Доклад АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К 12-ЛЕТНЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ НА ОСНОВЕ ИГРОВОЙ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИЙ

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К 12-ЛЕТНЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ НА ОСНОВЕ ИГРОВОЙ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИЙ

Ребёнок не устаёт от работы,
которая отвечает его функцио-
нальным жизненным потребнос-
тям.
С. Френе

В течение последних лет казахстанская школа готовится к переходу на 12-летнее обучение, и этот шаг является важным для вхождения в мировое образовательное пространство. Согласно Концепции 12-летнего среднего образования Республики Казахстан, основным критерием отбора педагогических технологий является равноправие субъектов обучения, активная роль обучающихся в учебном процессе.
Переход на модель 12-летнего образования не значит лишь увеличение продолжительности периода обучения в средней школе, он заключается в изменении содержания, улучшении качества и предоставлении не только знаний, но и компетенций, а также умения применить их в жизни.
Проведение уроков в начальной школе диктует целесообразность использования игровых технологий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний.
Младший школьный возраст имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов.
Для того, чтобы поддержать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. В ходе моих наблюдений я пришла к выводу, что деятельность при применении любых форм и методов без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. Оттого, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Из своей практики я установила, что развитие школьника происходит более интенсивно и результативно, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение вызывает положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса доверительное, усиливающее роль эмоций и эмпатии.
Использование игры в рамках учебно-воспитательного процесса - явление не новое. В игре воссоздается предметное и социальное содержание деятельности, моделирование систем отношений, адекватных условий формирования личности.
Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора. Игра улучшает отношения между её участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности. Игра изменяет отношение её участников к окружающей действительности, снимает страх перед неизвестностью. Она одновременно ставит ученика в несколько позиций. Личность находится одновременно в двух планах - реальном и условном (игровом).
Поскольку, игра представляет из себя «цепочку» проблемных ситуаций: познавательного, практического, коммуникативного характера, она является психологическим эквивалентом творческой деятельности, а, следовательно, формирует индивидуальный опыт такой деятельности. Существенно, также то, что игра является средством развития умений и навыков коллективной мыследеятельности (умений продуктивно сотрудничать, аргументировать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения и опровергать другие и т. д.). Одновременно с этим она способствует развитию функций самоорганизации и самоуправления, снимает напряженность, позволяет проверить себя в различных ситуациях.
Игра сохраняет познавательную активность ребенка и облегчает сложный процесс учения. В играх дети раскрепощаются, развивается мышление, внимание и активизируется познавательная деятельность (личностная компетенция).
Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий. Применение информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе - это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной педагогике.
Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка, и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения и развития творческих способностей, и создания благополучного эмоционального фона.
Сейчас попробуем определить моменты, касаемые положительного влияния информационно-коммуникативных технологий на образовательный процесс. Их можно разделить на две группы: общеобразовательные и частные.
К общеобразовательным можно отнести следующие положения:
1. ИКТ призваны научить ученика применять свои знания на практике (проводить исследования на основе полученных знаний, использовать их для создания продукта и т.д.).
2. Происходит развитие личности ученика, которая органично впишется в современное общество. Основное противоречие системы образования – противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом, что заставляет педагогику отказаться от устоявшегося образовательного идеала всесторонне-развитой личности и сформулировать новый – максимальное развитие способностей человека к самореализации.
Частные:
1. Урок с использованием ИКТ становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.
2. Использование компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).
3. Повышение эффективности урока за счет наглядности высокого качества и демонстрации явления, которые в реальности увидеть невозможно. Как известно, с помощью органов слуха воспринимается лишь 15% информации, с помощью органов зрения - уже 25%, при комплексном восприятии информации с помощью органов зрения и слуха количество полученной информации увеличивается до 65%.
4. ИКТ представляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения за счет разноуровневых заданий и самообразования учащихся.
При условии адекватного отношения взрослых к детской игре и разумного использования информационно-коммуникативных технологий, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:
- Успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития;
- Развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию;
- Сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.
Игровые приемы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают возрастному стремлению к игре; в основу их педагог обычно вкладывает привлекательные задачи и действия, характерные для самостоятельных детских игр. Использование столь свойственных им элементов тайны, интриги и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового передвижения, соревнования стимулирует умственную активность и волевую деятельность детей, способствует обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала, приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении, развивает самостоятельность.
Игровой прием должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания. При выборе игрового приема следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой детской игры, а с другой - задачами, решаемыми нами, педагогами.
Использование интерактивной доски в значительной степени повышает интерес детей к той или иной предметной области, в целом активизирует их умственную, речевую, творческую деятельность и влияет на эффективность формирования широких познавательных мотивов.
Обучение учащихся с ее использованием становится намного ярче и динамичнее как для детишек, так и для учителей, позволяет повышать качество учебно-воспитательной работы и значительно экономит рабочее время.
Таким образом, я считаю, что игровые и информационно-коммуникативные технологии в учебно-воспитательном процессе приносят детям удовольствие от процесса познания, активизируют познавательную деятельность и приводят в конечном итоге к качественным преобразованиям в педагогическом процессе.
Очевидно, что использование интерактивных и игровых форм и методов обучения на уроках в начальной школе позволяет преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.
Применение ИКТ в современном образовательном процессе дает возможность использовать в педагогической практике психолого-педагогические разработки, позволяющие интенсифицировать учебный процесс, реализовывать идеи развивающего обучения. Возможности ИКТ как инструмента человеческой деятельности и принципиально нового средства обучения привело к появлению новых методов и организационных форм обучения и более быстрому их внедрению в учебный процесс.

Список использованной литературы

Концепция 12- летнего среднего образования в РК.
2.Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в системе образования.
3. Степанова О.А., Рыдзе О.А. «Дидактические игры на уроках в начальной школе»
4. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. 2007 г.
5. Шек Г.Г. Проблемы перехода к 12-летнему образованию: тенденции и
перспективы их решения // Открытая школа .- 2008. - №1.
15