Классный час на тему Мир профессий и Интеллектуальный квест


Классный час для 5 класса по профориентации «Мир профессий»
Данное занятие предназначено для учащихся пятых классов. Состоит из информационной части, игровых заданий и практической части. В ходе классного часа дети узнают о разнообразии мира профессий, классификации профессий Е.А. Климова, определят свою склонность к определенному типу профессий. Провести такое занятие может как педагог-психолог, так и классный руководитель.Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся;Задачи:1) Ознакомить детей с классификацией профессий;2) Выявить склонность к определенному виду профессиональной деятельности; 3) Повысить интерес учащихся к различным профессиям и расширить их кругозор.Оборудование: 1. Листы с напечатанными пословицами и поговорками.2. Карточки со стихами.3. Методика Е.А. Климова «ДДО», бланки ответов.4. Таблицы с примерами профессий каждого типа.В начале занятия педагог-психолог показывает презентацию учащимся с фотографиями различных профессий. После просмотра задается вопрос детям: «Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на классном часе?» (Ответы детей) Правильно – о профессиях!I На сегодняшний день существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них, со своей системой требований к человеку, можно назвать профессией. Какие профессии вы знаете? (ответы учащихся). Так как профессий очень много, их нужно было сгруппировать или разделить на типы. Сегодня я вам расскажу об одной классификации профессий, ее автор - ученый Е.А. Климов. Мы узнаем, какие типы профессий существуют, с чем они связаны, какие профессии относятся к определенному типу. Кроме этого, мы с вами выполним тест и узнаем, к какому типу профессий склонен каждый из вас. А в завершении урока, вы сами попробуете определить, к какому типу относится определенная профессия.II Мы с вами уже поняли, что профессий существует очень много, и каждая профессия предъявляет свои требования к человеку. Что необходимо для овладения какой-либо профессией? (ответы учащихся). Об этом говорится и во многих известных поговорках. Учащимся раздаются распечатки с текстом. В течение 5 минут они работают с ними, соединяя части поговорок.Без труда - как без рукБыла бы охота - ремесло к лицуБез косы - не говори, что не дюжеБерись за то, - и сена не накосишьБез ремесла - не вытащишь и рыбку из прудаВзялся за гуж, - только небо коптитьБез дела жить - заладится всякая работаВсякому молодцу - к чему ты годенОтветы-Без труда не вытащишь и рыбку из пруда-Была бы охота – заладится всякая работа-Без косы и сена не накосишь-Берись за то, к чему ты годен-Без ремесла как без рук-Взялся за гуж, не говори, что не дюж-Без дела жить – только небо коптить- Всякому молодцу – ремесло к лицуДелается вывод по результатам задания.III А сейчас мы с вами побудем настоящими поэтами.
 Поэтическая игротека. Выдаются тексты четверостиший стихотворения. Задание: «Вставьте пропущенные слова». Затем желающие зачитывают, что получилось.Джани Радаре “Чем пахнут ремесла?”№ 1. У каждого дела запах особыйВ булочной пахнет тестом и … (сдобой)№ 2. Мимо столярной идешь мастерской – Стружкою пахнет и свежей… (доской)№ 3. Пахнет маляр скипидаром и … (краской)Пахнет стекольщик оконной … (замазкой)№ 4. Куртка шофера пахнет… (бензином)Блуза рабочего – маслом машинным № 5. Пахнет кондитер орехом мускатнымДоктор в халате – …(лекарством) приятным.№ 6. Рыбой и морем пахнет … (рыбак).Только безделье не пахнет никак.Обсуждение.IV Игра “Подскажи словечко”. В продолжение поэтической темы, я предлагаю вам загадки о профессиях. Чтобы их отгадать, вам нужно правильно подобрать рифму. На доске подсказка: слова – профессии эти.В море коварном товаров и цен Бизнес – корабль ведет … (бизнесмен)От вирусов злобных компьютер наш чист:Программы и файлы спас … (программист)Вот вам чертеж, где каждый размер Новой детали дал … (инженер)Мне поставила вчера Два укола … (медсестра)Как воздушная принцессаВ форме летней … (стюардесса)Герои легендарные В огонь идут … (пожарные)Письма в дом приносит он,Долгожданный … (почтальон)Путь его тяжел и долог, Ищет залежи … (геолог)У слона иль мышек жар – Их спасает … (ветеринар)Лоботрясов укротитель,В школе учит нас … (учитель)V Это лишь малая часть известных нам профессий. Говорят, что в мире существует около 50 тысяч профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в большие группы. Как я уже говорила, создателем одной из самых известных классификаций профессий является наш российский психолог, доктор психологических наук Евгений Александрович Климов. В его классификации каждый тип профессий отличается предметом труда, т.е. с чем или с кем человек работает. Всего Евгений Александрович выделил пять типов профессий.1. Профессии типа человек – техника. Предмет труда – техника. Это профессии, связанные с производством и техническим обслуживанием. Это, как правило, рабочие специальности: водитель, слесарь, токарь, столяр, строитель. Наладчик какого-либо оборудования и т.п. Учащиеся называют свои примеры.2. Профессии типа человек – природа. Предмет труда – животный и растительный мир (животные и растения, почва и воздушная среда). Это профессии, вязанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями. Пример: эколог, геолог, тракторист, биолог, зоотехник, егерь (лесник). Учащиеся называют свои примеры.3. Профессии типа человек – знак (или знаковая система). Предмет труда – схемы, знаки, карты, устная и письменная речь, цифры, ноты. Эти виды деятельности относятся к умственному труду. Пример: бухгалтер, оператор компьютера, физик, кассир и т.д. Учащиеся называют свои примеры.4. Профессии типа человек – художественный образ. Предмет труда – изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерская деятельность. Людей этого типа отличает наличие художественной фантазии, талант. Пример: дизайнер, декоратор, певец, актер, художник. Учащиеся называют свои примеры.5. Профессии типа человек – человек. Предмет труда – человек, группа людей. Это все профессии, связанные с общением с людьми, с воздействием на других людей. Пример: учитель, воспитатель, тренер, менеджер, юрист. Учащиеся называют свои примеры.VI Таким образом, мы познакомились с различными типами профессий и сейчас попробуем узнать, какой же тип профессий подходит каждому из вас. Для этого мы проведем тест. (Проводится методика «Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова). Обработка. Учащиеся узнают, к какому типу профессий они склонны. Обсуждение.VII Мы хорошо потрудились, немного повеселились, а теперь настало время проверить себя.Учащимся задаются вопросы. Проверим себя!1.Сколько типов профессий по систематизации Климова вы знаете?2. К какому типу относится профессия «бухгалтер»?3. К какому типу относится профессия «менеджер»?4. К какому типу относится профессия «парикмахер»?5. К какому типу относится профессия «переводчик»?6. К какому типу относится профессия «экскурсовод»?7. К какому типу относится профессия «ветеринар»?8. К какому типу относится профессия «дизайнер»?9. К какому типу относится профессия «водитель»?10. К какому типу относится профессия «учитель»?Молодцы!!!Рефлексия занятия.
Игра для учащихся 5-6 классов «Интеллектуальный квест»
Положение о проведении игры
1.Общие положения
1.1 Игра для учащихся общеобразовательных учреждений «Интеллектуальный квест» (далее Игра) проводится для учащихся 5-6 классов общеобразовательных учреждений. 2. Цели и задач
2.1 Целью проведения Игры является популяризация школьных предметов и повышения интереса у учащихся.
2.2. Задачи Игры:
- выявление и поддержка творческих способностей детей;
- выявление уровня знаний учащихся, умение применять их на практике.
3. Порядок организации и определения победителей
3.1. В Игре участвуют команды учащихся 5-6 классов.
3.2. Порядок проведения:
1. Встреча участников Игры. Регистрация;
2. Представление правил Игры;
3. Игра команд;
4. Подведение итогов, объявление победителей.
3.3. Продолжительность игры (игра команд) 80 минут.
3.4. Победителем игры объявляется команда, набравшая наибольшее количество баллов. В случае равных результатов у нескольких команд, побеждает команда, которая быстрее выполнила задания.
4. Участники игры
4.1 Участниками Игры являются команды учащихся общеобразовательных учреждений района.
Состав команды: 5 класс- 3 ученика; 6 класс-3 ученика.
5. Условия участия
5.1. Каждой команде после представления правил Игры выдаётся маршрутный лист с указанием станций (номера кабинетов), где нужно выполнить задания из области занимательных наук и истории их развития. Время пребывания на станции не более 10 минут
5.2. Порядок прохождения станций, указанный в маршрутном листе, изменять нельзя.

Материалы для проведения игры
Маршрутный лист
команда _______
№ Название станции № кабинета Кол-во баллов Подпись ответственного на станции
1 Танграмм2 Осторожно, спички! 3 Метаграммы4 «Минутка» 5 Великие математики 6 Мозговой штурм 7 Ребусы Всего баллов Станция ТанграммКоманде выдаются комплект(ы) фигур головоломки танграмм и картинки-задания, которые нужно сложить. Времы пребывания на станции – не более 10 минут. 1 верно сложенная фигура – 1 балл.

Станция Осторожно, спички!
Головоломки со спичками. Спички можно заменить карандашами, счетными палочками и т.п. 1 разгаданная головоломка – 1 балл.
Станция МетаграммыКоманда в течении 5 минут разгадывает метаграммы. 1 правильный ответ-1 балл.
С «К» в полях меня найдете, С «Г» - романсы запоете, С «В» - в косички заплетете. (Ответ: «Колос» - «голос» — «волос».)С «Ч» - летаю над волною. С «Л» - не дам волкам покою, С «М» - рубашка-безрукавка, С «3» - скачу в лесу по травке, С «Г» - меня крепи к детали Из железа или стали. (Ответ: «Чайка» - «лайка» - «майка» «зайка» - «гайка».)С «Б» - смертельной я бываю, С «М» - меха я пожираю, С «Р» - актеру я нужна, С «С» - для повара важна. (Ответ: «Боль» - «моль» - «роль» -«соль».)
Когда в треугольнике угол прямой, -Я называюсь его стороной, Изменится буква - и «чудо» свершится: Он быстро, как ветер, по морю промчится. (Ответ: «Катет» - «катер».)С «Д» - из года в год встречаем, С «Т» - за нами ходит вслед, С «П» — в лесу мы замечаем, С «Л» - труду наносит вред.(Ответ: «День» - «тень» - «пень» -«лень».)
С «Г» - полезное растение, С «Ш» - пугает нас порой, С «П» - несет нам разрушение, С «В» - навалена горой.(Ответ: «Горох» - «шорох» - «порох» — «ворох».)С буквой «Т» его все знают -Он с собой весну несет; С буквой «Ш» всегда играют, Коль в строю отряд идет.(Ответ: «Март» - «марш».)
С «М» - я в море,С «В» - я в поле, С «П» - я в доме, С «Г» - в футболе.(Ответ: «Мол» - «вол» - «пол» - «гол».)Я не груша и не слива, А другой душистый плод. Пожелаю стать заливом - Это вмиг произойдет. Только нужно для того «А» поставить вместо «О».(Ответ: «Лимон» - «лиман».)С буквой «К» меж берегов Я теку привольно. С буквой «С» я без зубов, Но кусаюсь больно.(Ответ: «Ока» - «оса».)Эту штуку повернешь - Не откроешь, так запрешь... Ну а букву изменив, Мигом обретешь призыв.(Ответ: «Ключ» - «клич».)Станция «Минутка»
За 1 минуту команда должна ответить на вопросы. Чем больше, тем лучше. Вопросы читает ведущий-ответственный на станции.1 правильный ответ- 1 балл.
Вопросы:
Где край света? (Там, где кончается тень)
Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь? (Тополиный пух)
Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным)
Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда в этом нет нужды?
(Якорь)
Что может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу? (Почтовая марка)
Какими нотами можно измерить расстояние? (Ми-Ля-Ми)
Что не войдёт в самую большую кастрюлю? (Её крышка)
Один оборот вокруг Земли спутник делает за 1 час 40 минут, а другой за 100 минут. Как такое может быть? (Один час сорок минут равно ста минутам)
В одной руке мальчик нёс один килограмм железа, а в другой столько же пуха. Что было тяжелее нести? (Одинаково)
Какие животные всегда спят с открытыми глазами? (Рыбы)
Известно, что в свое время под страхом смерти из Китая были вывезены яйца тутового шелкопряда. А какое животное было вывезено в 1888 г. с таким же риском из Афганистана? (Афганская борзая)
Какие насекомые одомашнены человеком? (Пчёлы)
Почему дикобраз не может утонуть? (У него иголки полые)
Чтобы сделать глоток воздуха, дельфины вынуждены всплывать каждые 15-30 минут. Почему же они не задыхаются во сне? (Они не спят)
Назовите пятую по площади страну после России, Китая, Канады и США. (Бразилия)
Двое одновременно подошли к реке. Лодка, на которой можно переправиться, выдерживает только одного человека. И все же без посторонней помощи каждый переправился на этой лодке на другой берег. Как им это удалось? (Они плыли с разных берегов)
Станция Великие математики
«Математика ум в порядок приводит» А знаете ли вы великих математиков?
1 правильный ответ-1балл.
Вопросы:
Кто из писателей был автором книжки «Математика»? (Лев Толстой)
Кто из математиков принимал участие в кулачном бою на 58 Олимпиаде в 548 году до н.э.? ( Пифагор)
Кто первым предложил нумерацию кресел в театре по рядам и местам?  ( Декарт)
Кто из ученых был первым астрономом? ( Фалес)
Именем,  какого математика названа теорема, которая помогает решить прямоугольные треугольники? (Пифагор)
Кто впервые приблизительно вычислил диаметр Земли? (Эратосфен)
Кого из великих математиков называют «Королем математики»? ( Гаусс)
Кого из великих математиков называют «отцом алгебры»? ( Виет)
В какой стране напечатана первая математическая книга? ( Франция)
Кто из математиков составил таблицу простых чисел? ( Эратосфен)
Кто из первых математиков сказал: «Не тронь моих кругов!» ( Архимед)
Где родилась метрическая система измерения? ( Франция)
Станция Мозговой штурм
Команде выдаётся лист с задачами. Время решения 5 минут. 1 правильный ответ – 1 балл.
Задачи:
1. В подъезде на первом этаже 2 квартиры, а на всех остальных этажах по 4 квартиры. На каком этаже находится квартира с номером 45? (ответ 12)
2. Какое наибольшее число карандашей можно взять в темноте из коробки с 10 красными, 8 синими, 8 зелеными и 7 желтыми карандашами, чтобы в ней заведомо осталось хотя бы по одному карандашу каждого цвета? (ответ 6)
3. В трех ящиках находятся мука, крупа и сахар. На первом написано "Крупа", на втором — "Мука", на третьем — "Крупа или сахар». Известно, что содержимое ни одного из ящиков не соответствует надписи па нем. В каком ящике находится крупа? ( во втором)
4. Расставьте, где это требуется, знаки арифметических действий и скобки, чтобы получилось верное равенство 5 5 5 5=130
5.На двух полках стояло 72 книги. Когда с первой полки переставили на вторую 14 книг, то книг на полках стало поровну. Сколько книг стояло первоначально на первой полке? (50)
Станция Ребусы
Команды в течении 5 минут разгадывают ребусы. Правильный ответ – 1 балл.