Инновационные формы и методы работы с детьми на индивидуальном обучении.


Инновационные формы и методы работы
с детьми на индивидуальном обучении.
Развитие учебного процесса осуществляется посредством инновации. Под инновационной деятельностью понимают деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведения.
Из всего многообразия инновационных направлений современной дидактики. Мы сегодня будем говорить о педагогических технологиях, используемых с учениками индивидуального обучения.
Для многих учителей надомного обучения, в том числе и для меня, урок – это не только «основная форма учебного процесса», но и место встречи с личностью ученика. Чем ярче, увлекательнее и убедительнее она происходит, тем успешнее и радостнее идет дальнейшее обучение.
Для развития познавательного интереса учащихся в своей практике использую инновационные формы работы.
Объяснением называется метод овладения теоретическим учебным материалом. Для пояснения важно получение обратной связи. То есть неотъемлемой частью данного метода является постановка вопросов, помогающих понять затруднения учащихся и устранить их; самостоятельные задания также помогают уяснить непонятные места излагаемого материала. Обратная связь помогает учителю совершенствовать объяснение, вносить корректировку объяснений непосредственно по ходу урока.
Беседа представляет собой вопросно-ответную форму овладения материалом. Главным требованием метода беседы является система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся. Вопросы должны быть взаимосвязаны, подчинены идее урока, поставлены на доступном учащимся уровне. То есть для более слабых учеников следует задавать конкретные вопросы, требующие односложного, краткого ответа или ответа в форме картинки, рисунка и пр. Вопрос, заданный более сильному учащемуся, предполагает развернутый ответ. Предполагая строить урок в форме беседы, учитель должен продумать вопросы и возможные ответы учащихся, а также ряд уточняющих, вспомогательных вопросов на тот случай, если ответ будет неверным. Вопрос должен ставиться перед всем классом, тогда учащиеся будут более активно включаться в работу на уроке. Использование на уроке вопросно-ответного метода имеет ряд преимуществ:- беседа способствует развитию речи и понимания учащихся;- использование различных формулировок вопросов позволяет углублять знания ученика;- различная степень трудности задаваемых вопросов способствует индивидуализации обучения;- беседа способствует развитию связной речи у детей, способности излагать свои мысли. Работа с учебником — один из действенных методов овладения учебным материалом. Основные требования по работе с учебниками и книгами:- каждый учащийся должен иметь учебник, уметь находить изучаемое место;- учитель должен провести краткий инструктаж по выполнению задания (указать тему урока, найти абзац или параграф, правило и др.).- учащиеся должны научиться находить главное, опорные пункты в процессе работы с учебником, не отвлекаясь на попутную информацию.
Метод демонстрации позволяет развивать элементарные представления учащихся, учит детей наблюдать предмет, явление, выделять в них основные черты, сравнивать и пр.
К демонстрации предъявляются следующие требования:- демонстрируемый объект должен быть хорошо виден; - необходимое пособие нужно показывать только в момент объяснения;- учащийся должен обращать внимание на те части демонстрируемого объекта, которые связаны с изучаемой на уроке темой;- учащимся необходимо давать задание описать объект словесно, это способствует развитию наблюдательности и формированию правильной, логичной речи;- дети должны формулировать итоги наблюдений на максимально доступном для них уровне. Демонстрации натуральных объектов способствуют развитию представлений учащихся об окружающем мире. Исследование объектов способствует развитию круга элементарных представлений, дает конкретный материал для развития и коррекции речи учащихся. Демонстрация моделей на начальном уровне проводится одновременно с демонстрацией натуральных объектов. Первоначально берутся уменьшенные копии натуральных вещей. Таким образом, можно развить у ребенка умение сравнивать и соотносить натуральный объект с его моделью. На следующем этапе следует перейти от работы с отдельными предметами к работе с группами предметов.Лабораторные опыты также важны в работе с умственно отсталыми детьми. Они помогают развить навыки самостоятельной работы и наблюдательность. Первые лабораторные работы должны проводиться как работы-наблюдения, в процессе которых постепенно накапливается фактический материал. На основании этого материала школьники могут сделать обоснованный вывод. Экскурсия как метод обучения получила достаточно широкое распространение в специальной школе восьмого вида. Экскурсии могут быть общеобразовательной направленности или иметь специальное учебное назначение. Любой вид экскурсии требует тщательной организационной подготовки. В процессе экскурсий дети учатся наблюдать объекты в реальных условиях.
Принцип наглядности обучения является одним из важнейших в коррекционной школе. Абстрактное мышление умственно отсталого ребенка слабо развито, как следствие, ему необходимо связывать полученные в звуковой форме знания с представлением о реальной жизни в образной форме. Чувственные образы способствуют усвоению понятий, знаний, правил, теории. Важнейшей стороной организации чувственного познания и является наглядность обучения.Применение наглядных методов в обучении умственно отсталых детей создает условия для более полного усвоения ими учебного материала. Использование наглядных методов позволяет подготовить учащихся к изучению более сложной техники в профессиональном обучении. Зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; именно этим объясняется эффективность применения наглядных средств. Особенно важны наглядные пособия в преподавании предметов природоведческого цикла, направленных на формирование естественнонаучных знаний. Тем более, что знания об окружающем мире и природе у школьников с нарушениями интеллектуального развития ограничены по сравнению с учащимися других типов школ. Получаемые детьми сведения значительно меньше в объеме, ограничиваются в глубине раскрытия причинно-следственных связей, упрощены по структуре и содержанию предлагаемой информации. При знакомстве с живой и неживой природой у учащихся развиваются наблюдательность, внимание, память. Наблюдения за объектами и явлениями природы, обобщение полученных материалов способствует коррекции мышления учащихся.
Метод проектов.
Он ориентирован на развитие исследовательской, творческой активности учащегося, на формирование универсальных действий. Использую в основном на уроках «Окружающего мира». («В гости к зиме», «Мои домашние питомцы», «Тайна моей фамилии»). Где человек творец – там он субъект. Потребность в общении – это первое проявление деятельности субъекта.
ИКТ.
Этот метод развивает у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческих способностей, усиливает мотивацию в учении.
Метод незаконченного рассказа использую на уроках литературного чтения. На уроках чтения использую чтение с остановками ( в тексте делаю 2-3 остановки, задаются вопросы, побуждающие к практическому мышлению. ) на этих остановках делаем рисунки к прочитанному. (сказки, рассказы о природе, животных, растениях.)
Метод выяснения целей. «Знаем – не знаем». Позволяет понять, что из спланированного на уроке материала ученик знает, а что не знает.
Урок игра. (сюжетные, ролевые, познавательные, физкультурные).
Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:·        специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;·        карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,·        карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;·        карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;·        карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
 Необходимо создать на уроке ситуацию успеха, то есть помочь учащемуся
выполнить посильный объем работы.
В своей работе я использую такие
Виды работ  
Карточки для индивидуальной работы.
Задания с выбором ответа.
Деформированные задания.
Перфокарты.
Карточки - тренажеры.
Творческие задания.
 “карточки-информаторы”,
“карточки-с образцами решения”,
Применение различных форм и методов обеспечивает включение учащихся в активную познавательную деятельность.
Каждому учителю надо стремиться понять и принять каждого ребёнка таким, каков он есть.
На уроках мы обязаны создавать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат, проявлять  разумную требовательность, неиссякаемое терпение, справедливую строгость,   веру в возможности ученика.
Хороших методов
Существует ровно столько,
Сколько существует
Хороших учителей. /Д. Пойа/ 



Учитель первой категории
индивидуального обучения
Т.В. Ольховская
г. Ростов – на – Дону
2015 г.