Доклад по теме Проблемное обучение как средство повышения познавательной активности учащихся



Доклад
«Проблемное обучение как средство повышения познавательной активности учащихся»
Учитель химии Лайша Елена Александровна.
Москва
2015 г.
«Проблемное обучение как средство повышения познавательной активности учащихся»
Наряду с имеющимися в российской школе традициями формирования высокообразованного человека необходимо развивать его компетентность – способность результативно действовать в нестандартных ситуациях. Иными словами, человек должен уметь проявить свою образованность в конкретной жизненной ситуации. Успешной реализации данных целей способствует реализация проблемного подхода. В результате данного подхода знания накапливаются, как продукт активной деятельности обучаемых. Учеников надо учить способу приобретения знаний и культуре мыслительной деятельности. Проблемное обучение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения учителя в условиях проблемной ситуации (Слайд 2).
Что должен делать педагог, чтобы стимулировать развитие учеников в процессе обучения: очень понятно и красочно излагать материал или что-то другое? Педагог должен создавать проблемные ситуации, которые обусловливают усмотрение учащимися личностно значимых проблем и их стремление самостоятельно находить выход из затруднений. Учитель организует и управляет процессом, создает условия для успешной реализации способностей каждого ученика через создание проблемных ситуаций. Важно, чтобы вопрос учителя был настолько сложным, чтобы вызвать затруднение, но и посильным для самостоятельного нахождения ответа учеником (Слайд 3).
Как же организовать деятельность ученика, чтобы он развивался? Рассмотрим схему развития деятельности.
A
KpN
Деятельность
Рефлексия
Культура
A
KpN
Деятельность
Рефлексия
Культура

Для развития любой деятельности необходимо наличие затруднения. В момент, когда возникает затруднение, деятельность останавливается, ученик должен задуматься над тем, что нужно сделать, чтобы решить проблему, а значит проанализировать свою деятельность – А, то есть понять, почему возникло затруднение, то есть провести рефлексию своей деятельности. Затем нужно критически оценить свою деятельность – Кр, то есть понять, что делалось не так. Затем важно выработать новую норму деятельности N, которая поможет ответить на вопрос: «Как выйти из затруднения?». После этого происходит возвращение в деятельность. Не всегда ученик может решить проблему сам. Но он может найти решения в различных источниках информации (учебник, дополнительная литература, спросить у учителя или товарища), то есть в накопленном опыте человечества (в культуре). После решения проблемы он не только получает новые знания, но и обогащает личную культуру. (Слайд 4).
Дидактические способы (методы) организации процесса проблемного обучения (изложение учебного материала): слайд 5
метод монологического изложения. Учитель объясняет сущность новых понятий, но делает это в условиях проблемной ситуации.
метод рассуждающего изложения. Например, излагая тему, учитель пытается идти путем поиска и открытия ученого, то есть он создает искусственную логику научного поиска.
метод диалогического изложения. Это диалог учителя с коллективом учеников. Учитель, в созданной им проблемной ситуации, решает проблему с помощью учащихся. Например, учитель строит упорядоченную цепочку познавательных затруднений в виде вопросов, отвечая на которые ученики получают новые знания, или новый материал излагается в виде проблемной беседы с максимальным привлечением учеников на различных этапах введения новых понятий.
Методы организации самостоятельной деятельности учащихся:
- суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона или правила совершается самими учащимися под руководством учителя.
- метод исследовательских заданий (задания имеют высокий уровень организации проблемной ситуации) может быть ученический эксперимент, сбор фактов. Практическое использование данной технологии предполагает знание теоретических основ её организации, в частности, наиболее значимых этапов постановки и решения учебных проблем:
Актуализация опорных знаний и способов действий, которые необходимы для должного восприятия учебной проблемы;
Создание проблемной ситуации
постановка учебной проблемы
решение учебной проблемы- выдвижение гипотезы, проверка гипотезы,
доказательство правильности найденного решения.
Примеры организации проблемных ситуаций: слайд 7
Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений и фактов (демонстрация электрической проводимости веществ и раствора соли) Учитель начинает эвристическую беседу.
Что вам известно химической связи и кристаллической решётке хлорида натрия?
Почему твёрдая соль, которая тоже содержит ионы, не проводит ток?
Что может происходить с ионами после растворения соли в воде?
Слайд 8 Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов и явлений Использование жизненного опыта. (жесткость воды.) Растворимость сахара в холодной и горячей воде, углекислого газа в газировке позволяет школьникам усвоить закономерности, отражающие зависимость растворения твёрдых и газообразных веществ в воде.
Слайд 9 Проблемная ситуация возникает при столкновении с необходимостью использовать ранее полученные знания в новых практических условиях (получение кремниевой кислоты).
Слайд 10 Поиск пути практического решения проблемного задания (как из оксида меди получить гидроксид меди II).
Слайд 11 Проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования (почему свежеполученный гидроксид железа (II) немного постояв на воздухе приобретает бурую окраску?).
Установление причинно-следственной зависимости (свойства – применение).» Аббат Фариа притворившись больным занялся изготовлением пороха из серы, прописанной ему для лечения». « Граф Монте-Кристо»
Часто материал учебного предмета не обеспечивает создание проблемной ситуации. В этом случае ее можно организовать с помощью межпредметных связей. Решение межпредметных учебных проблем вовлекает учащихся в проблемно-интегративную деятельность, направленную на самостоятельный поиск знаний. Тема «Физические свойства воды». Зачитывается отрывок из произведения А. Фадеева «Молодая гвардия» (подпольщики занимались саботажем в организованных немцами мастерских. Водокачку наполнили водой. Ночью ударил мороз и трубы полопались. Какое свойство воды использовали подпольщики?
Проблемное обучение формирует личность способную логически мыслить, находить решения в различных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к самоанализу, саморазвитию, то есть личность, всегда способную к поиску. Педагоги должны помогать ученикам становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Педсовет 2015 год
зав. методическим объединением естественнонаучного цикла Лайша Е.А.