Конспект урока по геометрии по теме Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Пашково»
Урок в 10 классе по теме:

Подготовила и провела:
учитель математики
Краскова Вера Васильевна



с. Пашково
2008 год.
Тема урока «Предмет стереометрии. Основные понятия и аксиомы стереометрии».
Тип урока: комбинированный урок.
Цель: ознакомить учащихся с содержанием курса стереометрии , изучить аксиомы о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве.
Задачи: обучающие: создать условия для формирования основных понятий, аксиом; сформировать умение работать с текстом учебника; с текстом, предъявляемым на экране монитора; формировать умение, находить примеры на предметах окружающего мира, формировать умение мыслить пространственно; анализировать, наблюдать, делать выводы;
развивающие: развивать логическое мышление, память, пространственное воображение, познавательный интерес, расширять представления учащихся об окружающем мире, поддерживать интерес к изучаемому предмету; содействовать развитию навыка самостоятельной работы учащихся посредством вовлечения их в исследовательскую деятельность;
воспитывающие: активизировать интерес к изучаемому материалу, используя ИКТ.
Оборудование:
Персональный компьютер, мультимедийный проектор.
Презентация «Аксиомы стереометрии».
Приложения (раздаточный материал).
Модели точки, прямой, плоскостей, пересекающихся плоскостей.

Ход урока:
Этапы урока и их содержание Деятельность
учителя учащегося
I.Организационный момент. Организационная Сообщают об отсутствующих
II. Постановка цели.
Слайд 1. Сегодня на уроке мы познакомимся со второй частью курса геометрии – стереометрией, изучим аксиомы стереометрии и научимся применять их при решении геометрических задач. Сообщает тему урока, дату проведения урока, цель урока.
Записывают в тетради.
III. Изучение нового материала.
Слайды 2 – 4. Вступительное слово учителя о новом разделе геометрии – стереометрии – геометрии пространства, основные фигуры пространства, их обозначение.
Слайды 5 – 6. Понятие геометрического тела, примеры.
Слайд 7. Геометрические понятия в стереометрии.
Слайд 8. Понятие аксиомы.
Исследовательская работа.
Проводит беседу.
Комментирует.
Комментирует.
Предлагает учащимся вспомнить и сформулировать аксиомы планиметрии.
Вызывает трех учеников, дает три карандаша и просит поставить их так, чтобы они не лежали на одной прямой и кладет сверху макет плоскости. Внимательно слушают объяснение учителя и записывают в тетрадь основные понятия.
Формулируют аксиомы планиметрии.
Ученики выходят к доске, выполняют указания учителя.
Пытаются самостоятельно сформулировать А1.
Этапы урока и их содержание Деятельность
учителя учащегося
Слайд 9. Аксиома 1.
Слайд 10. Аксиома 2.
Слайд 11. Аксиома 3.
Слайды 12 – 13. Формулирует А1.
Формулирует А2.
Формулирует А3.
Поясняет. Иллюстрируют в тетради А1 и записывают аксиому.
Иллюстрируют в тетради А2 и записывают аксиому.
Иллюстрируют в тетради А3.и записывают аксиому.
IV. Формирование умений и навыков учащихся
Вопросы для самоконтроля (проверка усвоения теоретического материала).
1. В каком случае три точки пространства не определяют положение плоскости, через них проходящей?
2. Как расположены две плоскости, если в каждой из них лежит один и тот же треугольник?
3. Из прямых и плоскостей, проходящих через вершины куба ABCDA1B1C1D1, назовите:
а) пары пересекающихся прямых;
б) тройки прямых, пересекающихся в одной точке;
в) пары пересекающихся плоскостей;
г) тройки плоскостей, пересекающихся в одной точке.

B

B1 C1
A1
D1
C
A D Отвечают на вопросы, предложенные учителем.
Этапы урока и их содержание Деятельность
учителя учащегося
Устная работа.
Слайды 14 – 16. Решение задач по готовым чертежам.
Решение задач с комментированием.
Слайды 17 – 19. Решение задач по готовым чертежам. Предлагает учащимся выполнить задание.
Предлагает учащимся выполнить задание на выданных перед уроком листах с задачами.
Отвечают.
Обсуждают и записывают решение на выданном раздаточном материале.
V. Итог урока.
Вместе с учащимися подводит итоги урока. Предлагает учащимся следующие вопросы:
- Какую цель Вы ставили перед собой вначале урока?
- Как вы считаете достигли ли Вы эту цель?
- Узнали ли Вы что-нибудь новое на уроке?
- Что Вам запомнилось на уроке? Отвечают на вопросы, предложенные учителем.
VI. Домашнее задание с комментированием.
Слайды 20 – 21. Озвучивает домашнее задание, комментирует решение задания № 6. Записывают в дневник, внимательно слушают комментарий.
Домашнее задание. № 1 (в, г); 2(в, г); 6.
П. 2-3 стр. 4 – 6.
Используемые интернет-ресурсы:
Сайт http://it-n.ru Савченко Е.М (Материалы курса «Мультимедийные презентации для уроков математики»).
Opera - Яндекс. Картинки: аксиомы стереометрииПриложение 2. Раздаточный материал.
Задача № 1.
Пользуясь данным рисунком, назовите:
АСВSDFE
а) две плоскости, содержащие прямую DE , прямую EF.
Решение:
б) прямую, по которой пересекаются плоскости DEF и SBC; плоскости FDE и SAC .
Решение:
в) две плоскости, которые пересекает прямая SB; прямая AC .
Решение:
Задача № 2.
Пользуясь данным рисунком, назовите:
SВАСFE D
а) Две плоскости, cодержащие
прямую DE.
Решение:
б) Прямую по которой пересекаются плоскости АЕF и SBC.
Решение:
в) Плоскость, которую пересекает прямая SB.
Решение:
Задача № 3.
Пользуясь данным рисунком, назовите:
SВАСFE D
а) Две плоскости, cодержащие прямую EF.
Решение:
б) Прямую по которой
пересекаются плоскости
BDЕ и SAC.
Решение:
в) Плоскость, которую
пересекает прямая AC.
Решение: