Конкурс инсценирования военной песни «Песни, опаленные войной»

Конкурс инсценирования военной песни
«Песни, опаленные войной»

Цель: Способствовать воспитанию патриотизма, чувства исторической памяти, ненависти к войне, порабощению.
Задачи:
Ознакомление обучающихся с историей возникновения популярных песен о Великой Отечественной войне, их авторах.
Развитие интереса к истории и культуре.
Воспитание чувства ответственности и долга перед Отечеством.
Оборудование: стенд с рисунками детей о войне, цветы и шары, необходимые атрибуты для инсценирования песен (учащиеся 8-11 классов представляют на сцене выбранную песню), фонограммы военных песен или их исполнение под аккомпанемент фортепиано, баяна.
Класс: 8-11
Ход мероприятия:
Звучит первый куплет песни «День Победы».
Ведущий: 69 лет мы живем под мирным небом. Наша страна давно залечила военные раны. Заколосились хлеба на истерзанной фашистами земле, ожили леса, и все реже и реже попадается в них дерево со снесенной артиллерийским снарядом вершиной или старый земляной дот. Из руин поднялись светлые города. Уже не одно поколение людей родилось и выросло в мирное время. Но песни далеких грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Песни военных лет, написанные в годы тяжёлых испытаний, такие разные: героические и шуточные, боевые и лирические.
За что их так любят и помнят в народе? Наверное, за то, что с первого дня Великой Отечественной войны до победного, праздничного салюта песня всегда была с солдатом. Она помогала преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов. Как верный друг, она не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с любимой, с родными и близкими. Она шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость, надежду на непременное возвращение домой в родные края после победы.
"Песня - фронту" - таков был девиз композиторов того времени. Только в Москве, в первую неделю войны, было создано около 200 новых песен. Большинство из них сразу "ушли на фронт".
Они распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, нередко перелетали через линию фронта, проникая в глубокий тыл врага, в партизанские землянки.
И сегодня песни военных лет предстают перед нами как памятники истории.
Сегодня мы пригласили вас на конкурс инсценирования военных песен, который будет проходить в два этапа:
Презентация альбомов, посвященных ВОВ. Регламент выступления 3-5 минут.
Инсценирование военной песни.
А оценивать выступления будет наше уважаемое жюри.

Первыми на сцену приглашаются ребята 8 «Б» класса.
Выступление 8 «Б» класса.

Ведущий:
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне...

Следующими выступают учащиеся 8 «В» класса.
Выступление 8 «В» класса.

Ведущий: Есть среди песен Великой Отечественной войны такие, которые играют особенно большую роль в жизни народа. Некоторые из них имеют к тому же интересную историю своего появления на свет.
Включается запись песни «Священная война».

Для одних война стала далеким воспоминанием, для других историей. Но и сегодня ни взрослый, ни ребенок не остается равнодушным, когда услышит по радио «главную песню Великой Отечественной войны», начинающуюся словами:
Вставай, страна огромная.
Вставай на смертный бой.
И написанную в первые дни войны поэтом В.Лебедевым-Кумачевым и композитором А.Александровым. «Священная война» - это песня-воин, песня-подководец. Её слова были опубликованы в газете «Известия» через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года. Как произошло, что буквально в первые дни войны поэт сумел уловить, почувствовать дыхание битвы, испепеляющую мощь народного гнева и так точно образно выразить это в поэтических строчках? Когда зазвучала, ставшая подлинно народной песня, «Священная война», трепет душевного волнения охватил всех солдат и офицеров. Каждый крепче сжимал свое оружие. Лица посуровели, воины были готовы к тяжелым боям Автор песни А.Александров писал: «У меня в руках оказалось могучее оружие – песня. Песня так же может разить врага, как и любое оружие!»

Для презентации альбома на сцену приглашается 8 «Г» и 10 «Б» класс.
Выступление8 «Г» и 10 «Б» классов.

Включается запись песни «В землянке».
Ведущий:
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза...
Эти такие знакомые песенные строки вовсе и не предназначались для песни. Они были написаны военным корреспондентом А. А. Сурковым в письме к жене осенью 1941 года под Истрой - вылились из сердца после тяжелого фронтового дня, когда вместе со штабом одного из гвардейских полков поэт пробивался из окружения. Тогда слова:
До тебя мне дойти не легко,
А до смерти - четыре шага...
были для него не только поэтическим образом, но и пронзительной, пережитой реальностью... Почему же так дорога людям "Землянка"'? Может быть, потому, что в грозной, кровавой битве песня эта помогала воинам сохранить в себе человека, не позволяла забыть об удивительном, светлом, поистине неистребимом чувстве, которое, собственно, и делает человека человеком. - о любви!
"В землянке" поют и сейчас. Поют с эстрады, и зал замирает, захваченный ее лирическим порывом, пораженный душевной силой народа, который в военном пожаре смог вызвать к жизни такую песню!

Следующими на сцену приглашаются учащиеся 9 «В» класса.
Выступление 9 «В» класса.

Чтец:
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок. Мой и твой.
Я не хочу, чтоб голос Ленинграда
Коснулся их блокадною рукой.
Я не хочу, чтоб даты обнажились,
Как раковая опухоль земли.
Я не хочу, чтоб вновь они ожили
И чью-то жизнь с собою унесли.
Пусть вскинут люди миллион ладоней
И защитят прекрасный солнца лик.
От гари, пепелищ и от хатынской боли
Навечно! Навсегда! А не на миг!
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок, мой и твой.
Пусть мир взорвется криком: "Нет! Не надо!"
Мне нужен сын не мертвый, а живой.
На сцену приглашается 10 «В» класс.
Выступление 10 «В» класса.

Ведущий: Еще одна песня военных лет, не менее известная и популярная - "Синий платочек"... Удивительна судьба этой песни. Осенью 1939 года, спасаясь от фашистской оккупации, из Польши приехал знаменитый "Голубой джаз". В его репертуаре звучала песня "Синий платочек". Москва буквально заболела этой песней (ее даже пела великая певица того времени - Лидия Русланова).
Началась Великая Отечественная война. Запели совсем иные песни - боевые, маршевые. Но как это ни удивительно, не забыли солдаты на войне и простой, незатейливый вальс "Синий платочек". Стали складываться, однако, военные варианты песни:
Двадцать второго июня
Ровно в четыре часа
Киев бомбили, нам объявили,
Что началась война.
"Синий платочек" в простой доступной форме рассказывал о разлуке с любимой, проводах на фронт, о том, что и в бою солдаты помнят тех, кого они оставили дома, символом верности солдата, сражающего за тех, с кем его разлучила война. I
Звучит песня Давида Тухманова "День Победы"
Ведущий: Всё дальше, всё глубже в историю уходит Великая Отечественная война, и песни, написанные в дни сражений, молодое поколение уже называет песнями наших отцов и дедов.
Но появляются новые песни о войне, написанные поэтами и композиторами, которые никогда не слышали орудийной канонады, не лежали в окопах, не мерзли в землянках, не ходили в атаку. Они родились после 1945 года.
Главную мысль, которую несут послевоенные песни, - об ответственности сегодняшнего поколения за будущее, за судьбы всего мира. Одна из таких песен - "День Победы", написанная композитором Давидом Тухмановым и поэтом Владимиром Харитоновым. Она родилась через три десятилетия после того, как отгремели последние залпы войны, и сразу стала близкой и необходимой.
Особенно дорого то, что песню приняли не только те, кто боролся за Победу с оружием в руках, но и совсем молодые юноши и девушки, знакомые с войной лишь по книгам, фильмам и старым фронтовым песням. И пусть накануне праздника Дня Победы - песни Великой Отечественной войны звучат с новой силой.

На сцену приглашается 11 «В» класс. Выступление 11 «В» класса.

Выходят девочка и мальчик из начальных классов.

Чтец 1:
Нам нужен мир на голубой планете,
Его хотят и взрослые, и дети.
Им хочется, проснувшись на рассвете,
Не вспоминать, не думать о войне.
Нам нужен мир, чтоб строить города.
Его хотят все люди доброй воли.
Нам нужен мир навеки! Навсегда!
Чтец 2:
Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.

Включается запись песни «Солнечный круг».

Подведение итогов. Награждение.


15