Эффективное использование информационно – коммуникационных технологий в духовно — нравственном развитии и воспитании учащихся на уроках музыки.



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 поселка Мостовского
Муниципального образования Мостовский район







Эффективное использование информационно – коммуникационных технологий в духовно - нравственном развитии и воспитании учащихся на уроках музыки.



Илларионова Татьяна Алексеевна,
учитель музыки и искусства
МБОУ СОШ № 1



пос. Мостовской
2013 год










СОДЕРЖАНИЕ

Информационная карта передового педагогического опыта3
1. Литературный обзор состояния вопроса
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении 4
1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании 6
1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта. 7
2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта 8
3. Педагогический опыт.
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте 9
3.2. Актуальность педагогического опыта 19
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте 20
3.4. Результативность педагогического опыта 22
3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта 24
4. Выводы 25
5. Библиографический список 26
6. Приложения к опыту 27-35





















3
Информационная карта передового педагогического опыта

Илларионова Татьяна Алексеевна, МБОУ СОШ № 1 учитель музыки, искусства, ОПК, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 поселка Мостовского муниципального образования Мостовский район.

Дата рождения автора ППО: 23 июня 1964 года

Базовое образование автора ППО:
окончила Адыгейский государственный педагогический институт по специальности учитель музыки 30.06.1987году.
Тема педагогического опыта:
«Эффективное использование информационно – коммуникационных технологий в духовно - нравственном развитии и воспитании учащихся на уроках музыки, искусства».

Педагогический стаж и квалификационная категория:
25 лет, высшая квалификационная категория.

Участие автора в научных педагогических конференциях, профессиональных конкурсах:

«Краевой педагогический фестиваль инновационный поиск -2012».
Тема: «Внеурочная деятельность школьников как потенциал достижения результатов ФГОС». г. Краснодар. 06.04.12год.

Призер конкурса «Учитель года 2009» пос. Мостовской. 2009год.

Данный педагогический опыт внесен в ОУ банк передового педагогического опыта решением методического совета, протокол № 4, от 13.02.2013года.

Рабочий адрес, телефон автора:
п. Мостовской, ул. Советская, 12, телефон: 5 – 10 – 93

Домашний адрес, телефон автора:
пос. Мостовской, ул. Производственная, 45

Мобильный телефон автора: 8 – 918 – 388 – 34 – 35

Адрес электронной почты: illar-ta@mail.ru



4
Воспитание «активной доброты», сердечности,
понимания через любование к сопереживанию,
через сопереживание к отзывчивости, через
отзывчивость к активным социальным
действиям – главное в искусстве
Б.М.Неменский.


Литературный обзор состояния вопроса
1.1 История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский называл музыку могучим средством духовно – нравственного воспитания. “Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Развивая чуткость ребенка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления”.
Духовное возрождение РоссииСегодня об этом много говорят. И главная задача учителя музыки состоит в том, чтобы в изучении отечественного музыкального искусства раскрыть высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе веру, добро, любовь, нравственность.
Работая с УМК “Музыка” для учащихся 1 – 4 классов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, считаю, что именно с такого начала своеобразного духовно – нравственного стержня уроков музыки происходит дальнейшее раскрытие наиболее важных для формирования ребенка “вечных тем” - тем добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, материнства, защиты Отечества.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.  Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Идейные ресурсы современного образования заложены в ФГОС, проекте «Наша новая школа» и новой редакции Закона об образовании.

5
Духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка. Чрезвычайно остро стоит проблема развития нравственной и духовной культуры общества, и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения школы к искусству как одному из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала личности, стимулирования его развития.

В прошлом столетии общественность была серьезно обеспокоена недостаточным уровнем культуры молодежи. Это не что иное, как результат недооценки роли искусства в идейном, нравственном воспитании подрастающих поколений. В начале XX века эту проблему решили путем введения музыкальных занятий в число обязательных предметов общеобразовательной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
В начале XXI века эта проблема вновь актуальна. Мысли о необходимости более раннего начинающегося еще до [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] воздействия на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] личности занимали умы выдающихся философов - воспитателей уже давно. Еще триста лет назад великий педагог Ян Амос Коменский утверждал, что «счастливое развитие дарований имеет первоначальные основания в раннем возрасте». Ту же мысль выразил Жан Жак Руссо, говоря что «каждый последующий воспитатель оказывает меньше влияния на ребенка, чем предыдущий». Основным средством духовно-нравственного воспитания Аристотель считает музыку. По мнению Аристотеля, музыка оказывает влияние на человеческую психику и этику, на моральные качества человека. Как и Платон, Аристотель проводит строгий отбор ладов и музыкальных инструментов.
Многие современные методисты, психологи и педагоги
(А. В. Крутецкий, М. Б. Бабинский, Г. И. Беленький, Т. Г. Браже, Ю. И. Лыссый, В. Г. Маранцман и др.) указывают на то, что школьный возраст – это интенсивный период формирования нравственной личности, ее убеждений, принципов, и идеалов.
Следовательно, главная особенность духовного развития в школьном возрасте – это нравственное формирование личности. И очень важную роль в этом процессе играет искусство, способствующее развитию и воспитанию духовно-нравственных качеств учащихся.










6

1.2 История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании

Опыт работы по эффективному использованию информационно – коммуникационных технологий в духовно - нравственном развитии и воспитании учащихся средствами искусства, был мною представлен на заседаниях методического объединения учителей изобразительного искусства, музыки, технологии, искусства, МБОУ СОШ №1 поселка Мостовского, а также на заседаниях районного методического объединения учителей музыки поселка Мостовского.
Опыт работы по данной теме заслушан на педагогическом совете МБОУ СОШ №1.
В апреле 2012 г. представила на краевой педагогический фестиваль, «Инновационный поиск 2012», работу по теме: «Внеурочная деятельность школьников как потенциал достижения результатов ФГОС».
25 октября 2012 года приняла участие в работе районного семинара «Новый курс ОРКСЭ – первые шаги», выступила по теме: «Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках музыки во внеурочное время».
В марте 2013 года поделилась с коллегами опытом своей работы на районном семинаре «Проектная деятельность на уроках музыки и искусства».
В мае 2013 года на школьную научно- исследовательскую конференцию была представлена работа «Влияние музыки на человека».












7

1.2. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

Понятие
Определение

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
это совокупность методов, устройств и процессов, используемых для сбора, обработки и распространения информации и использования их в образовательном процессе. 

Мультимедийные презентации
новый вид наглядности, сочетающий диалоговые и иллюстративные возможности (наглядность, с которой можно взаимодействовать) . Это специфическая (педагогическая) визуализация процесса познания.

Визуализация -
это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация воображения с помощью всевозможных ощущений (слуховых, зрительных, осязательных) и их комбинаций. Визуализация помогает активизировать эмоциональную память, воссоздавать те ощущения, которые человек испытывал когда – то, обогащать чувства, развивать интуицию.

Духовность
всё относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля.
В.И.Даль «Толковый словарь» 

Нравственность
внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка».

Метод проектов 
это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи  решения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.




8


2. Психолого-педагогический портрет группы обучающихся, являющихся базой для формирования педагогического опыта.

Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. Решать и анализировать ситуацию подвластно только взрослым людям. На самом деле для исследования и анализа ситуации не нужен запас знаний. Тот, кто исследует, должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». В этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения.
В условиях существования объективных и субъективных факторов необходимости рационализации и повышения эффективности образовательного процесса рекомендуется составить предварительный психолого-педагогический портрет класса обучающихся, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.
При составлении таких характеристик класс необходимо поделить на три группы, учитывая при этом следующие особенности обучающихся:
к первой группе отнести детей замкнутых, необщительных, отличающихся крайне медленным темпом деятельности, с трудом вовлекающихся в коллективную (групповую или парную) работу, детей, которые стесняются давать ответы в устной форме. Работа с такими детьми должна носить индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностным и индивидуальным особенностям;
вторая группа - это дети со средним и низким уровнем способностей и невысокой мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету на базовом уровне;
третья группа учеников, которая проявляет желание и возможность изучать предмет на высоком уровне.
В классах, являющихся базой для формирования представленного педагогического опыта, преобладают дети 2 и 3 группы. Чтобы включить детей 2 группы в работу на уроке, необходимо использовать нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы. Для детей 3 группы в содержание уроков или внеклассных занятий включается материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки знаний, умений и навыков, так и на этапе контроля.




9
3. Педагогический опыт.
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.
Проблема духовно-нравственного воспитания становится особенно актуальной на данном этапе развития человечества, в век компьютеризации и прагматизма.
Что подразумевают под собой информационно-коммуникационные технологии? Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию различных источников, в том числе и из Интернета.
Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных программ.

Информационно-коммуникационные технологии можно использовать на разных этапах обучения:
- при объяснении нового материала;
- при закреплении;
- при повторении;
- при контроле знаний, умений и навыков.
При этом для ученика компьютер выполняет функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды.
В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу), наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций), индивидуальное информационное пространство, средство диагностики и контроля.
Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий (трехмерность, анимация, видео, звук, имитация традиционных изобразительных техник, интерактивность) позволяют рассматривать компьютер как открытую учебно-развивающую среду для творчества и самообразования и учащихся, и преподавателей. Поставив себе задачу включения в учебный процесс информационно – коммуникационных технологий, следовало решить вопрос по накоплению учебных программ, которые можно применять на уроках искусства.
Используемые мною программы можно разделить на следующие группы: - информативные – энциклопедии: «Энциклопедия классической музыки», «Большая энциклопедия живописи», «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Музыка от эпохи Возрождения до XX века», «Шедевры музыки», «Шедевры русской живописи», «Эрмитаж».
Достоинством данных программ является большой объем предлагаемой информации с иллюстрациями, видеофрагментами и отрывками музыкального звучания. Можно совершать виртуальные экскурсии по залам музеев, по странам мира и познакомиться с их культурой; - обучающе-развивающие: «Азбука искусств», «Мировая художественная культура», «История искусств». Данные пособия научат читать тайные символы искусства, расшифровывать замысел художника и способы его воплощения, чувствовать и видеть произведения искусства. Получив порцию


10
эксклюзивной информации, можно отправиться в виртуальный экзаменационный кабинет. Графический редактор позволит на практике применить полученные знания;
- фонотека – записи музыкальных произведений: подборки по странам, композиторам, стилям, исполнителям. Позволяют размышлять не только о своеобразии композиторского стиля, стиля эпохи, но и мастерстве интерпретации исполнителя;
- фонограммы песен, разучиваемых учащимися.
Собрав необходимый для работы материал, для меня было важным грамотно ввести его в процесс преподавания. Ход и содержание таких знакомых тем урока пришлось продумывать и расписывать заново  с использованием компьютерных технологий. Но чем больше втягиваешься в эту работу, тем глубже понимаешь, сколько новых возможностей появляется и у учителя, и у учеников при включении в урок современной технологии. «Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад». Урок с использованием компьютера, в отличие от традиционного, подразумевает несколько иную организацию: в работе делаю акцент на актуальность изучения той или иной темы для ребёнка, на связь с жизнью. Задания носят конкретный характер. Цель этой работы: привлекать детей к самостоятельному изучению предмета, развивать умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное, важное для всех участников деятельности. Изучая тему “Музыкальные инструменты” в контексте симфонической сказки “Петя и волк” С. Прокофьева, дети находят в мультимедийной энциклопедии историческую справку о происхождении флейты, звучании инструмента, его особенностях. Все энциклопедические статьи сопровождаются видеозвукорядом. Таким образом, дети получают подтверждение полученной информации. Выразительно и ярко проходят уроки по теме “Природа в музыке” (изобразительность музыки). При сравнительном анализе музыкальных произведений дети используют энциклопедические определения характера, взятые из просмотренного диска. Дети работают в микрогруппах, затем делятся полученной информацией. Так я получаю результат – самостоятельное выведение знаний. Умение концентрироваться на выполнении заданий и в то же время распределять свои умения в работе с другими детьми - важная часть организации этой деятельности. Ребёнок совершает открытие: он сам узнал, сам понял, сам дал объяснение.
Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы. Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. При работе над презентацией в программе Power Point это становится невозможным. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества.


11

Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.
Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. В связи с этим также использую ситуационный подход, соответственно которому процесс обучения осуществляется через создание личностно-утверждающей, личностно-развивающей ситуации.
В педагогической практике использую следующие личностно-развивающие ситуации:
– проблемная, – когда идет поиск новых знаний для решения проблемы;
– прогностическая, – направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);
– конструктивная, – предполагает проектирование поведения в заданных условиях;
– оценочная, – направлена на формирование и развитие навыков оценки;
– аналитическая, – используется для анализа верных и ошибочных действий участников;
– репродуктивная, – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.
Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций мои учащиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных произведениях.
В аспекте вышеизложенных проблем очевидна значимость учителя музыки как учителя, ведущего своих учеников к жизни, добру, истине, красоте.



Метод проектов является одной из ведущих технологий, используемой на уроках музыки. Этот метод не является новым в мировой педагогике. Он возник в 20-е годы ХХ века в США. Его называют также методом проблем. Сегодня метод проектов применяется каждым педагогом. В основе метода лежит умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Метод всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся.



12

Учитель предлагает ученику проблему, знакомую и значимую для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель подсказывает новые источники информации, направляет мысли учеников для самостоятельного поиска. В результате ученики самостоятельно решают проблему, применив необходимые знания из разных областей.
Проектную деятельность можно применять и на уроках освоения материала, и на уроках по применению знаний, а также на уроках обобщения. Требования к использованию метода проектов:
Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска для ее решения (например: исследование современности классической музыки; изучение творчества композиторов разных стран; сравнение идей музыки минувших эпох и современности; решение проблемы современности «настоящее искусство бессмертно – это родник общей человеческой духовности»).
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например: доклад о музыке великих наших «современников», искусство которых, независимо от эпохи, в которой было создано, отвечает нашим современным идеалам; показ компьютерной презентации; выпуск газеты; проведение музыкальных лекториев с выступлением творческих групп по данной проблеме).
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов: определение проблемы, выдвижение гипотезы ее решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.
В процессе использования ИКТ на уроке музыки дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развивать музыкальные способности детей.
Проектные задания могут заканчиваться компьютерными презентациями, которые помогают более наглядно представить либо иллюстративный материал к уроку, либо творческие работы учителя и учащихся, помогают накопить базу данных.
Для работы с презентациями использую следующие алгоритмы для учащихся и учителя.



13
Алгоритм работы с презентациями для учащихся:
Разбиться на творческие группы по интересам.
Выбрать лидера – организатора.
Распределить обязанности.
Получение задания. Поиск и сбор информации.
Коллективная работа. Сортировка информации.
Консультация и редактирование информации учителем.
Защита презентации.

Алгоритм работы с презентациями для учителя:
Выбор тем по изученному разделу.
Постановка целей и задач перед учащимися. Знакомство с источниками информации.

Редактирование информации с учащимися, ввод в компьютер.
Оценка творческой презентации.

Этапы формирования духовно – нравственной позиции обучающихся.
1этап (1-4классы).
Личностная позиция учащихся «Я - первооткрыватель». Целью данной концепции является формирование  познавательного интереса к музыке, воплощение образов прекрасного в различных видах элементарной творческой деятельности. Результат - расширение слушательского багажа учащихся, умение понимать язык музыки и активно им оперировать, развитие ассоциативного мышления.

2 этап (5-6 классы).
Формируется личностная позиция « Я - творец». Главный акцент в обучении делается на творческом самовыражении учащихся. Результат постижение природы музыкального творчества, развитие художественно-образного мышления.
3 этап (7-8 класс).
Формируется личностная позиция «Я – исследователь», где в полной мере раскрываются способности учащихся как слушателей, исполнителей, соавторов исследуемых произведений искусства. Результат-развитие критического мышления, умения выражать свое ценностное отношение к произведению искусства.
В процессе творческой деятельности  на уроке учащиеся выступают в роли драматургов, композиторов, музыкантов и дирижеров оркестра, актеров- исполнителей, слушателей «живого» исполнения музыки. Такое ролевое многообразие деятельности помогает раскрыть творческий потенциал каждого ученика, а учитель лишь направляет и активизирует его, создавая атмосферу открытости, непринужденности, доверительности. Психологически комфортные условия способствуют созданию креативной (творческой) среды.
 

14
При организации учебного процесса в данной технологии  предусматриваются как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения уроков. Важная роль отводится обобщающим урокам в конце каждой четверти и года.  Для выделения этих уроков  как своеобразной «вершины» могут быть использованы нестандартные формы: уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-конкурсы, уроки-концерты и др. Такие нетрадиционные формы работы активизируют творческую деятельность
учащихся на разных этапах урока. Очень важен заключительный этап награждения учащихся по различным номинациям: лучший музыкант, лучший певец, лучший актер, лучший художник, лучший композитор, лучший слушатель. Поощрение учащихся несет в себе огромное значение. Это большой стимул для дальнейшего изучения музыки, а также утверждение веры в собственные возможности и талант.


Основные направления использования информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки, искусства.





Широкое использование  мультимедийного информационного ресурса позволяет экономить до 10-12% учебного времени, которое используется для объяснения нового материала, самостоятельной работы с источниками информации, контроля усвоенных знаний.
Благодаря  мультимедийным  пособиям,  учащиеся стали отличаться высокой активностью на уроках  (высказывать своё мнение,  размышлять, рассуждать).    Анализ результатов анкетирования учащихся показал, что в результате использования на уроках музыки ИКТ повышается учебная мотивация, 97% учеников отметили, что им хочется, чтобы подобные уроки

15
проводились чаще, формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока.
Наряду с методами организации и стимулирования творческой деятельности в технологии используются приемы ее педагогического контроля и оценки, предполагающие учет успехов и неуспехов учащихся. Важнейшая функция оценки на уроке музыки как уроке искусства – этическая: поддержать, стимулировать активность ученика или в тактичной форме указать на недостатки выполненного задания.
Использование отрицательных оценок противоречит эстетическим задачам предмета «Музыка», направленным на формирование у школьников положительного, эмоционального отношения к искусству. Оно используется крайне редко. Поэтому оценка становится необычайно важным моментом в поощрении учащихся. Процесс творческого созидания на уроках музыки требует от учащихся определенных усилий, обеспечивающих тот или иной уровень выполнения. В технологии выделяются критерии оценки выполнения творческих работ по системе Д. Гилфорда: продуктивность, оригинальность, гибкость, законченность.
Продуктивность -  быстрота, скорость генерирования идей, их количество.
Гибкость – способность показать широкое многообразие идей, вариантов выполнения задания.
Оригинальность – способность порождать новые, нестандартные идеи, непохожие на идеи других участников.
Художественная завершенность – способность совершенствовать или придавать законченный вид " продукту" своей деятельности.
Оценка эффективности апробации различных творческих заданий на уроках музыки показала, что у учащихся хорошо сформированы и коммуникативные умения, творческая фантазия, мышление, навыки работы в сотрудничестве, а также навыки музыкального самообразования и самостоятельной художественной и творческой деятельности. Чтобы произведения искусства не оставили наших воспитанников равнодушными, необходим набор методов и приемов, побуждающих учеников к активному общению с разными видами искусства, выстраиванию собственных жизненных ориентиров на основе духовно-нравственных ценностей:
Метод создания художественного контекста.
Данный метод предполагает интеграцию разных видов искусств, обращение к конкретным жизненным ситуациям. Например, учащимся предлагается тема: «Древнейшая песнь материнства». Ребята по теме подбирают материал (иконы, картины, музыку, стихи) и рассуждают о том, как художники, композиторы, поэты трактуют данную тему, что оказало влияние на столь различные образы при изображении образа матери, делают вывод, точка зрения, какого автора им наиболее близка.




16
Ожившая музыкальная картина.
Представьте, что герои музыкальной картины заговорили. Напишите фразы, которые мог бы произнести каждый из действующих лиц. Представьте картину, как сцену из спектакля.
Прием используется при знакомстве с жанровыми картинами. Помогает учащимся проникнуть в состояние героев картины, пережить вместе с ними ситуацию, в которой они оказались, объяснить совершаемые ими поступки, предложить свою версию выхода из данной ситуации.
Звуковое письмо.
В музыке часто встречаются произведения, являющиеся отзывом, реакцией автора на какие-либо события собственной жизни. Свое состояние, свои чувства, переживания композитор высказывает языком музыки. Ребятам предлагается послушать музыку и написать письмо от лица композитора.
Звучит музыка, на экране портрет композитора, на этом эмоциональном фоне учащиеся читают свои послания.
Усвоение предлагаемого материала для ребенка невозможно без эмоционального и чувственного восприятия. Только то, что тронуло душу и сердце, становится важным, повышает мотивацию и интерес к предмету. В связи с этим возникает противоречие: учитель стремится вызвать эмоциональный отклик у учащихся, но ему необходимо в то же время оценить их знания. Творческие работы позволяют учащимся высказать свое мнение, показать свое видение проблемы или явления, может быть, раскрыть свой внутренний мир или хотя бы получить возможность непосредственного общения с тем или иным произведением искусства.
В своей практике я преимущественно использую специально подготовленные компьютерные презентации. Образ на экране позволяет учащимся вспомнить или повторить материал. При фронтальном опросе ребята иногда подсказывают друг другу, но задача учителя не в том, чтобы выяснить, чего не знает ученик, а в том, чтобы помочь ему запомнить, понять, освоить тот материал, который предлагается к изучению.
Логические цепочки.
Учащимся предлагается визуальный ряд, скомпонованный по определенному принципу. В зависимости от степени подготовленности учащихся, учитель может пояснять принцип составления цепочки, а может предложить ребятам определить его самостоятельно.
Музыкальные ребусы.
Ребята при помощи рисунков, включающих в себя нотный стан, скрипичный ключ, ноты, зашифровывают фамилии композиторов, названия музыкальных произведений, музыкальные инструменты, музыкальные термины и т.п. При составлении ребуса, должно выполняться следующее условие: все буквы, входящие в шифруемое слово, записываются при помощи нот. Запятой из названия ноты убирается ненужная буква. Если ненужной является первая буква в названии ноты, то запятая ставится перед нотой, если лишней оказывается последняя буква, то запятая ставится после ноты. Если в слове встречается буква, которой нет в названии ноты, то она просто записывается.
17
Выполнение данного задания позволяет проследить, насколько учащиеся освоили азы нотной грамоты, а так же степень их освоения творчества того или иного композитора, знание музыкальных жанров, инструментов и т.д.

Создавать голосом или на инструменте движение звука:
вверх, вниз, кружение, прыжки.

Выражение своих мыслей и чувств - звуками.
Передать с помощью звука заданное учителем психо - эмоциональное состояние (нежность, страх, удивление). Другой вариант - в виде игры, когда ребёнок загадывает эмоциональное состояние, остальные дети – отгадывают.

Сочинение мелодии на заданный текст:
загадки, потешки, стихи, скороговорки, колыбельные. Задание может быть использовано в качестве домашней работы.

Мимически, пластически создать образ героя данного музыкального произведения. Например, слушая пьесы П.И.Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Баба Яга»; С.С. Прокофьева «Прогулка» и т.д. (поле деятельности очень обширное).

Создать литературный «перевод» с языка музыки на язык слов.
Пример: в 4 классе, знакомясь с прелюдиями Ф. Шопена, предлагаю ребятам представить себе эти небольшие пьесы в виде страниц личного дневника, в котором человек делится своими душевными переживаниями, и создать литературную интерпретацию музыки.
Создание звуковых картин: «Утро в деревне», «В зимнем лесу», «Ярмарка».
Пример 1: звуковая картина «В зимнем лесу» (1,2 класс).
Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки, листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон. Детей можно разделить на группы, каждая группа выполняет свою зарисовку.
«Идём по снегу» - дети равномерно хрустят целлофаном.
«Бежим» - хрустят в быстром темпе.
«Остановились, прислушались» - пауза.
«Завыл ветер» - голосом изобразить вой ветра.
«Зашумели ветви деревьев» - дети шуршат листами бумаги.
«Сосульки» - звучит треугольник или металлофон.
«Дятел стучит» - карандашами по столу. Можно сочинить мелодию к песенке дятла: «День за днём стучу, стучу:
Тук-тук-тук-тук-тук.
Все деревья я лечу,
Тук-тук-тук-тук-тук».

Пример 2: звуковая картина «Ярмарка» (3-4 класс).
Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки, листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, колокольчики, бубны, деревянные ложки, балалайка.
Сначала создаём звуковую картину «Собирайся, народ, на ярмарку!» : слышен топот лошадей (карандаши, ложки); звенят бубенцы на сбруе (колокольчики, бубны); народ собирается (гул голосов), снег хрустит под ногами (целлофан).



18
Затем – картина «Вот она, весёлая Ярмарка!»: смех, слышны обрывки песен, где-то звучит балалайка (дети разделены на микрогруппы, каждая из которых озвучивает свой элемент). Потом самое интересное: на фоне всего этого веселья начинают звучать голоса ярмарочных зазывал (дети-солисты): «Пирожки горячие, вкусные - налетай, не зевай!»; «А кому пряников медовых?! Подходите – не пропустите!»; «А сейчас кукольное представление всем на удивление!» и т.д. После такой яркой картины очень уместно будет слушание вступления к балету И.Стравинского «Петрушка».


Музыкальная инсценировка небольших по объёму произведений. Можно сочинить песенки для героев, музыкальные темы, сопровождающие их выход, и т.д.





































19

3.2 Актуальность педагогического опыта
Основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Концепция модернизации российского образования акцентирует внимание на необходимости формирования информационной компетентности, как одного из основных показателей качества образования. Компетентность в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является одной из приоритетных целей образования. Возможность ее формирования напрямую связана с активной деятельностью школьника в информационной компьютерной среде. Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является главной проблемой современного школьного образования.
Однако воспитательное значение искусством сегодня как никогда актуально. Важно понимание урока музыки в воспитании эстетической культуры учащихся как наиболее воздействующего на сферу нравственных, душевных переживаний. Ведь музыка всегда являлась самым чудодейственным средством привлечения к добру, красоте, человечности. Поэтому в современной школе духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности
В условиях реформ российского образования и введением новых стандартов перед современной школой стоит сложная задача – вывод системы образования на качественно новый уровень, соответствующий требованиям времени. Изменения продиктованы самой жизнью, в частности, тем социальным заказом, который предъявляет современное общество к общеобразовательной подготовке детей. Этот заказ – формирование социально-активной, инициативной, творческой личности.
Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов, но и на изменение подходов к методике образования, расширение арсенала методических приёмов, активизация самостоятельной деятельности учащихся, не усвоение ими определённого набора информации, а формирование умений поиска, критического осмысления и практического использования необходимой информации, формирование ценностных ориентиров.
В условиях образования искусство – единственная область, в которой может закономерно развиваться духовное и эмоционально-нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям своего народа и человечества. Для решения указанных проблем целесообразно применение методов интерактивного обучения в преподавании общественных дисциплин, которые основаны на предоставлении учащимся информационных образовательных ресурсов в виде специальных наборов учебно-методических материалов, предназначенных для изучения.

20
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте
Глобальные изменения, произошедшие за последние годы в социальной сфере, причиной которых явилось стремительное развитие информационных технологий, потребовали соответствующего содержания образования в соответствии с передовыми идеями современной педагогики и психологии. Перемены, происходящие в образовании, многими аналитиками были охарактеризованы как переход от классического к постклассическому образованию. Этот переход проявился в смене целей и ценностей образования.
По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно».
Одним из достоинств применения ИКТ в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование ИКТ на уроках существенно повышает его эффективность, ускоряет процесс подготовки к уроку, позволяет учителю в полной мере проявить свое творчество, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза.
Можно выделить основные направления использования компьютерных технологий на уроках:
визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);
демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия);
тренажёр;
контроль за умениями, навыками обучающихся.
Эффективность деятельности преподавателя, реализующего ИКТ в своей педагогической практике, связана с воплощением ряда принципов:
принцип многообразия и эффективности дидактического арсенала, который предполагает овладение дидактикой, ее принципами, приемами и методами, целенаправленное их использование в учебном процессе;
принцип партнерства, сотрудничества с учениками, базирующийся на признании школьников партнерами в образовательной деятельности, на взаимодействии и коллективном обсуждении ситуации;
принцип смещения роли преподавателя с трансляции и «разжевывания» знаний к организации процесса их добывания – снижение роли преподавателя как единственного «держателя» знаний, возрастания его





21
роли как эксперта и консультанта, помогающего ученику ориентироваться в мире научной информации;
принцип впитывания достижений педагогической науки, опыта, накопленного коллегами – психологическая и педагогическая обоснованность, формулировка не только образовательных, но и

воспитательных целей существенно отличает от учителя, использующего классические методы обучения;
принцип творчества, который предполагает превращение проекта в индивидуально неповторимый творческий продукт –совершенствование технологии его преподавания, вовлечение в творчество школьников, усиление роли творческой импровизации в ходе обучения и т.п.


























22
3.4. Результативность педагогического опыта
Результативность педагогического опыта.
Результаты школьного мониторинга за последние три года показывают, что с применением информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки, искусства, творческо-исследовательская деятельность и качество знаний учащихся заметно возросло:
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Анализ моей работы показал, что планомерное применение названных в работе методик и приемов дает возможность повысить эффективность обучения.

Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся. Достижения учащихся в олимпиадах, конкурсах.

Учебный год
Название конкурса
Участники
Уровень
Результат

2009-2010
Районный этап IIIкраевого фестиваля – конкурса детского художественного творчества
«Адрес детства - Кубань»

Вокальная группа «Радость»
Муниципальный
Лауреат

2010
Зональный этап районного конкурса детского творчества
« Планета детства»
Аксенова Елизавета
10
Муниципальный
Победитель

2010
Зональный этап районного конкурса детского творчества
« Планета детства»
Ниценко Светлана
8
Муниципальный
Победитель




23
Учебный год
Название конкурса
Участники
Уровень
Результат

2010
Зональный этап районного конкурса детского творчества
« Планета детства»
Гоева
Каролина
5
Муниципальный
Победитель

2012
В VII Районном православном конкурсе Духовной песни
Гоева
Каролина
6
Муниципальный
Победитель

2011-2012
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников
(Искусство)
Ковтунова Татьяна
10 «А»
Муниципальный
Победитель

2011-2012
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников
(Искусство)
Задорожная Кристина
8 «Б»
Муниципальный
Призер

2011-2012
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников
(Искусство)
Ашихмина Мария
9 «Б»
Муниципальный
Призер

2012-2013
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников
(Искусство)
Ванин
Давид
8
Муниципальный
Призер

2012-2013
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников
(Искусство)
Немчинова
Екатерина
7 «Б»
Муниципальный
I место

2012-2013
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников
(Искусство
Ковтунова
Татьяна
11
Муниципальный
Призер

2012-2013
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников
(Искусство)
Задорожная Кристина
9«Б»
Муниципальный
Призер

24


Учебный год
Название конкурса
Участники
Уровень
Результат

2010
Региональный этап Второй Всероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры
Карпичко
Анна
11
Краевой
Призер
Лучшая творческая работа


2010
Муниципальный этап III Всероссийской олимпиады по основам православной культуры
«Подвиг в православной традиции»
Рудаков
Влад
7
Муниципальный
II место

2010
Муниципальный этап III Всероссийской олимпиады по основам православной культуры
«Подвиг в православной традиции»
Литвинова
Анастасия
9
Муниципальный
I место

2010
Муниципальный этап III Всероссийской олимпиады по основам православной культуры
«Подвиг в православной традиции»
Карпичко
Ольга
8
Муниципальный
II место

2010
Муниципальный этап III Всероссийской олимпиады по основам православной культуры
«Подвиг в православной традиции»
Матюшко
Валентина
10
Муниципальный
II место

2010
Муниципальный этап III Всероссийской олимпиады по основам православной культуры
«Подвиг в православной традиции»
Карпичко
Анна
11
Муниципальный
II место






25
3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.    
Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира.
     Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся и самого учителя. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в школе.  Использование ИКТ в образовании открывает огромные возможности для создания качественно новых форм и методов подготовки учащихся к дальнейшему обучению. Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и электронные презентации Microsoft Power Point. Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи Power Point зрелищны и эффективны в работе над информацией.
На уроках музыки, искусства, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами обучающиеся в Интернете, составляют презентации. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность обучающихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. С помощью мультимедийного проекта демонстрируют слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование ИКТ на уроках музыки, позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным.













26
4. Выводы.
Подводя итоги моей работы, необходимо отметить, что информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе служат поддержкой современному уроку и играют большую мотивационную роль в обучении. Такие уроки, с использованием ИКТ, помогают учащимся стать творческой личностью, ответственным и знающим гражданином, способным решать поставленные задачи, быстро находить, осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.
Однако воспитательное значение искусства сегодня как никогда актуально. Важно понимание урока музыки в воспитании эстетической культуры учащихся как наиболее воздействующего на сферу нравственных, душевных переживаний. Ведь музыка всегда являлась самым тонким и чудодейственным средством привлечения к добру, красоте, человечности. В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи гуманизации образования школьников. Поэтому в современной школе духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности.













27
Список используемой литературы.

1. Бернстайн Л. Музыка всем. – М. 1978.

2. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пос. для студ. муз. фак. педвузов. – М.: Академия, 2002.

3. Брунер Джером. Культура образования [пер. Л.В. Трубицыной, А.В. Соловьева]. – М.: Просвещение, 2006.

4. Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности». – Вел. Новгород, 2000.

5. Ветлугина Н.А. Структура музыкальности и пути ее исследования // Н.А.Ветлугина. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1986.

6. Концепция Федеральных государственных стандартов общего образования/ Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.-М.:Просвещение,2010

7. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова.-М.:Просвещение,2010
8. Примерные программы начального образования. В 2ч.-(Стандарты второго поколения).- М.: Просвещение,2008

9. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7классы. Искусство. 8-9 классы./Авторы: Е.Д.Критская, И.Э.Кашекова, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.-М.,2010

10. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия/Сост. О.А.Апраксина.-М.:Просвещение,1990

11. Потошник М.М. «Требование к современному уроку» М.: Центр педагогического образования 2008.-272с.

12. Сергеева Г.П. «Актуальные проблемы преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях»-М.:ГОУ Педагогическая академия, 2010-172с.








28
Приложение № 1. Представляю некоторые фрагменты презентаций, наглядного материала, схем, таблиц творческих заданий, который я разработала и использую НА УРОКЕ.

Музыкальные формы
Вид музыкальной формы
схема

Одночастная
А

Двухчастная
А+В

Трехчастная
А+В+А

Вариации
А1+А2+А3+А4...

Рондо
А+В+А+С+А+D+А


Приложение № 2. ФОРМА РОНДО
Рондо (от франц. круг)– музыкальная форма, в которой основная тема проводится многократно (не менее 3 - раз),
чередуясь с другими темами – эпизодами.
Основная тема называется - рефреном.






А – рефрен
В С D – эпизоды



29
Приложение № 3. Состав симфонического оркестра.
Струнные
Деревянные
духовые
Медные духовые
Ударные

Скрипка
Флейта
Труба
Литавры

Альт
Гобой
Валторна
Тарелки

Виолончель
Кларнет
Тромбон
Треугольник

Контрабас
Фагот
Туба
Малый барабан




Большой барабан




Ксилофон




Челеста


Приложение № 4. ВИДЫ ХОРА

Приложение № 5. Творческие задания для учащихся
Найди 6 названий лирических песен.

в
о
п
е
л
а
к
п
п
ы
т
с
я
р
к

к
е
н
г
ш
с
я
у
й
ц
в
а
ь
и
о

б
а
р
к
а
р
о
л
а
м
и
т
ь
б
л

о
д
в
е
н
г
э
у
з
р
п
а
в
н
ы

н
р
р
п
э
л
е
г
и
я
ц
й
у
х
б

я
о
т
м
и
ц
у
к
е
н
г
с
о
ю
е

с
м
б
ж
ы
к
е
н
г
ш
х
а
п
о
л

м
а
п
с
е
р
е
н
а
д
а
г
д
л
ь

и
н
р
з
ф
к
у
ц
ы
а
п
р
о
н
н

т
с
о
ф
в
н
о
к
т
ю
р
н
р
р
а

б
и
о
ш
а
р
о
л
д
ж
б
д
л
о
я

30
Приложение № 6. Найди музыкальные инструменты входящие в состав
симфонического оркестра и назови их.










Приложение № 7. Найди спрятавшиеся ноты. На свободные места в словах, поставь название подходящих нот.



Кто это?








31
Приложение № 8 Кроссворд на тему: Что такое танец?


Польский композитор, который писал танцевальную музыку?
Любимый инструмент Ф.Шопена?
Танец, в переводе который означает «крутящийся, вращающийся».
Муза – покровительница танца?
Вид искусства, в котором выразительными средствами являются пластические движения человеческого тела?
Старинный танец, который танцевали в деревянных башмаках.
Польский танец, который имеет живой, подвижный характер, акцент падает на третью долю

Приложение № 9
Музыка и литература. Балет.
Как известно, все герои сказки Д. Родари «Приключения Чиполлино» – это овощи и фрукты, которые жили в Стране овощей и фруктов, Если правильно вспомнить их имена, то угадаем по вертикали фамилию композитора, автора одноименного балета.
13EMBED Excel.Sheet.81415










32


Приложение № 10 Кроссворд для 7 класса.
Разгадайте кроссворд, отвечая на вопросы. Если вы правильно ответите на вопросы, то в выделенном столбце получите ключевое слово, связанное с музыкой.





1












2












3











4









5













6
















7







8

















9






10













11











12












Основоположник норвежской классической музыки.
Название симфонической увертюры Л. Бетховена к драме И. Гете.
Первая часть двухчастной куплетной формы.
Третий раздел сонатного аллегро.
Автор песни «День Победы».
Немецкий композитор, симфонист.
Автор песни «Лесное солнышко».
исполнитель, в Музыкант-совершенстве владеющий исполнительской техникой.
Призыв, тревожный сигнал, подаваемый колоколом.
Название первого раздела в сонатном аллегро.
Импровизация солиста в инструментальном концерте.
Четырехчастный цикл для симфонического оркестра.





33
Приложение № 11 Кроссворд для 8 класса.
Разгадайте кроссворд, отвечая на вопросы. Если вы правильно ответите на вопросы, то в выделенном столбце получите фамилию отечественного композитора, автора песни «Вальс о Вальсе»

















1



















2
















3












4















5












6















7





















8













9













10

















11











Белорусский композитор, автор песни – воспоминания о Великой Отечественной войне.
Композитор, основатель русской классической музыки, автор «Вальса-фантазии».
Один из музыкантов группы «Битлз».
Небольшой состав исполнителей.
Белорусский вокально-инструментальный ансамбль.
Итальянский композитор и певец, автор популярной песни «Итальянец».
Бард, руководитель группы «Машина времени».
Выразительное средство в джазе.
Музыкальное направление в современной музыке.
Отечественный композитор, автор опер, балетов, концерта для оркестра «Озорные частушки».
Австрийский композитор, основатель венской классической школы, автор «Детской симфонии».





34
Приложение № 12 Музыка. Театр. Кино.
Заполни недостающие слова в таблице

Название фильма, спектакля
Фамилия композитора
Фамилия автора


«Эгмонт»




«Маскарад»
А. Хачатурян



«Метель»

А. Пушкин


«Веселые ребята»

Г. Александров


«Ромео и Джульетта»
С. Прокофьев



«Золушка»

Ш. Перро


«Семнадцать мгновений весны»

Ю. Семенов


«ДґАртаньян и три мушкетера»
М. Дунаевский



«Борис Годунов»

А. Пушкин


Приложение № 13 Музыкальные коллективы современности.
Заполни недостающие слова в таблице.

Название коллектива
Фамилия руководителя или участника
Название песни


«Аквариум»

«Город золотой»



К. Кинчев



«Браво»
Е. Хавтан



«Воскресение»




«Кино»





Н. Расторгуев



«Машина времени»

«Поворот»




«Скованные одной цепью»



И. Лученок
«Хатынь»






35
Приложение № 14 Музыкальные термины в 5 классе.
Ответь на музыкальные вопросы, находя ответ в ребусе.






























































Австрийский композитор, автор вальса «Сказки Венского леса»


Русский писатель, по произведению которого Римский-Корсаков написал оперу «Золотой петушок».

Контроль умений, навыков учащихся

Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся

Визуальная информация
(иллюстративный, наглядный материал)



Интерактивный демонстрационный материал

Музыкальный инструмент, на котором играл сказочный герой Садко.



Одна из семи нот музыкальной гаммы.











ЂЂ Root Entry