Открытый урок по литературному чтению 4 класс Л. Пантелеев Главный инженер.


Тема урока: Алексей Пантелеев «Главный инженер»
Тип урока: Урок изучения нового материала 2-й урок работы с новым текстом.
Цель – учить детей анализировать литературное произведение Алексея Пантелеева «Главный инженер»
Задачи:
Познавательная - формировать умения отвечать на вопросы учителя к тексту произведения; находить в рассказе предложения, которые подтверждали высказанную мысль; формировать читательские умения: правильно называть произведение, автора, тему; создать условия для положительной мотивации к учению посредством литературы. Развивающая – развивать умение анализировать литературное произведение, адекватно понимать и оценивать прочитанное, анализировать средства художественной выразительности; устно выражать свое отношение к прочитанному произведению; совершенствовать культуру речи, способствовать обогащению словарного запаса.
Воспитательная – обогатить учащихся знаниями, раскрывающими прошлое, историю своего Отечества, способствовать воспитанию патриотизма, воспитывать культуру учебного труда, учить планировать и оценивать свою работу.
Планируемые результаты:
Предметные результаты - определять главную тему и мысль произведения; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; узнавать изобразительно выразительные средства литературного языка - контраст, уметь находить их в произведении;
Коммуникативные – оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Регулятивные – определять и формулировать цель деятельности на уроке, учиться высказывать свое предположение на основе работы с текстом.
Личностные – высказывать свое отношение к героям, к их поступкам.
Ход урока
Орг. момент.
Прозвенел звонок для нас!Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Мы легонечко вздохнём. Урок литературного чтения начнём.
Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошей плодотворной работы!
Речевая разминка.
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Следующий этап нашего урока Речевая разминка.
Прием « Игровая цель»
Работа в группах.
У каждой группы на столах лежит пословица.
Вам дается 2 минуты, для того чтобы вы собрали пословицу, отработали её чтение четко, понятно и выразительно.
1 группа – Всюду примером служи, честью и славой полка дорожи.
2 группа – Герой не многих знает, а имя его вся страна повторяет.
3 группа – Каждое место на фронте важно, везде надо биться отважно.
4 группа – Если время трудное придёт, наш боец против семерых пойдёт.
Что объединяет данные пословицы? Все пословицы о войне.
Стадия осмысления
Прием «Кластер»
Какие смысловые ассоциации у вас возникли со словом война? Какие чувства у вас вызывает слово война?
Попробуем все это оформить с помощью кластера.
Примерные слова: боль, зло, смерть, слезы, голод, блокада, разрушения, утрата, кровь.Какое историческое событие произошло в период с 1941–1945 год? 
(Великая Отечественная война)
– Почему она так называлась? 
Великая война, потому что в ней сражались с врагом люди разных национальностей, разных организаций, участвовали и взрослые и дети.
На заседаниях клуба «Ключ и заря» обсуждались биографии пионеров-героев, защитников отечества.
- Что помогает людям сохранять в памяти подвиги героев ВОВ, в том числе детей?
Литературные, художественные, музыкальные произведения.
Вы правы.
Просмотр видео – клипа «Детям Блокадного Ленинграда».
Что вы, можете казать о данном произведении?
(музыкальное произведение о детях – героях Блокадного Ленинграда)
Сообщение темы урока.
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
- Сегодня мы продолжим знакомство со страшными событиями в годы Великой Отечественной войны, продолжим разговор о жизни детей блокадного Ленинграда, о подвигах маленьких героев недетской войны.
Тема нашего урока: Алексей Пантелеев «Главный инженер».
Что бы вы хотели узнать по теме? 
Нам предстоит ответить на вопросы:
Почему автор в начале  рассказа говорит не только о награждении Лёши, но и о награждении немецкого лейтенанта Фридриха Буша?
Как произведения Алексея Пантелеева помогали людям пережить ужасы войны?
Прежде, чем найти ответы на вопросы я предлагаю, вспомним некоторые факты из биографии Алексея Пантелеева.
Работа по теме урока.
а) Выборочное чтение стр. 130-134
- Давайте с вами вспомним, как начинается произведение? Зачитайте строки.
Лейтенант Фридрих Буш и мальчик Лёша Михайлов, которые были отмечены боевыми наградами.
– Какой приём он в данном произведении использовал автор?
Алексей Пантелеев использует приём контраста, чтобы подчеркнуть, что, несмотря на всё самодовольство, фашистской армии не удастся сломить силу духа защитников Родины. Недаром автор с гордостью пишет о Лёше и его товарищах. Он сопоставил опытного летчика и простого мальчика.
б) Работа в группах.
1 группа.
Найдите строчки и зачитайте, как изменилась жизнь в Новой деревне с приходом войны?
Да, военные действия сразу изменили облик деревеньки: «Около их дома — за огородами — был пруд. Н а том берегу пруда в небольшой рощице стояла зенитная батарея. Почти каждую ночь, когда с финской стороны летели на Ленинград немецкие бомбардировщи-ки, батарея открывала огонь. От этого огня в Михайловском доме, как и в других, соседних домах, давно уже не осталось ни одного стекла — окна были заколочены досками или фанерой, или заткнуты подушками».
2 группа
Изменился ли образ жизни и поведение новодеревенских ребят?
Деревенские ребятишки прекрасно понимают, что такое война. Появление настоящей зенитной батареи в их деревне производит сильное впечатление, и ребята, несмотря на всю маскировку военных, быстро выясняют про устройство и работу батареи все подробности: «Ребята еще давно, еще в самом начале войны… все, что им нужно было, разнюхали, разведали и знали теперь батарею, наверно, не хуже самих зенитчиков. Знали и сколько там орудий, и какого они калибра, и сколько у орудий прислуги, и кто командир, и где снаряды лежат, и как заряжают, и как стреляют, и как команду подают».
группа
Можно ли интерес мальчишек к работе зенитной батареи назвать детским любопытством? Или за этим стоит нечто большее?
Меняется и образ жизни мальчишек: ведь батарея работает только по ночам, и ребята занимают свой «наблюдательный пункт» уже с вечера: «Работала батарея только по ночам… вечером была объявлена боевая тревога. Не успел отзвенеть сигнал, как ребята уже сидели на своем обычном месте — в кустах на берегу пруда».
4 группа
Найдите отрывки из рассказа к иллюстрации в учебнике, найдите описание игрушечной огневой точки стр. 134 – 137
Чтение по ролям.
Найдите разговор Леши Михайлова и Ваньки Вдовина, и зачитать по ролям с. 138
Понимают ли мальчики всю суровость законов военного времени? Считают ли они, что должны нести такую же ответственность за свои поступки, как взрослые мужчины? Подтвердите строчками из текста.
Мальчики осознают свою вину. Леша понимает, что его проступок заслуживает военного суда, трибунала.
Обобщение по теме.
 Вы знаете, что в произведениях у героев черты характера бывают положительные и отрицательные.
Перед вами карточка с перечнем черт характера и карточка с определением характера.
Задание:  По описанию выберите черты подходящие нашему герою (Леше Михайлову),
в карточку, где дано определение характера, объединить по ячейкам и поясняя свой ответ.
72390322580Для более точного определения вам помогут толковые словари.
Какие черты подходят Леше Михайлову?
Прочтите выделенное слово.
«Победа».
Домашнее задание.
Когда и какую дату мы с вами будем отмечать в ближайшее время?
День Победы 9 мая.
- Ребята, что я держу в руках? (письмо-конверт)
- Кому в наше мирное время можно адресовать это письмо?
- Члены клуба «Ключ и Заря» предлагают вам возможно вместе с родителями, написать письмо ветеранам.
Подумайте, что вы можете им пожелать, за что поблагодарить.
Все ваши письма мы прочтём на следующем уроке, лучшие из них отправим в клуб
«Ключ и Заря» и они найдут своих адресатов.
Итог урока.
На какие вопросы мы должны были найти ответ?
Почему автор в начале  рассказа говорит не только о награждении Лёши, но и о награждении немецкого лейтенанта Фридриха Буша?
(Чтобы подчеркнуть, что, несмотря на все самодовольство, фашистской армии не удастся сломить силу духа защитников культурной столицы России.)
Как произведения Алексея Пантелеева помогали людям пережить ужасы войны?
Такие произведения, как «Главный инженер», помогали людям надеяться на лучшее, на победу.
Заполните лист самооценки.
Поделитесь своими впечатлениями об уроке.
-384810151130