РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя образовательная школа № 37
Развитие творческих способностей
младших школьников
на уроках литературного чтения

Учитель начальных классов:
Петрик Любовь Александровна
Смоленск 2014г.
“Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать…”.
Л.Н.Толстой
Сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности. Творческая личность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения.
Среди разнообразных средств развития творческой активности младших
школьников особое место занимают уроки литературного чтения в начальных классах, где дети учатся говорить, слушать, сочинять, рассуждать, доказывать. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Для меня всегда привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя.
Важность и необходимость развития творческой активности учащихся в практике начального обучения обусловили выбор темы моей работы: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения по программе Кубасовой О.В.».
Много лет работая по учебнику О.В.Кубасовой, могу сказать, что этот учебник помогает сформировать у детей литературный вкус, расширить их читательский кругозор. Система упражнений, вопросов и заданий к текстам позволяет сформировать определенные образовательным стандартом читательские знания, умения, навыки. Специальные задания, обучающие разным видам иллюстрирования, выразительному чтению, инсценированию, творческому пересказу, сочинению небольшого высказывания по подобию, способствуют формированию воссоздающего и творческого воображения, развивают творческие способности детей.

Сочинительство сказок – это один из эффективных приемов для развития творческих способностей детей, способствует самовыражению младшего школьника.
Составление сказок развивает наблюдательность и любознательность, воспитывает патриотические чувства и доброе отношение к окружающему миру, оживляет и делает интересным учебный процесс. При написании сказок расширяется словарный запас детей. Учащиеся учатся излагать свои мысли устно и письменно.
Приемы, помогающие постепенно ввести учащихся в роль сказочника:
Прием решения сказочных задач, который помогает детям, минимально изменяя сюжет сказки, найти неожиданное решение сказочной задачи:
Как сделать, чтобы медведь из сказки «Маша и медведь» сам отпустил Машу домой?
Что может сделать Колобок, чтобы и песенка была услышана, и он живым остался?
Что нужно сделать бабушке Красной шапочки, чтобы её не съел волк?
Что надо сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?
Как сделать так, чтобы яичко не разбилось, хотя мышка все равно побежит и хвостиком махнет?
А если бы людоед не превратился в мышку, как бы Кот в сапогах оказался победителем?
Прием сказка шиворот-навыворот помогает детям составить пародию на знакомое произведение.
Белоснежке, встретила в дремучем лесу не семь гномов, а семь великанов...
Волк хотел съесть козлят, но они захватил его в плен...
Жила-была злая Желтая Шапочка и встретила она доброго волка...
Золушка стала ленивой и капризной, а мачеха заботливой и трудолюбивой…
Прием «коллаж из сказок» - на основе новых героев нужно придумать новые интересные действия в известной сказке.
Баба-Яга встретила в лесу Колобка и они вместе отправились в гости к лисе в лубяную избушку.
Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они,
горевали и решили искать спасения. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание.
Буратино оказался в домике семи гномов, стал восьмым другом Белоснежки.
Сочинение сказки по простым стишкам:
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не смог –
Весь до ниточки промок.
Проснулась хозяюшка ночью…
Бежала собачка мимо…
Сочинение сказки по считалке:
Чижик в клетке сидел,
Чижик громко песню пел,
Гу-гу-гу, чу-чу-чу,
Я на волю полечу.
Один раз бабушка, покормив чижика, забыла закрыть клетку…
Сочинение сказки по потешке:
- Что ж ты, Еж, такой колючий?
- Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
Все ежи на свете – колючие, что не дотронешься даже. А одному маленькому ежику очень хотелось, чтобы его приласкали, погладили. И вот что он придумал…
Сочинение сказки по загадке:
Висит без дела днем,
А ночью освещает дом.
(Лампочка)
В одном доме появилась необычная лампочка: она зажигалась только для добрых людей…
Сочинение сказки по фразеологизму:
Крокодиловы слезы
Каждое утро капризный мальчик лил крокодиловы слезы. Это всем ужасно надоело…
Прием «фантастическое явление». Детской фантазии нет границ. Им нравится сочинять про то, чего нет в реальной жизни.
Представь, что:
ты можешь уменьшиться до размеров муравья;
из крана на кухне полился мандариновый сок;
люди придумали таблетки от сна.
из тучки вместо дождя полилось молоко?
животные стали разговаривать на человеческом языке?
наши родители вдруг стали малышами?
Бином фантазийБерем два произвольных слова, далёкие друг от друга, по-разному соединяя эти слова с помощью предлогов, по смыслу находим осмысленную сюжетную связь между ними, в результате получается сказка.
Пример: книжка и голубь
-книжка с голубем;
-голубь с книжкой;
-книжка в голубе;
-голубь в книжке;
-голубь под книжкой;
-книжка под голубем и т. д.
«Голубь под книжкой» вызвал представление о грустном бездомном голубе, который живёт под книжкой, поставленной домиком, заодно он учится читать, книжка оказалась сборником фокусов, он осваивает это дело, приносит всем радость и сам становится весёлым!
Обучение стихосложению
Работая над выразительным чтением стихотворений известных поэтов, я не только учу детей определять логические ударения, паузы, темп, тон чтения, находить эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения при анализе поэтических текстов, но и в ходе интересных игр и специальных упражнений я учу подбирать рифму к словам и складывать рифмованные строчки.
«Доскажи словечко»:
Ловкий ткач, хоть и без рук.
Как же звать его…(паук)
Сочини чистоговорку:
Чу-чу-чу – я зверей больных лечу.
Ги-ки-ги-ки – поиграем мы в снежки.
Арь-арь-арь – мы закончили букварь.
Подбери рифму к слову:
клен (лен, бульон, батальон…)
даль (медаль, эмаль, февраль, жаль…)
Игра «Слоговой аукцион»
ок – творожок, пирожок, снежок, лужок…
Игра « Четвертый лишний»
мимоза, заноза, коза, береза
сынок, ребенок, утенок, волчок
«Конкурс одной строки»
Я в школу быстрее птицы «лечу» …
Скорее друзей я увидеть хочу. (Артем Г.)
Скорей у доски отвечать я хочу. (Даша Л.)
Весна идет! Весна идет!..
Уже растаял толстый лед. (Аня Б.)
И птичка песенки поет. (Соня Г.)
Игра «Буриме»
Двустишие: «тишина – весна»
Вмиг пропала тишина:
По земле пошла весна! (Рома Р.)
Все умолкло. Тишина.
Где же ты, скажи, весна?(Аня Б.)
Черверостишие:
-Пойду-найду-птичка-синичка
Я в парк пойду
И кормушку там найду.
Прилетай быстрее птичка,
Милая моя синичка.
(Соня Г.)
-Не шуми- не буди-придет заберет
На уроке не шуми
И соседа не буди,
А то учитель подойдет
И дневник твой заберет.
(Дима В.)
Допиши стишок по его началу
«Я торопился на урок,Но около ворот…»
Я торопился на урок,
Но около ворот сидел щенок.
Он весь от холода промок.
Хотел я в школу взять его,
Но он не знает ничего.
(Настя Г.)
Я торопился на урок,
Но около ворот
Увидел я – сидит щенок.
Вот это поворот.
Щенка поднял я
И домой тихонечко отнес.
Так опоздал я на урок,
Зато теперь у нас есть пес.
(Аня С.)
«Прошла суровая зима. Настала красная весна…»
Прошла суровая зима,
Настала красная весна.
И снова солнышко в окне
Сияет, радуясь весне.
(Лена М.)
Прошла суровая зима,
Настала красная весна.
И стали птицы песни петь
И травка стала зеленеть.
( Даша Л.)
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА
1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.
2 строчка – два слова (прилагательные). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме
в 1-ой строчке.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.
Снежинки.
Причудливые, танцующие.
Искрятся, блестят, сверкают.
Снежинки – белоснежный дар небес.
Маленькие звездочки
Солнце.
Яркое, теплое.
Светит, припекает, освещает.
Каждое утро в моем окне встает солнце.
Небесное светило.
Весна.
Яркая, добрая.
Радует, согревает, оживляет.
Весна творит необыкновенные чудеса.
Волшебница.
Обучение придумыванию загадок
Педагогическая ценность загадок в том, что «она развивает логику мышления и силу воображения.
При работе над загадками формируется способность к воссоздающему воображению, когда по нескольким признакам ребенок моделирует образ предмета или явления. Когда дети затрудняются в создании загадки, я использую таблицы– помощницы.
Работа строится по плану:
Выбор объекта (Расческа)
Заполняется левая часть (На что похожа?)
Заполняется правая часть (Чем отличается?)
Вставить слова «как …, но не…»
Прочитать готовую загадку.
На что похоже? Чем отличается?
КАК
Забор
Пила
Трава НО
Нельзя лазить
Не пилит
Не растёт
Как забор, но нельзя лазить.
Как пила, но не пилит.
Как трава, но не растет.
Можно составлять загадки, используя правила:
1 правило:
Есть и у первого предмета, и у второго, и у третьего предмета:
«Есть у шарика, есть у мышки, есть у тыквы – хвостик»;
«Есть у елки, есть у ёжика, есть у портнихи – иголки».
2 правило:
И то свойство предмета есть, и другое свойство предмета есть, но не предмет:
«И круглый, и желтый, и горячий, но не солнце – блин, колобок».
3 правило:
Объект есть, а функции объекта нет:
«Ноги есть, а не ходит» (Стол, шкаф)
«Зубы есть, а не кусается» (Расчёска, грабли)
4 правило:
Не объект, а свойства эти есть:
«Не крокодил, а зелёный» (Лук, кузнечик)
«Не кенгуру, а всегда с сумкой (Почтальон)
Вся работа по развитию творческих способностей должна вестись в системе.
Желание повысить уровень развития творческих способностей учащихся натолкнуло меня на поиск новых подходов в использовании творческих заданий на уроках литературного чтения.
Уже с 1 класса в каждый урок я включаю «творческие минутки», на которые отводится
5 – 7 минут.
Цель «творческих минуток» – научить детей в непринужденной обстановке грамотно и красиво выражать свои мысли, рассуждать, общаться с учителем и друг с другом, обогащать словарный запас, сочинять рассказы, сказки, стихи, загадки, тем самым развивая фантазию, воображение, мышление.
Их можно проводить как в начале урока, чтобы настроить учащихся на плодотворную работу, так и в конце, чтобы снять усталость и напряжение.
В своей педагогической деятельности я использую метод проектного обучения, как новую современную педагогическую технологию. Этот метод не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее.
Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Эта интересная работа, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.
Использование этого метода в начальной школе имеет свою специфику:
Все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем.
На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта.
Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя, а отчет о проделанной работе представляется на уроке.
Итог проектной работы – это:
Рукописные книги, журналы с рисунками, аппликациями, рассказами и стихотворениями;
Диафильмы;
Спектакли.
Проектную деятельность можно использовать как форму организации урочной и внеурочной деятельности школьников и начинать ее можно с 1 класса.
Например, на уроках литературного чтения в 1 классе проектная деятельность по теме «Алфавит» велась в течение всего времени изучения букв и звуков. Каждый ребенок выбрал себе букву и на эту букву должен был нарисовать игрушку. Далее дети получили задание - сочинить про нее небольшое стихотворение.
Во 2 и 4 классах учащиеся с огромным удовольствием работали над проектом «Кроссворд».
Работа над проектом «Кроссворд» организовывалась по группам, где распределялись обязанности учащихся: «художники», «поэты», «оформители» и проходила в 2 этапа:
1 этап - теоретический урок; 2 этап – защита проектов (через 1неделю во 2 классе и через 2 недели в 4 классе после 1-го урока).
Тему кроссворда учащиеся выбирали самостоятельно, отбирали материал и составляли вопросы в стихах, на черновике рисовали макет кроссворда, а затем создавали кроссворд, оформляя его вопросами, рисунками и аппликациями, продумывали его защиту.
В 3 классе после изучения главы, посвященной определенному времени года («Унылая пора! Очей очарованье!...», «Снег летает и сверкает…», «Весна идет, весне дорогу!») проводился урок-проект, на котором дети создавали литературный журнал: «Моя осень», «И вот сама идёт волшебница зима», «Весна идет — весне дорогу!». При его создании дети выполняли творческие задания: подбирали рифму к словам, сочиняли чистоговорки, стихи, составляли загадку-описание про птиц, создавали тексты-зарисовки, сочиняли сказку о путешествии осеннего листочка, о
сосульке, подснежнике, одуванчике. (К этим урокам-проектам созданы презентации с выполненными детскими работами).
На уроке-проекте «Константин Бальмонт «Снежинка» каждая группа детей
писала синквейн на тему: «Снежинка» и сочиняла «Историю одной снежинки» (Презентация с детскими работами).
К проектной деятельности можно отнести и создание детьми диафильмов по прочитанным произведениям. Время работы над таким проектом - два урока, на первом чтение и анализ стихотворения, деление на смысловые части, словесное рисование картины природы на кадре, оформление кадра фильма, озвучивание кадра, на втором уроке анализ выполненных работ по группам, составление диафильма из рисунков, подпись текста к кадрам, анализ работы, и самооценка.
В 3 классе детьми были созданы диафильмы по произведениям «Ель» Г.Х.Андерсена и "Тайное становится явным" В.Драгунского. В 4 классе дети работали над проектом «Новый год приходит к нам». Этот проект длился 4 недели:
1 неделя: Сбор информации.
2 неделя: Выставка рисунков. Изготовление ёлочных украшений.
3 неделя: Разучивание новогодних песен и стихов. Репетиция артистов.
4 неделя: Праздник в классе (Защита проекта).
Все ребята разбились на группы, придумали себе название и спланировали свою работу. Каждая группа получила тему исследования и творческое задание:
1 группа «Снежинки»: тема исследования «Новый год на Руси»
(Почему Новый год празднуют 1 января?)
творческое задание: Составить поздравление в стихах от
сказочных героев.
2 группа «Ёлочки»: тема исследования: «Елочка нарядная на праздник к
нам пришла»
(Почему именно ёлку украшают на Новый год?)
творческое задание: Сочинить новогодние загадки.
3 группа «Снеговики»: тема исследования: «Дед Мороз»
(Кто такой Дед Мороз?)
творческое задание: составить кроссворд с ключевыми
словами «ДЕД МОРОЗ» в стихах.
4 группа «Хлопушки»: тема исследования: «Новогодние приметы»
(Какие существуют приметы новогодней ночи?)
творческое задание: разыграть небольшой спектакль с героями из Простоквашино, Дедом Морозом, Снегурочкой и
бабой Ягой.
Ребята очень старались и на празднике представили результаты своих исследований и представили свои творческие работы.
В итоге у некоторых получаются неплохие произведения. У каждого ребёнка есть разного вида дарование. Естественно, далеко не у всех детей есть литературные творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать.
И, тем не менее таланты каждого ребёнка можно развивать.
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». В.А. Сухомлинский