Коррекционно-развивающее занятие В гости к Зимушке-Зиме

ЗАНЯТИЕ
по коррекции психомоторики и сенсорных процессов в 4 специальном/коррекционном классе
«В гости к Зимушке-Зиме».

Цель коррекционная: Коррекция познавательных процессов умственно-отсталых школьников средствами ИЗО деятельности, закрепление навыков работы с акварелью. 2. Развивать восприятие, воображение, мышление учащихся. Расширять знания о сезонных изменениях в природе.
Цель дидактическая: 1. Продолжить начатую ранее работу с парафином и акварелью, практиковаться в получении голубого цвета из синего.
Цель воспитательная: Воспитать аккуратность, старатель ность, умение работать в паре.

Материалы. Картинки - подмалёвки
(На каждого из детей «подмалевки» (изображение неба и травы в соответствующей времени года гамме, 30x30 см). Вырезанные силуэты деревьев (соответствующих различным временам года), деревянных домов в конвертах).

Подготовить к занятию:
Кукла домовёнок Кузя.
Рисунок с зимним кроссвордом.
Комплекты на каждого ребенка: альбомный лист, акварельные краски, кисть, вода в вазочке, парафин.
Зимние песни.
Короны и белые накидки для месяцев.
Календарь с названиями зимних месяцев.
Дом с чистыми окнами.

Роли и исполнители:
Зима –
Декабрь –
Январь –
Февраль –
1-й ученик –
2-й ученик –

Ход занятия.
Дети стоят у доски.
Ведущий. У меня есть друг. Очень смешной и совсем не похожий на вас. Может быть, мы его проведаем? Идемте.
(Подходит к сундучку. Стучит.)
Кузя, ты тут? Ты не спишь?
( Крышка поднимается, появляется сонный Кузя).
Кузя(лениво): Ну, чего надо? Спать хочу!
Ведущий: Кузя, извини, что мы тебя разбудили. Познакомьтесь, дети, это домовенок Кузя. Познакомься, это дети из третьего класса.
Я и представить себе не могла, что ты днем спишь.
Кузя: Это зима осенняя, то есть осень зимняя, навевает сонливость, вот я и улегся поспать. Теперь вы меня взбодрили. Скажите, какая погода сегодня на дворе, какое время года?
Дети: Сегодня безоблачный, холодный, зимний день.
Кузя: Зимний день? Зима! Хорошо зимой, когда много снега:
А что можно делать снежной зимой, ребята?
//Ответы детей: можно снежную бабу лепить, можно крепость строить и в снежки играть, можно с горок кататься и на лыжах ходить//.
Кузя: Наконец-то, зима!
Зима: Я здесь! Здравствуйте!
// Дети поют песню «Здравствуй, гостья-зима!»//
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам.
Песни севера петь,
По лесам, по полям.
2. Есть раздолье у нас!
Где угодно гуляй,
Строй мосты по рекам,
И ковры расстилай.
// Дети садятся за парты //.
Кузя: Зима, ты где была?
Зима: В мешке стужу несла,
на землю холод трясла.
У реки гостила,
во всю реку мост мостила,
у избы побывала,
Окна все разрисовала,
по полям, лесам ходила,
Белой шубой всех накрыла.
Дороги снегом замела,
и сугробы нагребла.
Я пришла к вам не одна. Со мной пришли мои дети-месяцы.
Это мой первый месяц. Вы его знаете. Это – (декабрь).
К Зиме подходит Декабрь.
Декабрь: «Под моим теплым покрывалом заснули лесные обитатели. В прудах и реках спят рыбы и лягушки. Спят, зарывшись в снегу, глухари. Спит в берлоге медведь. Да как же им не спать, ведь у меня самые короткие дни и самые длинные ночи».
Ведущий: Прослушайте, как описывает Зимнее утро великий русский поэт А. С. Пушкина .
Зимнее утро. А.С.Пушкин.
1-й ученик: Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Ведущий: У вас на партах разложены подмалевки разных времен года, и конверты с вырезанными силуэтами деревьев и домов. Выберите необходимые части и составьте картину природы, соответствующую декабрю. Обратите внимание на расположение предметов по размерам.
//Сигналом к началу работы служит включение одной из зимних мелодий. Дети составляют картину, пока звучит музыка. Воспитатель рассматривает полученные картины, вместе с детьми анализирует их. Хорошую оценку получает тот ребенок, который правильно решил задачу по композиционному освоению листа, переда; перспективу, правильно выбрал предметы по размеру//.
Декабрь: Спасибо вам, ребята, за ваши работы. Я знал, что вы настоящие школьники.
(Декабрь уходит с видного места, снимает накидку и корону, садится за свою парту.)
Зима: Открываем календарь,
появляется январь.
2-й ученик: В январе, в январе,
Много снегу во дворе.
Снег на крыше на крылечке,
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
в небо дым идет столбом.
Январь: Я – середина зимы. Морозы стоят лютые. Снега у меня много, под снегом спать тепло, хорошо. В теплых шубах тоже хорошо, а вот птицам в лесу холодно и голодно, поэтому они летят из лесу ближе к жилью человека. Дети! Вывешивайте кормушки, не ленитесь подкладывать в них корм.
У меня много народных праздников: встреча Нового года, Рождество, Крещение.
Кузя: Я обожаю Новый год и другие праздники. Дети, а вы любите праздники?
// Дети соглашаются //.
Кузя: Почему?
Январь: Я принес вам в подарок рисунок.
Кузя: Какой красивый рисунок! Постойте, а что это за клетки. Пустые... Ребята, может быть, вы знаете?
Дети: Это кроссворд. В нем спрятаны слова, начинающиеся на букву «с».
Кузя: Спасибо. Я все понял. Я вижу на картине сосульку. Напишу это слово на первую строчку.

с
н
е
ж
и
н
к
а


с
у
г
р
о
б



с
н
е
г
у
р
о
ч
к
а

с
н
е
г
о
в
и
к


с
а
н
к
и

с
о
с
у
л
ь
к
а

с
н
е
г
и
р
ь


//Дети отгадывают слова. Записывают их сами //.
Январь: Молодцы, ребята! Я ухожу. Но мы скоро встретимся!
(Январь уходит.)
Зима: Вот и мой последний месяц.
Февраль: Я злой, голодный, ветреный, холодный. Метель бушует часто целые сутки. Иногда выглянет солнце – сразу же все оживает. Блестит снег. Больно на него смотреть. Уже начинают подавать голоса птицы. Весна наступает мне на пятки. Но я не уступлю свои права. И еще порисую на окнах замысловатые узоры.
Кузя: Мы с ребятами тоже хотим попробовать.
Ведущий: У вас на партах есть бумага, парафин, акварель и кисти. Мы уже учились колдовать ими. Сейчас покажем свои умения. Представьте, что альбомные листы – это окна. Будем рисовать на них узоры. Какие цвета можно использовать, теплые или холодные? Назовите их. (Белый, синий, голубой.) У вас нет акварели голубого цвета. Как получить голубой цвет? (К синему добавляем побольше воды.) То, что на листе должно быть белым, чем закрашиваем? (Парафином.) Итак, приступаем к работе. Ребята, может, кто-то захочет нарисовать картинку посложнее. Тогда у кого-то из вас в узорах спрячутся животные или предметы.
// Ведущий подходит индивидуально к детям и предлагает выполнить задание посложнее. Дети работают под песни о зиме. Кузя заглядывает за плечи детей и дает оценку их работам //.
// Готовые работы детей прикрепляются на окна дома. Дети по очереди рассказывают о том, что нарисовали//.
Кузя: Ух-ты! Какая красота!
Февраль: Вы, ребята, тоже хорошие мастера. Мне пора идти. Мы еще встретимся.
// Февраль уходит //.
Кузя: Теперь мы знаем, что будет этой зимой. Мне у вас очень понравилось. Извините меня, я очень устал. Где мой любимый сундучок? (Забирается в него.) Спокойной ночи. (Зевает.)
Дети: До свидания, Кузя!
Ведущий: Давайте оставим Кузю в покое, пусть поспит. И нам с вами тоже пора отдохнуть. Только мы не будем спать, а выйдем на перемену.

15