Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе. Тема: Звук [О], буква О. Цель: Познакомить детей со звуком и буквой О. Задачи: Уточнить артикуляцию звука [О]; учить выделять звук [О] в начале слова, развивать навыки фонематического анализа; познакомить детей с графическим изображением звука – буквой О; учить анализу и синтезу звуковых сочетаний [ОАУ], [АОИ], [УОА]. Оборудование: звуковые модели звуков [А,У,И,О]; изображение артикуляционного профиля звука[О]; изображение буквы О в разных вариантах; предметные картинки (ослик, облако, осень, обруч, окна, осы, озеро, окунь); кассы букв; верёвочки длиной 10-15 см. на каждого ребёнка. Ход занятия: Организационный момент. Логопед предлагает сесть на место тому, кто повторит три похожих слова: дом – сом – ком; он – ох – ой; ноты – соты – боты; осы – овцы – косы; ком – дом – том; сок – рог – ток. 1. Повторение пройденного. - Какие звуки и буквы мы с вами уже знаем? ([А], [У], [И]) - Какие это звуки? ( гласные) - Почему их называют гласными? (они поются, тянутся, когда мы их произносим, воздух свободно проходит через рот и во рту ничего не мешает) - Как мы их обозначаем? (буквами А, У, И) 2. Сообщение темы занятия. - Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой. Будем слушать, искать этот звук в словах и определять его место в слове. Этот звук можно петь, тянуть, его легко говорить. Попробуйте угадать, что это за звук по беззвучной артикуляции. 1) Имитационные игры: «Так удивляется мама, когда сын сам убрал игрушки: О – О!». «ОЙ! – ушибли коленку». «ОХ! – идёт старушка согнувшись», «ОП! – произносит танцор, разводя руками». 2) Длительное произнесение звука [О] (хором, индивидуально; тихим, громким голосом), наблюдение за органами артикуляционного аппарата. 3. Уточнение характеристики звука, рассматривание артикуляционного профиля. - Этот звук гласный (он поётся, тянется, воздух свободно проходит через рот, губы – «Окошечком», голосовые связки работают – горло «дрожит»). Этот звук гласный, отмечаем фишкой красной! (девочка в красном платье) - Рассмотрите картинку (артикуляционный профиль звука [О]). Скажите, какие органы артикуляционного аппарата участвуют в его произнесении? (Губы, голосовые связки) 4. Знакомство с буквой. - А живёт этот звук в этом домике - буква О
· - На что похожа эта буква? Буква «О» - луна и солнце, И бочонок и оконце, И луна и колесо, Рассказать нет сил про всё. «О» - как обруч, захочу, По дороге покачу. - Из каких элементов состоит буква О ? - А можно выложить букву О из палочек? Почему? - Тогда давайте выложим её из верёвочек. (Дети выкладывают на столах букву О из верёвочек). - На какую геометрическую фигуру похожа ваша буква О? 5. Физминутка. Ослик в озеро забрался, Он от ос в воде скрывался. Ох, как много летом ос, Очень больно жалят нос. (Имитационные движения под стихотворный текст) 6. Интонирование звука [О] в словах-картинках. Логопед выставляет на доску предметные картинки, называет их, выделяя голосом звук [О]. Дети хором отражённо повторяют: (ослик, облако, осень, обруч, окна, осы, озеро, окунь) - В каком месте стоит звук [О] во всех этих словечках? (в начале слова) - Придумайте свои слова со звуком [О] в начале слова. 7. Запоминание и выделение слов со звуком [О] из предложений. Логопед предлагает детям послушать небольшой рассказ, запомнить и назвать слова, начинающиеся со звука [О]. Оля и Осип пошли на озеро ловить рыбу. Они поймали очень маленького окуня и видели облако, похожее на ослика. 8. Работа в индивидуальных кассах. Анализ звуковых сочетаний ОАУ, АОИ, УОА. Выкладывание звуковой модели этих звукосочетаний. 1) Считаем звуки, «выбрасываем» пальчики. 2) Какой первый звук? Второй? Третий? 3) Сколько всего звуков? (Три) 4) Сколько нам понадобиться фишек, чтобы выложить звуковую модель? (Три) 5) На верхней линеечке выкладываем звуковую модель 6) На нижней линеечке выкладываем буквы. 7) Поставим пальчик-читальчик, прочитаем, что получилось. (ОАУ) 8) Убираем букву, звук которой начинает слово Облако. 9) Убираем букву, звук которой начинает слово Арбуз. 10) Убираем букву, звук которой начинает слово Утка. 9. Итог занятия, оценка деятельности детей. - С каким звуком и буквой мы познакомились сегодня на занятии? - Вспомните характеристику этого звука. - Что вам понравилось на сегодняшнем занятии?
15