнесение информации и знания, умение правильно организовать информационный процесс, оценить и обеспечить информационную безопасность.
Профессиональное развитие преподавателя является одним из необходимых условий успешного развития процессов информатизации образования. Сегодня для решения данной задачи все шире начинает использоваться Интернет. Появляется все больше активностей, связанных с использованием современных сетевых технологий для текущей поддержки педагогов на рабочем месте, формированием сетевых профессиональных педагогических сообществ учителей, которые общаются между собой, не выходя из обучающей организации.

ђ Заголовок 1Ѕђ Заголовок 2ђ Заголовок 315