Выступление на ПЦК на тему Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам


Коммуникативное обучение иностранным языкам представляет собой преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера. Коммуникативно-ориентированное обучение имеет целью научить иноязычной коммуникации (используя не обязательно только коммуникативные задания и приёмы).
Основная цель коммуникативного подхода - научить общаться на иностранном языке. Это означает, что с самых азов обучаемый выстраивает в своём сознании систему активных знаний и навыков, которой он может пользоваться свободно, не затрачивая время на обдумывание фраз, перевод мыслей с родного языка на иностранный и обратно, на обращение к словарям, подсказкам и прочим вспомогательным средствам. Всё, что обучаемый не может использовать в своей речи или письме, мгновенно реагируя на ситуацию (вопрос, реплику, новую информацию, задание, предложение сделать что-либо), уже не является активными знаниями. При этом не имеет большого значения о разговорном или письменном языке идёт речь.
Выучить иностранный язык означает приобрести практические навыки его использования в жизни. Студенты должны научиться пользоваться иностранным языком, не замечая его самого.
Обучающиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств; самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний; участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки; учебной нормой считаются отдельные нарушения языковых правил и случайные ошибки. Обучение, центрированное на ученике.
Сложность коммуникативного общения состоит в том, что индивид оказывается между двумя культурами, своей и чужой, которую он должен понять, соотнести со своим опытом, научиться выражать свои мысли. Обучение максимально приближенно к реальному общению. Коммуникативность предусматривает речевую направленность учебного процесса, стимулирование речемыслительной активности, обеспечение индивидуализации обучения, учёт функциональности речи, создание ситуативности обучения, соблюдение принципа новизны и нешаблонности организации учебного процесса. Параметры коммуникативного общения реализуются в коммуникативном поведении учителя, активном поведении ученика, в предметах обсуждения, ситуации общения, использовании речевых средств.
Так, например, при работе с текстом учащимся предлагается: кратко записать содержание прочитанного на полях; сформулировать основную мысль прочитанного; выбрать из текста факты и аргументы, раскрывающие точку зрения автора; представить текст в виде схемы или таблицы и др.
В области устной речи у учащихся формируются умения: 1) выразить согласие/несогласие или удивление; 2) обосновать своё мнение; отобрать заданные речевые средства и составить своё высказывание; корректно вмешаться в разговор, прервать кого-либо из собеседников, переубедить; принять участие в дискуссии или в деловой игре и т.д. Выполнение некоторых заданий предполагает использование разнообразных опор в виде таблиц, схем, картинок.
Преподаватели иностранных языков используют все необходимые для успешного обучения компоненты: развитие разговорных навыков, изучение теоретической части и письменная практика, знакомство с современной языковой культурой и изучение особенностей межкультурной коммуникации, применение полученных знаний и навыков в реальных жизненных ситуациях.
При этом основное значение имеет формирование и развитие навыков обучающегося (разговорная речь, аудирование, активная лексика, чтение, письмо) в тех пропорциях, которые необходимы для достижения цели программы обучения.
Основное значение придаётся следующим аспектам:
- Расширение лексического актива, который способствует свободной коммуникации. Постоянное общение на иностранном языке позволяет совершенствовать коммуникативные навыки и развивает наиболее эффективную форму применения лексики – мышление на иностранном языке в процессе общения (активный словарный запас);
- Развитие навыков аудирования, постановка произношения, чтение адаптированных и неадаптированных текстов, пересказ, ситуационные диалоги, дискуссии, коллективные обсуждения и т.д.
Наше обучение построено с учётом соблюдения следующих принципов:
- Коммуникативный подход, способствующий максимальной активации знаний и словарного запаса;
- Систематичность получения новых знаний, формирования лексико-грамматических навыков и развития умений обучаемого по всем видам речевой деятельности (письмо, чтение, говорение, восприятие на слух);
- Возможность выявления межкультурных связей и особенностей межкультурной коммуникации, а также особенностей страны изучаемого языка;
- Интегрированная система обучения, открывающая потенциальные возможности для творчества и самостоятельной работы, способствует развитию логического и творческого мышления, а также совершенствованию коммуникативных навыков и умения вести дискуссии и участвовать в коллективных обсуждениях.
На уроке студенты расширяют свой словарный запас вследствие постоянного обмена лексикой и восприятия новых идиом из уст не только преподавателя, но и своих одногруппников. С самого первого дня обучения мы стараемся осуществлять общение в классе только посредством изучаемого языка. Соблюдение этих двух условий помогает студентам в течение небольшого периода времени преодолеть одну из главных трудностей при изучении иностранного языка – языковой барьер. Для повышения эффективности обучения преподаватель объединяет студентов в пары или мини-группы и предлагает им совместно выполнить какое-либо устное задание. В процессе данного вида деятельности обучаемые избавляются от свойственной им на первых порах скованности и проявляют речевую самостоятельность, пытаются корректировать друг друга, получая при этом дополнительную возможность высказаться. Решая конкретную задачу, поставленную преподавателем на определённом этапе, студенты концентрируют своё внимание на определённой тематике и учатся использовать новые грамматические и лексические структуры. Обучение основано на ситуациях, взятых из реальной жизни, что способствует употреблению студентами, как новых, так и ранее изученных грамматических явлений и лексических единиц, а также развитию лексико-грамматических навыков. Обсуждения и ролевые игры, проектные формы работы и уроки-дискуссии, применяемые на каждом этапе обучения, способствуют развитию коммуникативно-речевой компетенции, творческого мышления и речевой активности на уроках иностранного языка.
Преподаватели иностранных языков стараются не только правильно распределить время и задания между студентами, но и научить их грамотно использовать выученные языковые конструкции. Исходя из этого, на уроках практикуется не только живой разговорный язык и общение, но и выполнение письменных упражнений, контрольных работ, самостоятельных заданий. Для того, чтобы разнообразить занятия и достичь более высоких результатов, нужно использовать видео- и аудиоматериалы, так как именно создание ярких образов для восприятия с помощью видео- или аудиоматериалов способствует максимально быстрому запоминанию и усвоению языковых явлений. Всё это значительно ускоряет процесс внедрения человека в языковую среду, активизирует образное мышление, формирует зрительный образ и образное восприятие, так как такой подход способствует активации всех видов памяти.
Все прекрасно понимают, насколько важным является системность процесса обучения, где главное правило – это стадиальность ( весь процесс обучения делится на стадии, которые выстроены в логическом порядке с соблюдением принципа последовательности, что способствует усвоению изучаемого материала) и цикличность (материал повторяется на каждой стадии обучения с увеличением степени сложности введением новых языковых явлений, обеспечивая как повторение ранее изученного, так и изучение нового материала).
Развитие интернет-технологий создаёт прекрасные возможности для использования языка в реальных ситуациях общения. Формирование коммуникативной компетенции возможно при высоком уровне мотивации к изучению иностранного языка.
Использование ресурсов интернета несёт в себе огромный мотивационный потенциал и соответствует принципам индивидуализации обучения.
Целью внеклассной работы по немецкому языку является развитие коммуникативных способностей учащихся с помощью информационных технологий через формирование умений к практическому применению знаний, полученных на уроках иностранного языка.
Таким образом, актуализация личности учащегося на основе познания им чужой для него действительности и восприятия другой культуры происходит посредством социокультурного подхода, страноведения, межкультурной коммуникации, что помогает обучающимся реализовать свои иноязычные способности, а также способности сосуществовать в общем жизненном пространстве, проявляя чуткость и интерес к феноменам иной ментальности и к чужой культуре, сравнивая их с собственным мировоззрением и культурным опытом. Я считаю, что работа в этом направлении развивает индивидуальные способности каждого студента, формирует духовно богатую, образованную личность, уважающую традиции и культуру своего народа и народов иноязычных стран, формирует навыки самообразования, самостоятельность и автономность учащихся в учебной и внеучебной деятельности.