Организация двигательной активности детей раннего возраста


ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольника. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа, высокой работоспособностью.
Ввиду того, что двигательная активность – это естественная потребность дошкольного возраста, необходимо при её организации уделить большое внимание созданию условий. Наиболее рационально планировать двигательную активность по этапам. Этапы – это условное деление физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня, они имеют свои задачи, в соответствии с которыми необходимо подбирать средства, методы и формы двигательной активности дошкольников.
й этап педагогического процесса - «УТРО».
«Утро» - это самый короткий по времени педагогический процесс, но самый насыщенный воспитательно-образовательными мероприятиями. Задача воспитателя – уделить внимание каждому пришедшему ребенку, выразить радость, что ребёнок пришёл в детский сад, создать у него бодрое, жизнерадостное настроение, вызвать желание заняться интересной, полезной двигательной деятельностью.
Утром целесообразно планировать двигательную деятельность, знакомую по содержанию, в зависимости от интересов и потребностей детей. Необходимо заранее создать условия для самостоятельной двигательной активности, продумать размещение физкультурного инвентаря, дидактических пособий. У нас в ДОУ в каждой возрастной группе есть физкультурные уголки, где имеется всё необходимое оборудование. Я хотела бы предложить внести сюда же альбомы, иллюстрации о спорте, фотографии, где наши дети занимаются физкультурой и т.д.
Утренняя гимнастика планируются и проводится учитывая возраст наших детей только игровая или сюжетная, желательно с музыкальным сопровождением, в 1 мл. группе возможно с предметами (султанчики, ленточки, кубики и т.д.)
Как было сказано ранее, желательно планировать игры, знакомые детям, лучше малой или средней подвижности. Здесь необходимо учитывать, какие занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной статической позой, то лучше провести игру средне и иногда даже большой подвижности; если предстоит физкультурное или музыкальное занятие, то планируем более спокойную двигательную деятельность. Утром обязательно нужно проводить, индивидуальную работу с детьми, независимо от уровня их физического развития, а так же индивидуальную работу с детьми, которые имеют различные отклонения в осанке, зрении, нарушения слуха, нервной системы, ожирение.
2- й этап педагогического процесса – «ПРОГУЛКА».
В течении дня прогулка проводится дважды: утром и вечером. Прогулка- это благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности.
Необходимо учитывать, какие занятия предшествовали прогулке: если это были физкультурное или музыкальное, то прогулку лучше начать с наблюдения. Но если на занятиях дети были ограничены в движениях, то прогулку лучше начать с подвижных игр.
На прогулке планировать одну подвижную игру, общую для всех детей, и 1-2 игры с подгруппами детей. Кроме того, воспитателю необходимо наметить игровые упражнения для индивидуальной работы. Весь этот материал желательно подбирать в соответствии с основными движениями, включёнными в занятие. За несколько
дней до занятия, в котором планируется ввести новое движение, на прогулке целесообразно проводить подготовительные упражнения. На следующий день после занятия можно повторить те же упражнения или провести несложные игры с целью закрепления двигательного навыка. В дальнейшем, когда основные элементы движения автоматизируются, хорошим средством закрепления будет сюжетная подвижная игра.
й этап педагогического процесса – «ВЕЧЕР».
Основная педагогическая задача этого периода – вызвать у детей желание завтра снова прийти в детский сад. Для её реализации необходимо в группе создать положительный эмоциональный настрой, чтобы каждому ребёнку было комфортно. Во вторую половину дня кроме гимнастики после сна и закаливающих мероприятий желательно планировать активный отдых. Физкультурные праздники, физкультурные досуг, дни здоровья являются важными компонентами активного отдыха детей. Многообразная деятельность, насыщенная эмоциональными играми, упражнениями, проводимыми и на свежем воздухе, способствует расслаблению организма, укреплению здоровья.
Во вторую половину дня также необходимо запланировать самостоятельную двигательную деятельность, используя различное, спортивное оборудование.
Вечером, перед уходом детей, лучше планировать спокойную двигательную деятельность – малоподвижные игры, дыхательные упражнения, оздоровительные игры, упражнения и т.д.. Только при правильной организации двигательной активности можно удовлетворить естественную потребность детей в движении, развивать у них врождённую мотивацию к двигательной активности.
На формирование детских интересов влияет отношение родителей к физической культуре, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями. Об этом мы воспитатели должны постоянно напоминать родителям, побуждая их к совместным занятиям с детьми. Выявив особый интерес и способности ребенка к какому-либо виду упражнений, воспитатель должен обратить на это внимание родителей, с тем, чтобы они в дальнейшем продолжили занятия.
Использование нетрадиционного физкультурного оборудования в совместной деятельности с детьми.
Цель: сделать физкультурные уголки более востребованными, увеличить режим двигательной активности.
Физкультурный уголок в группах вы можете пополнить  самыми разнообразными  атрибутами, сделанными из подручного материала.
 «Рукоходы»
Материал: кубы из старого строителя, крепкие дверные ручки.
 Цель: Развитие координации движений, развитие мышц плечевого пояса, позвоночника, мышц тазобедренного сустава.
 «Ловишки»
Материал: верхняя часть пластиковый бутылки, тесьма или резиночки, пробки от бутылок.
 Цель: Развитие ловкости, внимания, глазомера, быстроты реакции, умение регулировать и координировать движения, формирования навыков самоконтроля.
 «Лабиринт»
Материал:   четыре пластиковые бутылки, маленький мячик или любой шарик . Цель:  Развитие ловкости рук, гибкости локтевых суставов, логического мышления.
 «Моталочки»
Материал: деревянные палочки, тесьма, мелкая игрушка или колокольчик.
 Цель : Развитие мелкой моторики, развитие быстроты реакции, глазомера.
 «Ухватки»
  Материал: рукавицы для горячих блюд, перчатки  любые, липучка, мячик тканевый или обклеенный липучкой . Цель: Развитие ловкости и быстроты реакции, мелкой моторики
 « Калейдоскоп»
Материал: пластиковая  бутылка,  трубочка, мелко нарезанная фольга.
 Цель: для дыхательных упражнений. Ребенок дует в трубочку, вставленную в пробку.
 «Ходули»
Материал: пластиковые ведёрки из под майонеза, атласные ленты. Цель:  Формирование правильной осанки, профилактика  плоскостопия, координация движений, равновесия, ориентировка  в пространстве.
 «Волшебное колесо»
Материал: покрышка, цветной скотч.
Цель: профилактика плоскостопия.
 "Варежковый массажёр»
Материал: рукавицы различные, пуговицы.
 Цель: Укрепление  мышц спины, плечевого пояса, ног, укрепление и формирование правильной осанки.
« Ёжик — массажёр»
Материал: проволока для ручки, ободки с пробок пластиковых бутылок, полый фломастер.
 Цель: Укрепление  мышц спины, укрепление и формирование  правильной осанки, нормализации кровообращения.
 «Король точности»
Материал: ленты или тканевые полоски, резинка, лёгкий мяч.
 Цель: Гимнастика глазных мышц, развитие быстроты, точности, глазомера.
 «Полёт бабочки»
Материал: плитка потолочная, бабочки из бумаги разного цвета.
 Цель: Профилактика зрения.
(Его можно прикрепить на  потолку, так и к стене, располагая на разном уровне. Ребенок лежит, сидит, стоит и глазками «ходит» к бабочкам в гости).« Прокати по дорожке»
Цель: профилактика зрения.
Нарисованные на стене линии используются для выполнения упражнения, направленного на профилактику зрения.
 «Дорожка трансформер»
Материал: небольшие куски напольного покрытия, липучки, различный бросовый материал.
(дорожка состоит из восьми цветных квадратов напольного покрытия размером 30Х30 см. между собой соединены цветными липучками)
 Цель:  Профилактика опорно-двигательного аппарата на физкультурных занятиях, групповых комнатах, после дневного сна и в течение дня
 «Веселые карандаши»
Материал: доска с просверленными отверстиями для карандашей, карандаши.
 Цель: профилактика плоскостопия
« Киндер-солнышко»
Материал: футляры от киндер яиц.
Цель: Профилактика плоскостопия, развитие двигательной активности.
 Ребёнок ходит по лучикам, формируя стопу. А ещё можно перепрыгивать через лучики, тоже интересная игра, которую можно использовать в самостоятельной и совместной деятельности
 «Тихий тренажёр»
Материал: моющаяся ткань, цветная самоклейка, поролон.
 Цель: Развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимание пространственных отношений (право-лево), тренировки мышц плечевого пояса и рук
« Весёлые шарики»
Материал: шнур, элементы пирамидок, пластмассовые шарики, гимнастическая палка.
Цель: гимнастика для глаз, тренировка глазной мышцы, развитие двигательной активности.
 ( оборудование можно опускать на разную высоту 80 % деятельности детей – это опыт, полученный от взрослого поэтому, если вы хотите  воспитать свободного, жизнерадостного, самостоятельного ребёнка чаще играйте с ним.   Когда ребёнок вызывает взрослого на игру, значит она ему просто жизненно необходима .  Мы предложили для вас атрибуты, которые можно использовать в работе с детьми. Их изготовление не требует много времени  и материальных затрат.  Дети с удовольствием пользуются ими и даже если сломают, не беда, можно сделать новые.