Методическая разработка воспитательского часа на тему « Наркомания – шаг в бездну» для обучающихся 5 — 9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

МКС(К)ОУ «Краснинская школа - интернат VIII вида»




Методическая разработка воспитательского часа на тему
« Наркомания – шаг в бездну»

для обучающихся 5 - 9 классов
специальной (коррекционной) школы VIII вида



Составитель:
Сергина Татьяна Семёновна,
воспитатель










с. Красное
Цель: формирование отрицательного отношения к наркомании как безнравственному явлению нашей жизни.
Задачи:
сформировать у учащихся негативное отношение к наркомании, убедить подростков, что наркомания - страшная болезнь, а не веселое время препровождение;
развивать дискуссионные навыки;
пропагандировать здоровый образ жизни;
воспитывать у учащихся бережное отношение к собственному здоровью.

Оборудование: памятка для учащихся «Скажи наркотикам - нет»; карточки для тренинга.

Форма проведения: Беседа с элементами игры «Знаешь ли ты, чем опасны наркотики?»


Ход занятия:

Стихотворение Е. Винокурова. Вот он тащился, чуть не умирая. Через минуту ж - где достал, бог весть! – О радостях искусственного рая Мир может на лице его прочесть!.. А сколько их сейчас бредёт по свету, Чья участь то сладка, а то тяжка!.. И видимо уже спасенья нету От этого простого порошка
Слово воспитателя:
У человечества есть «внешние» враги: войны, эпидемии, стихийные бедствия. Эти враги уносят жизни сотен тысяч людей. Но есть враги намного страшнее-«внутренние». Это так называемые пороки общества: курение и пьянство, наркомания. От этих врагов ежегодно погибает гораздо больше людей.
Выступление учеников – чтецов:
1-й ученик. Далеко в прошлое из истории человечества ушли эпидемии оспы, чумы ... Но в начале 21 века «белая смерть» - наркомания - уносит жизни миллионов людей.

2 - ученик. Наркомания - это болезненное влечение к употреблению вредных и опасных веществ, парализующих нервную систему, вызывающих временное притупление чувств сознания.
3-ученик. Первые наркотики были растительного происхождения и применялись в религиозных ритуалах, при лечении тяжелых заболеваний. Опиум получали из зеленых стеблей мака, гашиш и марихуану - из цветков конопли, кокаин - из листьев коки.

4-ученик. Но когда человек превышал разрешенный к употреблению объем лекарств, они превращались в страшное зелье, способное полностью уничтожить личность этого человека, превратить его жизнь в жалкое и ужасное существование.

5-ученик. С развитием химии стали появляться заменители растительных наркотиков. Так, например, морфин впервые был получен в 19в. немецкими химиками. Они считали его хорошим снотворным, заменителем опиума, но как оказалось позже, морфин вызывает еще большую зависимость, чем опиум.

6-ученик. Позже подобная история повторилась с героином. Сначала он рекламировался как порошок от кашля. И только потом открылись его настоящие свойства. Теперь он изъят из медицинского применения и его производство, и распространение преследуются законом во многих странах мира.

7-ученик. В наше время создано невообразимое количество новейших препаратов, влияющих на нервную систему и формирующих наркотическую зависимость. Похоже, что история наркотиков и наркомании так ничему людей и не научила.

Слово воспитателя:
Наркомания - беда нашего времени. Наркоманы не доживают даже до среднего возраста. Употребление наркотиков сокращает жизнь в 2-2,5 раза, то есть на 30-40 лет!
В мире около миллиарда наркоманов. Каждый шестой житель Земли - наркоман!

Проблемная ситуация «Наркотик - это лопата»

Сейчас хочу прочитать вам статью, которая мне недавно попалась в Интернете. «Мальчишкам, девчонкам, а также их родителям» - так называется эта статья. Мне кажется, автор обращается именно к вам (читает):
«...А вот и таблетка. Белая таблетка с веселым изображением зайчика или доллара или еще чего-нибудь. Перед дискотекой ты заглотнешь ее и будешь танцевать как юный Майкл Джексон. Весело? Однозначно! Круто? Модно? Конечно же! Все крутые и модные пацаны употребляют такие штучки. Ты становишься очень активным, в тебе просыпается море энергии, океан сил. Не хочется спать, не устаешь- Чудо-таблетка! Рассказать, что происходит с твоим телом? Оно работает с 200%-ной отдачей. А твои внутренние органы стираются как шестеренки в машине, которая работает без перерыва. Но машина железная, ее можно починить. А твое тело уже годам к 30 припомнит тебе употребление чудо-таблеток. Сердце станет отказывать, печень тоже начнет барахлить. Ты превратишься в поломанную машину, и будешь проклинать тот день, когда в голову тебе пришла идея поплясать, скушав таблетку с веселой картинкой...
Наркотик - это лопата... Да, да, не удивляйся, мой юный друг. Это очень хорошая лопата. Она не сломается, впиваясь в грунт. Она не подведет. Впервые употребив наркотик, ты включаешь эту лопату. Нажимаешь на кнопку, и выскакивают из темноты работяги в темных капюшонах, натянутых на глаза. Это могильщики. А знаешь, что копает эта лопата? Правильно! Какой же ты все-таки умный! Могильщики копают могилы. И могила эта - для тебя, друг мой.
Как только ты возьмешь в руки шприц с какой-нибудь гадостью, как только ты употребишь наркотик, - ты должен знать, что первый ком из ямы, которая станет твоей могилой, извлечен. Скользкая, мокрая земля очень славно ложится на лопаты твоих могильщиков, они потеют, им нравится рыть тебе яму. Да и тебе самому нравится. В первое время. А потом ты уже не можешь заставить их остановиться.
Они прячут лица поглубже в воротники своих мрачных пальто, закрываются от тебя капюшонами. Ты кричишь, а они не слышат. Все. Обратного хода нет. Страшная яма приобретает очертания могилы. Она уже готова. Могильщики приглашают тебя - добро пожаловать! Что? Ты не хочешь? Говоришь, что тебе еще рано? Что, пожить еще хочешь, семью завести, стать известным, знаменитым, успешным? Да все! Забудь! Никто не заставлял тебя брать в руки шприц. Никто не вдувал насильно в твои ноздри белый порошок. Ты сам захотел оживить лопату. И теперь могила готова тебя принять. Не разговаривай, а принимай то, что случилось...
Много еще я могу рассказать тебе, мой юный друг. Но не хочу, чтобы ты утомлял зрение таким большим произведением. Перевари пока то, что я написал здесь. Перевари и усвой. Пускай слова мои войдут в твой мозг живительными витаминами, лекарством-антибиотиком, не позволяющим никакой заразе укоротить твою жизнь. Жизнь, которая у тебя только начинается и которая прекрасна, как чудо...»*.
Слово воспитателя:
Интерактивная беседа. Мне кажется, статья очень сильная. Почему я решила прочитать ее вам? Потому что, по данным статистики, средний возраст первой наркотической пробы - 14 лет. И каждый второй молодой человек от 11 до 24 лет уже пробовал наркотики. Какие впечатления оставила у вас эта статья? Удачный ли образ выбрал автор, говоря, что наркотик - это лопата? Похоже, ли описал автор действие таблеток и травки? Или он сгущает краски и не все так печально?
Примерные ответы детей:
-Тут слишком много чернухи, но есть же легкие наркотики, они не страшны.
-На дискотеках многие чего-то глотают, лижут, но это больше для прикола.
-Я с этим пока не сталкивалась. На дискотеки не хожу.
-Правда здесь все, наркоманы - законченные люди.
-Тут все правильно, только в молодости хочется испытать все. Но это не значит, что сразу стал наркоманом.
-Образ лопаты удачный: он бьет по мозгам и но нервам, пугает. А это как раз и нужно, чтобы отбить охоту баловаться наркотиками.  

Большинство подростков знает, что употребление наркотиков вредно для организма, приводит к смерти. Почему же они их употребляют?
6-ученик. По статистическим данным, чаще приучение подростков к наркотикам происходит в кругу друзей, в атмосфере дружеского общения. Марихуану и некоторые другие наркотики им нередко предлагают попробовать на вечеринках, когда неудобно отказаться: подросток не хочет показать себя человеком образованным и «слишком правильным». Многие подростки готовы в буквальном смысле, рисковать собственной жизнью ради утверждения в коллективе сверстников. Такая потребность в общественном одобрении играет в большинстве случаев основную роль в привлечении юношества к употреблению алкоголя и наркотиков.
Можно привести огромное количество названий наркотических средств, но результат их действия - один. Наркоманы, которые привыкли возбуждать себя зельем, становятся социально опасными, идут на все, чтобы приобрести необходимый препарат. Мало кто из наркоманов доживает до зрелого возраста.
Тренинг «Как сказать нет»
Оборудование: разрезать страничку с фразами («Как сказать "нет"?») на полоски по количеству учеников, раздать полоски с фразами ученикам. Можно сделать ксерокопию всей странички (по одной на парту), чтобы дети сами выбирали подходящие им фразы.
Как сказать «НЕТ»
Спасибо. Я больше в этом не нуждаюсь.
Спасибо, мне этого не нужно.
Я не курю.
Я не собираюсь загрязнять организм.
Я не в настроении, поэтому сегодня не хочу.
Нет-нет, не сегодня или не сейчас.
Нет, мне не нужны неприятности.
Спасибо, когда мне понадобится, я дам тебе знать.
Мои родители меня убьют.
Я таких вещей боюсь.
Как-нибудь в другой раз.
Эта дрянь не для меня.
Нет, спасибо.
Если тренер узнает, то заставит меня бежать 20 кругов.
Если родители узнают, мне целый год не будут давать денег!
Нет, спасибо, у меня и так хватает неприятностей.
Нет, спасибо, я еще маленький.
Я за витамины!
Нет, спасибо, препаратов я не хочу!
Я и без этого превосходно себя чувствую!
Нет, спасибо, у меня сегодня еще важная встреча.
Нет, спасибо, у меня на это аллергия.
Нет, спасибо, это опасно для жизни.
Ты с ума сошел? Я даже сигарет не курю!
Эти «химические радости» не для меня.
Нет, я это пробовал и мне не понравилось.
Мне не хочется умереть молодым.
Спасибо, мне здоровье дороже!
Это мне ничего не дает.
нет, у меня от этого краснеют глаза!
Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями.
Спасибо, нет. Это не в моем стиле.
Спасибо, но я завязал.

Слово воспитателя:
Можно оправдать человека, который согласился продавать наркотики, чтобы помочь своей семье, которая находится в нищете?
В чем заключается опасность наркотиков для отдельного человека и общества в целом?
Что нужно сделать, чтобы наркомания исчезла? (ответы детей)

Слово воспитателя:
Как бы вы закончили это предложение?
«Вокруг столько способов быть счастливым: можно...»

Примерные ответы детей:
Путешествовать, открывать новые города и страны.
Изучать музыку, петь, танцевать.
Ходить по музеям, смотреть картины великих художников.
Заниматься спортом, болеть за любимую команду.
Стать автомобилистом, гонщиком.
Создать хорошую семью, воспитать детей.
Добиться славы, успеха, сделать карьеру.
Просто стать уважаемым человеком, мастером своего дела.
Создать свое дело, разбогатеть.
Заниматься туризмом, альпинизмом.
Построить свой дом, посадить сад.
Написать книгу, сочинить песню, сделать научное открытие.
Знакомиться с людьми, узнавать об их жизни.
Делать добрые дела, помогать людям.
Покупать себе красивые вещи, одежду.
Следить за своей внешностью, не стареть.

Слово воспитателя: Каждый человек - хозяин своей судьбы. Всего можно достичь, если поставить себе в жизни цель и твердо идти к этой цели. Хорошим помощником на этом пути станет здоровый образ жизни: гигиена, спорт, распорядок дня, общение с природой, хорошие и верные друзья. И в этой жизни нет места наркотикам.
Подведение итогов (рефлексия)

Слово воспитателя: Сегодня мы пытались бороться с наркотиками оружием правды. Что дали вам эти знания? Прибавили уверенности? Оставили равнодушными? Породили страх и сомнения? Что вам показалось особенно ценным и полезным? Слушаю вас.
Примерные ответы детей:
Конечно, хорошо, что нам это рассказали. Хоть будешь знать, что тебе предлагают отраву.
Уверенности прибавилось: знаю, как себя вести.
Вообще-то, мне оно не надо, у меня один наркотик - спорт.
Уверенности не прибавилось. Даже страшно стало идти на дискотеку.
Самое ценное - это фразы против наркотической провокации. Их нужно напечатать и повесить на видное место, пока не запомнишь наизусть.

Слово воспитателя:
Мы родились для того, чтобы жить,  Может, не стоит планету губить?  Есть кроме “да”, и получше ответ,  Скажем, ребята, наркотикам “нет”!



Использованная литература:

Берёзин С.В., Лисецкий К.С., Мотыгина И.А. Психология ранней наркомании. - Самара, 2007.

Винокуров Е.С. Сборник стихов – Владимир, 1999.


Лисецкий К.С., Мотыгина И.А. Психологическое здоровье учащихся и осуществление индивидуального подхода к ним. Методические рекомендации. – М., 2006.













13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115