ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ДЕКОР»

Областное государственное казенное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Новодольский специальный (коррекционный) детский дом
«Остров детства»













ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
образовательная программа
«ДЕКОР»








Возраст детей – 8 – 10 лет
Срок реализации – 1 год
Автор программы:
Усынина Елена Геннадьевна,
Воспитатель 1 квалификационной категории







Р.п.Базарный Сызган

2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Занятия художественным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Во время занятий художественной деятельностью у ребенка развиваются воображение и фантазия, пространственное мышление, зрительное восприятие. Он учится наблюдать, анализировать, запоминать, понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых подделок. Приобретая практические умения и навыки, ребенок получает возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание что-либо создавать своими руками.
Одним из тех видов деятельности, который наиболее полно способствует развитию художественного творчества у детей, является декор. Обучение детей элементам декора, немыслимо без общения с искусством, в данном случае – декор-искусством.
Основные объекты труда декоратора, дизайнера – это декор элементов интерьера, предметный декор. Наблюдая за работой декораторов и дизайнеров, которые создают костюмы, оформляют интерьеры жилых и офисных помещений, широко используют при этом природный и искусственный материал, применяют различные техники декоративно-прикладного искусства и новейшие технологии, умело сочетают цвета и фактуры – хочется больше узнать об искусстве декорирования и научиться создавать оригинальные композиции. Декор предметов создаёт дополнительную выразительность, связывая воедино в гармоничном ансамбле различных предметов.
Декор предметов может быть простым или сложным, с применением различных техник и приёмов. Например: орнамент, роспись, живопись, оригами, квиллинг, торцевание; создание необычных фактур при помощи необычных материалов (губкой, клеевым пистолетом, манной крупой, макаронами, нитками и др.), аппликация и многое другое.
Работа над эскизами требует умения рисовать, чертить, моделировать и макетировать. Так же необходимо знание теоретических основ рисунка, цветоведения, композиции, основ декоративно-прикладного искусства, моделирования.
Слово «декор» сегодня встречается повсеместно. В разных сферах деятельности человека этот термин понимается по-разному. Он включает в себя и то, как выглядит изделие, и сам процесс проектирования-изготовления, который приводит к конечному результату. Поэтому и возникла необходимость создания программы по обучению детей элементам декора и декорирования.
Дополнительная образовательная программа «Декор» имеет художественно-эстетическую направленность, является модифицированной.
Создавая детское творческое объединение «Декор» автор проанализировала ряд имеющихся образовательных программ, познакомилась с образовательными программами предметов ИЗО и «Технология» основной школы, программами для системы дополнительного образования.
При разработке программы автор опиралась на современные педагогические теории, новые педагогические технологии, современные технологии воспитательной работы в условиях дополнительного образования.
Актуальность программы обусловлена вопросами раннего эстетического, духовно-нравственного и интеллектуального развития, которые находят своё решение в настоящей дополнительной образовательной программе. Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, и с окружающим миром.
Новизна данной программы заключается в том, что она интегрирует такие виды изобразительного искусства, как рисунок, живопись, декоративно-прикладное творчество, народное искусство. В процессе освоения программного материала также четко прослеживается интеграция с такими областями знания, как биология, экология, литература, кубановедение. Предоставляемая возможность «пробы сил» в различных видах художественной деятельности будет содействовать воспитанию у детей оригинального творческого мышления, развитию уверенности в себе, формированию адекватной самооценки.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, чтобы разбудить в каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и творчеству, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. В творческое объединение «Декор» принимаются дети с разной степенью одаренности и различным уровнем базовой подготовки. В таких условиях педагог обязан учитывать индивидуальные особенности детей и обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку.
Непременным условием при организации занятий является атмосфера творчества. То есть стимулирование педагогом такого состояния детей, когда они чувствуют себя свободно, раскрепощено, комфортно и могут творить.
Учитывая возрастные особенности детей и логику их мышления, обучение строится по принципу от простого к сложному. Формируется стойкая мотивация к избранному виду деятельности, развивается творческая инициатива, пробуждаются положительные эмоции.

Цель программы: расширение знаний и приобретение практических навыков в области декоративно-прикладного творчества, развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами бумажной пластики.
В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Образовательные:
Дать специальные знания по видам художественной деятельности (рисунок, цветоведение, моделирование, макетирование, композиция, декоративно-прикладное народное искусство).
Обучить детей различным видам техники при работе с бумагой.
Способствовать овладению детьми основам бумажной пластики.
Формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью конструирования из бумаги.
Способствовать формированию у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Развивающие:
Развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к декоративно-прикладному творчеству.
Развивать художественный вкус, фантазию и пространственное воображение.
Развивать  творческие способности, коммуникативные навыки, индивидуальность ребенка.
Развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к разнообразному виду искусства, любовь к природе, родному краю.
Воспитывать аккуратность в работе и целеустремленность, культуру общения со сверстниками.
Способствовать формированию духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных этических и эстетических норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом.

Образовательная область: технология.
Предмет изучения: начальное техническое моделирование.
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что традиционный школьный курс «Технология» не позволяет детям в полной мере освоить и изучить разнообразие технологий и методов при работе с бумагой. Включенные в учебный план темы стереотипны и часто не способствуют развитию творческого воображения и фантазии, что нередко оборачивается формированием у многих школьников неуверенности в себе в отношении декоративно-прикладной деятельности, боязни свободно выражать себя и творить, чтобы не показаться в глазах учителя и сверстников несостоятельным. Данная программа даёт возможность восполнить пробелы художественно- эстетического образования детей, особенно в плане приобретения ими практических навыков работы с бумагой. Это будет способствовать лучшему восприятию произведений, изделий декоративно-прикладного искусства, повышению общего уровня нравственно-эстетической культуры личности.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 8 до 10лет. В творческое объединение принимаются все желающие без специального отбора, независимо от их способностей и умений. Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью от 10 до 15 человек.
Срок реализации программы – 1 год.
Режим работы творческого объединения – 1 раза в неделю по 1 часу.
Установленная продолжительность одного занятия – 45 минут.
Установленная продолжительность времени отдыха между видами работы – 2 минут.
В течение одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться (напр., графический рисунок сменяется работой в цвете, рисование сменяется подготовкой бумаги к работе и т.д.), что способствует удержанию внимания детей и позволяет избежать переутомления.
Кроме учебной деятельности, в творческом объединении «Декор» проводится и воспитательная работа. С первых дней дети усваивают правила внутреннего распорядка, учатся убирать свое рабочее место, бережно относиться к работам товарищей. Детям прививаются чувства ответственности, взаимопомощи, вежливости и доброжелательности.
Ежегодно проводятся Дни открытых дверей, один раз в четверть праздники, творческие конкурсы, чаепития «Давайте познакомимся», индивидуальные консультации с родителями, открытые занятия, профилактические беседы на тему здорового образа жизни и правового характера.
Формы и методы построения занятий:
В образовательном процессе используются разнообразные формы и методы: рассказ, беседа, практическое занятие, индивидуальное консультирование, а также использование наглядного материала, учебно-познавательные экскурсии, выставки детского творчества, игры, викторины, подготовка и проведение детских праздников и др.
К каждому занятию подобраны: литературный, музыкальный и зрительный ряд, а также иллюстрации, образцы, таблицы, что способствует лучшему восприятию изделий декоративно-прикладного творчества.
Методы организации процесса обучения: убеждение, стимулирование, создание ситуации успеха при изготовлении моделей, разработке творческих проектов и их защите.
Ожидаемый результат:
После окончания обучения
Ребёнок должен знать:
виды декоративно-прикладного творчества;
названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
название и назначение инструментов, правила работы с ними;
приемы разметки при помощи шаблонов;
основные виды работ из бумаги (вырезка, плетение, оригами, аппликация, объемное конструирование);
виды аппликаций;
основы композиции, формообразования и цветоведения;
правила организации рабочего места;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
Ребёнок должен уметь:
экономно размечать детали на бумаге;
владеть основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
последовательно выполнять работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
выполнять работу самостоятельно, согласно технологии;
работать нужными инструментами и приспособлениями;
сознательно использовать знания и умения, полученные на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях;
правильно организовать рабочее место;
сотрудничать со сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность.
Таким образом, в результате прохождения детьми курса обучения по программе «Декор» ожидается:
развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения; мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии;
приобретение и развитие коммуникативных способностей, активности, сообразительности, умения анализировать;
формирование общей культуры;
овладение художественными средствами;
приобретение теоретических знаний и практических умений.
Формы подведения итогов:
Важное воспитательное значение имеет подведение итогов работы в конце занятия, анализ и его оценка. Организованный просмотр – наиболее подходящая форма оценки. Коллективные просмотры выполненных изделий, их анализ приучают детей справедливо и объективно оценивать свою работу и работу других, радоваться не только своей, но и общей удаче.
Большое  значение  в  оценивании  итогов  обучения  имеют  разнообразные  конкурсы  к  «красным»  дням  календаря. Подарки, поделки, сувениры  с  элементами  художественного  конструирования  ребята  готовят  к  праздникам  с  большим  удовольствием. В  декоративном  решении  работы  детей  выглядят  красочно, празднично, а  иногда  и  фантастически. 
В конце учебного года проводится выставка детских работ, где подводятся итоги работы творческого объединения за учебный год. В течение года лучшие работы детей принимают участие в конкурсах, фестивалях, выставках различного уровня (муниципальный, краевой, Всероссийский и т.д.).
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п
Название разделов, тем
Количество часов



всего
теория
практика

1
2
3
4
5

1
Раздел 1.  Введение в декоративно-прикладное искусство (2 часа)
2
2
-

1.1
Вводное занятие. Цели и задачи работы т/о. История декоративно-прикладного искусства. Инструктаж по технике  безопасности при работе с инструментами и материалами.
2
2
-

2
Раздел 2. Торцевание (36 часов)
36
7,3
28,7

2.1
Торцевание. Просмотр работ, выполненных в технике торцевание. Приёмы работы.
1
0,5
0,5

2.2
Изготовление декоративных картинок методом торцевания. Виды аппликаций торцевание.
2
0,2
1,8


2.2
Объемное торцевание «Цветок». Подготовка основы
1
0.2
0,8

2.3
Объемное торцевание «Цветок».Изготовление цветка методом торцевания
1
0.2
0,8

2.4
Объёмное торцевание «Бабочка». Подготовка основы.
1
0,2
0,8

2.5
Объёмное торцевание «Бабочка». Изготовление крыльев методом торцевания.
1
0,2
0,8

2.6
Объёмное торцевание «Бабочка». Сборка поделки.
1
0,2
0,8

2.7
Объёмное торцевание «Елка». Подготовка основы.
1
0,2
0,8

2.8
Объёмное торцевание «Ёлка». Изготовление иголок методом торцевания.
1
0,2
0,8

2.9
Объёмное торцевание «Ёлка». Сборка поделки.
1
0,2
0,8

2.10
Объёмное торцевание «Хризантемы». Подготовка основы.
1
0,2
0,8

2.11
Объёмное торцевание «Хризантема».Изготовление лепестков.
1
0,2
0,8

2.12
Объёмное торцевание «Хризантемы». Изготовление стебля, листьев.
1
0,2
0,8


2.13
Объёмное торцевание открытка ко Дню Святого Валентина. Подготовка основы.
2
0.2
1.8

2.14
Объёмное торцевание открытка ко Дню Святого Валентина. Сборка поделки.
2
0.2
1.8

2.15
Выполнение коллективной работы «Вечный огонь».
4
1
3

2.16
Выполнение коллективной работы «Подводный мир».
4
1
3

2.17
Выполнение коллективной работы «Маковая фантазия».
5
1
4

2.18
Выполнение работ по желанию. Самостоятельная работа
4
1
3

3
Заключительный раздел (1 час)
1
-
1

3.1
Подведение итогов. Выставка лучших работ. Награждение победителей конкурсов, выставок.
1
-
1

ИТОГО ЧАСОВ
38
9,3
29,7



III. Содержание тем учебного курса

Раздел 1.   Введение в декоративно-прикладное творчество (2 часа)

Тема 1.1 Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства (2 часа).
Теория. Ознакомление с работой творческого объединения. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. Виды бумаги и картона: гофробумага, цветная бумага, бумага ручной работы, рисовая бумага, гофрокартон, глянцевый картон, бумага для пастели, акварели.
Форма занятия. Рассказ с элементами беседы. Демонстрация образцов.
Методическое обеспечение. Инструкции по технике безопасности, образцы изделий.

Раздел 2. Торцевание (36 часа)

Тема 2.1 Торцевание. Просмотр работ в этой технике. Приемы работы (1 час)
Теория. Знакомство с понятием «торцевание». Торцевание на бумаге, торцевание на пластилине. Особенности работы с гофрированной бумагой.
Практика. Изготовление декоративных картинок методом торцевания.
Форма занятия. Рассказ с элементами беседы. Демонстрация образцов. Практическая работа.
Методическое обеспечение. Образцы изделий. Гофрированная бумага, карандаши, клей-карандаш, ножницы, трафареты, зубочистки.
Тема 2.2 Изготовление декоративных картинок методом торцевания (2 часа)
Теория. Знакомство с понятием «торцевание». Торцевание на бумаге, торцевание на пластилине. Особенности работы с гофрированной бумагой.
Практика. Изготовление декоративных картинок методом торцевания.
Форма занятия. Рассказ с элементами беседы. Демонстрация образцов. Практическая работа.
Методическое обеспечение. Образцы изделий. Гофрированная бумага, карандаши, клей-карандаш, ножницы, трафареты, зубочистки.
Тема 2.3 Объёмное торцевание «Цветок». Подготовка основы (1 час)
Теория. Закрепление понятия «торцевание». Объёмное торцевание. Особенности работы с гофрированной бумагой.
Практика. Подготовка основы.
Форма занятия. Рассказ с элементами беседы. Демонстрация образцов. Практическая работа.
Методическое обеспечение. Образцы изделий. Гофрированная бумага, карандаши, клей-карандаш, ножницы, зубочистки.
Тема 2.4 Объёмное торцевание «Цветок». Изготовление цветка методом торцевания (1 час)
Теория. Закрепление понятия «торцевание». Объёмное торцевание. Особенности работы с гофрированной бумагой.
Практика. Изготовление хвоста методом торцевания .
Форма занятия. Рассказ с элементами беседы. Демонстрация образцов. Практическая работа.
Методическое обеспечение. Образцы изделий. Гофрированная бумага, карандаши, клей-карандаш, ножницы, зубочистки.
Тема 2.5 Объёмное торцевание «Бабочка». Подготовка основы (1 час)
Теория. Закрепление понятия «торцевание». Объёмное торцевание. Особенности работы с гофрированной бумагой.
Практика. Подготовка основы.
Форма занятия. Рассказ с элементами беседы. Демонстрация образцов. Практическая работа.
Методическое обеспечение. Образцы изделий. Гофрированная бумага, карандаши, клей-карандаш, ножницы, зубочистки, пластилин.
Тема 2.5 Объёмное торцевание «Бабочка». Изготовление крыльев (1 час)
Теория. Закрепление понятия «торцевание». Объёмное торцевание. Особенности работы с гофрированной бумагой.
Практика. Изготовление крыльев методом торцевания.
Форма занятия. Рассказ с элементами беседы. Демонстрация образцов. Практическая работа.
Методическое обеспечение. Образцы изделий. Гофрированная бумага, карандаши, клей-карандаш, ножницы, зубочистки, пластилин
Тема 2.6 Объёмное торцевание «Бабочка». Сборка поделки (2 часа)
Теория. Закрепление понятия «торцевание». Объёмное торцевание. Особенности работы с гофрированной бумагой.
Практика. Сборка поделки.
Форма занятия. Рассказ с элементами беседы. Демонстрация образцов. Практическая работа.
Методическое обеспечение. Образцы изделий. Гофрированная бумага, карандаши, клей-карандаш, ножницы, зубочистки, пластилин
Тема 2.7 Объёмное торцевание «Ёлка». Подготовка основы (1 час)
Теория. Закрепление понятия «торцевание». Торцевание на пластилине. Особенности работы с гофрированной бумагой.
Практика. Подготовка основы.
Форма занятия. Рассказ с элементами беседы. Демонстрация образцов. Практическая работа.
Методическое обеспечение. Образцы изделий. Гофрированная бумага, пластилин, ножницы, яйцо от киндер-сюрприза, зубочистки.
Тема 2.8 Объёмное торцевание «Ёлка». Изготовление иголок методом торцевания (1 час)
Теория. Закрепление понятия «торцевание». Торцевание на пластилине. Особенности работы с гофрированной бумагой.
Практика. Изготовление иголок методом торцевания.
Форма занятия. Рассказ с элементами беседы. Демонстрация образцов. Практическая работа.
Методическое обеспечение. Образцы изделий. Гофрированная бумага, пластилин, ножницы, яйцо от киндер-сюрприза, зубочистки.
Тема 2.9 Объёмное торцевание «Ёлка». Сборка поделки (1час)
Теория. Закрепление понятия «торцевание». Торцевание на пластилине. Особенности работы с гофрированной бумагой.
Практика. Изготовление п
·оделки «Ёлка».
Форма занятия. Рассказ с элементами беседы. Демонстрация образцов. Практическая работа.
Методическое обеспечение. Образцы изделий. Гофрированная бумага, пластилин, ножницы, яйцо от киндер-сюрприза, зубочистки.
Тема 2.10 Объёмное торцевание «Хризантемы». Подготовка основы (1 час)
Теория. Закрепление понятия «торцевание». Торцевание на пластилине. Особенности работы с гофрированной бумагой.
Практика. Подготовка основы поделки «Хризантемы».
Форма занятия. Рассказ с элементами беседы. Демонстрация образцов. Практическая работа.
Методическое обеспечение. Образцы изделий. Гофрированная бумага, пластилин, ножницы, пластиковая пробка, зубочистки.
Тема 2.11 Объёмное торцевание «Хризантемы». Изготовление лепестков (1 час)
Теория. Закрепление понятия «торцевание». Торцевание на пластилине. Особенности работы с гофрированной бумагой.
Практика. Изготовление лепестков хризантем.
Форма занятия. Рассказ с элементами беседы. Демонстрация образцов. Практическая работа.
Методическое обеспечение. Образцы изделий. Гофрированная бумага, пластилин, ножницы, пластиковая пробка, зубочистки.
Тема 2.12 Объёмное торцевание «Хризантемы». Изготовление стебля, листьев (1 час)
Теория. Закрепление понятия «торцевание». Торцевание на пластилине. Особенности работы с гофрированной бумагой.
Практика. Изготовление стебля, листьев.
Форма занятия. Рассказ с элементами беседы. Демонстрация образцов. Практическая работа.
Методическое обеспечение. Образцы изделий. Гофрированная бумага, пластилин, ножницы, пластиковая пробка, зубочистки.
Тема 2.13-2.14 Открытка ко Дню Святого Валентина (4часа)
Теория. Закрепление понятия «торцевание». Объёмное торцевание. Особенности работы с гофрированной бумагой.
Практика. Торцевание из гофрированной бумаги.
Форма занятия. Рассказ с элементами беседы. Демонстрация образцов. Практическая работа.
Методическое обеспечение. Образцы изделий. Гофрированная бумага, карандаши, клей-карандаш, ножницы, зубочистки, пластилин
Тема 2.15 Коллективная работа «Вечный огонь» торцевание. Сборка поделки (4 часа).
Теория. Закрепление понятия «торцевание». Объёмное торцевание. Особенности работы с гофрированной бумагой.
Практика. Торцевание из гофрированной бумаги. Сборка поделки.
Форма занятия. Рассказ с элементами беседы. Демонстрация образцов. Практическая работа.
Методическое обеспечение. Образцы изделий. Гофрированная бумага, карандаши, клей-карандаш, ножницы, зубочистки, пластилин
Тема 2.16 Коллективная работа «Подводный мир» торцевание. Сборка поделки (4 часа).
Теория. Закрепление понятия «торцевание». Объёмное торцевание. Особенности работы с гофрированной бумагой.
Практика. Торцевание из гофрированной бумаги. Сборка поделки.
Форма занятия. Рассказ с элементами беседы. Демонстрация образцов. Практическая работа.
Методическое обеспечение. Образцы изделий. Гофрированная бумага, карандаши, клей-карандаш, ножницы, зубочистки, пластилин
Тема 2.17 Коллективная работа «Маковая фантазия» торцевание. Сборка поделки (5 часов).
Теория. Закрепление понятия «торцевание». Объёмное торцевание. Особенности работы с гофрированной бумагой.
Практика. Торцевание из гофрированной бумаги. Сборка поделки.
Форма занятия. Рассказ с элементами беседы. Демонстрация образцов. Практическая работа.
Методическое обеспечение. Образцы изделий. Гофрированная бумага, карандаши, клей-карандаш, ножницы, зубочистки, пластилин
Тема 2.18 Самостоятельная работа торцевание. Сборка поделки (4 часа).
Теория. Закрепление понятия «торцевание». Объёмное торцевание. Особенности работы с гофрированной бумагой.
Практика. Торцевание из гофрированной бумаги. Сборка поделки.
Форма занятия. Рассказ с элементами беседы. Демонстрация образцов. Практическая работа.
Методическое обеспечение. Образцы изделий. Гофрированная бумага, карандаши, клей-карандаш, ножницы, зубочистки, пластилин

Раздел 3. Заключительный (1 час)

Тема 1. Подведение итогов.
Практика. Подведение итогов. Награждение грамотами победителей конкурсов, выставок.
Форма занятия. Выставка творческих работ.
Методическое обеспечение. Образцы изделий. Грамоты.

IV. Методическое обеспечение образовательной программы

Методическое обеспечение образовательной программы «Декор» включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам.
Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 8–10 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности.
Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.
Методы, применяемые при подготовке к занятиям, подразделяются на:
-Словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция, сказка);
-Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);
-Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).
При организации работы творческого объединения используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ  и профессиональных работ, разработку отдельных тематических занятий.

Формы проведения занятий.
  Образные представления у младших школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, сюжетно-образная игра, беседа, практическая работа в группах, экскурсия, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием, так и во время работы.
Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия.  Подобная установка дисциплинирует обучающихся, дает хороший осознанный подход к решению и чисто пластических задач объемной формы. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:
1) эскиз;
2) воплощение в материале.
Программа соединяет  игру, труд и обучение в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие «мусор» для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок.

Педагогические технологии в работе над бумажной пластикой
Главная задача в работе над бумажной пластикой – развитие у детей пространственного воображения.
В технике бумагопластики можно изготовить цветы, декоративные композиции, маски, елочные украшения, игрушки, рельефные стенгазеты, поздравления и многое другое.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна.
Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Дополнительная образовательная программа «Декор» носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение детьми различными приёмами и техниками.
При работе с бумагой учащиеся освоят следующие техники бумажной пластики:
13 SHAPE 1415

Обрывная аппликация  – один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа – лист картона, материал – разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент – клей и руки ребенка. Появилась разновидность  обрывной аппликации – хандигырим,  где используется специальная бумага ручного производства (ханди) корейского производства. Составляя картину из разноцветных кусочков бумаги, их предварительно смачивают и обрывают по контуру из целого листа. В результате возникает эффект акварельной или даже масленой живописи.
Аппликации из «ладошек». Аппликация настолько многогранна и разнообразна, что её творческое воплощение ограничено лишь фантазией! Сколько ладошек, столько прекрасно выполненных идей  могут  показать дети.
Торцевание. Этот вид бумажного творчества переживает второе рождение. Ребята окунутся в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги!
Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань – искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. На английском языке называется quilling – от слова quil (птичье перо). Возникло оно в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.
Оригами (яп.
·
·
·, букв.: «сложенная бумага») – древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была изобретена бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Только после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников.
Kлассическое оригами складывается из квадратного листа бумаги.
Аппликация из гофрированной бумаги – один из видов изобразительной техники, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятым за фон. Гофрированная бумага – универсальный материал для поделок. Яркий цвет и эластичность – вот основные свойства этого поделочного материала, которые делают его таким универсальным.
Воспитание и обучение в кружке осуществляется «естественным путем», в процессе творческой работы. Участие педагога в создании поделок и композиций осуществляется «сквозь» ребенка, т.е. воспитанник получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.
Одно из условий освоения программы – стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели. Место педагога в деятельности меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыками конструирования.
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.  Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.
На занятиях творческого объединения «Декор» применяются различные педагогические технологии. Это может быть методика развивающего обучения. Это такие упражнения начального этапа как: надрезы, прорези, скручивания, сгибания. Сразу говорится и об областях применения данного приема, дается творческое задание. Дети, выполняя задание, додумывают детали.
В последующем работа может строиться на методике коллективного творческого труда:
- определение задачи;
- ее обсуждение;
- воплощение в материале;
- анализ работы.
Так выполняются рельефные композиции и поздравления, посвященные какому- либо событию, сувениры, маски и т. д.
При работе по методу проекта особенно важно обеспечение мотивации, настрой на тему. Чтобы идея шла от детей.

Порядок работы по методу проекта
1.Возникновение идеи.
2.Работа в микрогруппах над эскизом.
3.Обговаривание цветовой гаммы, деталей, текстуры материала, техники исполнения.
4.Распределение объема работы индивидуально.
5.Индивидуальная работа с педагогом в технике бумажной пластики.
6.Коллективная сборка – монтаж композиции, обсуждение, сотворчество.
7.Добавление деталей, «заселение» персонажами.
8.Анализ выполненного проекта.
При выполнении работ по методу проекта используются ранее полученные знания и навыки: многоцветная заливка акварелью, орнаментика, элементы графики. При работе над проектом у детей появляется побуждение обращаться к книгам, альбомам по искусству.

Материально-техническое обеспечение
Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.
В процессе обучения учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:
Учебные столы и стулья
Выставочные стенды
Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания изделия
Схемы складывания изделий
Альбом для лучших работ
Конверты для незаконченных работ
Коробки для обрезков цветного картона
Линейки
Треугольники
Стирательные резинки
Трафареты
Клеенки и резинки для крепления клеенки к столам
Кисточки для клея
Бумажные салфетки
Коробочки для мусора

Бумага офисная цветная,
Бумага офисная белая,
Бумага цветная,
Гофробумага,
Картон цветной,
Гофрокартон,
Картон белый большой,
Бумага для акварели
Цветные блоки для записей (форма квадрат)
Карандаши (простые, цветные)
Краски
Фломастеры
Пластилин
Клей ПВА
Клей Момент – Кристалл
Клей-карандаш
Ножницы
Изолента
Иглы длинные


V. Список литературы

Список литературы,
использованной при подготовке программы
Азбука детского творчества. – М.:ОЛМА Медиа Групп, 2010. – (Умное поколение. Школа творчества).
Оригами. Подарок к праздникам / Елена Ступак». – М.: Айрис-пресс, 2007 г.
Большая книга аппликаций из природных материалов / Дубровская Н.В.- М.: Астрель; СПб.: Сова, 2010.
Бумажная филигрань / Александра Быстрицкая. – М.: Айрис-пресс, 2011.
Бумажная мозаика /Ханна Линд; (пер. с нем. М.Б. Тереховой).- М.: Айрис-пресс, 2007г.
Какого цвета мир?: Программа развития цветовосприятия для детей 6-7 лет: Пособие для воспитателей и учителей начальных классов. – М.: АО «Аспект Пресс», 1994 г.
Поделки из природных материалов. Подарок природы/ О.В. Карпова. – М.: «Солнечный зайчик», 2010 г.
Аппликация из гофрированной бумаги. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010 .
Оригами и аппликация/ Авт. – сост.: Афонькин С.Ю., Лежнёва Л.В., Пудова В.П. – СПб. : «Издательский Дом «Кристалл»», 2001.
Изобразительная деятельность: методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ», 2010





АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Дорогой друг!

1.Внимательно прочитай нижеперечисленные утверждения и оцени, насколько ты с ними согласен. В каждой строчке отметь цифру, соответствующую твоему мнению.

Утверждения
Совершенно согласен
Согласен
Не согласен
Совершенно не согласен
Затрудняюсь
ответить

Знания и умения, которые я получаю на занятиях в творческом
объединении, пригодятся мне в дальнейшем
4
3
2
1
0

В творческом объединении, я постоянно узнаю много нового
4
3
2
1
0

Занятия в коллективе дают возможность раскрыть свои творческие способности
4
3
2
1
0

Считаю, что в нашем творческом объединении созданы все условия для развития моих способностей
4
3
2
1
0

Я доволен своими достижениями
4
3
2
1
0

У нас хорошие отношения между педагогом и ребятами
4
3
2
1
0

К нашему педагогу можно обратиться за советом и помощь в трудной жизненной ситуации
4
3
2
1
0

Я иду на занятия с радостью
4
3
2
1
0


2. Нравится ли тебе заниматься в объединении МБОУ ДОД ЦДТТ?
Нужное подчеркни:
Да, нравится
Нет, не нравится
Затрудняюсь ответить

3.Внимательно прочитай нижеперечисленные утверждения и оцени, насколько ты с ними согласен.
В каждой строчке отметь цифру, соответствующую твоему мнению.

Утверждения
Совершенно согласен
согласен
Не согласен
Совершенно не согласен
Затрудняюсь
ответить

Я занимаюсь в объединении, потому что у нас преподает интересный педагог
4
3
2
1
0

Я занимаюсь в объединении, потому что могу общаться с друзьями
4
3
2
1
0

Я занимаюсь в объединении, потому что есть возможность для творчества
4
3
2
1
0

Я занимаюсь в объединении, потому что хочу интересно провести время
4
3
2
1
0

Я занимаюсь в объединении, потому что это пригодиться в моей будущей профессии
4
3
2
1
0

Я занимаюсь в объединении, потому что интересуюсь данным видом деятельности
4
3
2
1
0

Я занимаюсь в объединении «за компанию» (потому что здесь занимается мой друг)
4
3
2
1
0

Я занимаюсь в объединении, потому что получаю новые знания и умения
4
3
2
1
0

Я занимаюсь в объединении, потому что это одобряют мои родители
4
3
2
1
0

Я занимаюсь в объединении, потому что это отличает меня от других
4
3
2
1
0


4.Как долго ты собираешься заниматься в объединении?
Отметь цифру соответствующую твоему мнению
1.Доучусь по программе до конца;
2.Пока есть интерес и время;
3.Больше заниматься не буду, не хочу;
4.Затрудняюсь ответить.



ВНИМАНИЕ!!! Если ты выбрал ответ № 3
Внимательно прочитай нижеперечисленные утверждения и оцени, насколько ты с ними согласен.
В каждой строчке отметь цифру, соответствующую твоему мнению.

Утверждения
Совершен
но согласен
Согласен
Не согласен
Совершен
но не согласен
Затрудняюсь
ответить

Я не хочу заниматься в объединении, потому
что пропало желание
4
3
2
1
0

Я не хочу заниматься в объединении, потому
что мне не хватает на это времени
4
3
2
1
0

Я не хочу заниматься в объединении, потому
что мне не нравится педагог
4
3
2
1
0

Я не хочу заниматься в объединении, потому
что мне не позволяет мое здоровье
4
3
2
1
0

Я не хочу заниматься в объединении, потому
что мне не подходит время занятий
4
3
2
1
0

Я не хочу заниматься в объединении, потому
что слишком много заданий в школе
4
3
2
1
0

Я не хочу заниматься в объединении, потому
что слишком далеко от дома.
4
3
2
1
0








Техники бумажной пластики

Аппликация из «ладошек»

Аппликация из гофрированной бумаги

Обрывная аппликация

Торцевание

Оригами

Квиллинг



15