Доклад на педагогических чтениях на тему «Активизация познавательной деятельности студентов на уроках физики – основа повышения качества обучения».


ГБОУ СПО «Пензенский лесной колледж»










Выступление на педагогических чтениях
по теме:
«Активизация познавательной деятельности студентов на уроках физики – основа повышения качества обучения».













Разработала
преподаватель физики и математики
Вагапова З.Р.















2014 год

Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к
овладению знаниями. К.Д. Ушинский Вопросы активизации познавательной деятельности студентов относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Ведь от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания обучающихся. Заученные студентами теоретические положения вызывают затруднения в их применении, в объяснении наблюдаемых явлений и решении задач, что требует научного осмысления полученных знаний. Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой студенты усваивают приемы учения. В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность студентов. Многолетний практический опыт показал, что наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых студенты сами: отстаивают свое мнение; принимают участие в дискуссиях и обсуждениях; ставят вопросы своим товарищам и преподавателям; рецензируют ответы товарищей; оценивают ответы и письменные работы товарищей; занимаются обучением отстающих; объясняют более слабым непонятный материал; самостоятельно выбирают посильное задание; находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы); создают ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий; решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения. Истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением студентов к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью. В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация. Общеизвестно, три основных мотива, побуждающих студентов учиться (В.С. Собкин, доктор психологических наук, академик РАО; П.С. Писаревский, кандидат педагогических наук; С.Г. Равлюк): интерес к предмету (сам процесс изучения доставляет удовольствие). Высшая степень интереса - это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение; сознательность (занятия по данному предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься); принуждение (я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя). Часто принуждение поддерживается страхом наказания или соблазном награды. Различные меры принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов. В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность уроков, активизирует познавательную деятельность студентов. У большинства неуспевающих обнаруживается отрицательное отношение к учению. Таким образом, чем выше интерес студента к предмету, тем активнее идет обучение и тем лучше его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже к полной потере приобретенных знаний, умений и навыков. Поэтому, для успешного обучения студентов необходимо вызвать у них интерес к овладению знаниями. Но как это сделать? Большинство студентов, которые приходят для обучения в ГБОУ СПО «ПЛК» имеют низкую мотивацию к обучению физике. Некоторые из них не понимают, зачем они вообще изучают этот предмет, ссылаясь на то, что эти знания им никогда ни в жизни, ни в их будущей профессии не пригодятся. Конечно же, они заблуждаются, поэтому педагог на первоначальном этапе должен опровергнуть сложившееся мнение, заинтересовать подростка, развить у студентов потребность к познавательной деятельности. На первом занятии целесообразно рассказать студентам о связи физики с жизнью, с элементами их будущей деятельности. Например, в группе специальности «Лесное хозяйство» на вводном занятии мы рассматриваем такой пример: Вы приближаетесь к лесу. Подойдя к опушке, крикните какое-либо короткое односложное слово. Вам ответит эхо. А что такое эхо? Это отражение звука от стены леса. Звук проходит в среднем 330 метров в секунду. Зная это, вы можете определить, сколько метров осталось пройти до опушки. Возможно, вам удастся встретить в лесу белку. Для чего ей нужен большой пушистый хвост? Для того, для чего нужен стабилизатор самолету или планеру. Хвост помогает белке сохранить устойчивость в полете при прыжках по деревьям. А зачем пушистый хвост лисе, которая, как известно, на деревья не лазит? Ей он служит рулем, позволяющим резко и круто сворачивать на быстром бегу. Вы подходите к лесному ручью. По камешкам бежит холодная, прозрачная вода. Слышно тихое, но неумолчное журчание. Почему журчит ручей? Падая с камешка на камешек, струи воды захватывают и погружают частицы воздуха. Эти частицы немедленно всплывают, образуя на поверхности воды пузырьки, которые тотчас же лопаются. При этом возникают слабые звуки, они сливаются и создают своеобразный шум, который мы называем журчанием. Изучение нового материала также должно проходить в различных формах. Уроки формирования новых знаний могут быть построенными на проблемной ситуации. К урокам формирования новых знаний относятся вводные уроки, уроки первичного усвоения материала, вступительные уроки при изучении новых тем. Урок изучения нового материала может быть проведен как комбинированный урок, а может представлять собой лекцию или экскурсию. На таком уроке можно организовать  исследовательскую работу студентов, лабораторную работу и работу физического  практикума.   
С целью формирования умений и навыков у студентов помимо урока проводятся учебно-практические занятия. Эта форма организации обучения, целенаправленно сочетающая выполнение различных практических упражнений, экспериментальных работ, наиболее эффективно способствует достижению поставленной цели.
Основным содержанием урока совершенствования знаний, умений и навыков является применение знаний на практике, их расширение и углубление, формирование умений и навыков, проверка знаний и многое другое, что способствует совершенствованию знаний студентов. Такую работу можно провести, используя, например,  решение экспериментальной задачи при изучении колебательного движения.

А также при изучении темы «Экспериментальное исследование равноускоренного движения. Ускорение, скорость и перемещение при равноускоренном движении». В начале урока я предлагаю студентам провести экспериментальное исследование равноускоренного движения, используя историю одного из первых исследований по изучению равноускоренного движения (работу, проделанную в XVII веке итальянским ученым Галилео Галилеем). По ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/92e0e3b3-630b-47f3-a32a-dd94199807be/%5BPH10_02-005%5D_%5BMA_01%5D.swf открываю анимацию «Опыты Галилея с наклонным желобом» и предложить учащимся внимательно просмотреть эту анимацию и ответить на следующие вопросы:
Как вы думаете:
Можно ли найти длину и ширину желоба Галилея?
Почему Галилей использовал для проведения опыта такой большой сосуд с водой?
Чем можно было заменить этот сосуд с водой?
Почему на представленном здесь графике зависимости S(t) на осях координат не указаны единицы измерения S и t?
А после обсуждения этого материала мы выполняем вместе лабораторную работу «Изучение движения тела под действием постоянной силы (по наклонной плоскости)». Цель работы: 1) доказать, что движение тела - равноускоренное; 2) вычислить ускорение движения. Лабораторная работа проводится с применением лаборатории L-микро.

Урок обобщения и систематизации знаний может быть проведен как семинар, конференция, круглый стол и т.д. Закрепление и совершенствование знаний можно помимо урока соответствующего типа проводить на семинаре, заключительной конференции, экскурсии. Семинар как форма организации обучения сочетает беседу и дискуссию студентов. На уроках Естествознания в 13 «Э» группе в начале октября ребята получили задание - выполнить проектные работы в группах по предложенным темам: «Лазеры: история открытия, принцип действия и применение», «Электроэнергетика России: проблемы и пути развития», «Нобелевские лауреаты России в области физики» и в конце семестра они защищали свои проекты.
Критерии оценки проектов:
1.Наличие и качество презентации;
2. Письменное оформление работы (реферат);
3. Защита проекта;
4. Ответы на дополнительные вопросы.

Комбинированный урок организуется с целью решения в комплексе задач всех типов уроков.
Целью повторительно-обобщающего урока является, прежде всего, повторение и закрепление изученного материала, а также его обобщение в том или ином систематизированном виде (например, с помощью логических схем или таблиц, в которые заносится изученный учебный материал). Такой урок может быть организован в конце изучения какой-то темы или раздела курса физики. Так, например, при изучении темы «Графическое представление равноускоренного движения» можно обобщить результаты изучения основных закономерностей равноускоренного движения, анализируя различные графики. По ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/47c61fe1-cfb2-41a9-8220-30f0acb37f00/%5BPH10_02-004%5D_%5BIM_01%5D.swf можно найти интерактивную таблицу «Модели движения». Я предлагаю студентам выбрать в этой таблице графики, характеризующие равноускоренное движение по прямолинейной траектории, и, рассмотрев представленные графики, ответить на следующие вопросы:
1. Как изменялось положение материальной точки относительно тела отсчета, если ее движению соответствует график зависимости х(t)?
2. Какое движение описывает график зависимости V(t)?
3. Опишите движение материальной точки, движущейся в соответствии с графиком зависимости S(t)?
4. Какую особенность движения материальной точки фиксирует пунктирная линия, соединяющая графики зависимости х(t) и Vх(t)?
5. Как будет выглядеть уравнение движения, если х0 = 5 м, Vх = 8 м/с, ах = - 2 м/с2?
6. Постройте графики зависимости х(t), Vх(t), ах (t) и S(t) для этого движения.

Обобщающий урок физики должен представлять собой некоторую целостную систему, состав и структура компонентов которой отличаются от всех других видов и типов уроков. На обобщающем уроке элементы знания определенной темы или раздела курса физики должны быть представлены в виде логически замкнутой, целостной системы. Отдельные элементы этой системы (наблюдаемые явления, опыты, фундаментальные физические опыты, понятия, законы, методы физики и пр.) должны быть взаимно увязаны и структурированы. Причем именно структурирование знания, выстраивание его в определенной иерархической зависимости и является основной отличительной особенностью обобщающего урока.
Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков служит для оценки процесса обучения и его результатов, уровня усвоения знаний и сформированных умений и навыков. Его основной целью является определение уровня овладения знаниями, умениями и навыками. К числу традиционных форм контроля можно отнести такие формы опроса как
индивидуальный устный;
«тихий опрос» (беседа с одним студентом, в то время, когда класс занят другим делом); ответы с опорой на план, наглядность, схемы и т. д.;
индивидуальный опрос по цепочке (рассказ одного студента прерывается и продолжается другим);
фронтальный устный опрос;
письменный опрос по карточкам;
тестовый контроль с выбором ответа;
тестовый контроль с конструируемым ответом;



Творческая инициатива учителей рождает самые неожиданные и оригинальные виды уроков, которые я заимствую в процессе преподавания (урок-конкурс, урок-КВН, урок-спор по законам деловой беседы, урок-загадка и многое другое). Игра - универсальное средство воспитания, развития, обучения студентов. В процессе игры у студентов формируются важные качества: умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения; излагать и аргументировать свою точку зрения; внимательно выслушивать сторонников и оппонентов. В итоге развиваются интеллектуальные умения и способности: анализировать различные варианты и точки зрения; применять всесторонний подход к обсуждению явления; сравнивать и обобщать факты. Стойко поддерживается интерес к предмету. Можно выделить ролевые игры (КВН, викторины) и игры-тренажеры (логические цепи, игры на нахождение сходства и различия, восстановления пропущенного, на продолжения ряда, или удаление лишнего, загадки и др.). Любая игра направлена на развитие интеллектуальной, эмоциональной сфер личности обучающегося. Приведу несколько примеров дидактических игр, которые я использую на уроках физики. Например, обобщающая игра по теме «Молекулярно-кинетическая теория», направлена на воспитание позитивного отношения к физике, способствует развитию у студентов творческого начала, формирует умение работать в коллективе, обучает применению физических знаний по теме.
По теме «Колебания и волны» игра Счастливый случай призвана закрепить знания по данной теме. Особый интерес студентов вызывает такая форма занятия, как викторина. Например, викторина по теме «Радиосвязь». Учитель предлагает студентам ответить на вопросы викторины и получить за правильный ответ 2 балла:
1. Почему возникают радиопомехи, когда рядом проходит трамвай?
Ответ. Корпус трамвая металлический, он отражает падающие на него электромагнитные волны. Кроме того, помехи вызывает искрение на бугеле и электродвигателях.
2.. Могут ли космонавты при выходе в открытый космос разговаривать друг с другом без радиоустройств?
Ответ. Нет, т.к. в вакууме звуковые волны не распространяются. Однако, если космонавты соприкоснутся шлемами скафандров, они смогут услышать друг друга.
3. Почему башни телецентров строят очень высокими?
Ответ. Телецентры работают в диапазоне УКВ (? < 10м). Эти волны не дифрагируют на холмах, оврагах и т.д., поэтому антенны телеприёмника и передатчика должны быть в зоне прямой видимости.
4. Как изменится частота электромагнитных колебаний в контуре, если в катушку ввести железный стержень?
Ответ. Индуктивность катушки увеличится, следовательно, частота колебаний контура уменьшится
5. По одной и той же цепи передаются одновременно постоянный и высокочастотный переменный токи. Как отделить их друг от друга?
Ответ. Путём последовательного включения в цепь конденсатора (он пропускает только переменную составляющую тока) или катушки большой индуктивности, называемой дросселем (она пропускает только постоянную составляющую тока).
6.По блок-схеме объясните назначение отдельных элементов радиоприёмника и принцип работы устройства в целом.
7. Почему ночью радиоприём лучше, чем днём?
Ответ. Ночью слой ионосферы находится выше, поэтому он хуже поглощает электромагнитные волны. Это различие особенно сказывается в ДВ- и СВ-диапазонах и слабо - в КВ-диапазоне, т.к. короткие волны преломляются и отражаются ионосферой.
8. Радиоприёмник можно настраивать на приём радиоволн различной длины. Что нужно для перехода к приёму более длинных волн: сближать или раздвигать пластины конденсатора контура?
Ответ. Чем больше длина волны, тем меньше её частота. Чтобы частота электромагнитной волны уменьшилась, ёмкость конденсатора нужно увеличить, а для этого пластины конденсатора надо сдвинуть.
9. Почему на экране телевизора при появлении летящего вблизи самолёта возникает двойное изображение?
Ответ. Сигнал, отражённый от самолёта, попадает на антенну телевизора чуть позже, чем прямой сигнал с телевышки. На экране телевизора появляется изображение, созданное прямым сигналом. Слабый "двойник" движется по экрану по мере удаления или приближения самолёта. Второе изображение находится правее, т.к. развёртка электронного луча идёт слева направо, если смотреть со стороны экрана.
10. Почему радиоприёмник в автомашине плохо работает, когда она проезжает под эстакадой или под мостом?
Ответ. Мост или эстакада сделаны из металлоконструкций, которые хорошо отражают и поглощают электромагнитные волны, т.е. создают экран, непроницаемый для электромагнитных волн.
11. Если включать и выключать свет в комнате, то слышны щелчки в работающем радиоприёмнике. Чем они вызваны?
Ответ. Происходит прерывание электрической цепи, при этом образуются электромагнитные волны, которые и улавливаются радиоприёмником.
Проводить викторину можно как в письменной, так и в устной формах. Такие задания способствуют усвоению физических величин, понятий, законов, запоминанию имен ученых, названий и назначений приборов. Приведу примеры использования стихотворных текстов на различных уроках:
Срезает солнышко сосульки
Огнем игольчатых лучей.
Их целый день
В волнистой люльке
Несет разбуженный ручей.
Сосульки ночью вновь родятся.
Свисают, словно бахрома.
О, как же хочет удержаться
За крыши пальцами зима!
О каких физических явлениях идет речь в данном отрывке?
Изменяется ли сила взаимодействия частиц при фазовых переходах воды?
О каких превращениях энергии идет речь?
Продумайте и запишите серию вопросов, раскрывающих сущность физических явлений, отраженных в этом поэтическом тексте.

Интересней нет усов,
Чем у часиков-часов.
Ус один у них короче,
А другой длинней чуть-чуть.
Друг за другом дни и ночи
Совершают долгий путь.

Какое механическое движение совершают стрелки часов?
Какую траекторию описывают кончики усов (стрелок)?
Чему равны периоды обращения стрелок часов?
Сколько полных оборотов делают часовая и минутная стрелки за сутки?
Или такая задача, основанная на наблюдениях обучающихся и заставляющая осмыслить физическую сущность данного явления:
Понаблюдайте за оконным стеклом: а) Если из комнаты смотреть, то в солнечный день стекло покажется совсем прозрачным, невидимым; ночью же на нем будут отчетливо видны зеркальные изображения находящихся в комнате предметов, б) Если же стоять снаружи, отражения предметов (уличных) видны днем, а не ночью. Объясните, почему?
Ответ: а). Днем свет, идущий в комнату с улицы, очень ярок, и он почти весь проходит в комнату - стекло кажется прозрачным; ночью же за окном темно, там нет ярких источников света, и мы воспринимаем лучи, попавшие на стекло от предметов, находящихся в комнате, отраженными от стекла, как от зеркала. б). Когда мы днем стоим снаружи и смотрим в окно, то яркость лучей, отраженных от стекла, оказывается больше яркости лучей, пришедших из комнаты; поэтому мы видим отражения наружных предметов.
Даю творческие задания: написать сочинение, составить кроссворд, сочинить сказку. Это, кроме интеллектуального развития, позволяет взглянуть на физические явления немного с другой стороны, по-новому их осмыслить.
Подводя итоги, следует отметить, что рассмотренные формы работы со студентами в ГБОУ СПО «ПЛК» на уроках физики:
физический диктант;
лабораторные работы;
учебные игры;
межпредметные связи (с литературой, историей, профессиональной деятельностью);
срс (самостоятельная работа студентов);
применение ИКТ;
стимулируют мыслительную деятельность студентов; вооружают студентов знаниями и умениями и навыками; воспитывают мировоззрение, нравственные, эстетические качества; развивают их познавательные силы, такие личностные качества как активность и познавательный интерес; выявляют и реализовывают потенциальные возможности; приобщают к поисковой и творческой деятельности. Всё это необходимо для того, чтобы студенты с радостью шли на занятия, проявляли интерес к дисциплине, и это является залогом успешного течения учебного процесса. Литература: 1. Газман О.С., Харитонова В.Е. В школу с игрой. М.: Просвещение, 1991; 2. Химия. 10 класс: Настольная книга учителя / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. - М.: Дрофа, 2004. 4. Ширшина Н.В. Химия для гуманитариев. 10,11 классы: элективный курс- Волгоград: Учитель, 2007. 5. Бордовская Н.В. , Даринская Л.А., Костромина С.Н. Современные образовательные технологии. М.: Кнорус, 2011. . 6. Смолкин А.М. Активные методы обучения. М.: Просвещение, 1991.









13PAGE 15


13PAGE 14815




15