Развитие творческих способностей младших школьников через проектную деятельность на уроках технологии


Развитие творческих способностей младших школьников через проектную деятельность на уроках технологии.
Климук Екатерина Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ гимназия№9.
Проектная деятельность в начальной школе – это трудно? Это проблематично, но очень интересно и возможно. Проект должен представлять собой проблему, которая возникла у школьника. Грамотно организованный поиск ответов формирует культуру мышления, пробуждает желание высказаться, проявить себя. Таким образом, процесс обучения организуется не как заучивание правил, а как самостоятельный творческий поиск.
Использование метода проектов помогает проверить эффективность работы по формированию самостоятельности.
Главное из требований к такому виду работы: все темы, предлагаемые в качестве «проектных» должны быть посильны пониманию ребёнка. Чем меньше ребёнок , тем проще проект.
Что такое исследование для маленького ребёнка? Это, прежде всего, наблюдение за жизнью. Открытие многих явлений . Открытий известных взрослым, но не известных малышу.
Целый пласт проектов-наблюдений для самых маленьких – наблюдения за природой. Сравнение времён года. Наблюдение за жизнью домашних животных, птиц, за растениями всё это может вылиться в проекты в начальной школе. Тем более, что ведение дневников наблюдений – приём хорошо известный и не новый. Дневник наблюдений – основа проекта. Проекты о домашних питомцах практически всегда получаются очень удачными, снабжёнными интересными рассказами, наблюдениями, фотографиями.
Идея проекта - рассказа достаточна многогранна. Возможны рассказы как результат детского творчества и детской фантазии, а также как результат изучения ряда тем школьных предметов.
Конструктивные проекты к ним относится изготовление материальных предметов преимущественно на уроках технологии ( изготовление поздравительных открыток, книжных закладок, игрушек, сувениров.)
Экскурсионные проекты. Программа начальной школы насыщена экскурсиями. Этот факт является хорошим поводом для превращения экскурсии в серию детских проектов.
Проект - это особая часть школьной воспитательной среды, которая даёт учащимся возможность применить свои знания на деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за результат своего труда. В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные исследования. Это поисково-исследовательское начало прямо связано с внедрением в технологическую подготовку школьников метода проектной деятельности. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие у них идеи в материале.
Деятельность учащихся первоначально носит индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективного обобщающего характера - творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
- Качество выполнения изучаемых на уроке приёмов, операций и работы в целом.
- Степень самостоятельности.
- Уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично репродуктивный, продуктивный.)
- Предпочтение надо отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке, его творческим находкам в процессе размышлений и самореализации.
Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство ещё не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к её выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Выполнять проект надо «на одном дыхании» из-за отсутствия у младших школьников способности долговременно и целенаправленно работать в 1 направлении. Учащимися с помощью родителей были разработаны проекты: « Юный ритор», « Путешествие капельки воды», « Что я могу сделать с мусором» и мн. др. Учащиеся выбирают тему, подбирают материал, оформляют работу и готовят защиту. Данная работа способствует развитию творческих способностей учащихся, формированию информационной культуры, стимулирует детей к освоению новых средств и способов обработки информации. При выполнении работы проявляются творческие способности учеников, их фантазия и глубина мышления.
Проектная деятельность позволяет учащимся самостоятельно добывать знания, а учитель, как дирижёр только направляет его в нужное русло и помогает развиваться интеллектуально.
Продуктом проектной деятельности учащихся 4-го класса стала деревня «Снежинкино».
Мы готовились к классному часу посвящённому истории празднования Нового года в России. Эта тема нас очень заинтересовала, можно сказать захватила! Кто такой Дед Мороз? Снегурочка? Откуда они взялись? Где живут? Откуда пришла традиция наряжать ёлку в Новогодние праздники? Столько интересных вопросов! Дети с большим удовольствием принялись штудировать литературу по этой теме. Особенно всех волновало, как выглядит Главный Волшебник страны и его терем. Было принято решение о поездке на Вотчину Деда Мороза в город Великий Устюг. Мы узнали много интересных фактов о празднование Нового года и Рождества во всём мире, встретились с Дедом Морозом, побывали в его тереме. Дедушка – необыкновенный! Его рост 2м 10см! Он ОЧЕНЬ большой красивый и добрый! Его терем - это шедевр! Всё резное, деревянное. В его спальне на кровати 7 подушек от маленькой до большой ( по количеству дней недели) и восьмая - праздничная. В его рабочем кабинете на стене висят фотографии с известными людьми в частности с Президентом РФ Путиным Владимиром Владимировичем. Мы побывали на почте Деда Мороза.
Во время экскурсии по городу мы знакомились с шедеврами деревянного зодчества Великого Устюга, побывали в храмах, посетили выставки и музеи. Также посетили кузницу и столярную мастерскую. На наших глазах родился прекрасный кованый цветок. Мастера по дереву показали, как режут скульптуры из древесины. Нам рассказывали, как мастера укладывали брёвна при строительстве терема.
Сруб « в лапу» выполнялся из брёвен одинаковой толщины. Расстояние между брусьями заполнялось войлоком мхом или паклей.
Сруб « в обло». Очень практичный вид рубки, т.к. в углах остаются выпуски брёвен, что обеспечивало тепло внутри сруба даже в лютые морозы. В такой сруб ветер и влага не попадают.
Посетили мастер-класс по работе с берестой. Дети самостоятельно изготовили закладку для книги из этого материала.
По возвращению в родной город с использованием полученных знаний о народных ремёслах и под впечатлением от увиденного мы решили изготовить свои терема для Деда Мороза. Этапы нашей работы:
Из белой бумаги мы сворачивали и клеили «брёвна».
Укладывали их (каждый выбирал вид кладки свой).
Делали крышу.
Вырезали и вставляли окошки, дверь.
Расписывали терем.
Делали подворье.
У нас получилась целая деревня. Назвать её решили «Снежинкино». Каждый выполнял индивидуально свой проект, а в конце получилась прекрасная коллективная работа. ( Дети решили добавить колодец, дорогу и пр.).
Также ребята сделали (своими руками ) книгу сказок. В неё вошли сочинения-сказки под общей темой: «Моя волшебная Снежинка». В этом сочинении дети описывали приключения воображаемого героя – Снежинки.
Конкурс рисунков на тему: « Моё путешествие» подвило итог нашему большому проекту.
Конечно, наше путешествие и последующая работа состоялись при непосредственном участие родителей.
Большое познавательное и воспитательное значение имеют экскурсии. Наши ученики имеют возможность не только прочитать в учебнике или услышать от учителя рассказ о каких-либо исторических или культурных памятниках, знаменательных событиях минувших лет , но и пепосредственно познакомиться с ними в музеях, испытать чувство сопричастности с тем временем и средой , о которых узнали от учителя. При этом происходит постепенное расширение границ познания окружающего мира от семьи , школы, улицы до поездок по Воронежской области и за её пределы.
После проведения экскурсии подводят итоги:
-оформляют стенгазету;
- фотоальбом;
-выставку рисунков;
-конкурс сочинений.
Работа над темой через проектную и экскурсионную деятельность позволяет связывать урочную и внеурочную деятельность учеников в единое целое.
Результатами такой проектной деятельности являются:
-рост познаний, творческой активности учащихся;
-раскрытие их творческого потенциала;
-формирование самостоятельности и ответственности;
-стимулирование самореализации;
-повышение мотивации;
-выработка умений работать с литературой;
-активное вовлечение родителей во внеурочную деятельность;
-расширение кругозора учащихся.
Итоговая защита проекта способствует выявлению одарённых детей. Метод проектов по праву можно считать « стартом в науку».
Таким образом, работа над проектом решает образовательные и воспитательные задачи. Активная жизненная позиция школьника поможет самоопределиться в дальнейшей жизни, выбрать профессию или иметь интересное дело, что поможет жить полноценной жизнью.
Литература:
1.Беляева Л.В. « Проектная деятельность в начальной школе»
2.Родюкова Е.И. «Проектная деятельность на уроках в начальной школе»
3.Салазкина Л.В. « Формирование гражданской позиции и позитивного отношения к малой родине на уроках и во внеурочное время на краеведческом материале»