Описание педагогического опыта по теме: «Развитие творческих способностей младших школьников»


БОУ «Литковская СОШ»
Тарского муниципального района
Омской области
Описание педагогического опыта по теме:
«Развитие творческих способностей младших школьников»
Учитель: Гайдуцкая Валентина Владиславовна
Развитие творческих способностей - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Если посмотреть на современное состояние образования в России, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческих способностей личности ребенка.
Актуальность и перспективность работы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность, готовит его к творческой познавательной и общественной деятельности.
Тема моего педагогического опыта: «Развитие творческих способностей младших школьников».
Недаром В.А. Сухомлинский писал: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
Целью моей педагогической деятельности является формирование учебной самостоятельности младших школьников и развитие творческих способностей, создание детского коллектива со своими традициями и развитие личности каждого ребёнка.
Для реализации цели решаю следующие педагогические задачи:
Формировать основы умения учиться, создать условия для индивидуального развития и самореализации каждого ученика.
Совершенствовать организацию учебно-воспитательного процесса через внедрение современных педагогических технологий.
Воспитывать гражданственность, культуру общения, целеустремленность, толерантность.
Создаю условия для развития творческих способностей младших школьников. Задания стараюсь подбирать интересные, требующие развития воображения, творческого мышления и фантазии.
Поощрение и стимулирование стремления детей к творчеству, вера в силы и возможности школьников, безусловное принятие каждого ученика, уважение его потребностей, интересов, мнений, исключение замечаний и осуждений.
Оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на уроке в зависимости от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности.
Свои уроки моделирую в рамках современных образовательных технологий, таких как: игровая, информационно-коммуникационная технологии, технологии уровневой дифференциации, творческого развития и проблемное обучение.
Поэтому на уроках я использую педагогические игры, которые отвечают всем требованиям возрастной психологии младшего школьника.
В результате использования на уроках специальных игр, игровых приёмов и ситуаций у детей развивается подвижность ума, формируется мышление, воспитывается коммуникативность, любовь и привычка к интеллектуальным занятиям.
Применение ИКТ на различных уроках позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках, способствует развитию информационной компетентности, увеличивает зрелищность и эмоциональность урока, делает изучаемый материал более увлекательным для ученика. По моим наблюдениям повышается продуктивность урока на 10-15%. Ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности, что способствует осознанному усвоению знаний.
Технология творческого развития позволяет организовать активную мыслеречевую деятельность, самостоятельный поиск новых знаний и практических решений. На уроках и во внеурочное время практикую приемы конструирования ситуаций и предметов. Создаем в совместной деятельности сборники стишков, рассказов, рисунков, загадок, пишем сочинения – сказки, проекты.
Технология уровневой дифференциации способствует успешному выполнению каждым ребёнком задания, которое соответствует уровню развития учебно-познавательных способностей на данном этапе. Учебный процесс строю с опорой на знания учащихся, что позволяет детям закрепить знаниевый уровень и продолжить пополнение знаний в учебной деятельности. На уроках и в домашнем задании учащимся предлагаю карточки с разноуровневыми заданиями, карточки-помощники, разноуровневые тесты, ребусы, дифференцированные задания.
Данная технология позволяет направить учебный процесс на личностное становление каждого ученика. У детей формируется адекватная самооценка.
В организации учебно-воспитательного процесса использую методику проблемного обучения. Малый проблемный вопрос возникает в ходе объяснения, закрепления материала на который у ученика нет ответа, его необходимо найти в ходе учебной деятельности. Большие проблемные вопросы требуют планирования, они ставятся в начале занятия или темы. Вся методика урока выстраивается как поиск ответа на проблемный вопрос. Проблемные задания ученик может решить в ходе самостоятельной или групповой работы, через самостоятельную обработку информации и разные формы разрешения проблемы (схема, таблица, текст).
На уроках перед детьми ставлю проблемные задачи: найти объяснение слову, найти ошибку в работе, составить схему, сделать анализ текста. Или создаю проблемную ситуацию, которая побуждает детей к нестандартному мышлению в поиске решения.
Использование методики проблемного обучения формирует у учеников компетенцию решения проблем и информационную, воспитывает терпение и настойчивость, целеустремленность и толерантность, создает ситуацию успеха.
Развитие логического и креативного мышления, формирование познавательного интереса и умения учитьсяполно реализуются на нетрадиционных формах уроков: уроки путешествия, интегрированные уроки, урок решения «ключевых задач», уроки-консультации, урок-соревнование и другие.
Внеклассная работа по предметам – неотъемлемая часть моей педагогической деятельности, основными формами которой являются:
предметные недели;
внеклассные занятия;
интеллектуальные игры: «Звёздный час», «Умники и умницы», «Крестики и нолики»; «Загадочный калейдоскоп», «Волшебный квадрат» и другие;
олимпиады и конкурсы.
Внеклассная работа расширяет кругозор детей, помогает определить ученикам приоритетные направления деятельности, выбрать любимые предметы, прививает интерес к познанию окружающей действительности. По результатам опроса, у всех учеников 2,4 класса есть любимый предмет, по которому он не только с интересом работает на уроке, но интересуется дополнительной литературой по выбранному предмету. Мои ученики – активные участники Всероссийских конкурсов «Мир вокруг нас», «Лисёнок» «Кириллица», «Львёнок». С каждым годом увеличивается количество детей, желающих принять участие в международных конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», начали участвовать в онлайн – олимпиадах
Результатом создания обучающей среды, внедрения современных педагогических технологий и опыта моей педагогической деятельности являются:100% успеваемость по предметам, стабильность качества знаний - 60-75%, что подтверждается результатами обучения в старших классах;
Использование различных видов и форм творческих заданий позволило достичь определенного уровня в развитии творческих способностей, который оказался посильным для каждого ученика.
Систематическая работа по развитию творческих способностей дает следующие результаты: дети вырастают любознательными, активными, умеющими учиться, настоящими мечтателями и фантазерами, людьми, способными видеть чудо в привычных вещах. Собственное творчество детей помогает прочнее усваивать и запоминать теоретические сведения. Легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить. Важным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание всех детей, здесь они открываются с положительной стороны.
Результаты моей работы в успехах моих учеников, и это подталкивает меня к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию. Ведь «только тот, кто считает, что жизнь хороша, может изменить её к лучшему». Мои воспитанники из малышей первоклашек, робких и застенчивых, шумных и неорганизованных, становятся достаточно уверенными в себе, умеющими сами задумать, организовать и провести то или иное дело.
Проведенный педагогический опыт считаю актуальным и результативным.