Из двух ссорящихся всегда виноват тот, кто умнее или коммуникативная компетенция педагога


«Из двух ссорящихся всегда виноват тот, кто умнее»
или коммуникативная компетенция педагога
Исходя из названия моей статьи, очевидно, что речь пойдет о человеческих взаимоотношениях в конфликтных ситуациях.
 Жизнь людей и общества представляет бесконечную цепь конфликтов, сопровождающихся психологическими стрессами, значительным ущербом – материальным, культурным, человеческим. Люди давно пытались прогнозировать конфликты, бороться с ними, понять причины их образования и научиться управлять ими. Поэтому конфликтологические знания возникли в глубокой древности и были составной частью трудов Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, позже – Макиавелли и др. Предметом изучения конфликтологии были военные, экономические, политические конфликты.
До индустриальной эпохи, создания ядерного оружия, экологического кризиса, превращения мира в единый хозяйственный, информационный, политический организм конфликты имели локальное значение, т.е., возникая в определенной части мира и населения, не касались других частей мира и людей. В эпоху глобализации человеческой жизни многие конфликты прибрели глобальное значение, т.е. конфликт, возникший в одной части мира, сказывается на других частях мира. Это относится и к войнам, и к болезням (СПИД), и к экологическому кризису, и т.п. Поэтому возникла необходимость научного подхода к конфликтам во многих странах, что стимулировало развитие науки конфликтологии.
Не случайно именно сейчас в нашей стране наблюдается всплеск конфликтологических исследований.
В июне 1991 г. в Москве состоялся «круглый стол» по социальным конфликтам под эгидой Института социологии АН СССР. Рассмотрению подверглись методологические, типологические, социально-психологические и другие аспекты конфликтологии. Они дали толчок развитию этой науки в стране. В феврале 1992 г. был создан Центр конфликтологии, приоритетными направлениями деятельности которого были признаны разработка теории конфликтологии, а также теоретические основы деятельности конфликтологических экспертно-консультационных служб; координация конфликтологических исследований в академических институтах; пропаганда и распространение достижений отечественной и зарубежной конфликтологии и т.п. С тех пор конфликтология стала учебным предметом многих вузов России.
В конфликтологии нет четкой классификации конфликтов, классификация идет по разным основаниям, в частности по объему социального взаимодействия различают межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные.
Межличностный конфликт — это наиболее часто возникающий конфликт. Возникновение межличностных конфликтов определяется ситуацией, личностными особенностями людей, отношением личности к ситуации и психологическими особенностями межличностных отношений. Возникновение и развитие межличностного конфликта во многом обусловлено демографическими и индивидуально-психологическими характеристиками.
Межличностные конфликты - открытые столкновения взаимодействующих субъектов на основании возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.
ССОРА - разновидность межличностного конфликта, характеризующаяся состоянием недоброжелательности двух или нескольких людей, сопровождаемым взаимными упреками, обвинениями, препирательствами.
В межличностном конфликте каждая сторона желает отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, в результате чего люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Подобное поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки.
А. Шипилов выделяют три периода протекания межличностного конфликта:
- предконфликт: возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации и попытки ее решения неконфликтными способами;
- конфликт: сбалансированное противодействие и завершение конфликта;
- послеконфликтная ситуация: частичная или полная нормализация отношений.
Доктор психологии Д. Дэна, один из пионеров в области разрешения конфликтов, в выделяет всего три уровня развития конфликта:
- стычки: мелкие неприятности, которые не представляют угрозы для отношений;
-столкновения: перерастание стычек в столкновения - расширение круга причин, вызывающих ссоры, уменьшение желания взаимодействовать с другим;
- кризис: перерастание столкновений в кризис - окончательное решение о разрыве отношений, которые носят нездоровый характер.
В любом случае для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Противоречия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация.
Конфликтная ситуация характеризуется наличием у сторон противоположных целей и стремлений по овладению одним объектом.
В конфликтной ситуации выявляются субъекты и объект конфликта.
К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов.
Отличительными особенностями межличностных конфликтов являются:
- противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов;
- проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных
- межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия есть своеобразное поле для проверки характеров, проявления способностей, интеллекта, темпераментов, воли и других индивидуально-психологических особенностей;
-отличаются эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами;
- затрагивают интересы окружения.
К  конструктивным функциям межличностных конфликтов относят:
- познавательную: появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий;
-функцию развития: конфликт является источником совершенствования процесса взаимодействия;
- инструментальную: конфликт есть инструмент разрешения противоречий;
- перестроечную: конфликт способствует развитию взаимопонимания участников.
Деструктивные функции межличностных конфликтов связаны с:
- разрушением существующей совместной деятельности;
- ухудшением или развалом отношений;
- негативным самочувствием участников;
- низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия . Выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность.
1. Противоборство - характерно настойчивое, бескомпромиссное отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства.
2. Уклонение - связано с попыткой уйти от конфликта, не придавать ему большой ценности, возможно из-за недостатка условий для его разрешения.
3. Приспособление - предполагает готовность субъекта поступится своими интересами с целью сохранения взаимоотношений.
4. Компромисс - требует уступок с обеих сторон до той степени, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон.
5. Сотрудничество - предполагает совместное выступление сторон для решения проблемы. При таком поведении считаются правомерными различные взгляды на проблему. Эта позиция дает возможность понять причины разногласий и найти выход из кризиса, приемлемый для противостоящих сторон без ущемления интересов каждой из них.
6. Ассертивное поведение (от англ. assert — утверждать, отстаивать). Такое поведение предполагает способность человека отстаивать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интересов других людей. Оно направлено на то, чтобы реализация собственных интересов являлась условием реализации интересов взаимодействующих субъектов. Ассертивность — это внимательное отношение как к себе, так и к партнеру. Ассертивное поведение препятствует возникновению конфликтов, а в конфликтной ситуации помогает найти верный выход из нее.
Все названные стили поведения могут быть как спонтанными, так и сознательно используемыми для достижения желаемых результатов при разрешении межличностных конфликтов.
Существует типология межличностных конфликтов по причинам их появления. По данному критерию все конфликты можно разделить на две большие группы:
- глубинные конфликты, которые включают в свою орбиту важные для личности ценности, интересы, цели, связанные с образом «Я». Они могут длительно существовать, не обнаруживая себя явно. Возникают они закономерно, так как обусловлены психическим складом личности, историей ее развития и общения. Причины их появления внутренние, определяемые глубинными потребностями и ценностями личности;
- ситуативные конфликты имеют внешнюю, чаще всего спонтанную причину своего появления и не затрагивают важные жизненные ценности личности. Они носят эмоционально-взрывной характер и начинаются сразу с инцидента.
Профессиональная деятельность педагога связана с необходимостью постоянного общения с широким кругом людей: детьми, разными по индивидуально- психологическим характеристикам, родителями, имеющими различный образовательный и возрастной статус, коллегами, администрацией учебного заведения.
У педагогического работника должны быть сформированы основные компетенции, позволяющие обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, организацию конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его возрастные и индивидуальные возможности и склонности, открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями обучающихся. Все это невозможно обеспечить, не обладая одной из ключевых компетентностей - коммуникативной.
Коммуникативная компетентность имеет особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.
Сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. Competens – «способный» ) – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).
Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.
Опыт работы показывает, что одной из острых проблем стала проблема общения педагога с родителями и детьми.
Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с детьми, родителями, коллегами, безусловно, в еще большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении принадлежит педагогу, т. к. именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения. В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха.
Педагог с высоким уровнем профессиональной компетентности должен обладать следующими личностными качествами:
Эмпатийность и социорефлексия- умение обеспечить взаимопонимание участников образовательного процесса;
- умение поддержать детей и коллег в работе, анализировать поступки и поведение обучающихся и встать на позицию другого;
- способность разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку обучающимся в проблемных ситуациях, соблюдение прав и свобод обучающихся, умение поддержать дисциплину, уважать человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся;
- наличие инновационных форм взаимодействия с родителями (законными представителями) и другими социальными партнерами.
Самоорганизованность- умение организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей;
- сохранять самообладание в ситуациях серьезной эмоциональной нагрузки.
Общая и педагогическая культура
-каждый педагог должен обладать эрудированностью и тактичностью;
- уметь создавать положительный микроклимат в коллективе;
- соблюдать традиции в организации.
Быть компетентным - значит, уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах.
“ Компетентност ь- это успешное действие в конкретной ситуации” (И. А. Зимняя).
Итак, что такое коммуникативная компетентность?
Это эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком
установление контакта с обучающимися, родителями, коллегами по работе;
умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
умение убеждать, аргументировать свою позицию;
владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
Для эффективного общения педагога с родителями и детьми недопустимо:
- информационно-деловая направленность коммуникативности с явно выраженной авторитарностью,
- менторcкие нотации,
- недоброжелательный тон,
- жалобы на ребенка,
- обвинение его и родителей в чем-то.
Таким образом, основными факторами эффективности взаимодействия педагога с детьми и родителями являются:
- повышение авторитета семьи;
- восприятие ошибок воспитания как возможностей для развития;
- учет интересов и запросов детей и родителей;
- единство в подходах к работе с семьями обучающихся;
- использование широкого спектра методов и форм работы с детьми и родителями;
- установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками;
- доброжелательное отношение к ребенку и родителям (вместо обвиняющей позиции педагога);
- заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка (вместо формального общения, «для галочки»);
- системный характер работы;
- создание обстановки взаимного доверия.
Среди межличностных конфликтов между педагогом и учащимся, по мнению
М.М. Рыбаковой, выделяются следующие конфликты:
- конфликт деятельности, возникающее между педагогом и учащимся и проявляется в отказе второго выполнить учебное задание или плохом его выполнении.
- конфликт поступков: всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие учащиеся.
- конфликт отношений, который возникает вследствие неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют длительный, затяжной характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождает длительную неприязнь учащегося к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.
Причины конфликтов во взаимоотношениях педагогов и детей:
1.Авторитарная позиция по отношению к детской активности.
2. Избирательное отношение педагога к детям.
3. Личностные качества педагога.
4. Низкий уровень развития коммуникативных способностей у педагога
5. Наличие у педагога стереотипов.
6. Неустойчивость стиля воспитания.
7. Нарушения в нервной системе ребенка (невропатия).
8. Эмоциональное выгорание педагога.
9. Незнание педагогом своеобразия психического развития детей.
10. Неприятие педагогом индивидуальных особенностей детей.
11. Нарушения педагогического такта.
Одна из важнейших задач педагога, с точки зрения коммуникации,  – найти оптимальную дистанцию общения с каждым ребенком и с классом в целом.
Для этого необходимо:
- опираться на сильные стороны ребенка;
- избегать подчеркивания его промахов;
- уметь и хотеть демонстрировать уважение к ребенку;
- помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться;
- внести юмор во взаимоотношениях с ребенком;
- проявлять веру в ребенка;
- демонстрировать оптимизм.
Таким образом, конфликтология как наука, предполагает следующий алгоритм разрешения межличностных конфликтов:
- определите причину и суть проблемы;
- поговорить с каждым, кого затронул конфликт, обсудить мнения, плавно переходя к следующему пункту;
- выясните все желания и интересы участников;
- найдите все возможные решения, пытаясь не отказываться от других предложений и выделите самые лучшие варианты.
По мнению специалистов в области разрешения конфликтов, стратегии взаимодействия, которые избирают участники конфликтной ситуации, становятся решающим фактором   преодоления данной конфликтной ситуации.
Стратегии поведения участников межличностной конфликтной ситуации делятся на три основные категории.
Силовые стратегии: к ним относятся  стратегии поведения участников конфликта, направленные на достижение собственных интересов без учета интересов партнера. В психологии они описываются как доминирование, конкуренция, соперничество.
Другую группу стратегий взаимодействия в конфликте образуют такие формы поведения, которые имеют в своей основе стремление к уходу от конфликта. Они могут иметь характер игнорирования проблемы, непризнания наличия конфликта, ухода от проблемы вместо ее решения.
Третья форма ухода от конфликта - уступчивость, готовность пренебречь, поступиться своими интересами, целями. Она может иметь обоснованный, рациональный характер в тех случаях, когда предмет конфликта является не слишком значимым для человека, Эта группа стратегий расценивается как наиболее эффективный путь к разрешению межличностных конфликтов. Она объединяет разнообразные переговорные стратегии, ведущие к выработке решений, в большей или меньшей степени удовлетворяющих интересам обеих сторон.
Выделяют пять основных межличностных стилей разрешения конфликтов:
- уклонение от разрешения возникшего противоречия, когда одна из сторон, которой предъявлено «обвинение», переводит тему общения в другое русло. Уход как вариант исхода конфликта более всего свойствен психологическому типу «мыслителя», который не всегда сразу готов к разрешению сложной ситуации. Ему необходимо время для продумывания причин и способов решения конфликтной задачи. Такой тип разрешения использует и «практик», добавляя при этом элемент взаимности обвинения.
- сглаживание, когда одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией, но только на данный момент. Оправдание себя полностью не решает конфликта и даже может усугублять его, так как внутреннее, мысленное противоречие усиливается.
- компромисс как открытое обсуждение мнений, направленных на поиск наиболее удобного для обеих сторон решения. В этом случае партнеры выставляют аргументы в свою и в чужую пользу, не откладывают решения на потом и не принуждают в одностороннем порядке к одному возможному варианту. Преимущество этого исхода во взаимности равности прав и обязанностей и легализации (открытии) претензий.
- принуждение - неблагоприятный и малопродуктивный исход конфликта, когда никто из участников не принимает во внимание позицию другого. Он обычно возникает, когда одна из сторон накопила достаточно мелких обид, собралась с силами и выдвинула сильнейшие аргументы, которые не сможет снять другая сторона;
- решение проблемы: чтобы определить существо конфликта, его участники должны скоординировать свои представления о сложившейся ситуации и выработать определенную стратегию поведения.
 Воздействовать на проблемную ситуацию взаимодействия можно по двум направлениям: влиять на свое поведение и воздействовать на психику и поведение оппонента. Второй способ более сложен. Как показывает практика, проще и эффективнее воспользоваться способами и приемами коррекции своего отношения к предконфликтной ситуации и поведения в ней, поскольку ряд субъективных предпосылок предупреждения конфликтов связан с умением человека грамотно общаться. Для предотвращения конфликта часто бывает достаточно изменить свое отношение к ситуации и скорректировать свое поведение в ней.
Вспоминается старая сказка:
«Жили-были старик со старухой. Жили, как кошка с собакой, не то, что каждый день, а каждый час пыль до потолка. Он ей слово, а она ему – десять! Он ей двадцать, она – сто! Уж и забыли, как добрые слова говорятся - все с криком и бранью. Как-то пожаловалась старуха соседям:- Худо живем! Я ему слово, а он мне десять! Чуть не до драки, не то, что каждый день, а каждый час, покуда вместе. Ей и присоветовали:- Сходи в соседнюю деревню, там старик мудрый есть, знахарь. Он поможет.Пошла старуха. Пришла, обсказала все. Старый тот знахарь взял склянку, налил в нее воды, пошептал над ней и подает старухе:- На! Как только твой старик неладно скажет, ты хлебни воды из склянки, да со святой молитвой держи во рту. Не сплюнь и не сглотни, держи во рту, пока старик не замолчит! А уж тогда сглотни.Только пришла домой старуха, ее старик тоже на порог, с работы, голодный, обедать требует, а у нее не готово. Вот зашумел он на нее, а она – раз! – и хлебнула воды из склянки. Молча, быстренько на стол собирает. Старик удивляется:- «Онемела, что ль?!» Молчит старуха, молитву святую про себя повторяет. Удивился старик и тоже замолчал. Так и пошло. Чуть он зашумит, старуха сразу глоток из склянки. И стало в доме тихо! Радовалась старуха, хвалилась соседям, что помог знахарь. И старик радовался, что старуха совсем другая стала!» Люди давно поняли, что для прекращения ссоры нужно, чтобы кто-то один замолчал, прекратил в ней участвовать. Говорят же, что, «кто умнее – замолчит первым». Побеждает не тот, кто оставляет за собой последний разящий выпад, а тот, кто сумеет остановить скандал, не дать ему состояться. Так нужно и детей учить сохранять мир. Дети переживают наше отношение к ссорам и к скандалам. И к миру тоже. «Войну» может победить только отказ от «войны». Нужно учить детей отказываться от ссор с самого раннего возраста. А это достигается, прежде всего, силой своего собственного примера.
Разрешение межличностных конфликтов невозможно без адекватности восприятия людьми происходящего, открытости их отношений и наличия атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.
Однако зачастую конфликта вообще можно избежать, поскольку процесс их предотвращения характеризуется некоторыми общими чертами.
Управление конфликтом предполагает не только регулирование уже возникшего противостояния, но и создание условий для его предупреждения. Причем наибольшую значимость из двух указанных задач управления имеет профилактика. Именно хорошо поставленная работа по предупреждению конфликтов обеспечивает сокращение их числа и исключение возможности возникновения деструктивных конфликтных ситуаций.
Вся деятельность по предупреждению конфликтов представляет собой одно из конкретных выражений человеческой способности обобщать имеющиеся теоретические и эмпирические данные и на этой основе предсказывать, прогнозировать будущее.
Профилактика конфликта и представляет такой вид управленческой деятельности, который состоит в заблаговременном распознании, устранении или ослаблении факторов конфликта и ограничении таким путем возможности их возникновения или деструктивного развития в будущем. Успех этой деятельности определяется рядом предпосылок:
- знанием общих принципов управления социальными организациями, формулируемых современной теорией менеджмента, и умением использовать их для анализа конфликтных ситуаций;
- уровнем общетеоретических знаний о сущности конфликта, его причинах, видах и этапах развития, которые формулируются конфликтологией;
- глубиной анализа на этой общей теоретической основе конкретной предконфликтной ситуации, которая в каждом отдельном случае оказывается уникальной и требующей особого комплекса методов и средств по ее улаживанию;
- степенью соответствия избранных методов корректировки сложившейся опасной ситуации ее конкретному содержанию; эта адекватность используемых средств реальной ситуации зависит не только от глубины теоретических знаний возможных участников конфликта, но и от их умения опереться на свой опыт и интуицию.
Из этого следует, что деятельность по предупреждению конфликтов является весьма непростым делом. Поэтому возможности профилактической деятельности не следует переоценивать, хотя ею нельзя и пренебрегать.
Поддержание и укрепление сотрудничества, отношений взаимовыручки является центральной проблемой всей тактики предупреждения конфликта. Ее решение носит комплексный характер и включает методы социально-психологического, организационно - управленческого и морально-этического характера.
Важнейшие из социально-психологических методов, ориентированных на корректировку мыслей, чувств и настроений людей, следующие:
1. Метод согласия предполагает проведение мероприятий, нацеленных на вовлечение потенциальных конфликтантов в общее дело, в ходе осуществления которого у возможных противников появляется более или менее широкое поле общих интересов, они лучше узнают друг друга, привыкают сотрудничать, совместно разрешать возникающие проблемы.
2. Метод доброжелательности, или эмпатии, развития способности к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний предполагает выражение необходимого сочувствия товарищу по работе, партнеру, готовности оказать ему практическое содействие. Этот метод требует исключения из взаимоотношений немотивированной враждебности, агрессивности, невежливости.
3. Метод сохранения репутации партнера, уважения к его достоинству. При возникновении любых разногласий, чреватых конфликтом, важнейшим методом предупреждения негативного развития событий является признание достоинства партнера, выражение должного уважения к его личности.
4. Метод взаимного дополнения, который предполагает опору на такие способности партнера, какими не располагаем мы сами.
5. Метод недопущения дискриминации людей требует исключения подчеркивания превосходства одного партнера над другим, а еще лучше — и каких бы то ни было различий между ними. Конечно, можно критиковать уравнительный метод распределения как несправедливый, уступающий методу индивидуального вознаграждения.
6. Последний из психологических способов предупреждения конфликтов заимствуется у специалистов по тренировке животных, у дрессировщиков, которые, как известно, всегда поощряют своих воспитанников за хорошо выполненные команды. Этот метод условно может быть назван методом психологического поглаживания. Он предполагает, что настроения людей, их чувства поддаются регулированию, нуждаются в определенной поддержке. Для этого практика выработала много способов, таких, как юбилеи, презентации, различные формы проведения членами трудовых коллективов совместного отдыха. Эти и подобные им мероприятия снимают психологическое напряжение, способствуют эмоциональной разрядке, вызывают позитивные чувства взаимной симпатии, и таким образом, создают нравственно-психологическую атмосферу в организации, затрудняющую возникновение конфликтов.
Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что предотвращению конфликта способствует все, что обеспечивает сохранение нормальных деловых отношений, укрепляет взаимное уважение и доверие.     
 Таким образом, можно сделать следующие выводы:
     1. Конфликт - это наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликт представляет собой явление, которое играет особую роль в психической жизни людей, их развитии, самореализации, отношениях с другими людьми и в жизни общества в целом.
     2. В основе предупреждения конфликтов лежат нравственные нормы и моральные ценности человека, которые обозначают наши представления о добре и зле, правильном и неправильном поведении, справедливости и порядочности. Порядочный , хорошо воспитанный и умный человек просто не будет доводить ситуацию до конфликта, а постарается его предупредить.
     3. Профилактика конфликта важна как в социальном плане, так и в личностном. Одним из ее условий является конфликтологическая грамотность.
     4. Толерантность предполагает готовность человека принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Это активная позиция сторон, заинтересованных в совместном результате, который должен способствовать пониманию, развитию отношений и т.д. 
 
      Прежде чем вступать в конфликт, необходимо хорошо подумать, действительно ли вам это нужно. Очень часто люди начинают выяснять отношения в тех случаях, когда это совершенно не имеет смысла. Если вы видите, что уровень вашего оппонента кардинально отличается от вашего, смысла вступать в спор и дискуссию с такими людьми нет. Вы никогда не докажете глупому человеку свою правоту.
Педагог, владеющий коммуникативной компетенцией, либо просто разумный человек, всегда найдет либо способ предотвратить ссору и конфликт, либо возможность перевести их из деструктивного русла в конструктивное, не углубляясь в антогонистические отношения. Следовательно, мы можем согласиться с высказыванием В.Гете о том, что «из двух ссорящихся всегда виноват тот, кто умнее».

Использованная литература:
1. Дружинин, В.О. Психология. Учебник для гуманитарных ВУЗов [Текст] / В.О. Дружинин. - Санкт-Петербург Изд-во Питер, 2006. – 656с.
2. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии [Текст] / Д.П. Зерькин. – Ростов-на-Дону Изд-во Феникс, 2005. – 266с.
3. Кибанов, А.Я. Конфликтология [Текст] / А.Я. Кибанов. – Москва Изд-во Инфра-М, 2007. – 302 с..
4. Максименко, С. Л. Общая психология [Текст] / С.Л. Максименко. – Москва Изд-во Рефл-бук, 2004 – 528с.
5. Сластенин, В.А. Психология и педагогика [Текст] / В.А. Сластенин. – Москва Изд-во Академия, 2007. – 487с.